ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2024
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы

ГЛАВА 1. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Государственная политика в области образования Казахстана направлена на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению (далее – ДВО) как успешному старту в жизни каждого ребенка.

Правовые рамки и основные принципы государственной политики по предоставлению ДВО определены Законом Республики Казахстан «Об образовании», согласно которому первый уровень системы образования осуществляется в семье или с 1 года до приема в первый класс в дошкольной организации, независимо от форм собственности.

Исследование Нобелевского лауреата профессора Джеймса Джозефа Хекмана показало, что в первые пять лет жизни у детей наблюдается высокий потенциал к обучению и развитию, и это оправдывает вложение в них. Так, возврат инвестиций в раннее развитие детей составляет 13 %. Влияние ресурсов, затраченных на раннее развитие ребенка, на успешность его будущей карьеры в 3 раза превышает ресурсы, вложенные в профессиональное образование.

Кроме того, данный период жизни является наиболее эффективным с точки зрения развития человека и «упущенное время» имеет более серьезные последствия как для развития ребенка, так и для экономики в целом. Игнорирование этого факта приведет к потере ВВП до 3–7 % в год. Результаты исследования PISA показывают, что ранний охват детей ДВО оказывает положительное влияние на успеваемость ребенка в школе. В PISA-2022 cредний балл казахстанских обучающихся, посещавших детский сад от трех и более лет, составил 433 балла, в то время как обучающиеся, посещавшие детский сад менее одного года, показали результат на уровне 391 балла.

Важным условием создания равных стартовых возможностей каждого ребенка к обучению в начальной школе является расширение доступа к ДВО. С этой целью для обеспечения прозрачности распределения мест автоматизирован процесс государственных услуг «Постановка на очередь детей дошкольного возраста (до 6 лет) для направления в дошкольные организации».

За последние три года списки ожидания в дошкольные организации сократились в 1,5 раза: с 446 176 детей от 0 до 6 лет в 2020 году до 289 758 в 2022 году. Из них 131,5 тыс. детей в возрасте 2–6 лет, в том числе в городской местности – 105,8 тыс., в сельской – 25,7 тыс.; 15,7 тыс. детей в возрасте 3–6 лет, из них в городской местности – 10,4 тыс., в сельской – 5,3 тыс.

Согласно Национальной образовательной базе данных (далее – НОБД) на конец 2022 года функционировало 11 104 дошкольных организаций, что на 454 единицы больше, чем в 2020 году. Дошкольные организации на конец 2022 года посещало 965 204 ребенка, тогда как в 2020 году в них насчитывалось 885 033 ребенка. Таким образом, в период с 2020 по 2022 годы доступ к ДВО получило более 80 тыс. детей, состоящих в очереди на получение мест в дошкольной организации.

Расширение сети дошкольных организаций позволило увеличить прием детей в возрасте двух лет. Так, охват ДВО детей 2–6 лет в 2022 году составил 89,4 %, что на 1 % больше показателя 2021 года. Охват ДВО 3–6-летних детей в 2022 году составил 98,5 % (2021 год – 98,3 %). 100%-ный охват детей 3–6 лет не обеспечен в Алматинской (92,9 %), Жетысуской (98,0 %), Туркестанской (99,3 %), Улытауской областях (89,5 %), городах Астана (99,2 %) и Алматы (94,6 %). Во многом это связано с территориальной реорганизацией, плотностью населения и миграционными процессами. Очевидна проблема нехватки мест в дошкольных организациях в густонаселенной местности, в регионах с высоким уровнем миграционных потоков и рождаемости.

Растет охват детей предшкольной подготовкой. Так, на конец 2022 года функционировало 3680 детских садов, имеющих 6864 предшкольных группы с контингентом 214 238 детей. Кроме того, 174 408 детей были охвачены предшкольной подготовкой в 5743 школах страны. Количество мини-центров с предшкольными группами составляло 739 единиц с контингентом 15 091 ребенок. Таким образом, предшкольная подготовка в детских садах, мини-центрах и в предшкольных группах школ организована для 403 737 детей (95,8 %), что на 68 413 детей больше, чем в 2020 году.

