Обобщение опыта через театрализованную деятельность. Готовая программа вариативного компонента
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Тем не менее для развития речи детей воспитатели редко используют различные виды творчества или театральные игры. Творческая деятельность и наглядная ситуация мотивируют общение, ставят ребенка в такие условия, когда ему самому хочется высказать мнение, поделиться впечатлениями. В статье ваша коллега представляет опыт работы по теме «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» и делится авторской программой вариативного компонента. Календарно-тематическое и перспективное планирование к программе скачайте в конце статьи
Актуальность темы обобщения
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Театрально-игровая деятельность способствует
- развитию монологической и диалогической речи;
- обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Когда дети непосредственно задействованы в театральной постановке, они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Какая проблема лежит в основе обобщения опыта
В начале года воспитатель провела мониторинг по развитию речи. В нем приняли участие 25 воспитанников в возрасте 4–5 лет. По итогам диагностики качества образования по предмету «Развитие речи» на начало учебного года выявлены следующие результаты:
- высокий уровень: 20 %;
- средний уровень: 40 %;
- низкий уровень: 40 %.
• умеет вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, выполняет их просьбы;
• использует в речи разные типы предложений (простые и сложные), прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
• знает слова, обозначающие профессии людей, их особенности, назначения предметов домашнего обихода и природного окружения;
• умеет устанавливать причинно-следственную связь;
• употребляет слова с обобщающим значением (транспорт, овощи, одежда);
• называет числительные, согласовывая их в роде, числе и падеже с существительными;
• рассказывает о семье, семейном быте, народных традициях, о своем городе (поселке, селе);
• составляет рассказ по образцу, пересказывает небольшие сказки и рассказы.
Мониторинг показал, что у детей небогатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, сковано их творческое воображение. Воспитатель также выяснила, что помимо плохо развитых навыков связной и выразительной речи, моторики, отсутствуют коммуникативные навыки. Отсюда возникла потребность поиска таких методов и приемов, которые способствовали бы развитию речи детей.
Большую часть времени ребенок находится в дошкольной организации вместе со сверстниками и воспитателем, поэтому нужно было создать такую ситуацию, которая направила бы проблему развития речи в нужное русло. Был создан цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.
Какие мероприятия помогли развить речь детей
Воспитатель разработала программу вариативного компонента «Я – артист». По ней на протяжении нескольких лет ведется работа. Чтобы систематизировать работу, были составлены перспективное и календарно-тематическое планирование, разработаны конспекты занятий, собраны картотеки мимических, пантомимических упражнений и т. д. К этой работе воспитатель подключила и родителей. С их помощью были созданы различные виды театра: пальчиковый, театр на стаканчиках, на катушках, на ложках, бибабо и др.
Положительный эмоциональный заряд от показа спектакля укрепляет детскую веру в свои силы и повышает самооценку. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Игровая деятельность воспитанников активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В процессе работы дети познакомились с театром, различными видами кукол, разучивали роли к постановкам, этюды. Воспитатель подготовила сказочные представления детей перед зрителями: «Колосок», «Рукавичка» и др. Помимо программы воспитатель разработала сценарий и создала постановку «Чудесные превращения Федоры». В ней все роли сыграли дети.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Они участвовали в тематических вечерах, пробовали себя в роли сказочных персонажей, писали тексты, готовили декорации, костюмы и т. д.
Результаты проделанной работы
В конце года воспитатель провела итоговый мониторинг. Вот его результаты:
- высокий уровень: 70 %;
- средний уровень: 10 %;
- низкий уровень: 10 %.
Критерии оценивания:
- умеет правильно произносить все звуки родного языка;
- вступает в контакт со сверстниками и взрослыми и выполняет их просьбы;
- использует в речи разные типы предложений, предлоги;
- составляет небольшие рассказы по содержанию картин из личного опыта.
Сравнительный анализ показателей начала и конца учебного года выявил, что к концу года дети свободнее общаются со сверстниками и взрослыми, четче проговаривают звуки, речь становится более выразительной и понятной. Дети лучше знают сказки, могут легко вживаться в роль, имитировать поведение героев сказок.
Ниже – авторская программа вариативного компонента и планирование к ней. Скачайте ее и берите в работу.
Приложение 1
Программа вариативного компонента «Я – артист».
Ориентирована на возраст 4–5 лет (старший дошкольный возраст)
Введение
Программа вариативного компонента описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Данная программа опирается на программу Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»: Программа и репертуар. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 16О с.: ил. – (театр и дети) и основана на постановках сказок для детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира. Это значит, что он задумается о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения.
Новизна программы. Она заключается в том, что в театрализованные игры включены беседы о театре, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т. д. Дети знакомятся с новыми видами театров: театр на ложках, театр на катушках, театр на стаканчиках и др. Репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием. Родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.
Цели программы
- Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
- Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи программы
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных персонажей.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Знакомить с различными видами театра (театр на стаканчиках, театр масок, театр плоскостной картинки, пальчиковый театр, театр картинки на руке, театр верховых кукол и т. д.
- Обучать приемам кукловождения различных видов кукол.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного фронтального занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 20–25 минут.
Принципы программы:
- гармоничное развитие личности ребенка;
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- игровой принцип;
- обеспечение эмоционального благополучия.
Содержание программы:
- основы кукловождения;
- основы кукольного театра;
- основы актерского мастерства;
- самостоятельная театральная деятельность;
- театральная азбука;
- присутствие театральной деятельности в досугах и развлечениях.
Ожидаемые результаты
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическая выразительность; навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазия), артистических навыков.
- Раскрытие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
- Использование полученных навыков и приемов кукловождения различных видов кукол.
- Знание различных видов театра (пальчиковый, перчаточный, настольный, ложковый и т. д.).
Приложение 2
Перспективное планирование к программе вариативного компонента «Я – артист»
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование к программе вариативного компонента «Я – артист»

