Стратегические направления развития ресурсного сопровождения одаренности
Специализированными школами накоплен немалый инновационный опыт организации образовательной среды, способствующей достижению успешности в обучении и воспитании одаренных детей в логике новых требований к условиям и результатам.
Параллельно с развитием сети классов полиязычного обу- чения сформирована и новая система методической работы с педагогическими кадрами. Преподавание предметов на английском языке осуществляется с использованием принятой в международном сообществе методики CLIL. Учителями разработаны и апробируются программы, соединяющие две цели:
- обучение предмету;
- развитие языковых компетенций.
В своей работе коллектив обращается к международному опыту и опыту Назарбаев Интеллектуальной школы.
В числе особенностей обновленного содержания обучения названо введение уровневого обучение языкам: казахскому, русскому и английскому, определена и конкретизирована цель трехъязычного образования – формирование полиязычной личности.
Практика убеждает: раннее изучение иностранного языка способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Это первая ступень развития языковых и речевых способностей, основ коммуникативной компетенции, которая необходима в реализации цели учебного предмета, его дальнейшее совершенствование и углубление в основной и старшей профильной школе. Кроме того, раннее обучение английскому языку открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной. Ученики гимназии имеют возможность обучаться по программе Flex, выпускники поступают в вузы страны в группы с обучением на английском языке, едут по программе обмена студентами в европейские страны. Расширенная языковая подготовка позволяет успешно интегрировать предметы естественно-математического цикла с обу- чением на иностранном языке.
По мнению коллектива гимназии, слагаемыми, приводящими школу к успеху, служат мотивы, ценности и компетентности, функциональная грамотность школьников, высокий уровень качества преподавания, корпоративная ответственность, взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса. Качество образовательного процесса и управления, их постоянное обогащение и улучшение составляют ресурсное сопровож- дение успешности школы в работе с одаренными детьми.
Имеющиеся приоритеты развития образования, сложившийся опыт внедрения инноваций в школьную практику создают основу для определения стратегических направлений развития ресурсного сопровождения в работе с одаренными детьми.
- Разработка мониторинга изучения эффективности предметно-языкового интегрированного обучения
Необходимость разработки диагностического инструментария для отслеживания как мотивации учащихся, так и уровня развития языковых компетенций очевидна. Это важный ресурс управления качеством в любой школе.
Усовершенствование менеджмента и мониторинг образования указаны в соответствующих разделах Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы в числе главных средств реализации программной цели – обеспечения равного доступа к качественному образованию.
Грамотно организованный мониторинг обеспечит системное управление качеством внедрения предметно-интегрированного обучения в практику работы специализированных школ с соблюдением научных принципов и требований к условиям и организации УВП. Он поможет своевременно выявить и достижения, и проблемы, принять меры по улучшению создаваемой практики обучения предмету на языке.
Измерение, оценка и улучшение качества – основные составляющие модели управления качеством.
Для организаций образования указанные процедуры должны реализовываться с единых позиций и на единых методологических основаниях, чтобы результаты были объективны, сопоставимы и давали возможность выявить тенденции.
К диагностическим материалам должны быть разработаны показатели, дескрипторы для оценивания качества. Эта работа требует особого внимания и системного подхода.
- Создание УМК для организации интегрированного обучения предмету и языку является довольно значимым аспектом ресурсного сопровождения одаренности.
- Разработка гибких индивидуальных программ для учащихся. Реальность специализированных школ для одаренных детей такова, что основной контингент школы – это одаренные и талантливые ученики, обладающие широким диапазоном способностей. Разработка гибких индивидуальных программ будет способствовать развитию внутреннего потенциала учащихся, максимальному проявлению индивидуальности.
- Совершенствование системы непрерывного образования учителей для обеспечения профессиональной готовности, компетентности, культуры педагогов в условиях обновления содержания образования.
Массовый характер применения нового обостряет потребность в развитии профессиональных компетенций педагогов.
Проблемой становится управление развитием компетенций педагогов, которые отличаются разной подготовкой к реализации обновленного содержания образования, что зависит от времени прохождения ими соответствующих курсов.