Несмотря на ввод новых мест открытие детских садов и увеличение охвата ДВО, вопрос очередности остается актуальным: спрос на места в дошкольных организациях превышает темпы ввода новых объектов ДВО. Более того, в связи с ростом рождаемости в 2020 и 2021 годах, прогнозируется увеличение очередности в дошкольных организациях в период 2023–2029 годов.

Следует учитывать такой факт, когда родители по разным причинам не желают определять ребенка в дошкольную организацию (состояние здоровья, предпочтение семейного воспитания и др.). В этой связи с целью обеспечения качественного ухода и воспитания детей в домашних условиях необходимо активизировать работу по обучению родителей, осуществлять педагогическое сопровождение родителей, чьи дети не посещают дошкольные организации. Кроме того, первостепенной задачей является вовлечение родителей в воспитание и обучение детей в дошкольной организации, организация их непосредственного участия в разработке планов работы с детьми и мероприятиях.

Приоритетным направлением развития ДВО является расширение сети дошкольных организаций с казахским языком обучения. В 2020 году воспитательный процесс на казахском языке осуществлялся для 665 169 детей. Наибольшая доля дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения (более 400 единиц) имеется в Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской областях. В целом по стране функционировало 65 % таких дошкольных организаций. На конец 2022 года сеть дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения увеличилась и составила 66,9 %, их контингент возрос до 742 832 детей. Расширилась карта регионов с наибольшей долей дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения, их ряды пополнили Атырауская и Мангистауская области, город Шымкент.

Государственный образовательный заказ на ДВО размещается в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, видов. В период 2020–2022 годов подушевой норматив на одного воспитанника вырос с 34 до 46 тыс. тенге, при этом подушевой норматив на ребенка с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) в 2 раза выше. По данным психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК) насчитывается свыше 47 тыс. детей с ООП дошкольного возраста, из них специальные детские сады и специальные группы дошкольных организаций посещают 9709 детей, общеобразовательные группы дошкольных организаций – 16 305 детей. Вместе с тем, для полноценного обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в инклюзивной среде в дошкольных организациях недостаточно специальных педагогов (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагогов-психологов, педагогов-ассистентов.

В 2021 году принята Модель развития дошкольного воспитания и обучения (далее – Модель), предусматривающая модернизацию содержания. Модель определяет направления изменений, необходимых для трансформации ДВО, повышения его качества, в соответствии с меняющимися требованиями к развитию и обучению детей, на основе научных данных.

Модель включает комплексный подход к решению проблем в сфере

  • создания равных стартовых возможностей для детей с раннего возраста путем расширения доступа к ДВО;
  • повышения качества предоставляемых услуг;
  • наращивания профессионального потенциала педагогов;
  • улучшения инфраструктуры.

В рамках реализации Модели в дошкольных организациях обеспечиваются благоприятные безопасные комфортные условия, обновлено программное содержание, осуществлено нормативное правовое обеспечение процесса воспитания и обучения. В 2022 году утверждены Государственный общеобязательный стандарт (далее – ГОС), Типовые учебные планы, Типовая учебная программа ДВО, которые включают навыки и компетенции выпускника дошкольной организации, требования к педагогу дошкольной организации.

Актуальным является создание инфраструктуры, обеспечивающей комфортное и безопасное пребывание ребенка, создание образовательного пространства, обеспечивающего инклюзивность, поддержку индивидуальности и особенностей детей в дошкольной организации независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, видов.

В период пандемии COVID-19 дистанционное воспитание и обучение для детей дошкольного возраста было доступно для детей предшкольного возраста, для остальных были организованы дежурные группы с малым количеством детей. В целях охвата детей непрерывным образованием были разработаны рекомендации по организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В домашних условиях у родителей не хватало свободного времени, так как они работали в удаленном режиме. Усложняло работу и практическое отсутствие качественного развивающего контента для детей дошкольного возраста в электронном формате, так как система образования сосредоточилась на обеспечении качества на других уровнях образования. В этой связи необходимо расширить цифровой развивающий контент для детей младшего возраста (мультфильмы и учебно-методические комплексы (далее – УМК), содержащие темы о национальных ценностях) и направить усилия на повышение качества ДВО.

