ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Карточки Сегена, адвент-календарь и еще пять идей в вашу методическую копилку для занятий в новом учебном году

STARTUP «Игровой планшет на основе сказки»


Е. А. Морозан, воспитатель

Глядя на своих старших братьев и сестер, дошкольники тоже хотят пользоваться современными гаджетами. Особый интерес они проявляют к планшетам, считая эти девайсы подходящими для развлечений. Но чтобы использовать эти устройства в работе с детьми дошкольного возраста, они должны обладать образовательными или развивающими характеристиками. Качественных специализированных гаджетов для младших дошколят на рынке не много, а те, что есть, не развивают моторику рук. Не влияют они и на развитие сенсорного восприятия, не воздействуют на тактильные ощущения ребенка, не мотивируют на развитие речевой активности малыша.

Поэтому педагоги младших групп решили разработать и запустить стартап – игровой планшет на основе сказок. Он многофункциональный, обучающий и развивающий. Позволяет работать с детьми двух лет в индивидуальном режиме.

Из палитры разнообразных идей мы выбрали планшет из фетра ручной работы. Решили такой планшет для игр из фетра и хлопка изготовить на основе ковролина. В качестве наполнителя выбрали синтепон. Фетровый игровой набор сделали в виде сказки «Курочка Ряба». Так дети смогут воссоздать сказку с помощью маленьких фигурок из фетра.

Технология развивающего обучения, на которую мы опирались, позволяет заложить в планшет любую обучающую программу, индивидуальную для каждого ребенка. Игровой планшет, сконструированный и созданный своими руками, имеет ряд преимуществ:

  • безопасен для ребенка любого возраста;
  • не имеет острых углов;
  • изготовлен из экологически чистого материала;
  • привлекателен для детей;
  • его можно гнуть, мять, сворачивать;
  • картинки в книжках можно отрывать, перемещать на другие места, использовать как самостоятельные игрушки.

Нашу идею с первых шагов положительно восприняли родители воспитанников, ими была оказана финансовая помощь.

Планируем

  • распространить идею среди коллег нашего дошкольного пространства;
  • запустить идею в семьи малышей;
  • расширить арсенал сказок, пополнить новыми креативными сюжетами.


STARTUP «Возможности робототехнического моделирования»


И. В. Зимина, воспитатель

Робототехника хорошо вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития познавательных ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста. В своей образовательной модели мы выделяем следующие этапы освоения детьми робототехнической деятельности:

  • знакомство с конструктором и инструкциями по сборке;
  • изучение технологии соединения деталей и развитие умения собирать простые конструкции.

В процессе моделирования дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек.

Как возникла идея нашего стартапа?

Сами дети поставили перед нами проблему, задав вопрос: «Как выглядел бы робот, если бы ему тоже было 5 лет?»

Анализ потребностей показал, что данный стартап будет иметь практическую значимость для специалистов, готовых к реализации STEAM-обучения.

Реализация стартапа позволит

  • воспитанникам к 5–6 годам показать уровень усвоения навыков и умений технической направленности;
  • повысить интерес родителей к детскому техническому творчеству (робототехнике) через организацию активных форм работы с родителями.

Обсудив с коллегами, воспитателями старших групп, основную концепцию стартапа, мы решили основывать деятельность на проектной технологии, технологии проблемного обучения, технологии исследовательского развития, технологии решения изобретательных задач и развития критического мышления.

Идей, как познакомить наших воспитанников с роботом-сверстником, было много. Это и папье-маше, и создание робота на основе проволочного каркаса, и многое другое. Остановились на идее объемного моделирования из подручного материала.

Объемное моделирование робота – не только увлекательное занятие, но и процесс познания во многих областях.

Совсем не обязательно быть инженером, чтобы создать своего робота.

Юные конструкторы исследовали, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: дети меняли детали, оценивали их возможности, проводили испытания, пробовали сделать выводы.

Промежуточные результаты стартапа мы продемонстрировали коллегам и родителям.

Планируем

  • распространить идею нашего стартапа;
  • разместить информацию на личных страницах, в средствах массовой информации и на сайте детского сада.

Реализация данного стартапа значима, так как он формирует имидж детского сада, удовлетворяет запросы родителей в образовательных услугах, способствует успешному участию детей в фестивалях и конкурсах.

STARTUP «Запуск речи у неговорящих детей»


С. В. Аксёнова, учитель-логопед

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности и несформированность коммуникативной функции речи.

