ещё
свернуть
Все статьи номера
№7, 2024
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Как обобщить свой опыт работы: рекомендации и требования

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта

1. Выбор темы для обобщения собственного опыта. Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.

3. Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т. е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение материала, накопленного по теме. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей включает освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель решил обобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт

  • Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.
  • Знание современных методик преподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики, а также разрабатывать авторские образовательные программы.
  • Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.
  • Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.
  • Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе; понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
  • Умение активизировать познавательную деятельность учащихся, которая включает в себя создание условий, способствующих формированию положительной мотивации учения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
  • Обеспечение высоких учебных результатов (учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).
  • Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

  • Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  • Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
  • Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
  • Набросайте краткий план темы (3–4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
  • Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
  • Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
  • Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
  • При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
  • Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашей организации образования и методистам отдела (управления) образования.
  • Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

1. Титульный лист: название организации образования, в которой работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога: Ф. И. О. педагога, образование, специальность, стаж работы по специальности, категория, курсы повышения квалификации по специальности, профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

  • название темы по самообразованию, цель, задачи;
  • предполагаемый результат, этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать

  • творческий подход;
  • степень обоснованности содержащегося материала;
  • глубину и практическую значимость материала;
  • наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
  • способ подачи материала.

Структура папки по самообразованию

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Технологический план-график самообразования
  • Оценка эффективности самообразовательной работы
  • Механизм презентации достигнутых результатов
  • Список использованных источников (литература, ресурсы Интернета и др.)
  • Приложения

Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы)

1. Оформление титульного листа (в верхней части страницы укажите организацию образования; по центру – тему самообразования; ниже справа – Ф. И. О. и должность; в нижней части по центру – место и год выполнения работы).

2. Название темы должно исходить из профессиональной проблемы учителя. Ее формулировка должна быть короткой, емкой, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности, например: «Технология обучения школьников культуре речевого общения».

3. Пояснительная записка:

  • тема самообразования;
  • обоснование выбора темы (проблемы), уровень ее решенности на момент создания программы, актуальность ее решения, новизна работы для самообразующегося и для всего образования;
  • цель;
  • задачи;
  • теоретический базис;
  • ценностный блок;
  • принципы работы по самообразованию;
  • тезаурус (словарь основных понятий по теме самообразования).

4. Цель:

  • в глобальном масштабе;
  • в общепедагогическом плане;
  • в дидактическом плане.

← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

5. Задачи  (должны ответить на вопрос «Как достичь цели?»):

  • познавательные;
  • развивающие;
  • мотивационные;
  • социально-педагогические;
  • обучающие;
  • эстетические;
  • оздоровительные.

Ключевые слова для формулировки задачи: оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т. д.

6. Теоретический базис программы представляет собой указание изученных трудов и их основных положений, т. е. создание тезисной картотеки изученной литературы.

7. Ценностный блок содержит информацию о том, что было для самообразующегося важным, и прогнозируемые результаты.

8. Технологический план-график самообразования

9. Механизм презентации достигнутых результатов: выступления на заседаниях МО, форумах, семинарах, педсоветах, сообщения, доклады, участие в конкурсах, открытые мероприятия, собеседования и др.

10. Приложения

1. Аналитическая статья (доклад), написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников.

2. Практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.)

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Ф. И. О.


Дата рождения


Домашний адрес:


Домашний телефон


Образование


Название учебного заведения, факультет


Специальность по диплому


Квалификация по диплому


Должность в школе


Преподаваемый предмет


Квалификационная категория


Дата последней аттестации __________________________________ (по аттестационному листу)

Приказ (по аттестационному листу: номер и кем издан)


Общий стаж ____________. Педагогический стаж ________________________________________________

Стаж работы в данной должности 


Непрерывный стаж работы в школе


Присвоенное звание


Учебная нагрузка в неделю


Дополнительное образование


Классное руководство____________ Заведование кабинетом __________________________________

Заведование методическим объединением


Руководство творческой группой


Тема самообразования


Обобщение опыта


Дата заполнения ______________________ Подпись учителя ______________________________________

Повышение квалификации
Публикации (печатные, в Интернете)
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Представление разработок в интернет-сообществах
Обмен опытом
Открытые уроки, мероприятия
Награды, поощрения
Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий
Участие школьников в предметных олимпиадах
Участие школьников в конкурсах