ДВО обладает мощным потенциалом для формирования общества, основанного на базовых национальных ценностях. Сохранение и наследование культуры казахского народа через детскую литературу и устное народное творчество в раннем возрасте – это универсальный способ воспитания в ребенке самосознания и сопричастности с культурно-историческим кодом казахского народа. С 2022 года в процесс воспитания и обучения внесены требования по изучению казахского языка во всех возрастных группах. В целях усвоения казахского языка педагог в течение всего дня применяет словарный минимум, определенный в Типовой учебной программе ДВО, развивает устную связную речь воспитанников в различных видах детской деятельности, обогащает активный словарь, способствует овладению казахской речью, культурой общения, а также знакомит с культурой, обычаями и традициями казахского народа.

Анализ текущего состояния ДВО выявил следующие проблемы, требующие решения на системном уровне:

  • несмотря на высокую доступность дошкольных организаций для детей 3-6 лет, потребность в них для детей от 2 до 3 лет не удовлетворена, что сокращает возможности раннего развития и препятствует вовлечению матерей в трудовую деятельность;
  • недостаточность дошкольных организаций в густонаселенной местности, в регионах с высоким уровнем миграционных потоков и рождаемости;
  • спрос на места в дошкольных организациях превышает темпы ввода новых объектов ДВО;
  • прогнозируется увеличение очередности в дошкольных организациях в период 2023–2029 годов в связи с ростом рождаемости в 2020 и 2021 годах;
  • недостаточность качественного цифрового развивающего контента для детей дошкольного возраста;
  • низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания и обучения детей в дошкольных организациях;
  • инфраструктура и образовательная среда дошкольных организаций не удовлетворяют полностью поддержку индивидуальности и особенностей детей.
     

ГЛАВА 2. СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2022–2023 учебном году сеть организаций среднего образования составила 7687 школ с контингентом 3,7 млн обучающихся, из них 552 частные школы с контингентом 170 146 обучающихся.

Сеть организаций среднего образования по республике за последние три года увеличилась на 247 единиц: в 2020 – 2021 учебном году – 7440 школ с контингентом 3,4 млн обучающихся; 2021–2022 учебном году – 7550 школ с контингентом 3,5 млн обучающихся; 2022–2023 учебном году – 7687 школ с контингентом 3,7 млн обучающихся.

Обновление содержания школьного образования, 100%-ный переход к которому завершен в 2021 году, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) считают позитивным шагом на пути к модернизации системы образования в целом. В рамках оценки обновленного содержания образования, проведенной Всемирным банком, сделаны выводы и подготовлены рекомендации для улучшения действующих Типовых учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования. В частности, по совершенствованию содержания образования, отражающего знания, навыки, подходы и ценности, необходимые обучающимся XXI века в соответствии с национальными приоритетами, а также вызовами и возможностями стремительно меняющегося мира.

В рамках проведенных республиканских съездов учителей также отмечена необходимость пересмотра содержания учебных программ с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечения преемственности между темами, разделами и уровнями образования, усиления практической направленности, воспитательного компонента и развития функциональной грамотности обучающихся.

Следовательно, необходимо продолжить и укрепить работу по совершенствованию содержания среднего образования на основе ценностно-ориентированного, деятельностного, личностно ориентированного и коммуникативного подходов. Важно обеспечить соответствие современной педагогической теории и практики уровню требований, предъявляемых сфере образования процессами экономического, социально-политического, научно-технологического развития.

Автономная организация образования «Назарбаев интеллектуальные школы» (далее – АОО «НИШ») продолжает трансляцию своего опыта в общеобразовательные школы страны. Для этого отобраны 1710 ведущих школ Казахстана как методические площадки для работы со всеми школами регионов. Также реализуются проекты по методической (проведение исследований в школах, обучение педагогов, выработка рекомендаций для органов образования и др.) и материально-технической (оснащение и переоборудование, ремонт, реконструкция) поддержке сельских школ с участием частных инициативных организаций (спонсоров). Для педагогов общеобразовательных школ создана общедоступная онлайн-платформа «Системно-методический комплекс», содержащая свыше 174 тыс. материалов к каждому уроку по всем предметам с 1-го по 11-е классы на трех языках. В 2020 году для дистанционного обучения АОО «НИШ» совместно с Bilim Media Group разработан цифровой образовательный контент «Онлайн-мектеп», содержащий 24 тыс. уроков по всем предметам и классам на казахском и русском языках.