Пять бесплатных онлайн-сервисов, которые помогут учителю создавать интерактивные упражнения
В период дистанционного обучения IT-компании по всему миру стали активно разрабатывать программы и приложения, позволяющие учителю создавать интерактивные задания, упражнения, тесты и др. Такие задания помогают повысить интерес школьников к урокам в онлайн-формате.
В статье дадим обзор самых популярных онлайн-сервисов, которые позволят вам создавать интерактивные упражнения самостоятельно, а также использовать готовые интерактивные материалы.
Обучающие игры и упражнения
https://learningapps.org/ — бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Он русифицирован. Если хотите создавать собственные упражнения, зарегистрируйтесь на сайте. Чтобы просто ознакомиться с содержанием, никакой регистрации не потребуется.

С помощью шаблонов сервиса можно создать более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр. Среди шаблонов найдете такие типы упражнений, как «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Сортировка картинок», «Заполнение пропусков», «Пазлы», «Кроссворды» и др. Готовое упражнение отправляйте ученикам либо в виде ссылки, либо в виде QR Code.
Сервис позволяет создавать классы и отслеживать, как ученики проходят упражнения (прошел/не прошел).
Недостатки сервиса: неяркий дизайн и отсутствие полноценной статистики по упражнениям.
Практические задания
https://childdevelop.ru/generator/ – бесплатный генератор, который помогает создавать практические задания для детей. Здесь можно не только создавать, но и сразу распечатывать задания для детей разного возраста по математике, чтению и письму по заданным параметрам. Кроме того, генератор может создавать упражнения по аналогии с заданным. Например, генератор математических заданий при вводе примера задания высчитает сложность и сгенерирует сколько угодно подобных, но разных, уникальных примеров. Задания генерируются сразу на листе в клеточку, что дает дополнительную возможность ребенку учиться выводить правильно цифры. Сгенерированные задания можно скачать бесплатно, по желанию с готовыми ответами.
На сайте есть 19 шаблонов заданий, среди которых «Найди слово», «Анаграммы», «Задания на арифметические действия», «Скорочтение», «Единицы измерения» и др. Кроме того, на сайте в рубрике «Практические задания» найдете готовые задания для дошкольников и учителей начальных классов:
- изучение основ устного и письменного счета;
- изучение понятия времени, времен года, дней недели;
- знакомство с алфавитом;
- логические цепочки;
- знакомство с миром растений и животных;
- закрепление материала, пройденного в школе и т. д.

