ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2023
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Прием, который поможет провести проверку знаний учеников в активной и познавательной форме

Кубик Блума – прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум. Предложенная им теория предполагает, что учитель предлагает ученику не готовое знание, а проблему. А школьник использует свой опыт и знания, чтобы разрешить ее.

Прием удобен тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия. Его можно использовать на всех этапах урока в качестве рефлексии или фрагментарной проверки домашнего задания.

Кубик Блума представляет собой бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Вопросы можно формулировать по желанию. Следите за тем, чтобы они затрагивали все стороны темы урока. Прием можно применять на уроках с 1-го класса. Он поможет детям научиться четко, логично и последовательно выстроить устный ответ, пересказывать тексты, строить развернутое, полное высказывание, эффективно участвовать в учебном диалоге, выслушивать ответы сверстников и вступать с ними в диалог.

Как работать с кубиком Блума

Когда только начинаете работать с кубиком Блума, бросайте его и задавайте вопросы сами. Вопросы готовьте до урока. Этот способ используйте на начальной стадии, когда нужно показать ученикам способы работы с кубиком. Когда дети поймут принцип, можно предложить им самим бросать кубик и формулировать вопросы.

Не предлагайте ученикам сразу самим задавать вопросы, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют навыка.

Используйте прием на этапе закрепления знаний, так как он предполагает, что дети уже имеют знания по теме.

Какие вопросы подготовить

Вопросы, которые начинаются со слова «назови», предполагают воспроизведение знаний. Они самые простые, например, назови предмет, его цвет, размер. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогут проверить самые общие знания по теме.

Вопросы, которые начинаются со слова «почему», позволяют описать процессы, происходящие с указанным предметом, явлением. Например, почему растения гибнут без света, птицы улетают осенью на юг.

«Объясни» – вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы: объясни, как ты можешь увидеть полярную звезду, как отличаешь живую природу от неживой?

«Предложи» – ученик должен объяснить, как использовать знание на практике, предложить решение конкретной ситуации. Например, предложи, как вести здоровый образ жизни, как можно очистить воду в домашних условиях.

«Придумай» – вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, как закончить сказку, рассказ, стихотворение; транспорт, который не загрязняет воздух; задание для одноклассников на тему…

Вопросы, которые начинаются со слова «поделись», нужны, чтобы активировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например, поделись, какими правилами поведения на природе ты пользуешься.

Ответ на каждый вопрос кубика поможет вам не только выявить уровень познавательной активности учеников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, а также прояснить, какие аспекты вызывают затруднения у ребят.

Работа по методике Блума позволит решить следующие задачи:

  • Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний.
  • Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления.
  • Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ученик должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.
  • Предложение своего пути применения, изученного на практике.
  • Выработка стратегии мышления.
  • Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.

Как использовать кубик Блума на уроках

Прием критического мышления «Кубик Блума» универсальный. Его может использовать любой учитель-предметник на всех этапах уроков любого типа. Но удобнее применять прием на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Если используете прием «Кубик Блума» на начальном этапе урока, организуйте работу в группе. Тогда ответы на вопросы ученики будут выдавать сообща. Этот упрощенный способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и укрепить в школьниках командный дух, понять необходимость взаимной помощи. Дети учатся нести ответственность за работу всех членов команды.

Для учеников начального звена вопросы на гранях кубика можно изменить, сделать проще. Но при этом они все равно должны затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Например, в 1–2 классах стандартные вопросы можно заменить следующими:

  • «Опиши» – цвет, форму, размер, название и т. д.
  • «Сравни» – сопоставь названный предмет с похожими; укажи, в чем схожесть и в чем различия.
  • «Предложи ассоциацию» – с какими предметами, явлениями или действиями ассоциируется заданная тема, с чем можно сравнить.

Когда предлагаете ребенку ассоциировать предмет с другими, не говорите, что он ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Лучше пусть он объяснит, почему так думает.

  • «Сделай анализ» – объясни, из чего это состоит, как сделано и т. д.
  • «Примени» – расскажи, как и где можно использовать, приведи примеры.
  • «Оцени» – найди положительные и отрицательные стороны предмета, явления, действия.

Урок естествознания в 1 классе по теме «Как выглядит планета Земля»

Опиши. Большая, круглая, голубая.
Сравни. В отличие от других планет на планете Земля есть жизнь.
Предложи ассоциацию. Шар, глобус, мяч.
Сделай анализ. Земля – планета Солнечной системы.
Примени. Изучая Землю, делают прогноз погоды, предсказывают наводнения, землетрясения.
Оцени. Делают новые открытия, но иногда в космосе гибнут люди.

Примеры заданий с применением кубика Блума

  • Работа с текстом в группах

Разделить класс на четное количество групп. Каждая группа составляет вопросы по граням кубика Блума, затем поочередно отвечает на вопросы других групп.

Два петуха (казахская народная сказка)

В давние времена у старика со старухой жили два петуха. Пестрый петушок да серый. Весь корм старик со старухой отдавали им.

Однажды старуха насыпала птицам пшена. Голодные петухи мигом набросились на него. И хотя петухи были неразлучными друзьями, пестрый подумал: «Эх, вот это всё пшено самому бы съесть. Досыта бы наелся». Он клюнул раз-другой серого петуха и стал отгонять его от пшена.

Серый разозлился и в ответ клюнул своего обидчика. Петухи затеяли настоящий петушиный бой.

А тем временем соседские курочки, недолго думая, выклевали всё пшено.

Простые вопросы

Что это за произведение? Кто его написал? Кто насыпал пшена? Когда это произошло?

Уточняющие вопросы

Правильно ли понял, что это сказка? Сколько петухов было у старика со старухой? Чем старуха кормила птиц?

Интерпретирующие вопросы

Почему петухи набросились на пшено? Зачем пестрый петух клюнул серого? Почему разозлился серый петух?

Творческие вопросы

Что было бы, если бы пестрый петух не пожадничал? Как бы ты поступил, если бы тебя с другом угостили горстью конфет? Придумай свое окончание сказки.

Оценочные вопросы

Что хорошо? Что плохо? Чему учит сказка?

  • Составление текста-рассуждения «Аквариум»

Назови. Какого цвета? Какого размера? Какой он на ощупь?

Сравни. Чем схож и чем отличается аквариум от клетки для птиц?

Назови ассоциацию. С чем у тебя ассоциируется аквариум?

Сделай анализ. Расскажи, из каких частей состоит аквариум.

Примени. Можно ли аквариум использовать в жизни для других целей?

Оцени. Что хорошего, что плохого? Почему? Определи свое отношение. Правильно ли делает человек, что содержит рыб в аквариуме?

В старших классах устную работу можно заменить письменной и представить в виде таблицы. Затем ученики обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Макет кубика Блума