ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современной дошкольной организации ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе организации, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного процесса, значительно повышающей его качество.

Процесс информатизации в дошкольных организациях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

Проблема: сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной аудиои видеотехникой. Но до сих пор отсутствует методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. Поэтому очень важны уже накопленный педагогический опыт, апробированные в практике детского сада инновационные материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей для педагогов и воспитателей.

Области применения ИКТ в работе с дошкольниками

С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, читать, считать, узнавать много нового и интересного. И пытливый ум ребенка испытывает истинное наслаждение в познании окружающих явлений и получении знаний.

Только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Области применения ИКТ на занятиях

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов группы (сканирование, принтер, интернет-ресурсы).
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов Казахстана и зарубежья.
  • Создание и использование презентаций в программе PoverPoint, флипчартов в программеActivStudio для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
  • Использование видеозвонков, программы Skype.
  • Использование цифровой аппаратуры для создания и редактирования фотографий и демонстрации их на занятии.
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ. Можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных организаций. Сегодня ИКТ позволяет

  • показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  • в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
  • поощрять детей при решении проблемных задач и в преодолении трудностей.

Новые методы работы

Результатами моей инновационной творческой деятельности являются следующие методы работы: видеоэкскурсии, Skype-гости (видеозвонки), флипчарт-уроки.

Видеоэкскурсии или «виртуальные экскурсии». Видеоэкскурсии – это оптимальный метод работы с детьми младших групп, когда возраст не позволяет совершить реальную экскурсию. Также часто бывает проблематично или невозможно перевезти детей и показать определенное место, производство и т. д. В этом случае и решает проблему видеоэкскурсия. Воспитатель сам заранее снимает на видеокамеру место, которое хотел бы показать детям: природу, городские памятники, организацию производства и т. д.), при необходимости редактирует и демонстрирует видеоматериал на занятии.

Этот метод делает занятие более увлекательным и интересным. Конечно, он не должен заменять реальную экскурсию, но простота его использования позволяет применять этот метод чаще, делая занятия более насыщенными.

Можно не просто показать картины леса или включить голоса лесных птиц, но и поехать в выходной день в родной лес или рощу на окраине своего города и создать универсальное видео, которое сможете показывать детям на занятиях.

Skype-гости. Очень интересными получаются занятия по ознакомлению с новыми профессиями, когда в гости к детям приходит представитель данной профессии. Но не так часто мы имеем возможность пригласить гостя в группу детского сада. В этом случае очень удобно воспользоваться такой современной программой как Skype. Имея доступ к Интернету и веб-камеру мы можем связаться с представителем определенной профессии, который станет для нас онлайн-гостем. Дети воочию увидят, как выглядит, в какую форму одет учитель, врач или повар, смогут задать ему вопросы и получить необходимые ответы.

Также мы можем сделать видео с представителями разных профессий, которые рассказывают о себе и своей работе. Это видео может стать универсальным в работе воспитателя.

Очень нравятся детям флипчарт-уроки. Занятия проходят очень интересно, красочно. Флипчарты можно создать для любого занятия, будь то ФЭМП, ознакомление с окружающим или развитие речи. Подбирать задания для флипчартов необходимо с учетом возраста ребенка-дошкольника.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Использование ИКТ в детских садах позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.