Принцип непрерывности в образовании требует постоянного развития сложившихся форм и обновления содержания системы повышения квалификации в логике и с учетом приоритетов развития.
В данном аспекте внутришкольная система повышения квалификации на этапе обновления содержания образования должна строиться не с позиций линейных форм взаимодействия педагогов, а иметь разветвленный характер. В качестве ресурса повышения эффективности ресурсного сопровождения одаренности (непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогов) можно рассматривать формирование практики корпоративного обучения.
Сложившееся корпоративное взаимодействие специализированных школ и филиала АО «НЦПК» «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области способствует созданию такой образовательной среды, которая обеспечивает условия для развития рефлексивного мышления руководителя и педагога, реализации личностной траектории развития, активного участия в инновационном развитии образовательного пространства области.
Создание корпоративного обучения для педагогических работников является важным, потому что они получают реальные условия для непрерывного образования, для преобразования стиля и способов педагогической деятельности непосредственно на рабочем месте. А главное – создается единое ценностно-смысловое пространство взаимодействия педагогов.
Сегодня в качестве нового тренда заговорили о STEAM-подходе и STEAM-образовании как одном из направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе и вне ее. Будущее за технологиями, а будущее технологий за учителями нового формата, четко осознающих, что новые знания по математике, физике и ИКТ-технологиям помогут развить потенциал, который направлен на повышение креативности как основе инновационности мышления.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что главным условием эффективного повышения квалификации педагогов обычно рассматривают такую организацию подготовки, при которой решения, касающиеся профессионального развития персонала учебного заведения, получают статус стратегических, т. е. имеет опережающий характер. В противном случае «…процесс повышения квалификации сотрудников будет идти непоследовательно, сведется к серии отдельных актов и затронет лишь часть персонала, тогда как другая его часть окажется неохваченной при совместном использовании ресурсов и будет работать не в полную силу.
Организация работы с молодыми педагогами в инновационной школе
Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство актуализирует общественный запрос на развитие творческих способностей личности, формирование инновационного мышления, создание условий для развития личности учащихся. Личностные качества учащихся способствуют высокой результативности в том или ином виде деятельности, и для этого необходимы определенные условия, которые могут дать инновационные школы.
Инновация – это нововведение, изменение, обновление, которое связывается прежде всего с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Согласно данному определению характеризовать то или иное нововведение как «инновацию в школьном образовании» можно в том случае, когда новые элементы привносятся в школу осмысленно и позволяют качественно менять образовательную ситуацию в школе в целом.
Понятие «инновация», как правило, отождествляется с понятием «нововведение», при этом инновационный процесс рассматривается как процесс развития: «Развитие школы осуществляется только через инновационный процесс. Инновационный процесс и есть объект управления развитием школы. Развитие школы – это и есть процесс разработки и освоения новшеств». Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития школы».
По мнению А. Тубельского, к инновационным могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых. «Именно такие школы, в определенном смысле «запроектированные» или «обреченные» на постоянный поиск, постоянное развитие, постоянную передачу из рук в руки не результатов поисков, а самого процесса порождения нового, мы называем инновационными». А. Тубельский подчеркивает, что объектом педагогических инноваций выступают факты педагогической действительности, создаваемые самим педагогом, педагогические ситуации, а не сам ребенок или детские коллективы. Теоретическое обоснование инновации возникает на основе рефлексии связей между такими фактами и ситуациями путем выявления смыслов этих связей.
В инновационной школе вся работа педагогического коллектива должна быть направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, поэтому важно уделять большое внимание работе с педагогами, особенно с молодыми учителями.
Начинающий молодой педагог испытывает определенные трудности:
- адаптация в коллективе;
- обеспечение дисциплины на уроке;
- умение учитывать и эффективно использовать психологические особенности учащихся;
- умение грамотно и эмоционально говорить на уроках;
- старание заинтересовать детей своим предметом;
- преодоление неуверенности в себе.