В разделе «Эксперименты и творчество» представлены мастер-классы по изготовлению различных поделок, описаны эксперименты, есть подробное описание художественно-изобразительной деятельности. Например, «Гравитация и объекты: тест с апельсином», «Водные существа – простейшие бактерии», «Живописная Вселенная на осенней листве», «Украшаем камни с помощью восковых карандашей».
childdevelop.ru обладает широким набором интерактивных заданий и удобным интерфейсом.
В совокупности с бесплатным доступом они дают возможность учителю сделать урок или домашнее задание живее и интереснее.
Задания для вовлечения
Kahoot (https://kahoot.com) – позволяет создавать интерактивный контент для вовлечения обучающихся и использовать его для классной и самостоятельной работы. Здесь представлено четыре варианта интерактивных заданий: викторина (quiz), игра с перемешанными ответами (jumble), обсуждение (discussion), опрос (survey). За базовые возможности сайта платить не нужно, за дополнительные – придется.
Популярность платформы понятна: яркий и понятный интерфейс, возможность создавать задания на русском языке, работа в режиме реального времени. Последняя характеристика точно заинтересует школьников, ведь они будут видеть в онлайн-режиме, как проходит игра и кто побеждает.
Разобраться в работе сайта поможет видеоинструкция.
Викторины и опросы
Quizizz.com – международный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов. С помощью Quizizz можно создавать задания по самым разным темам, организовывать опросы, домашние задания, игры, соревнования и др.
На сервисе предусмотрена возможность совместной работы. Чтобы присоединиться к игре, учащиеся переходят по ссылке и вводят специальный код. Задания одинаковы для всех участников, но последовательность вопросов для каждого своя. Полученные результаты педагог может экспортировать в таблицу Excel.
У педагога есть возможность не только создавать собственные тесты и викторины, но и использовать обширную библиотеку уже готовых заданий. Готовое задание можно отправить по электронной почте или поделиться им в социальных сетях.
Сайт англоязычный, но имеет интуитивно понятный интерфейс. При работе с сервисом можно использовать автоматический переводчик, встроенный в браузер.
Инструкцию по работе с сайтом смотрите ниже.
Сервис Quizizz существует в базовом, бесплатном, и платном вариантах. Платный вариант по сравнению с базовым не содержит рекламу и имеет чуть более широкие возможности создания заданий. Стоимость платного варианта – $3 в месяц. Чтобы зарегистрироваться на сервисе, нужно перейти на сайт http://quizizz.com/ и нажать кнопку Sign up в правом верхнем углу страницы.
Учебные тренажеры
https://etreniki.ru/ – российский онлайн-конструктор учебных тренажеров. Здесь с помощью интернет-браузера педагог может конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажеры.
Тренажер бесплатный, для работы в нем требуется пройти простую регистрацию.
На сервисе представлено пять типов тренажеров:
- «Кокла» – тренажер для создания тестов на соответствие. Но вместо общепринятого перетаскивания объектов или графического отображения с помощью линий разработчики придумали оригинальную физическую модель, которая помогает развивать навыки пространственного мышления (рис. 1).

Ученик изначально должен мысленно представить себе путь, по которому должен пройти блок и выстроить для него путь к правильному ответу, поворачивая перегородки.
Такой тренажер может использовать любой учитель-предметник. Большим плюсом конструктора является возможность редактировать размеры шрифтов и время выполнения задания.
- «Картофан» – позволяет составлять тест на соответствие географических объектов. Ученик должен соотнести текст с точками на карте. Этот тренажер можно использовать на уроках географии и истории.
- «Морфанки» – конструк- тор для создания тренажеров по разбору слов по составу.

Такого рода тренажеры можно использовать не только на уроках русского, но и других языков.
- «Криптон» – тренажер по составлению исходного слова из перепутанных букв. Подобные задания встречаются в тестах Айзенка (рис. 3).


- НЛО – тренажер по поиску и удалению лишних объектов из группы. В тренажере можно записывать как слова, так и составлять примеры (рис. 4).

Как работать с тренажерами, подскажет видеоинструкция на сайте.
Кроме данных сервисов, заслуживают внимания онлайн-конструктор https://www.proprofs.com и онлайн-сервис https://flippity.net. Первый позволяет создавать красивые тесты и опросы на основе шаблонов с последующей аналитикой, второй – игровые упражнения на основе Google-таблиц.
Таким образом, на современном этапе развития образования существует множество онлайн-платформ и сервисов, которые не только привлекают учащихся яркостью, интерактивностью и доступностью, но и позволяют вести обучение на новом качественном уровне. Большинство из них бесплатны и просты в применении.

