Создание ситуации успеха для детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития. У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (ее незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
В познавательной деятельности наблюдаются слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем мире, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель.
Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осо-знать свои способности, поверить в себя.
Одним из путей для создания ситуации успеха для детей с ЗПР педагогический коллектив школы-гимназии № 14 видит во внедрении курса «Технология образовательной робототехники», который предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.
Внедрение курса «Технология образовательной робототехники» предполагает
- поворот школы к ребенку;
- принятие его личностных особенностей, интересов;
- уважение его достоинств;
- доверие к нему;
- понимание социально-педагогической ситуации его развития;
- создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований;
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития.
Создание ситуации успеха в условиях становления субъектной позиции стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.
Преподавание робототехники будет способствовать развитию позитивного психолого-эмоционального настроя, мелкой моторики и активизации познавательной деятельности.
Внедрение робототехники в классах коррекции – средство и условие социализации детей. Обучение и воспитание должно вестись в атмосфере толерантности, дети будут иметь равные стартовые возможности для выражения своих способностей. Нестандартные уроки робототехники будут проводиться в форме игры, с элементами новизны и занимательности, приемами инновационных технологий, что будет повышать интерес к предметам, активизировать мыслительную деятельность.
На современном этапе в школе LEGO роботы встраиваются в учебный процесс. В рамках изучения курса «Технология образовательной робототехники» учащиеся одновременно приобретают навыки сотрудничества и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. В процессе конструирования учащиеся добиваются того, чтобы созданные модели работали и отвечали тем задачам, которые перед ним ставятся, получают возможность учиться на собственном опыте, проявлять творческий подход при решении поставленной задачи. Задания разной трудности учащиеся осваивают поэтапно. Основной принцип обучения «шаг за шагом», являющийся ключевым для LEGO, обеспечивает учащемуся возможность работать в собственном темпе.
Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструкторов, позволяют учащимся создавать модели собственного изобретения, конструировать роботов, которые используются в жизни.
Данные конструкторы показывают учащимся взаимосвязь между различными областями знаний. На уроках информатики нужно решать задачи по физике, математике, биологии, химии, которые дают представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости, производить математические вычисления. Данные наборы помогают изучить такие разделы информатики как моделирование и программирование.
Цель использования LEGO в системе дополнительного образования – овладение навыками начального технического конструирования, развития мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), а также навыками взаимодействия в группе.
В распоряжение детей предоставлены конструкторы, оснащенные микропроцессором и наборами датчиков. С их помощью школьник может запрограммировать робота – умную машинку на выполнение определенных функций. В рамках школьного урока и дополнительного образования робототехнические комплексы LEGO могут применяться по следующим направлениям: демонстрация; фронтальные лабораторные работы и опыты; исследовательская проектная деятельность.
С учетом психофизиологических и познавательных особенностей ребенка подбираются следующие упражнения по развитию достаточности руки, кисти, ручных умений как основы для формирования графических навыков письма обучающихся с ЗПР, направленные
- на развитие и коррекцию глазодвигательной координации, т. е. согласованности действия глаза и руки;
- на развитие подвижности пальцев рук;
- на стимулирование развития речи двигательных центров;
- на развитие зрительно-пространственного восприятия;
- на подготовку пальцев рук к правильному овладению ручкой, карандашом;
- комплекс заданий, направленный на совершенствование ручной умелости.
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами);
- эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей);
- проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися;
- программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
- поисковый – самостоятельное решение проблем;
- метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении;
- метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Ожидаемые результаты работы над проектом
- Функционирование педагогических условий эффективного обучения детей с ЗПР.
- Сформированность компетенции педагогических кадров, выраженной в способности и готовности к работе с учащимися с ЗПР в системе интегрированного образования.
- Повышение уровня методической компетенции учителей-предметников, выраженной в составлении рабочих программ, индивидуальных программ, выборе форм, методов, средств адаптации учебного материала для учащихся с ЗПР.
- Повышение качества обученности учащихся коррекционных классов.
Внедрение курса «Технология образовательной робототехники» выполняет реализацию социального заказа общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.