Кейс для методиста: родители жалуются, что ребенок не хочет идти в сад из-за отдельного воспитателя
Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.
Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить
- Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.
- Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или методиста.
- Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.
«Мой ребенок не хочет к вам идти» – начало конфликта с родителями, знакомое многим воспитателям. Если эти слова прозвучали, нужно незамедлительно принимать меры. Это сигнал эмоционального конфликта между ребенком, воспитателем и родителями, когда внимание с сути противоречий переносится на личности участников. Фоном в отношениях становится личная неприязнь. Такой конфликт часто выходит за пределы группы: родители привлекают методиста, других родителей, заведующего, отдел образования, а иногда и широкую аудиторию в Интернете. Все участники конфликта страдают, проблема не решается. Чтобы избежать негативных последствий, учитывайте все возможные причины.
Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю
1. Потребность быть с родителями
Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.
2. Эмоциональные трудности
Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.
3. Волевые сложности
Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда всё можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.
4. Эффект ореола
Влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким, строгим тоном), то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых: например, этой воспитательницей другая пугала детей, или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.
5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков
Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратится для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.
Предложите решить этот кейс-ситуацию вашим воспитателям
Кейс-ситуация № 1
Ситуация. Родители пятилетнего Арслана развелись со скандалами, попытками спрятать ребенка друг от друга, дома долго была крайне напряженная обстановка. У Арслана появились страхи, энурез, он стал плаксивым, постоянно встревоженным. Стал бояться одну из воспитательниц, опытную, сдержанную, но требующую организованно и вместе со всеми выполнять задания, которые она дает. Мальчик стал плакать по утрам, говорить маме, что не хочет к этой воспитательнице, она злая, всё время что-то хочет от него, заставляет делать быстро. Мать пришла к педагогу взвинченная, недовольная, с упреками, что мальчику и так тяжело, что она не рассчитывала на такое отношение, ведь она всегда помогала воспитательнице. Ребенок у нее развитый, послушный, надо дать ему время справиться с эмоциями, а не давить.
Решение. Необходимо эмоционально поддержать мать и ребенка, выслушать и сказать о своем теплом отношении к ним, похвалить. Например: «Вы вовлеченная мама и действительно любите и уважаете своего ребенка», «Я всегда могла рассчитывать на вашу помощь». Затем важно рассказать о тех ситуациях, на которые жалуется ребенок: «Когда мы собираемся гулять, я за 5 минут предупреждаю детей. Потом прошу всех прервать игры и вспомнить правила одевания. Если Арслан не слушает, я повторяю ему еще раз и говорю, что мы все не можем его ждать». После этого следует спросить мать, что именно она хотела бы, чтобы вы делали в таких ситуациях. Тон при этом должен быть спокойным. Затем нужно обсудить варианты, когда вы можете реализовать пожелания матери.
Пять причин, по которым родители винят воспитателя
1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится
Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.
2. Неприязнь к воспитателю
Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия: не нравится такой тип внешности, слишком молодая/старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование/национальность. Даже помада на губах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.
3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми
Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например, грубит детям.
4. Задетая самооценка
Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.
5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка
Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой всё еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.
Предложите решить этот кейс-ситуацию вашим воспитателям
Кейс-ситуация № 2
Ситуация. Мама трехлетней Наташи при первом знакомстве сказала воспитательнице, что ее дочь очень ранимая и ей нельзя ничего запрещать. Пожилая воспитательница спросила, как же остановить Наташу, не запрещая, если она будет делать что-то не то. Мама ответила, что нужно договариваться, и уже скептически добавила, что странно, что такой опытный педагог этого не понимает. В течение ближайших месяцев мама говорила воспитательнице, что Наташа часто жалуется, что в садике ничего нельзя, ей скучно, плохо. Воспитательница ответила, что дело тут не в ранимости девочки, а в отсутствии запретов в воспитании. Мать обвинила педагога, что та не умеет запрещать так, чтобы не ранить ребенка. Воспитатель сказала, что других детей ее запреты не ранят. Мать пожаловалась заведующему на грубость педагога.
