Особенности проведения внутреннего и внешнего оценивания
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание проводится в соответствии с нормативными правовыми актами РК и с методическими материалами, разработанными в помощь педагогам, родителям и обучающимся:
- приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых пра вил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» в соответствии с внесенными изменениями от 1 сентября 2023 года;
- приказ МОН РК от 21 января 2016 года № 52 «Об утверждении критериев оценки знаний обучающихся» в соответствии с внесенными изменениями от 2 августа 2023 года;
- инструкция по процедурам критериального оценивания и документированию для средней школы в рамках обновления содержания образования;
- руководство по критериальному оцениванию для педагогов начальной школы;
- руководство по критериальному оцениванию для педагогов основной и общей средней школы: учебно-методическое пособие;
- сборники заданий по формативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
- сборники заданий по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
- методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
- методические рекомендации по совершенствованию системы критериального оценивания учебных достижений школьников.
Оценивание учебных достижений обучающихся – неотъемлемая часть образовательной деятельности, обучения и преподавания. Внутреннее оценивание представляет собой процесс сбора педагогами информации, отражающей прогресс обучающихся в достижении целей учебной программы. Оценивание предоставляет обучающимся и их родителям, руководителям школ необходимую информацию об успеваемости, которая может служить ориентиром в образовательном планировании. Для этого оценивание должно соответствовать требованиям валидности, объективности и надежности. Ключевая цель оценивания – повышение качества преподавания и обучения.
Внутреннее оценивание реализуется через систему критериального оценивания, включающий в себя формативные и суммативные практики.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формативное оценивание (ФО) проводится ежедневно в ходе урока, определяет текущий уровень сформированности компетенций обучающихся. Собранная в ходе ФО информация помогает педагогам определить сильные и слабые стороны обучающихся в достижении ими ожидаемых результатов обучения по каждому разделу учебной программы. Качественная реализация ФО развивает у обучающихся навыки самостоятельной оценки своих результатов и потребностей в совершенствовании своего обучения.
Для качественной реализации формативного оценивания педагог:
- преобразовывает цели учебной программы в цели урока и в соответствии с целями урока разрабатывает критерии оценивания (признак, на основании которого производится оценка учебных достижений обучающихся). Для трансформации целей учебной программы в цели урока предполагается высокий уровень владения педагогом содержанием преподаваемого предмета, типовой учебной программы, государственными стандартами образования.
Цели урока определяют то, что обучающиеся должны знать, понимать или уметь делать по завершении урока.
Каждая цель урока должна быть нацелена на один конкретный аспект успеваемости обучающихся и выражаться одним глаголом действия.
Цели урока и критерии их достижения должны быть поняты и осмыслены каждым обучающимся в классе;
- продумывает постановку вопроса, которые помогают определить уровень предшествующих знаний по изучаемой теме, их сильных и слабых сторон, а также повышают заинтересованность обучающихся в уроке, побуждают их к применению критического мышления и развитию навыков самообучения;
- разрабатывает / адаптирует разнообразные дифференцированные задания для развития предметных и метапредметных навыков обучающихся с соблюдением принципов академической честности. Выполнение разных типов заданий может быть представлено в виде письменных работ, устных ответов, индивидуальных, парных и групповых работ, презентаций и др. Задание считается качественным, если оно соответствует цели обучения и критериям оценивания, а также возрастным особенностям и уровням мыслительных навыков обучающихся, сформулировано понятно и не содержит явных подсказок;
- активно вовлекает обучающихся в учебный процесс через разнообразные методы и приёмы оценивания, например, самооценивание (при определении правильного ответа, уровня выполнения задания, саморефлексии по итогам урока / задания и др.), взаимооценивание (предоставление обратной связи друг другу по заданным критериям оценивания и дескрипторам) и др.;
- предоставляет конструктивную обратную связь, которая не ограничивается только устными или письменными комментариями.
Педагог должен использовать высококачественные инструменты обратной связи, такие как рубрики, чек-листы успешности выполнения заданий и т.д. Особенно важно как в формативном, так и суммативном оценивании использование рубрик, в которых указывается, что ожидается от обучающихся с точки зрения процессов и качества работы. Несмотря на то, что формат рубрик может отличаться друг от друга, все рубрики объединяют два основных признака:
1) список критериев к заданию;
2) градацию по качеству, с описанием «сильной», «средней» и «слабой» работы обучающихся.
Обратная связь эффективна, когда она ставит акцент на правильных, а не на ошибочных ответах, сосредоточена на достигнутом прогрессе по сравнению с предыдущей работой и сопровождается приемами, помогающими обучающимся улучшать свое обучение.
