ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2023
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Рабочий учебный план

№9, 2023
НОВОСТИ

Зарплаты педагогов выросли, но их покупательная способность упала в Казахстане

Зарплаты в сфере образования выросли вместе со среднемесячной номинальной заработной платой. На сколько они изменили с учетом инфляции?

По поручению Президента Республики Казахстан заработная плата педагогов страны с января 2020 года ежегодно повышается на 25 %. В начале года при этом сообщалось, что она была увеличена в два раза.

Между тем отметим, что в четвертом квартале 2019 года средний размер заработной платы в области образования составлял 140,2 тысячи тенге при общереспубликанском показателе, равном 203,9 тысячи тенге.

Согласно свежим итогам второго квартала 2023 года средняя зарплата в стране составила рекордные 365,5 тысячи тенге, а показатель в сфере образования активно догоняет общереспубликанский – 323,2 тысячи тенге.

Как изменились зарплаты педагогов, мы узнали из подробного отчета Бюро национальной статистики (БНС).
 

На сколько выросли зарплаты в сфере образования

Как мы уже отметили среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в сфере образования во втором квартале 2023 года составила 323 230 тенге.

По сравнению с первым кварталом она выросла на 23,8 %, а с аналогичным периодом прошлого года – на 10,2 %.

А вот учитывая инфляцию, разница становится не такой уж большой. Если за три месяца реальная средняя зарплата среди работников образования выросла на 20,8 %, то за год она даже уменьшилась – на 4,8 %.

То есть покупательная способность заработных плат казахстанских педагогов упала.
 

Сколько получают учителя в Казахстане

БНС между тем предоставляет статистику зарплат по разным уровням образования в стране.

Так, в сфере дошкольного образования средняя зарплата, согласно последним данным, составила всего 168 767 тенге. Это на 14,6 % больше, чем в прошлом году в номинальном выражении и на 1 % меньше – в реальном.

Среди учителей младших классов, т. е. работников начального образования, актуальный показатель составляет 268 288 тенге, что на 10,2 % больше прошлогоднего. А с учетом инфляции он оказался на 4,8 % меньше.

В сфере среднего образования, куда входит основное, общее среднее, техническое и профессиональное образование, средний размер заработной платы даже превысил общереспубликанский – 376 911 тенге. Эта сумма в денежном выражении выросла на 9,7 % за год, но ее покупательная способность также снизилась – на 5,2 %.

В области высшего образования средняя зарплата почти совпала с общим по республике показателем – 354 446 тенге. Но и ее не минуло обесценивание. Номинальный рост также составил 9,7 %, а реальный – минус 5,2 % соответственно.

Вместе с тем отметим, что среди прочих видов образования среднемесячная заработная плата во втором квартале 2023 года составила 246 917 тенге, а во вспомогательной деятельности в области образования – 259 074 тенге.

Таким образом, покупательная способность зарплат за год уменьшилась на всех основных уровнях образования, несмотря на их значительный рост.

Источник: nur.kz
№9, 2023
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Обновленные должностные обязанности методиста организации дошкольного воспитания и обучения

Должностные обязанности методиста дошкольной организации регламентированы 

Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогов и утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338.
 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ:

  • организует методическое обеспечение деятельности организации образования;
  • составляет учебные, учебно-тематические планы и программы;
  • участвует в выборе (разработке) образовательных программ для детей;
  • составляет сетку занятий по возрастным группам;
  • оказывает помощь в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий;
  • обеспечивает выявление, изучение, распространение и внедрение инновационного педагогического опыта;
  • организует комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
  • анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы;
  • проводит для воспитателей занятия, мастер-классы, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы, организует работу творческих групп;
  • формирует банк данных учебно-педагогической и методической литературы, своевременно оформляет учетную и отчетную документацию;
  • координирует взаимодействие воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов организации;
  • координирует деятельность службы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • вносит рекомендации по подбору кадров на должности воспитателей, их помощников и их поощрении;
  • координирует работу по повышению квалификации и по присвоению (подтверждению) квалификационных категорий, аттестации педагогов.

Должен знать:

  • Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "Об образовании", "О статусе педагога", "О противодействии коррупции" и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования;
  • государственный общеобязательный стандарт образования;
  • принципы дидактики, основы педагогики, психологии, общие и частные методики воспитания и обучения;
  • нормы педагогической этики;
  • основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, безопасности и охраны труда, противопожарной защиты, санитарные правила и нормы;
  • принципы систематизации методических и информационных материалов.

Требования к квалификации:

  • высшее и (или) послевузовское педагогическое образование по профилю без предъявления требований к стажу работы или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку или техническое и профессиональное образование по соответствующему профилю, стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 3 лет, для сельской местности - не менее 1 года;
  • и (или) для педагога – мастера при наличии высшего и (или) послевузовского педагогического образования стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 5 лет, для сельской местности - не менее 3 лет;
  • и (или) для педагога-модератора, педагога-эксперта, педагога-исследователя при наличии технического и профессионального образования по соответствующему профилю стаж педагогической работы в дошкольных организациях: для городской местности - не менее 5 лет, для сельской местности - не менее 3 лет.

Требования к квалификации с определением профессиональных компетенций:

1) "педагог":

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым методисту ДО: знать содержание и структуру Типового учебного плана, Типовой учебной программы, методику дошкольного воспитания и обучения, планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей детей;
  • разрабатывать годовой план и организовывать методическую работу в ДО;
  • проводить мониторинг качества развития умений и навыков детей;
  • организовывать мероприятия на уровне организации образования; пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;

2) "педагог-модератор":

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог", а также:
  • знать методику дошкольного воспитания и обучения;
  • разрабатывать годовой план и циклограмму;
  • применять инновационные методики и технологии;
  • организовывать работу методических объединений, подготовку и проведение семинаров, конференций;
  • оказывать методическую помощь педагогам по применению инновационных технологий в практике;
  • повышать свою профессиональную квалификацию;
  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;

3) "педагог-эксперт":

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым квалификации "педагог-модератор", а также:
  • составлять годовой план и циклограммы;
  • анализировать организацию образовательного процесса;
  • обеспечивать участие воспитателей в районных, городских профессиональных конкурсах;
  • организовывать работу методических объединений, педагогических советов, семинаров, конференции;
  • организовывать повышение квалификации педагогов;
  • обобщать собственный и опыт педагогов организации на уровне района/города, пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;

4) "педагог-исследователь":

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог-эксперт", а также:
  • участвовать в деятельности районных, городских методических объединений, семинаров, конференций;
  • развивать исследовательскую компетентность педагогов;
  • обеспечивать участие педагогов в городских, областных конкурсах;
  • представлять опыт методической работы на районном, городском и областном уровнях;
  • практиковать наставничество;
  • развивать навыки публичных выступлений и взаимодействия с аудиторией;
  • осуществлять творческий поиск применения современных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • иметь методические разработки по дошкольному воспитанию и обучению, получивших одобрение на областном учебно-методическом совете;

5) "педагог-мастер":

  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к квалификации "педагог-исследователь", а также:
  • участвовать в деятельности методических семинаров и конференций республиканского и международного уровней;
  • разрабатывать учебные программы, методики обучения, воспитания;
  • обеспечивать участие воспитателей в областных, республиканских конкурсах;
  • практиковать наставничество и определять стратегию развития в педагогическом сообществе;
  • иметь методические материалы, получивших одобрение на областном учебно-методическом совете и Республиканским учебно-методическим советом (далее – РУМС);
  • обеспечивать развитие навыков научного проектирования;
  • осуществлять наставничество и планировать развитие сети профессионального сообщества на уровне области, являться участником республиканских и международных конкурсов.