Как создавать авторские интерактивные упражнения на «раз-два-три»
В условиях дистанционного обучения всё больше учителей стали использовать возможности конструкторов заданий и образовательных тренажеров в онлайн-сервисах и приложениях. Подробнее остановимся на сервисе LearningApps.org и расскажем, как создавать интерактивные задания для дистанционных уроков с помощью простых инструментов. Видеомастер-класс, как работать с этим сервисом.
Какие возможности дает сервис
LearningАpps.org – бесплатный сервис для педагогов, который поможет разнообразить дистанционный урок благодаря интерактивным модулям. Можете использовать готовые шаблоны или модифицировать их под себя и создавать новые задания. Интерактивные задания позволяют проверить и закрепить знания учеников в игровой форме и повысить познавательный интерес учащихся.
Сервис получил популярность за счет простого и интуитивно понятного интерфейса. Чтобы создавать здесь интерактивные задания, нужны лишь базовые знания работы на компьютере. Сервис предлагает большую коллекцию готовых заданий, созданных другими авторами, а также дает возможность создавать, сохранять и пополнять эту коллекцию своими уникальными упражнениями. Причем свои материалы вы можете редактировать в любое время.
Интерактивные учебные задания можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету или использовать как тренажеры при подготовке к СОР, СОЧ, ВОУД, ЕНТ.
Дидактические материалы сервиса LearningАpps.org можно использовать на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изучении нового материала (видео со вставками), для закрепления изученного (сортировки, классификации) и для опросов (пазлы, кроссворды, игры, викторины и тестовые задания). Задания прекрасно встраиваются в логику системно-деятельностного подхода, способствуют развитию учеников. Упражнения можно создать как для индивидуальной работы, так и для совместного решения учащимися.
Если создать аккаунты для учеников, то можно использовать свои ресурсы прямо на сайте. Кроме того, используя вкладку «Мои классы» вы можете импортировать список учащихся из документа. При этом каждому из учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять/создавать упражнения. Вы сможете контролировать их процесс работы и писать комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося.
В LearningApps.org задания-приложения могут создавать не только педагоги, но и ученики. Это особенно актуально для тех учащихся, которые работают над учебными проектами.
Сервис можно использовать не только в урочное время, но и при организации внеклассной работы по предметам, а также в воспитательной работе. В зависимости от подобранного материала любые приложения могут соответствовать образовательным и воспитательным задачам. Всё зависит от подбора детей, сложности изучаемой темы, вашей фантазии и заинтересованности.
Ежедневно страница «Все упражнения» сервиса пополняется новыми материалами, созданными педагогами разных стран. Если станете автором заданий данного сервиса, то и ваши упражнения войдут в коллекцию.

С помощью шаблонов сервиса LearningApps.org вы сможете создавать викторины, игры «Выдели слово», «Кто хочет стать миллионером?», «Слова из букв», «Парочки», таблицу соответствий, хронологическую линейку, кроссворд и многое другое.
Как начать работу на сервисе
Чтобы использовать сервис, пройдите регистрацию по ссылке http://learningapps.org/. В правом верхнем углу нажмите кнопку «Вход». Создайте аккаунт, нажав на соответствующую кнопку, и заполните форму регистрации. Ваши данные нужны, чтобы подтверждать авторство материалов.
Чтобы посмотреть галерею готовых заданий, кликните на кнопку «Все упражнения» и выберите учебный предмет. Если заинтересовало определенное задание, нажмите на кнопку «Создать подобное приложение» и действуйте по аналогии. Если интерактивное упражнение нужно разместить на странице сайта или в социальных сетях, LearningApps предоставит специальный код.
Недостатком сервиса можно считать отдельные опечатки при переводе на русский язык, которые невозможно исправить вручную, и то, что не все типы заданий доступны для работы с кириллицей.
Чтобы создать свое задание, перейдите на вкладку «Новое упражнение» и выберите тип задания. Например, упражнение «Простой порядок». Нажмите на кнопку «Простой порядок» и попадете в диалоговое окно с возможными примерами заданий (рис. 1).

Справа от примеров – кнопка «Создать новое упражнение», где вам нужно заполнить необходимые поля: название упражнения, описание задания. Описание задания сопровождается подсказками. В данном упражнении вы можете распределить по порядку текст, фотографии или даты. При сохранении упражнения система сама перемешает их, чтобы ученик не видел правильного ответа (рис. 2).
Чтобы посмотреть созданное задание, нажмите кнопку «Завершить и показать в предварительном просмотре». Если захотите внести изменения в задание, нажмите на кнопку «Вновь настроить». Так вы вернетесь на страницу, где создавали приложение. Если содержание не требует исправлений, сохраните его при помощи соответствующей кнопки. После этого упражнение переместится на страницу «Мои упражнения».
Любое созданное упражнение можете отправить учащимся на Whatsapp или в Telegram, используя созданную системой гиперссылку ниже под сохраненным упражнением.

Таким образом, работа в сервисе LearningApps.org. позволяет педагогу использовать огромную базу интерактивных заданий, а также создавать авторские упражнения для организации самостоятельной работы учащихся. Это также способствует повышению уровня познавательного интереса учащихся к предмету, ИКТ-компетентности и мотивации.

Критерии оценивания: