Зарплаты педагогов выросли, но их покупательная способность упала в Казахстане
По поручению Президента Республики Казахстан заработная плата педагогов страны с января 2020 года ежегодно повышается на 25 %. В начале года при этом сообщалось, что она была увеличена в два раза.
Между тем отметим, что в четвертом квартале 2019 года средний размер заработной платы в области образования составлял 140,2 тысячи тенге при общереспубликанском показателе, равном 203,9 тысячи тенге.
Согласно свежим итогам второго квартала 2023 года средняя зарплата в стране составила рекордные 365,5 тысячи тенге, а показатель в сфере образования активно догоняет общереспубликанский – 323,2 тысячи тенге.
Как изменились зарплаты педагогов, мы узнали из подробного отчета Бюро национальной статистики (БНС).
На сколько выросли зарплаты в сфере образования
Как мы уже отметили среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в сфере образования во втором квартале 2023 года составила 323 230 тенге.
По сравнению с первым кварталом она выросла на 23,8 %, а с аналогичным периодом прошлого года – на 10,2 %.
А вот учитывая инфляцию, разница становится не такой уж большой. Если за три месяца реальная средняя зарплата среди работников образования выросла на 20,8 %, то за год она даже уменьшилась – на 4,8 %.
То есть покупательная способность заработных плат казахстанских педагогов упала.
Сколько получают учителя в Казахстане
БНС между тем предоставляет статистику зарплат по разным уровням образования в стране.
Так, в сфере дошкольного образования средняя зарплата, согласно последним данным, составила всего 168 767 тенге. Это на 14,6 % больше, чем в прошлом году в номинальном выражении и на 1 % меньше – в реальном.
Среди учителей младших классов, т. е. работников начального образования, актуальный показатель составляет 268 288 тенге, что на 10,2 % больше прошлогоднего. А с учетом инфляции он оказался на 4,8 % меньше.
В сфере среднего образования, куда входит основное, общее среднее, техническое и профессиональное образование, средний размер заработной платы даже превысил общереспубликанский – 376 911 тенге. Эта сумма в денежном выражении выросла на 9,7 % за год, но ее покупательная способность также снизилась – на 5,2 %.
В области высшего образования средняя зарплата почти совпала с общим по республике показателем – 354 446 тенге. Но и ее не минуло обесценивание. Номинальный рост также составил 9,7 %, а реальный – минус 5,2 % соответственно.
Вместе с тем отметим, что среди прочих видов образования среднемесячная заработная плата во втором квартале 2023 года составила 246 917 тенге, а во вспомогательной деятельности в области образования – 259 074 тенге.
Таким образом, покупательная способность зарплат за год уменьшилась на всех основных уровнях образования, несмотря на их значительный рост.

Обновленные должностные обязанности методиста организации дошкольного воспитания и обучения
Должностные обязанности методиста дошкольной организации регламентированы
Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогов и утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ:
- организует методическое обеспечение деятельности организации образования;
- составляет учебные, учебно-тематические планы и программы;
- участвует в выборе (разработке) образовательных программ для детей;
- составляет сетку занятий по возрастным группам;
- оказывает помощь в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
- организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий;
- обеспечивает выявление, изучение, распространение и внедрение инновационного педагогического опыта;
- организует комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
- анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы;
- проводит для воспитателей занятия, мастер-классы, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы, организует работу творческих групп;
- формирует банк данных учебно-педагогической и методической литературы, своевременно оформляет учетную и отчетную документацию;
- координирует взаимодействие воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов организации;
- координирует деятельность службы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- вносит рекомендации по подбору кадров на должности воспитателей, их помощников и их поощрении;
- координирует работу по повышению квалификации и по присвоению (подтверждению) квалификационных категорий, аттестации педагогов.
Должен знать:
- Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "Об образовании", "О статусе педагога", "О противодействии коррупции" и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования;
- государственный общеобязательный стандарт образования;
- принципы дидактики, основы педагогики, психологии, общие и частные методики воспитания и обучения;
- нормы педагогической этики;
- основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, безопасности и охраны труда, противопожарной защиты, санитарные правила и нормы;
- принципы систематизации методических и информационных материалов.
Требования к квалификации:
- высшее и (или) послевузовское педагогическое образование по профилю без предъявления требований к стажу работы или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку или техническое и профессиональное образование по соответствующему профилю, стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 3 лет, для сельской местности - не менее 1 года;
- и (или) для педагога – мастера при наличии высшего и (или) послевузовского педагогического образования стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 5 лет, для сельской местности - не менее 3 лет;
- и (или) для педагога-модератора, педагога-эксперта, педагога-исследователя при наличии технического и профессионального образования по соответствующему профилю стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 5 лет, для сельской местности - не менее 3 лет.
Требования к квалификации с определением профессиональных компетенций:
1) "педагог":
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым методисту ДО: знать содержание и структуру Типового учебного плана, Типовой учебной программы, методику дошкольного воспитания и обучения, планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей детей;
- разрабатывать годовой план и организовывать методическую работу в ДО;
- проводить мониторинг качества развития умений и навыков детей;
- организовывать мероприятия на уровне организации образования; пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;
2) "педагог-модератор":
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог", а также:
- знать методику дошкольного воспитания и обучения;
- разрабатывать годовой план и циклограмму;
- применять инновационные методики и технологии;
- организовывать работу методических объединений, подготовку и проведение семинаров, конференций;
- оказывать методическую помощь педагогам по применению инновационных технологий в практике;
- повышать свою профессиональную квалификацию;
- пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;
3) "педагог-эксперт":
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым квалификации "педагог-модератор", а также:
- составлять годовой план и циклограммы;
- анализировать организацию образовательного процесса;
- обеспечивать участие воспитателей в районных, городских профессиональных конкурсах;
- организовывать работу методических объединений, педагогических советов, семинаров, конференции;
- организовывать повышение квалификации педагогов;
- обобщать собственный и опыт педагогов организации на уровне района/города, пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;
4) "педагог-исследователь":
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог-эксперт", а также:
- участвовать в деятельности районных, городских методических объединений, семинаров, конференций;
- развивать исследовательскую компетентность педагогов;
- обеспечивать участие педагогов в городских, областных конкурсах;
- представлять опыт методической работы на районном, городском и областном уровнях;
- практиковать наставничество;
- развивать навыки публичных выступлений и взаимодействия с аудиторией;
- осуществлять творческий поиск применения современных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- иметь методические разработки по дошкольному воспитанию и обучению, получивших одобрение на областном учебно-методическом совете;
5) "педагог-мастер":
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог-исследователь", а также:
- участвовать в деятельности методических семинаров и конференций республиканского и международного уровней;
- разрабатывать учебные программы, методики обучения, воспитания;
- обеспечивать участие воспитателей в областных, республиканских конкурсах;
- практиковать наставничество и определять стратегию развития в педагогическом сообществе;
- иметь методические материалы, получивших одобрение на областном учебно-методическом совете и Республиканским учебно-методическим советом (далее – РУМС);
- обеспечивать развитие навыков научного проектирования;
- осуществлять наставничество и планировать развитие сети профессионального сообщества на уровне области, являться участником республиканских и международных конкурсов.
