Как реализовать 4К-модель в детском саду: практические примеры
Модель 4К – одна из самых молодых и актуальных в современном образовании. Многие считают, что она берет свое начало в 2016 году, когда президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция, и обозначил ТОП-10 навыков, которые будут актуальны в 20-х годах XXI века. Это умения
- решать комплексные задачи;
- думать критически;
- творчески мыслить;
- управлять людьми;
- работать в команде;
- распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
- формировать суждения и принимать решения;
- ориентироваться на клиента;
- вести переговоры;
- быстро переключаться с одной задачи на другую.
Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Анализ развития системы образования в мире показывает, что на самом деле 4К-модель начала зарождаться гораздо раньше. Так К. Зайцева отмечает, что в России процесс становления концепции «4К» начался с 2010 года, но активно заговорили о ней примерно с 2014 года на научных и образовательных конференциях.
Т. Фещенко отмечает, что в США еще в 50-х годах концепция «4К» использовалась специалистами, которые занимались подготовкой кадров для вооруженных сил.
Так или иначе именно после выступления Клауса Шваба 4К-модель стала активно внедряться в организациях образования, в том числе и детских садах.
Современное образование прагматично и четко обозначает итоговую цель: подготовка ребенка к самостоятельной взрослой жизни, умение адаптироваться в постоянно меняющемся мире, умение самообучаться и даже переучиваться в поисках актуальной профессии, успешность в обществе. Всё это невозможно без развития названных 4 мягких навыков (Soft Skills).
Таким образом, говоря о внедрении 4К-модели в организацию образования необходимо определиться с содержанием терминов «креативность», «критическое мышление», «коммуникация» и «кооперация».
Мы приведем 4 классических определения данных понятий.
Критическое мышление – последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям (В. Н. Брюшинкина и В. И. Маркова).
Креативность – способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем (в том числе и профессиональных), ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания (Lucas B., Claxton G., Spencer E. P.).
Коммуникация – передача сообщения, сознательное, построенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе (Н. И. Козлов).
Кооперация – умение и готовность обращаться за помощью, выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным. В ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный (К. Зайцева).
Опираясь на эти определения, каждый детский сад сам определяет, на основе чего будет внедрять модель 4К. Это может быть метод проектов, кейс-технология, геймификация образовательного процесса, использование активных стратегий обучения, а может и синтез всех этих технологий. Именно последнее, т. е. синтез элементов разных технологий и используют большинство дошкольных организаций в Казахстане.
Таким образом, об использовании 4К-модели можно говорить даже в том случае, когда педагог систематически, пусть даже интуитивно на занятиях и в свободной игровой деятельности создает ситуации для развития критического мышления, креативности, общения и взаимодействия между детьми. То есть, по сути, 4К-модель опирается на Soft Skills самого педагога, который эти самые мягкие навыки развивает у детей.
В качестве примера реализации 4К-модели в детском саду приведем опыт детского сада «Нұр бөбек» г. Петропавловска.
Таблица 1 – Пример реализации 4К-модели
Далее приведем примеры упражнений и заданий на развитие 4К-навыков у дошкольников в ОУД и свободной деятельности.
Примеры упражнений и заданий на развитие 4К-навыков у дошкольников в ОУД и свободной деятельности
«Креативность»
Как можно чаще предлагайте детям использовать знакомые предметы в новой ситуации. Например, предложите дошкольникам придумать 3, 5 или 10 способов использования самой обычной вещи: простого карандаша, стакана, шляпы.
На занятиях в образовательных областях «Коммуникация» и «Познание» целесообразно включать задания на дорисовывание фигур. Например, нарисуйте две палочки или круг и предложите ребенку дорисовать фигуру, а потом объяснить, что он нарисовал и почему.
Используйте задания по типу ТРИЗ:
- агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, танк-амфибия); предложите детям также создать своих героев или предметы путем соединения двух других;
- гиперболизация – преобразование предметов (увеличение или уменьшение, изменение количества частей предмета и их смешение (Гулливер, драконы с семью головами и т. д.)). Дети могут попробовать «увеличить» или «уменьшить» сумку или стол и подумать, как и где их можно использовать;
- акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта; при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (нос Бабы Яги, уши эльфа);
- схематизация – черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (орнамент, пиктограмма).
«Критическое мышление»
Игра «Да-нет», когда педагог, отвечая на вопросы только «да» или «нет», помогает им самостоятельно определить загаданный предмет или событие. Например: «Я загадала животное, которое живет в степи. За десять вопросов определите животное, которое я загадала».
Игра «Картинки-загадки». Ребенок выбирает одну из заготовленных педагогом картинок и, не показывая ее другим детям, пытается объяснить, что на ней изображено, не называя сам предмет.
Игра «Лишний предмет». Вообще все задания, связанные с определением лишнего предмета в ряду, очень хорошо развивают критическое мышление.
Рисование ментальных карт.
«Коммуникация»
«Мозговой штурм». Этот метод помогает в принятии правильных решений и учит работать в коллективе. Перед дошкольниками можно ставить как учебные, так и бытовые задачи, например, как организовать порядок в группе (решение: выбирать дежурных, убирать по очереди, не разбрасывать игрушки), чем украсить площадку и т. д.
Участие в социальных и волонтерских проектах. Посещение приютов для животных, участие в субботниках и благотворительных концертах.
Игра «Лучший вопрос». Предложите детям задать как можно больше вопросов на определенную тематику. Каждый участник придумывает вопросы и по очереди их озвучивает, а потом все участники выбирают лучший вопрос.
«Кооперация»
Игра «Иголочка и ниточка» отлично развивает межличностное доверие, ответственность за других. Среди детей выбирается водящий. Он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами – «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет», «ниточка» – за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2–3 раза. Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Игра «Карандаш» (для детей с 5 лет) помогает развитию навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности. Детей необходимо разделить на пары. Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков – взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.
Игра «Тень» (для детей с 5 лет). Детей также делят на пары, выбираются основной игрок и его тень. Основной игрок выполняет любые движения, тень как можно быстрее и точнее повторяет. Также можно проводить эту игру и со всей группой. Для этого все дети встают в линию за основным игроком на небольшом расстоянии, и также все вместе повторяют его движения.
Таким образом, 4К-модель – это не какая-то готовая система или шаблон действий. Это целостный подход к организации образовательного процесса, предполагающий внедрение и синтез различных методов, средств, стратегий, направленных на развитие всех 4 компонентов («Креативность», «Критическое мышление», «Коммуникация» и «Кооперация») у детей. Все 4 компонента должны развиваться постоянно на всех этапах ОУД и в свободной деятельности дошкольников. Любой режимный момент также можно и даже нужно подчинить идее развития 4К.
Также необходимо отметить огромную роль самого педагога, реализующего 4К, так как он и сам должен быть личностью с развитыми на высоком уровне 4К-навыками.
Для собственного профессионального развития, рекомендуем прочитать серию из 4 книг по использованию 4К в образовании:
- Н. Непряхин, Т. Пащенко. Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни. Издательство «Альпина. Дети» – 2022
- В. Шиманская, Н. Карпов. Командная работа. Запуск проекта любой сложности. Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 176 с.
- В. Шиманская. Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 152 с.
- И. Намаконов. Креативность. 31 способ заставить мозг работать. Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 256 с.