В последнее время всё чаще в наш детский сад поступают дети 3–4 лет, не владеющие речевыми навыками. Как правило, такие дети очень замкнутые, тревожные, плаксивые, тяжело адаптируются к условиям детского сада. Для коррекционного педагога сложность состоит в том, что при наличии проблемы диагноз у дошкольника еще не установлен. Очень важно начать работу с безречевыми детьми на самом раннем этапе. Еще до того, как ребенок будет обследован ПМПК, ему будет поставлен диагноз, и к коррекционной работе подключатся все специалисты детского сада.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми большую пользу приносят игры и игровые упражнения. Они позволяют влиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности через игровой, конструктивный, предметно-практический виды деятельности, через необычные для ребенка задания. Это навело на мысль о разработке стимульного материала, который содержал бы инновационную направленность.

Методических разработок по данной проблеме мало. Нет определенной четкой системы, поэтому приходится решать проблемы, комбинируя свои авторские дидактические пособия с различными разработками современных логопедов, психологов. Мой стартап для работы с неговорящими детьми – составление дидактических карт по запуску речи. Оказалось, что в таком продукте нуждаются не только сами воспитанники с речевыми проблемами, но и педагоги, и родители.

Работа над проектом опиралась на технологию игровой логопедии, коррекционную педагогику и технологию развивающего обучения.

В рамках презентации идеи я постаралась донести до аудитории, что какую бы методику мы ни выбрали, необходимо запастись терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.

Технологическая цепочка состояла из подбора картинного материала, с которым можно было начинать работать по составлению открытых слогов, слов, состоящих из двух гласных звуков, слов с повторяющимися слогами, слов, состоящих из двух открытых слогов первого типа слоговой структуры.

Планирую в дальнейшем регулярно обновлять, пополнять и видоизменять карты.

Уникальность таких карт заключается в том, что они не только дают возможность запустить «пусковой механизм» появления речи, но и помогают в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо-ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи. Также эти карты могут использовать в своей работе воспитатели на занятиях по обучению грамоте.

На этапе презентации данный стартап помог конкретизировать представления педагогов о причинах задержки развития речи и у детей старше 3 лет. В рамках продвижения стартапа я предложила практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

Идея стартапов создает условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

STARTUP «Адвент-календарь как инновационная игра»


Е. Е. Марусич, воспитатель

Наш стартап возник из проблемы: накануне Дня независимости педагоги групп предшкольной подготовки столкнулись с необходимостью интересно и креативно погрузить детей в атмосферу праздника, познакомить ребят с историей нашего государства, с традициями и обычаями народов, проживающих в Казахстане. Хотелось, чтобы ребята были не просто слушателями, но и активно принимали участие в изучении нового для них материала.

Появилась проблема поиска инновационного материала, который помог бы заинтересовать дошкольников и направить их познавательный интерес и познавательные действия в патриотическое русло. Задействовали технологию ТРИЗ, личностно ориентированные технологии, проблемное обучение.

Педагоги провели анализ потребностей. Он показал, что данный стартап будет иметь практическую значимость для молодых специалистов, готовых к реализации инновационных идей. Проект позволит воспитанникам 6–7 лет узнать много нового необычным способом. А если в этот процесс вовлечь родителей, он повысит мотивацию взрослого сообщества к совместному изучению истории нашей Родины.

Идеи для стартапа были разнообразные: от простых до самых креативных. Выбор остановили на адвент-календаре.

Адвент-календарь — это календарь ожидания Рождества или Нового года. Традиционно адвент-календарь открывают 1 декабря и в течение всего месяца каждый день получают угощение, маленький подарочек, пожелание или же праздничное задание. Никаких рамок здесь нет: можно начать календарь за неделю, за 10 дней или за 31 день до праздника. Мы же решили создать адвент-календарь на неделю в формате игры. Именно она поможет за семь дней пребывать в атмосфере праздника и расширить детские горизонты знаний.

Работали над эскизами адвент-календаря воспитанники. Из множества вариантов мы выбрали один. Он состоит из коробочек, рассчитанных на 7 дней до праздника. Внутри каждой коробочки находятся конвертики с заданиями для детей.

Каждый день мы открывали по одной коробке и выполняли задания, которые были приготовлены в адвент-календаре. Дети не просто выполняли задание – они играли, развивались, узнавали новое в интересной и увлекательной форме.