В связи с эпидемиологической ситуацией по COVID-19 впервые в Казахстане система среднего образования столкнулась с необходимостью обучения в дистанционном формате. Слабая техническая оснащенность школ и неравномерный доступ к высокоскоростному интернету в значительной мере отразились на качестве предоставляемых образовательных услуг. Совместно с ЮНИСЕФ и при технической поддержке Факультета образования Кембриджского университета проведена количественная оценка потерь знаний с использованием комплексного подхода к измерению данного показателя. По итогам исследования предложены краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные меры по восполнению знаний. Предложенные меры реализованы педагогическими коллективами республики, а также используются в дальнейшей работе (проведение курсов повышения квалификации педагогов по новым программам, пересмотр образовательных программ и т. д.).

В целях повышения качества среднего образования приняты нормативы по усилению требований к качеству учебников. Экспертиза учебников проводится независимыми специалистами (2000 внешних экспертов), прошедшими курсы. Усилена ответственность авторов и издательств за разработку учебников: в случае обнаружения ошибок в учебниках, издательства возмещают все расходы за счет собственных средств.

Усиливается интенсивность преподавания предметов естественно-математического направления (далее – ЕМН) для качественного изучения. Так, в 2022–2023 учебном году увеличены часы по предметам ЕМН следующим образом: «Естествознание» – по 1 часу в 3, 4, 5, 6-х классах; «Физика», «Химия», «Биология» – по 1 часу в 7, 8, 9-х классах; «Алгебра и начала анализа» – по 1 часу в 10-11-х классах.

В рамках курса «Глобальные компетенции» в целях повышения качества экологического образования в 6-м классе изучается предмет «Экология» за счет вариативного компонента учебного плана, с учебной нагрузкой 1 час в неделю (34 часа в год). В 2021–2022 учебном году данный предмет по выбору изучали 233 252 обучающихся 6-х классов в 4668 (67 %) школах. Функционируют 177 кружков экологической направленности с охватом 21 721 обучающийся. Модель непрерывного экологического образования, развития культуры бережливого использования всех ресурсов внедрена в 79 % школ страны.

Одним из основных параметров, характеризующих качество и эффективность школьного образования, являются выявление и развитие одаренных детей и их участие в республиканских и международных олимпиадах и научных конкурсах. За последние три года на престижных международных олимпиадах казахстанские школьники удостоились 5 золотых, 35 серебряных и 29 бронзовых медалей; на международных олимпиадах и конкурсах научных проектов получено 344 золотых, 572 серебряных и 934 бронзовых медалей.

В 2022 году внедрен механизм поощрения победителей и призеров международных предметных олимпиад, а также подготовивших их педагогов. Для победителей международных олимпиад предоставляются гранты для поступления в вузы вне конкурса. Однако в Казахстане недостаточно развита система поддержки талантливых детей. Работа школы ограничивается выявлением и отбором одаренных обучающихся, при этом нет методики развития их талантов. В системе работы по выявлению и развитию одаренных детей слабо учитываются новые направления, такие как технологии, креативная индустрия, предпринимательство. Наблюдается низкий охват олимпиадным движением школьников из сельской местности, а также детей с ООП.

Одной из важнейших задач в обеспечении качественного образования являются сокращение разрыва в качестве обучения между городскими и сельскими школами. Из 6909 государственных школ в сельской местности расположена 5271 школа (68 %), из них малокомплектных школ (далее – МКШ) – 2722 (52 % из числа сельских школ). Сельские школы служат основным центром всего села и местом, где молодежь развивает свои возможности. В этой связи важно увеличить шансы на успех каждого обучающегося в сельской школе, сократить отставание по качеству образования от городских школ. По поддержке сельских школ реализуются региональные проекты «Мобильный учитель», «Қамқор жанұя», «Шефство сильных школ над сельскими школами с низкой результативностью», «КӨМЕКТIMES: школа-школе». Активно реализуются проекты в образовании Фонда устойчивого развития сельских территорий. Обучающиеся сельских школ будут охвачены адресной помощью (дополнительные занятия по предметам, посещение летних смен и детских центров), получат возможность участия в бесплатных дополнительных образовательных программах с использованием учебных ваучеров.

