ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2025
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Театральный фартук для занятий и самостоятельной деятельности детей. Как его изготовить и использовать в работе

Как выглядит театральный фартук

Театральный фартук состоит из яркой тканевой основы и съемных элементов. Его наполнение зависит от задач, которые предстоит решить на занятии. Также я подбираю элементы для театрального фартука так, чтобы они сочетались по идее и сюжету. Это помогает детям самостоятельно придумать и рассказать историю, выразить свои мысли и чувства.

Изготовить театральный фартук меня вдохновили интересные идеи для кукол и театральных занятий с детьми в книге М.И. Родиной и А.И. Бурениной «Кукляндия»

Чтобы поддерживать интерес воспитанников, необходимо регулярно обновлять содержание фартука. Если он исчерпал свои ресурсы, я создаю новый. Сначала подбираю фон, затем наполняю его, например, пальчиковыми куклами.

Все основные элементы на фартуке съемные. Дети по своему желанию изменяют детали фона, снимают, прикрепляют на место или прячут персонажей. для этого внизу на фартуке есть большой карман. Так у детей есть возможность создавать более сложные сюжеты и выбирать место действия. Подробнее о том, как сделать театральный фартук, смотрите в памятке-инструкции в конце статьи.
 

Какие задачи позволяет решить театральный фартук

Театральный фартук привлекает детей яркостью и разнообразием элементов. Он позволяет удержать внимание воспитанников во время занятий и решать разные задачи.

Развивать мелкую моторику и пластичность. Все элементы на фартуке небольшие. Когда дети изображают разных персонажей или разыгрывают сюжеты, они развивают мелкую моторику, совершенствуют театральные жесты. За три года, как мы работаем с фартуком, они научились легко владеть куклами, в танцевальных композициях движения рук стали выразительнее и пластичнее.

Развивать коммуникативные навыки и артистизм. Фартук играет большую роль в работе с детьми, которые испытывают трудности в общении. Через персонажа они выражают свои мысли и чувства, например, от пьесы или музыки. в процессе игры развивается их речь. Дошкольники учатся работать в команде и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Застенчивые дети участвуют в мини-спектаклях, которые воспитанники разыгрывают в небольших группах. Со временем они учатся выступать перед зрителями: сначала с помощью кукол, потом – самостоятельно. За последние 3 года застенчивые и неуверенные воспитанники смогли раскрепоститься. Во время прослушивания музыкальных произведений они стали больше рассказывать о своих чувствах.

Развивать фантазию и художественное мышление. с помощью фартука дошкольники самостоятельно сочиняют сюжеты для сказок и мини-спектаклей. Играют в сюжетно-ролевые игры.

В музыкально-дидактических играх дошкольники учатся определять характер героя и сцены по музыкальному сопровождению. Они придумывают, как изобразить персонажа, – его повадки и речь. Например, медведь идет вразвалочку, покачивается, говорит протяжным низким голосом.

Вовлекать родителей в образовательный процесс. Интерес к работе с театральным фартуком проявили и родители воспитанников. Они помогают придумать новые сюжеты, самостоятельно изготавливают пальчиковые куклы. Семьи активно участвуют с детьми в постановках, разучивают с ними песни и танцы. Иногда родители забирают театральный фартук домой для совместной деятельности с дошкольниками.


 

Как использовать театральный фартук

Театральный фартук имеет большую педагогическую ценность. Он предоставляет возможность использовать его в разных образовательных ситуациях, режимных моментах и на занятиях.

На музыкальных занятиях. Театральный фартук подходит для занятий со всеми группами. для детей раннего и дошкольного возраста я продумываю задания с разным уровнем сложности и самостоятельности.

В младших группах дети сначала знакомятся с содержанием фартука: рассматривают и трогают игрушки, саму ткань, открывают и закрывают кармашки. При этом не следует сразу располагать на фартуке большое количество персонажей. Так детям легче будет озвучивать их, петь вместе с ними песни.

В старших группах занятия предполагают большую самостоятельность воспитанников. Дети проявляют инициативу, придумывают свои истории, обыгрывают стишки и потешки.

В разных возрастных группах я использую фартук во время слушания музыки. Детям бывает сложно говорить о характере пьесы, о своих ощущениях от классической музыки. в таком случае я предлагаю им сыграть сюжет на фартуке и через игру выразить свои чувства от произведения. Например, дошкольники прослушали композицию «Декабрь. Святки» П. Чайковского. На первом занятии я показываю им зимние предметы на фартуке. А на втором, когда дети повторно слушают пьесу, они самостоятельно составляют картину зимы и рассказывают о ней.

С помощью фартука я организую музыкально-дидактические игры. Например, «Кто как идет», «Кого встретил Колобок». На таких занятиях дети развивают ритмический и тембровый слух, речь, воображение, мелкую моторику.

Игра «Кто как идет» проходит в три занятия. Я надеваю фартук или кладу его на стол. «В гости» к дошкольникам приходят разные лесные звери. У каждого из них – свое музыкальное сопровождение. На первом занятии показываю детям, как звучит музыка у разных персонажей. На втором – воспитанники узнают мелодию и показывают, кого она обозначает. На третьем занятии они слушают музыку и берут нужную игрушку, водят ее по фартуку и могут сами изобразить повадки животного. Например, зайчик бегает быстро и зигзагом, ежик перекатывается, а лиса крадется медленно. Игра «Кого встретил Колобок» имеет схожий принцип: дети узнают музыку. в старших и средних группах они водят кукол по фартуку и проговаривают реплики из сказки.

Иногда мы проводим музыкально-дидактические игры совместно с воспитателем. Тогда он надевает фартук, а я сажусь за фортепьяно и играю мелодию.

С помощью театрального фартука дети разучивают стихи и песни. Они пропевают или зачитывают произведение и разыгрывают его сюжет. Для этого я заранее готовлю персонажей и декорации.

В индивидуальной работе. Некоторым детям бывает трудно работать в коллективе. Они стесняются петь и читать стихи, боятся выражать свою точку зрения, открыто проявлять свои эмоции. в ходе индивидуальной работы с такими воспитанниками тоже помогает театральный фартук. Через игру дети постепенно раскрепощаются. Они учатся взаимодействовать со взрослым, а затем – и со сверстниками, исполнять разные роли, выражать чувства и эмоции от музыкальных и художественных произведений.

В самостоятельной игровой деятельности. Театральный фартук всегда доступен детям. Они могут взять его для самостоятельной деятельности: придумать свои сказки, изменить и дополнить те, которые знают, обыграть стихи и песни.

В самостоятельных играх с театральным фартуком дошкольники часто проживают и осмысливают впечатления от мероприятий, которые недавно прошли в детском саду. Например, после новогодних утренников в их игре еще долго присутствовали зимние мотивы и праздничные сюжеты, дети разыгрывали стихи и песни, которые выучили к празднику.

В работе с родителями. Если семьи дошкольников проявляют интерес к театральному фартуку, я разрешаю взять его на время домой. Даю рекомендации, какие игры организовать. Чтобы укрепить детско-родительские отношения, предложите им изготовить такое пособие самостоятельно. Пусть дети помогут родителям на всех этапах: вместе придумают идею, фон, создадут игрушки.