Также необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Решить проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов позволит активное включение молодых педагогов в профессиональное общение в рамках деятельности Школы молодого учителя, программа которой определена административным анализом данной проблемы и составлена с учетом личностных особенностей, профессиональных затруднений каждого молодого учителя. Также важным фактором профессионального формирования молодого учителя является его включенность в деятельность школьного предметного методического объединения.
В работе с молодыми педагогами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы. Первое заседание методического объединения посвящается вопросам по ведению документации, планированию, самообразованию, составлению поурочного плана, итогам диагностической работы. Каждый молодой педагог начинает оформлять портфолио, где собрана вся документация, регламентирующая его педагогическую деятельность, представлена результативность работы, активность педагога в инновационной работе, разработки уроков, воспитательных мероприятий и т. д. Таким образом, методическая помощь молодым педагогам помогает им формироваться как специалистам. С планом работы Школы молодого педагога можно ознакомиться в приложении 1.
Позитивных результатов в профессиональном формировании молодых педагогов также позволят добиться система наставничества, методическое, психологическое сопровож- дение молодого учителя во всех аспектах его профессиональной деятельности.
Школа молодого педагога действует в течение всего учебного года, заседания проходят не реже 1 раза в месяц по утвержденной тематике, отражающей основные проблемы профессиональной адаптации молодых учителей школы. Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов на определение уровня их адаптации и удовлетворенности педагогической деятельностью. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели.
Анализируя проведенное анкетирование, мы выделили следующие параметры, по которым необходима методическая помощь:
- структура поурочного планирования;
- умение определять цель урока;
- формы и методы ведения урока;
- обеспечение активности учащихся в течение урока.
Для того чтобы отследить процесс адаптации молодого педагога, мы проводим мониторинг адаптации.
Мониторинг включает 2 периода:
- в течение первого года работы преподавателя как стажера;
- в течение трех лет работы молодого педагога.
В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью молодых педагогов и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают решить возникающие проблемы, выявить затруднения в работе.
Анализ тестов по определению творческих возможностей молодых педагогов показал, что самооценка у всех достаточно высокая: они все определили себя творческими педагогами, стремящимися к саморазвитию. Среди факторов, помогающих повысить стремление к саморазвитию, большее число ответов пришлось на «интерес к работе» (89 %), дальше по убывающей: доверие (65 %), влияние коллег (34 %). Такой фактор, как учеба на курсах, не был отмечен никем. Это говорит о том, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников. По итогам проведенных диагностик планируется работа методической школы, которая предусматривает различные формы совместной деятельности:
- практикумы;
- консультации;
- тренинговые занятия;
- круглые столы;
- посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий у наставника;
- совместное изучение молодыми педагогами и наставниками трудных тем программы;
- проведение открытых уроков педагогами высшей категории в режиме «Стажерской площадки»;
- включение молодых педагогов в работу методических цикловых комиссий;
- разработка планов индивидуальной методической работы.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки». Администрацией школы разработаны памятки по
- организации работы с неуспевающими учащимися;
- организации анализа и самоанализа урока;
- организации работы с родителями;
- методическому аспекту проведения родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Для работы с молодыми педагогами наставник составляет план работы (приложение 2).
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строим с учетом следующих факторов: уровень базового образования, индивидуальные особенности, уровень профессиональных потребностей молодого педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться) и практический опыт работы с детьми.
Обучение молодых педагогов в школе проводим через практику наставничества, участие в работе методических объединений, самообразование (самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития) и обучение на курсах повышения квалификации (приложение 3).
В рамках обучения привлекаем молодых педагогов в работу творческих групп, созданных на базе школы, участие в работе мастер-классов, коучингов, проводимых в школе.
Практика наставничества в школе реализуется в 3 этапа.
- Адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- Основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- Контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обновление содержания образования требует от молодых педагогов
- знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения;
- понимания сущности педагогической технологии;
- знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности;
- владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;
- умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном усовершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность молодого учителя.