Как это было?

День 1-й. Мы предложили ребятам изучить историю нашей Родины с помощью видеофрагментов и рассказа педагога. В этот день ребята открыли для себя, как Казахстан пришел к независимости и чем важен праздник для каждого гражданина нашей Родины.

День 2-й. Изучали традиции и обычаи казахского народа в практической деятельности.

День 3-й. Задания выполняли в дизайн-студии. Совместно с ребятами украшали камзолы для национальных костюмов.

День 4-й. Мальчики соревновались в байге, а девочки играли в игру «Тюбетейка».

День 5-й. Сводили детей в музей и организовали для них традиционное чаепитие за дастарханом. Кстати, родители смогли в этот день посетить музей виртуально, с помощью ИКТ.

День 6-й. Шестой и седьмой дни выпали на выходные, поэтому задание выполняли не только дети, но и члены их семей. Нужно было найти информацию о других народностях, живущих в Казахстане, и представить одну из интересных традиций этого народа.

День 7-й. Обычно последний день в адвент-календаре самый важный. Там находится самый дорогой подарок или самое захватывающее задание.

Ребята в этот день обобщали знания, полученные за неделю, и совместно с родителями составляли рассказы «Моя Родина – Казахстан».

На этапе знакомства коллег и родителей с идеей нашего стартапа мы изготовили буклеты для коллег, провели мастер-класс для родителей и молодых специалистов.

Для продвижения нашего стартапа и получения отклика от профессионального сообщества разместили информацию на личных страницах и в средствах массовой информации.

STARTUP «Карточки Сегена и бизиборды как инструмент для мониторинга»


С. А. Сыпало, воспитатель

В декабре педагоги вторых младших групп столкнулись с необходимостью в рамках мониторинга выявить динамику развития физических, личностных, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста, усвоение содержания программного материала. Следуя методическим рекомендациям, проводить мониторинг развития навыков и умений нужно в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. При этом нет никаких ссылок на использование инструментария, стимульного материала.

Поэтому встала проблема поиска инновационного материала, который смог бы помочь педагогам дать объективную оценку усвоения знаний и умений по разделу «Формирование математических представлений».

Анализ потребностей показал, что данный стартап будет иметь практическую значимость для молодых специалистов, готовых к реализации креативных идей, а также позволит воспитанникам 3–4 лет показать уровень усвоения Типовой программы через игровую деятельность.

Предлагаем воспользоваться технологией развивающих игр, ведь они могут служить не только способом обучения, методом терапии, но и инструментом для диагностики.

При всем разнообразии идей мы старались найти самую оригинальную, поэтому остановили свой выбор на карточках Сегена и бизибордах.

Сеген в своей методике предложил использовать геометрические фигуры различных форм и цветов, вырезанные либо выточенные из некой панели, главной формы, доски, рамки. Перед первым занятием мы продемонстрировали игру детям, дали потрогать детали, углы, выемки. Тактильное знакомство с игрушкой дало воспитанникам необходимую информацию и побудило к действию. Дети продемонстрировали навыки и умения по различению форм, размера, цвета, а также мышление и логику, координацию и навыки пространственного мышления, свойственные данному возрасту.

Популярность бизибордов в последнее время растет. Они вызывают неподдельный интерес не только у воспитанников вторых младших групп, но и у старших ребят.

Мы решили использовать классический вариант бизиборда. Он представляет собой доску прямоугольной формы с закрепленными на ней развивающими элементами, с которыми взаимодействует ребенок. Это такие элементы, которые можно трогать, дергать, крутить, щелкать, открывать, нажимать и т. д.

Бизиборд помог выявить не только уровень познавательного, но и речевого развития.

Чтобы представить идею нашего стартапа, мы подготовили буклеты, провели мастер-класс и привлекли дополнительные ресурсы для приобретения новых развивающих комплектов.

STARTUP «Мусор планете не к лицу»


Ю. В. Шевчук, воспитатель

Проблема накопления мусора огромна, с ней мы постоянно сталкиваемся на улице, в общественном транспорте, в степи, на реке и т. д. Путешествуя, мы отмечаем, что мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью. Вопрос о том, как не превратить нашу землю в огромную свалку, заинтересовал дошкольников.