Вместе с тем сохраняется разрыв в качестве знаний между городскими и сельскими обучающимися. Исследованием PISA циклично подтверждается разница между городскими и сельскими школами. К примеру, разница по читательской грамотности PISA-2022 составила 37 баллов в пользу городских.

Материальная инфраструктура школьных зданий в сельской местности существенно ограничивает возможности сельских школьников по сравнению с городскими. Ограничен доступ обучающихся школ к цифровым образовательным ресурсам в связи с отсутствием широкополосного Интернета, только 39 % школ имеют высокоскоростной Интернет (от 20 мбит/с и выше).

Важным этапом в развитии инклюзивной практики стало принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Законом принята норма по реализации государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ООП.

На начало 2023 года количество детей с ООП составляло 188 тыс. детей (на начало 2022 года – 175 тыс.), в том числе школьного возраста 132 699 детей. Ежегодный рост количества таких детей составляет в среднем 3 % (2020 год – 161 тыс. детей, 2021 год – 175 тыс. детей, 2022 год – 188 тыс. детей).

На начало 2023 года в стране функционировало 99 специальных школ, а также 92 ПМПК, 208 кабинетов психолого-педагогической коррекции (далее – КППК), 14 реабилитационных центров (далее – РЦ), 10 аутизм-центров. Также при школах работают более 640 кабинетов поддержки инклюзии, более 1600 логопедических пунктов. В специальных организациях по специальным учебным программам обучалось 17771 ребенок с ограниченными возможностями.

В 2022 году утверждены Правила психолого-педагогического сопровождения, оценки особых образовательных потребностей, усовершенствованы нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций образования. С целью обеспечения достаточной сети ПМПК пересмотрен норматив открытия сети одного ПМПК с 60 тыс. до 50 тыс. детского населения.

Утверждены нормы по реализации государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ООП. Это позволит увеличить охват детей с ООП специальной психолого-педагогической поддержкой, используя потенциал частного сектора, неправительственных организаций, без капитальных расходов бюджета на расширение сети КППК, РЦ.

Для качественной реализации психолого-педагогического сопровождения в организациях образования требуются базовая инфраструктура (проектная мощность, кабинеты специалистов, зоны реабилитации и лечебной физкультуры, коворкинг для родителей, педагогов), а также оснащенность современным оборудованием в соответствии с международными требованиями.

Создание современной школьной инфраструктуры как условие для обеспечения доступности качественного образования является приоритетной задачей государства. С 2021 года осуществляется модернизация школ, расположенных в малых городах, районных центрах и селах. Модернизация включает в себя 6 направлений работ: капитальный и текущий ремонты, оснащение школ предметными кабинетами, обновление школьной мебели, модернизацию библиотек и столовых, улучшение условий безопасного пребывания детей в школе и на пришкольной территории.

В стране действуют свыше 5000 школ, находящихся в районных центрах, селах и малых городах, из них в 2021 году модернизацией охвачены 1015 школ, в 2022 году – 1003 школы. В результате к началу 2022–2023 учебного года проведены капитальный ремонт 357 школ и текущий ремонт 1122 школ. Осуществлена поставка 1470 предметных кабинетов в 954 школы. В 1139 школах обновлена мебель, модернизированы 1806 школьных библиотек и столовые 969 школ. Улучшены условия безопасности в 1203 школах.

Однако несмотря на реализуемые меры в развитии инфраструктуры среднего образования имеются вызовы. Текущие темпы строительства школ не успевают за демографическими и миграционными процессами и накапливаемым дефицитом ученических мест. В условиях роста численности детского населения и дефицита ученических мест актуальной остается проблема многосменности обучения.

Увеличивается рождаемость детей: в период с 2020 года по первое полугодие 2022 года количество родившихся детей составило 1 039 775 человек. Численность первоклассников за последние три учебных года составила 1 160 311 обучающихся, миграция населения – 34 % и износ зданий школ – 15 %, прогнозный дефицит ученических мест к 2026 году составляет 1,12 млн.