Для эффективной реализации формативного оценивания в школе немаловажную роль играют компетенции школьных руководителей в области оценивания.
Высокий уровень компетенций предполагает, что руководители
- убеждены в важности практик формативного оценивания, основанных на принципах академической честности;
- демонстрируют профессионализм, уверенность и этичность в использовании данных оценивания для принятия решений по развитию школы;
- разбираются в анализе данных оценивания, включая их надежность и валидность;
- повышают собственную грамотность в области оценивания за счет непрерывного профессионального обучения и взаимодействия с педагогами;
- продвигают в школе культуру оценивания, основанную на профессиональном развитии и поддержке педагогов в области оценивания.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Суммативное оценивание (СО) представляет собой текущий контроль успеваемости обучающихся для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов / сквозных тем (СОР), четверти (СОЧ), учебного года (итоговая аттестация 9 и 11 классов).
При проведении СО педагог руководствуется следующими нормами:
- форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, эссе, дик- тант, изложение, сочинение, тестирование) и время проведения на уроке для выполнения СОР определяются педагогом самостоятельно;
- при проведении СО высокую значимость имеет соблюдение принципов академической честности педагогами при разработке заданий СОР и СОЧ, обучающимися – при их выполнении.
- задания СО составляются педагогами самостоятельно и содержат пройденный обучающимися материал в соответствии с Типовыми учебными программами.
- для обеспечения высокого качества заданий СОЧ перед его проведением на заседании методического объединения педагогов проводится обсуждение соответствия заданий целям обучения, их объема, инструкций для выполнения, времени выполнения;
- СОР проводится не более трех раз в четверти. Разделы/сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более разделов/сквозных тем в четверти.
Разрешается его проведение в два этапа;
- проводится не более трех СОЧ в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. СОЧ не проводятся в последний день завершения четверти и одновременно СОР и СОЧ по одному учебному предмету;
- для обеспечения объективности оценивания результатов обучения при возникновения спорных вопросов по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме, по решению педагогического совета педагогами проводится модерация в сроки, не позднее 1 дня до выставления оценок за СОЧ.
По результатам ФО, СОР и СОЧ обучающимся 2-11 классов выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть. В части выставления баллов и оценок учителя учитывают следующее:
- максимальный балл за ФО должен составлять от 1 до 10 баллов во 2-11 классах (выставление баллов за ФО не является обязательным на каждом уроке);
- максимальный балл за СОР – от 7 до 15 баллов в 1-4 классах, от 7 до 20 баллов в 5-11(12) классах;
- максимальные баллы за СОЧ определены в технических спецификациях по каждому предмету. Баллы могут различаться в зависимости от предмета и класса.
- при выставлении итогового балла за СОР и СОЧ не учитываются помарки и оформление условий заданий, за поведение баллы не снижаются;
- баллы ФО, СОР и СОЧ выставляются в электронных журналах;
- результаты СО обучающихся переводятся в четвертную и годовую оценки по шкале перевода баллов (из процентного содержания баллов в оценки):
- 0 %–39 % – оценка «2»;
- 40 %–64 % – оценка «3»;
- 65 %–84 % – оценка «4»;
- 85 %–100 % – оценка «5»;
- четвертная оценка выставляется на основании результатов ФО, СОР и СОЧ в процентном соотношении 25 %, 25 % и 50 %;
- годовая оценка по учебным предметам обучающимся 2-11 (12) классов выставляется как среднее арифметическое значение суммы четвертных оценок с округлением к ближайшему целому и является итоговой оценкой.
ЭКЗАМЕН ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ
С 2023-2024 учебного года обучающиеся 5-8 и 10 классов при завершении академического года сдают экзамен по казахскому языку. Данный вид оценивания проводится в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Задания составляются педагогами самостоятельно с соблюдением принципов академической честности и утверждаются администрацией организации образования. Экзамен проводится на казахском языке в письменной и устной форме в соответствии с ГОСО. Время проведения экзамена определяется педагогическим советом организации образования.
ПО ПРЕДМЕТУ «КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК»
По предмету «Казахский язык» в школах с казахским языком обучения на экзамене проверяются навыки по следующим разделам: чтение, письмо, соблюдение речевых норм. По предмету «Казахский язык и литература» в школах с неказахским языком обучения на экзамене проверяются такие виды речевой деятельности, как слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо, использование языковых единиц.
При оценивании экзаменационных работ педагогами применяются рубрики, в которых описываются «сильная» (5 баллов), «средняя» (3-4 балла) и «слабая» (1-2 балла) работы обучающихся по каждому из оцениваемых видов речевой деятельности.