Решение. Необходимо расспросить мать о дочери. Например, какой характер у девочки, какой она родилась, с кем из членов семьи она особенно близка, чем увлекается, чем занимается в выходные дни и в свободное время. При этом важно не искать проблемы, а задавать вопросы с интересом, чтобы лучше узнать мать и ребенка. Затем нужно выяснить, что делает мама, если дочь нарушает какое-то правило, шалит или подвергает себя риску. Следует попросить ее привести несколько простых примеров, как ей удается в сложных ситуациях следовать ее установке – обходиться без запретов. Во взаимодействии с девочкой важно следовать правилу «действую, как будто люблю». Как бы вы ни относились к девочке, необходимо говорить с ней доброжелательно, не давить, обращать внимание на ее достижения и хорошие, с вашей точки зрения, действия. Можно попросить девочку самостоятельно или вместе с мамой составить правила, которым нужно следовать в жизни и в детском саду. Также можно использовать прием «выбор вместо запрета»: не «тут нельзя бегать», а «здесь можно рисовать или взять что-то из игрушек».
Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок
не хочет ходить к нему в группу
1. Стрессовые педагогические тактики
Воспитатель постоянно кричит, взвинчен, имеет привычку «сливать» на детей негативные эмоции, выбирает любимчиков и отверженных, контролирует каждую мелочь.
2. Предвзятое отношение к ребенку
Может быть следствием множества причин, от предубеждений в отношении пола («мальчики утомляют»), национальности, профессии родителей до накопившихся негативных эмоций из-за конфликтов с воспитанником.
3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка
Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – всё это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку
4. Профессиональное выгорание
Утрата положительных эмоций от работы, постоянное переживание скуки, усталости, раздражения, деперсонализация детей («все одинаковые»), желание просто побыть в тишине, чтобы никто не болтал, не мельтешил, ничего не просил, – типичные симптомы профессионального выгорания воспитателя. С таким взрослым ребенку скучно и дискомфортно общаться и находиться рядом.
5. Внешний облик и манеры
Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта), длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.
Решите этот кейс-ситуацию самостоятельно
Кейс-ситуация № 3
Ситуация. Несколько родителей четырехлеток обратились к методисту с жалобами на нежелание детей идти в детский сад в те дни, когда с группой работает воспитательница Марина Сергеевна. Все родители говорят, что дети жалуются на то, что воспитательница злая, боятся ее, она угрожает детям, что отдаст их в ясельную группу, не отпустит вечером домой, пока они не сложат игрушки и т. п. Воспитательница немолодая, разведенная, у нее взрослая дочь, которая живет отдельно. С коллегами Марина Сергеевна общается охотно, но часто в разговоре начинает жаловаться на неурядицы в работе и сплетничать о родителях воспитанников своей и других групп, некоторых коллегах, в том числе руководителе.
Решение. В этой ситуации воспитатель должен изменить способ взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого педагогу необходимо эмоционально и физически отдохнуть и сбросить агрессию. Методист должен поговорить с воспитателем и рассказать о жалобах родителей. При этом важно не оценивать действия воспитателя и напомнить, что дети принимают угрозы взрослого за чистую монету и боятся и содержания угрозы, и самого факта угроз. Они думают, что этот человек (воспитатель) сделает им что-то плохое. Важно твердо сказать воспитателю, что так делать нельзя (угрожать, пугать). Затем необходимо спросить, что воспитатель пробовал делать до угроз или вместо них, и помочь найти способ иначе влиять на детей. В ходе беседы важно выслушать воспитателя, дать ему возможность выговориться и снова напомнить об этических нормах. В беседе с родителями следует придерживаться тех же правил, что и в случае, если причина нежелания ребенка идти в детский сад в родителях.