Приложение 1
План работы Школы молодого педагога
| Занятия | Мероприятия |
|---|---|
| Первый год обучения | |
| 1 | • Круглый стол «Основные проблемы начинающего учителя». • Консультация «Знакомство с локальными нормативными актами школы». • Микроисследование возможностей педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы |
| 2 | • Практикум по разработке тематических и поурочных планов. Изучение методических разработок «Как подготовить современный урок в условиях обновления содержания образования?», «Конспект урока». • Консультация по оформлению классных журналов, системы «Күнделік». • Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
| 3 | • Лекция «Методы изучения личности ученика и классного коллектива». • Практикум «Психологический анализ урока и внеклассных мероприятий». • Изучение методических разработок «Требования к анализу урока и внеклассного мероприятия». • Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на уровень воспитанности школьников» |
| 4 | • Лекция «Состав, структура и конструирование урока». • Практикум по проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида. • Изучение памятки «Самоанализ урока, типы уроков, формы урока» |
| 5 | • Лекция «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся». • Практикум «Постановка целей обучения». • Обмен мнениями по текущим проблемам |
| 6 | • Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока». • Тренинг «Твое оригинальное начало урока» |
| 7 | • Лекция «Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся». • Практикум «Планирование учета знаний, умений и навыков». • Изучение методической разработки «Формы контроля знаний, умений и навыков» |
| 8 | • Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся». • Изучение методической разработки «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью». • Консультация «Развитие творческого потенциала и самореализации личности» |
| 9 | • Подведение итогов работы Школы молодого педагога |
| Второй год обучения | |
| 1 | • Круглый стол «Психолого-педагогическая культура учителя в условиях обновления содержания образования». • Практикум «Триединая цель урока и его конечный результат». • Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым учителям |
| 2 | • Круглый стол «Использование новых информационных технологий в учебном процессе». • Практикум по планированию различных этапов урока. • Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам |
| 3 | • Круглый стол «Формы организации познавательной деятельности учащихся». • Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности, самоанализ урока». • Тренинг проблемных ситуаций |
| 4 | • Лекция «Психологические основы обучения одаренных и наиболее способных детей». • Практикум «Методика выявления одаренных детей». • Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых педагогов |
| 5 | • Круглый стол «Изучение личности ученика в ходе учебного процесса и внеклассной деятельности». • Нетрадиционные формы изучения личности ученика (из опыта работы). • Практикум «Методики изучения личности ученика» |
| 6 | • Круглый стол «Психологические особенности учащихся различного возраста и учет их индивидуальных особенностей при планировании и проведении урока в условиях обновленного содержания образования». • Практикум «Прогнозирование результатов педагогических действий учителя». • Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых педагогов |
| 7 | • Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии». • Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлениям и защите проектов» |
| 8 | • Круглый стол «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика». • Практикум «Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса» |
| 9 | • Подведение итогов работы Школы молодого педагога. • Выступления молодых учителей с информацией о своих проектах |
| Третий год обучения | |
| 1 | • Круглый стол «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности учителя». • Обмен мнениями по теме «Качества, необходимые учителям в условиях обновленного содержания образования» |
| 2 | • Лекция «Индивидуальный стиль деятельности учителя как важнейшее условие формирования эффективности педагогического труда». • Микроисследование «Каков твой стиль педагогической деятельности?» |
| 3 | • Лекция «Физическое и психическое здоровье учителя и ученика – залог их творческой активности». • Обмен мнениями по проблеме «Домашнее задание: как, сколько, когда?» |
| 4 | • Лекция «Коррекция взаимоотношений в педагогической среде». • Практикум по проблеме «Разрешение конфликтов». • Изучение памятки «Опорная схема анализа конфликтной ситуации» |
| 5 | • Лекция «Основы теории развивающего обучения». • Изучение памятки «Сравнение традиционного и развивающего обучения» |
| 6 | • Лекция «Методика организации коллективных способов обучения». • Практикум «Работа учащихся в парах сменного состава» |