Итоговая оценка по предметам «Казахский язык», «Казахский язык и литература» выставляется на основании результатов экзамена (по пятибалльной шкале) и годовой оценки (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 30 на 70. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Итоговая аттестация по завершении 9 (10) и 11(12) классов также проводится в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Цель итоговой аттестации – определение степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.
Форма проведения аттестации – итоговые выпускные экзамены (9 (10) класс) и государственные выпускные экзамены (11 (12) класс). Содержание итоговой аттестации и ожидаемые результаты регламентируются спецификацией в разрезе каждого предмета и языка обучения. Экзаменационные материалы для обучающихся 9 (10) класса разрабатываются управлениями образования областей и городов республиканского значения, для обучающихся 11 (12) класса – АОО «НИШ».
Результаты итоговой аттестации обучающихся 9 (10) класса по предметам в виде баллов выставляются в журнал и переводятся по шкале перевода баллов экзамена в экзаменационные оценки. Итоговая оценка выставляется на основании результатов экзамена (по пятибалльной шкале) и четвертных оценок за учебный год (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 30 на 70. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому.
Результаты итоговой аттестации обучающихся обсуждаются на педсовете перед началом нового учебного года, где принимаются меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.
Особенности внешнего оценивания (МОДО, PISA) Мониторинг образовательных достижений обучающихся
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) проводится в школах страны с 2022 года. МОДО проводится в соответствии с Правилами проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся, утвержденными приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2021 года № 204.
Из трех направлений тестирования второй год подряд сравнительно более успешные результаты как среди четвероклас-сников, так и девятиклассников отмечены по читательской грамотности. При этом школьники испытывают трудности при выполнении сложных заданий на интерпретацию и критическую оценку информации в тексте, определение основной мысли и выявление структурных частей текста, нахождение противоречий и скрытых деталей.
ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
По математической грамотности обучающиеся затрудняются в применении математических знаний и умений в повседневных жизненных контекстах, интегрировании знаний из различных областей математики, оперировании сложными математическими понятиями, работе с математическими моделями, формулами, алгоритмами и др. Темы, вызвавшие трудности в начальных классах, ожидаемо вызывают сложности и на уровне основной школы. Второй год подряд наиболее трудновыполнимыми стали задания по множествам, статистике и анализу данных, математическому моделированию и геометрии. Это темы, содержащие задания, которые требуют навыков моделирования задач в виде диаграмм и графиков, решения числовых, текстовых, комбинаторных задач и задач на логическое рассуждение и пространственное мышление.
ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
По естественнонаучной грамотности обучающиеся испытывают трудности в выполнении заданий, направленных на объяснение естественнонаучных явлений и использование в повседневной жизни исследовательских умений и навыков. В частности, четвероклассники второй год подряд затрудняются решать задания по темам «Типы веществ. Воздух. Вода», «Природные ресурсы» и др., которые закладывают фундамент для дальнейшего изучения курсов биологии, химии, физики, географии.

МОДО и PISA в 2024-2025 году в школах республики
Педагогам необходимо особое внимание уделить анализу результатов мас- штабного международного исследования PISA-2022 для совершенствования практики преподавания.
Казахстанские 15-летние обучающиеся набрали меньше среднего показателя по ОЭСР по всем трем направлениям грамотности. При этом они смогли показать определенный прогресс по естествознанию (+26 баллов). Позиции страны по математической (425 баллов) и читательской (386) грамотности сохранились на уровне прошлого цикла исследования.
По математической грамотности обучающиеся значительно затрудняются математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем.
По читательской грамотности казахстанские обучающиеся демонстрируют сложности в следующем: понимать длинные тексты, работать с абстрактными или противоречивыми концептами и устанавливать различия между фактами и мнениями, основываясь на неявных подсказках.
По естественнонаучной грамотности минимальная часть казахстанских участников PISA-2022 могут творчески и самостоятельно применять свои знания по естественным наукам в самых разных, в том числе незнакомых, ситуациях.
Учителям-предметникам рекомендуется принять к сведению результаты МОДО и PISA и обратить внимание на изучение перечисленных тем/разделов учебной программы. При этом важно избегать организацию «натаскивания» обучающихся на тестовые задания МОДО и PISA. Вместо этого целесообразно гармонично встраивать «западающие» темы в учебный процесс для развития у обучающихся предметных и метапредметных компетенций.
Так, необходимо уделить внимание «западающим» темам / разделам учебной программы. Это поможет им выявить области, которые требуют внимания, и разработать соответствующие методы и стратегии обучения.
К примеру, учителя языка и литературы могут увеличить на уроках представленность цифровых текстов, при работе с которыми требуются навыки анализа, сравнения, интерпретации, формулирования выводов, оценки достоверности или полноты содержания текста и др.