В 2022/2023 учебном году текущий дефицит ученических мест составил 270 тыс., из них по городу – 167 тыс. мест, по селу – 96 тыс. мест. Количество трехсменных школ на сегодня составляет 143 единицы (2022 год – 139), аварийных – 52 (2022 год – 47).

Для решения проблем трехсменных школ применяются различные механизмы: целевое строительство за счет государственного бюджета и государственно-частного партнерства (далее – ГЧП); строительство школ из модульных конструкций (быстровозводимые здания). С целью привлечения частного сектора в развитие среднего образования Законом Республики Казахстан «Об образовании» утверждена компетенция уполномоченного органа в области образования по размещению государственного образовательного заказа на среднее образование.

С 2020 года подушевое финансирование полномасштабно внедрено во всех городских школах республики (1605 школ). Это дает много преимуществ, в частности, управленческую и финансовую самостоятельность школам (возможность экономить, вводить дополнительные штаты/дополнительные выплаты и др.). Вместе с тем не получило широкого распространения транслирование опыта успешных стратегий развития по управлению персоналом и рациональному применению подушевого финансирования.

Расходы на одного ученика в Казахстане в разы ниже показателей стран ОЭСР, разница только с Россией составляет около 1 млн тенге. В этой связи увеличение расходов на образование и доведение его до общемировых стандартов является важным на ближайшую перспективу. Необходимо совершенствовать норматив подушевого финансирования в несколько этапов, применяя больше стимулирующих компонентов, таких как: процент поступления в высшие учебные заведения, количество победителей республиканских олимпиад, уровень квалификации педагогов.

Принятые меры государственной поддержки по стимулированию бизнеса к строительству школ (подушевое финансирование, льготное кредитование, возмещение амортизационного компонента в течение 8 лет, снижение административных барьеров) значительно повлияли на развитие сети частных школ, в том числе оказывающих образовательные услуги на основе государственного образовательного заказа без родительской оплаты.

Размер государственного образовательного заказа определяется согласно Методике подушевого нормативного финансирования, где для частных организаций образования предусмотрено возмещение как операционных расходов (средний размер на 2022 год – 532 тыс. тенге), так и расходов на ввод новых ученических мест путем строительства и реконструкции (за 1 ученическое место на 2022 год: строительство – 294 тыс. тенге, реконструкция – 144 тыс. тенге), средний размер операционных затрат на 2020 год – 414 тыс., расходы на ввод ученических мест в 2020 году за 1 ученическое место: строительство – 267 тыс. тенге, реконструкция – 131 тыс. тенге; средний размер операционных затрат на 2021 год – 469 тыс. тенге, расходы на ввод ученических мест в 2021 году за 1 ученическое место: строительство – 280 тыс. тенге, реконструкция – 137 тыс. тенге.

Разработана новая модель ГЧП, благодаря которой только за полтора года в городе Астане введены в эксплуатацию 5 школ на 20 тыс. ученических мест.

Таким образом, расширение сети частных школ является дополнительным инструментом в решении вопроса дефицита ученических мест и трехсменности государственных школ, где не только снижается нагрузка на государственный бюджет, но и сокращается срок ввода новых школ.

Кроме того, разработаны и другие инструменты в виде субсидирования, льготного кредитования и налоговых льгот. Так, действует механизм субсидирования банковских займов по строительству и реконструкции частных школ через Фонд развития предпринимательства «Даму», где конечная ставка кредитования для частного сектора составляет в рамках программы «Экономика простых вещей» – 7 % и «Дорожной карты бизнеса – 2025» – 6 %.

 Вместе с тем в среднем образовании требуют решения следующие проблемы:

  • необходимость совершенствования содержания образования, отражающего знания, навыки, подходы и ценности, необходимые обучающимся XXI века;
  • информационно-технологическая, материальная инфраструктура школ в сельской местности слабо развита, что ограничивает возможности сельских школьников по сравнению с городскими;
  • слабо транслируется опыт успешных стратегий развития, по управлению персоналом и рациональному применению подушевого финансирования между организациями образования;
  • низкий охват олимпиадным движением школьников из сельской местности, а также детей с ООП;
  • недостаточно развита система поддержки талантливых детей;
  • сохраняется разрыв в качестве знаний между городскими и сельскими обучающимися;
  • низкий охват детей с ООП специальной психолого-педагогической поддержкой.