| 7 | • Лекция «Профессионально значимые личностные качества учителя». • Диагностика профессиональных качеств учителя в процессе педагогической деятельности |
| 8 | • Круглый стол «Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий» |
| 9 | • Подведение итогов работы за 3 года, защита |
Приложение 2
План работы наставника с молодым специалистом на 20_____/20_____ учебный год
| Дата проведения | Тема | Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Задание |
|---|---|---|---|---|---|
| Сентябрь | Изучение нормативной правовой базы. Ведение документации | • Изучение Закона «Об образовании». • Составление годового плана учебно-воспитательной работы | Выработка рекомендаций по планированию деятельности | Изучить методические рекомендации об особенностях учебно-воспитательной работы с детьми | |
| Октябрь | Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста | • Педагогическое самообразование. • Участие в работе методического объединения учителей. • Занятия в Школе молодого педагога | Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов по теме занятия | Подобрать литературу для самообразо-вания, изучить образовательные ресурсы Интернета |
| Ноябрь | Помощь в составлении поурочных планов. Функция общения | • Структура поурочного плана. • Изучение задач и целей уроков | Просветительское занятие | Выработка рекомендаций | Самостоятельное составление целей и задач |
| Декабрь | Как провести эффективно мероприятие. Секреты мастерства | Общие вопросы методики проведения досуговых мероприятий с воспитанниками | Обмен опытом | Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Разработка сценария мероприятия |
| Февраль | Имидж педагога. Открытые уроки для молодого специалиста | • Педагогическая этика, риторика, культура поведения. • Уроки ___________ | Просветительское занятие. Интерактивные уроки | Выработка рекомендаций | Изучить правила педагогической этики. Посещение уроков |
| Март | Портфолио достижений педагога. Открытые уроки молодого специалиста | • Общие положения портфолио педагога. • Структура содержания и порядок ведения портфолио. • Оценивание материалов портфолио | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций. Самоанализ уроков | Изучить портфолио педагога-наставника |
| Май | Самообразование учителя | Выбор методической темы | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | Написание плана самообразования учителя на новый учебный год |
Приложение 3
Индивидуальный план повышения профессионализма молодого учителя 20_____/20_____ учебный год
| № | Основные направления деятельности | Сроки |
|---|---|---|
| 1 | Изучение нормативной правовой базы | Август |
| 2 | Изучение технологий | В течение года |
| 3 | Выбор и реализация методических материалов, дидактического обеспечения, средств к внедрению образовательных технологий в условиях обновления содержания образования | В течение года |
| 4 | Посещение учебных занятий уроков наставника с последующим анализом и самоанализом | В течение года |
| 5 | Обмен педагогическим опытом по внедрению и реализации технологий в образовательный процесс | В течение года |
| 6 | Смотр УМК по предметам МО, формирующихся в процессе реализации технологий | В течение года |
| 7 | Диагностика уровня развития личности ученика | Сентябрь–май |
| 8 | Формирование мониторинга внедрения и реализации образовательных технологий по результатам деятельности | Июнь, июль |
Повышение профессионализма – условие развития образования
Образование – высокая ценность, которая обеспечивает общество научным, социальным и культурным процессом. Рост, процветание и самореализация народа в глобальном мире зависят от уровня и развития национальной системы образования.
Одним из приоритетных направлений Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы является повышение уровня профессионализма учителей через курсовую подготовку.
Для того чтобы быть успешными в области образования, профессионалы должны быть безгранично преданны своему делу. Становление талантливой, творческой личности в формате внедрения обновления в образовательный процесс, претерпевающий радикальные изменения, является одной из приоритетных задач государственного масштаба в области образования и воспитания. Основной способ решения этой проблемы – быть «в рядах образованных». А для этого необходимо постоянно совершенствовать свои знания.
На сегодняшний день основная масса педагогических кадров нашей области охвачена курсовой подготовкой в контексте обновленного содержания образования, а также уровневыми курсами и курсами, направленными на подготовку учителей в рамках трехъязычного образования. Наряду с этим в рамках внедрения обновленного содержания образования не остались в стороне и работники методического кабинета, которые регулярно повышают свой уровень профессионализма, проходят курсовую подготовку.

Уровневые курсы нового формата – зеркало профессионального роста учителя. Эта программа позиционирует повышение качества национального образования через эффективное использование образовательных технологий и различных методов, способствующих развитию навыков критического мышления у обучающихся, умения самостоятельно добывать знания и обрабатывать полученную информацию для дальнейшего применения на практике.
Ведение исследовательской деятельности учителями школ должно быть направлено на решение профессиональных задач:
- возможность дать оценку своим действиям, а также действиям других учеников, коллег;
- быть устойчивыми к современным требованиям;
- способствовать улучшению возможностей профессионального мышления.
Эта программа, внедренная в повседневную практику, сегодня реализуется в рамках обновления содержания образования. Различные технологии обучения активно внедряются в школьную жизнь учителями-новаторами нашей области. Высокий профессионализм и методическая подготовка учителя вкупе с глубокими знаниями дает результат только при регулярном обмене опытом. Со стороны методического кабинета были подготовлены рекомендательные письма для сертифицированных руководителей и учителей с целью оказания методической помощи при проведении исследования уровня профессионального роста. Наряду с этим разработаны и активно применяются в практике дескрипторы, определяющие параметры эффективности планирования обучения, уровня внедрения требований, предъявляемых обновленным содержанием образования к предметным знаниям педагогов, а также к их умению правильно вести критериальное оценивание обучающихся, рефлексировать.
Во всех районах области были проведены предметные методические дни и семинары в рамках обновленного содержания образования, организованные методкабинетом совместно с областными тренерами. В ходе организованных мероприятий педагоги обсудили пути решения проблем, возникающих при внедрении системы критериального оценивания, а также применения активных форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса, и обменялись педагогическим опытом.
Результатом проведенной работы можно считать различные призовые места наших педагогов в республиканских конкурсах.
С целью повышения эффективности работы учителей методическая помощь была проведена в формате онлайн-семинаров, дискуссионных площадок, учебно-методических конференций «Методический день», «Методический десант», исследование в действии (посещение уроков). Такая форма работы дала возможность глубже изучить проблемы педагогов, преподающих в классах, обучающихся по обновленной программе, а также оказать необходимую методическую поддержку.
Методические мероприятия, направленные на актуализацию знаний и совершенствование профессионального мастерства педагогов области:
- Совершенствование подхода к профессиональной компетентности преподавателей в предметной области.
- Внедрение в практику новых методов и приемов для анализа сложных заданий по отдельным предметам.
- Повышение качества знаний учащихся по предметам.
В рамках внедрения плана программы сотрудничества «Интеграционный подход к преподаванию естественных наук на английском языке» между областными управлениями образования проведен онлайн-семинар по обмену опытом работы педагогов.
Были организованы мастер-классы на тему «Технология предметно-языковой интеграции в преподавании естественных наук на английском языке», где обсуждался вопрос приемлемости внедрения преподавания естественных наук на английском языке и сопряженных с этим трудностей, а также обсуждался вопрос решения методических задач, стоящих перед педагогами по внедрению технологии предметно-языковой интеграции.
На сегодняшний день одна из приоритетных задач в образовании – компьютерная и информационная грамотность. С целью определения уровня пользования кабинетами, оснащенными в новом формате, методисты посетили уроки физики, химии, биологии. Во время посещения уроков методистами была оказана помощь учителям в вопросах возможностей модифицированных, оснащенных лабораторным оборудованием кабинетов. В городах и районах методистами областного методического кабинета были проведены обучающие семинары, направленные на повышение профессионального уровня педагогов, работающих в модифицированных, оснащенных лабораторным оборудованием кабинетах, была оказана методическая поддержка для повышения их информационной и профессиональной компетентности.
Развитие общих педагогических навыков – целый механизм, включающий в себя разработку современного урока с использованием набора новых методов и приемов, направленных на развитие профессиональной компетентности учителей.
Современный урок – результат творческого труда учителя. Всё это напрямую связано с его уровнем профессионализма, умением использовать современный информационно-коммуникативный потенциал нынешней педагогической деятельности.
Высокая профессиональная компетентность учителя может стать залогом воспитания будущего функционально грамотного, конкурентоспособного ученика.