Учителя математики, алгебры и геометрии могут сделать особый акцент на разработке заданий, оценивающих такие навыки, как пространственное и критическое мышление, решение практико-ориентированных проблем, моделирование задач в виде диаграмм и графиков и др.
Учителям естественнонаучных учебных предметов целесообразно в процессе преподавания усилить связь изучения естественных наук с реальным миром. К примеру, они могут приводить примеры того, как применять системное мышление для сохранения окружающей среды, критически интерпретировать научные данные, организовывать групповые или индивидуальные исследовательские проекты.
В целом, учителя-предметники могут использовать образцы заданий МОДО, PISA и других международных сопоставительных исследований (TIMSS, PIRLS) для их адаптации или создания своих собственных заданий с учетом образовательных возможностей и потребностей своих обучающихся. Также важно интегрировать на уроках различные технологии (Интернет, презентации, видеоролики и др.) и источники информации (научные статьи, статистические данные, инфографики и др.), чтобы обеспечить интерактивность обучения.
Для достижения большей эффективности применяемых методов и стратегий педагогам целесообразно работать во взаимодействии с коллегами на уровне школы, района/города и области.
В связи с развитием технологий и другими условиями в образовательных си- стемах мира происходит постоянное изменение измеряемых аспектов знаний и навыков различных видов грамотности.
Следовательно, школам необходимо особое внимание уделить изучению рамки PISA-2025. Так, в исследовании 2025 года приоритетной областью оценивания станет естественнонаучная грамотность с дополнительным фокусом на оценке иностранных языков и навыках решения проблем с использованием цифровых инструментов и практик.
Ознакомиться с рамкой PISA-2025 можно по ссылке https://pisa-framework.oecd. org/science-2025/kaz_rus/

О главных направлениях работы в системе дошкольного воспитания и обучения в 2024-2025 учебном году
В новом учебном году в соответствии с законодательством Республики Казахстан, поручениями Главы государства и Правительства, а также основными положениями обновленной Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы (далее – Концепция) и другими стратегическими и программными документами сферы образования, актуализированы следующие направления работы в системе дошкольного воспитания и обучения (далее – ДВО):
- уведомление о начале или прекращении деятельности в сфере дошкольного воспитания и обучения, согласно обновленным Правилам;
- обеспечение безопасного пребывания детей в ДО и предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
- строгое соблюдение норм педагогической этики в общении с детьми, родителями и окружающими, исключение любых форм насилия, буллинга и нарушения прав детей;
- реализация государственных услуг посредством Единой базы учета, очередности и выдачи направлений в ДО согласно обновленных Правил оказания государственных услуг в сфере дошкольного образования;
- расширение деятельности консультационных пунктов в организациях образования для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием и обучением, для социально-педагогической поддержки семьи и воспитанников;
- организация краткосрочной предшкольной подготовки по программе «Балақайлар мектебі»;
- формирование Индивидуальной карты развития ребенка предшкольного возраста по итогам освоения программ дошкольного воспитания и обучения, предшкольной подготовки для определения индивидуальной траектории обучения учителем начальных классов;
- повышение качества экологического образования и экологической культуры воспитанников с учетом региональных особенностей и климатических изменений;
- повышение интереса к национальной культуре, мотивации к овладению казахским языком;
- реализация пилотного проекта по обучению казахскому языку детей дошкольного возраста «Тілге бойлау» с повышением квалификации педагогов;
- укрепление интеграции ДО и родительского сообщества, развитие социального института «Әжелер мектебі», «Әкелер мектебі», «Жас аналар мектебі»;
- определение приоритетного направления деятельности ДО, разработка Программы развития;
- увеличение показателя соответствия ДО критериям оценки качества до 50% (2023 г. – 25%);
- проведение аттестации педагогов ДО по новой системе;
- оценка деятельности педагога на основе образовательных достижений воспитанников;
- аккумулирование результатов профессиональной деятельности на цифровом модуле «Профиль педагога» посредством «Национальной платформы Ұстаз»;
- обязательное прохождение педагогами с квалификационной категорией «высшая», «первая», «вторая» аттестации по новой системе до конца 2024 года;
- формирование электронного Банка передового опыта педагогов ДО для внедрения в воспитательно-образовательный процесс;
- обмен и трансляция лучшего педагогического опыта Центрами компетенций;
- сопровождение практики педагогов и родителей посредством Виртуального методического кабинета на сайте Института раннего развития детей Министерства просвещения Республики Казахстан (далее – Институт);
- отбор 50 претендентов в республиканский кадровый резерв руководителей ДО в рамках программы «1000 лидеров изменений в образовании».