Путешествуя с родителями по другим странам, дети обращают внимание на чистоту вокруг, на различные приспособления для мусора в зарубежных городах. Бесконечные вопросы: «Почему многие не выкидывают мусор в мусорку, а кидают, где придется?», «Откуда берется мусор?», «Как мусор влияет на здоровье человека?» – привели педагогов групп предшкольной подготовки к идее создания своего рода кейса инновационных методик и техник. Они развивают у детей 6 лет представления о целесообразности раздельного сбора бытовых отходов, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.

Стартап – это быстрый старт: видим проблему, решаем ее. На начальном этапе мы определили технологии, которые помогут реализовать идеи. В первую очередь – проектная технология, затем – исследовательская и социо-игровая.

Этап генерации идей является ключевым для успеха проекта. Появились такие идеи, как «Портфель юного эколога», «Копилка идей», «Вторая жизнь ненужных материалов». Мы остановились на дайджесте «Отходы – в доходы!», разработали схемы, таблицы, плакаты. Создали арсенал дидактических средств, которые могли бы помочь нам в решении проблемы. Провели опрос коллег, который показал, что материал данного стартапа будет очень востребован и полезен. Мы донесли наши идеи родительской общественности и детям и получили одобрение.

Организовать работу непосредственно в детском коллективе нам помогла модель «Три вопроса».

  • Что мы знаем?
  • Наши жители часто не дожидаются мусорной машины и оставляют мусор на улице.
  • Мусор бывает разный.
  • Мусор отвозят на свалку.
  • Что мы хотим узнать?
  • Почему люди бросают мусор.
  • Что нужно сделать, чтобы его стало меньше.
  • Как можно использовать мусор.
  • Как можно разделить мусор.
  • Что сделать, чтобы узнать?
  • Спросить у других людей.
  • Почитать в книгах.
  • Посмотреть видеофильмы или передачи на эту тему по телевизору.
  • Понаблюдать.
  • Провести эксперимент.

Формы работы, включенные в дайджест

  • Моделирование ситуаций: «Раздельный сбор мусора», «Мы – спасатели природы».
  • Разработка дидактических игр: «Что из чего сделано?», «Разложи мусор по цвету», «Что – куда?», «Что можно сделать из…. ?».
  • Мастерская «Создание контейнеров для мусора».
  • Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки рассады на окне.
  • Изготовление кормушек из бросового материала.
  • Акция «Батарейка»: сбор и утилизация использованных батареек.
  • Акция «Добрые крышечки».
  • Акция-выставка «Вторая жизнь использованных вещей»: создание новых полезных вещей из бросового материала.
  • Экспериментальная деятельность: «Бумага», «Стекло», «Резина».
  • Трудовые поручения.
  • Просмотр видеофильмов и мультфильмов.
  • Беседы: «Как сделать нашу жизнь чище», «Мусор – главная болезнь планеты», «Воскресный отдых в лесу», «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов».

Все эти мероприятия помогут

  • актуализировать представления воспитанников о процессе раздельного сбора мусора и вторичном его использовании;
  • освоить детям и родителям технологии работы с различным бросовым материалом;
  • сформировать привычки сортировать мусор в семьях воспитанников.

Привлечь дополнительные финансовые ресурсы мы не смогли, но благодаря большой моральной и материальной помощи родителей наш стартап будет жить. Его идеи используют педагоги старших групп, учителя начальных классов.

Нужно отметить, что значительно увеличилась активность родителей и детей в организации и проведении экологических мероприятий, повысилась компетентность родителей в экологическом воспитании детей. Без сомнения, наш стартап стал социально значимым.

STARTUP «Центр здоровья «Цигун» для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их родителей»


О. Н. Близнюк, инструктор по физвоспитанию

В этом учебном году я столкнулась с проблемой детской гиперактивности, которая мешает детям разных возрастных групп сконцентрироваться и проявить внимание. Всё чаще встречаются дети, у которых не получается избавиться от отрицательной энергетики, скопившейся внутри них. Малыш, словно заряд, в который не может уместиться определенный объем эмоций и ощущений. Это приводит к беспокойству, неусидчивости, нарушению сна, суетливости. К этому прибавляется ослабленное физическое здоровье.

Обычные техники и методики развивают малыша только в одном направлении. Поэтому перед нами встала проблема поиска такой практики, которая, действуя в комплексе, формировала бы физическое здоровье ребенка, снижая уровень стресса. Мы остановились на китайской практике Цигун для детей.

На Востоке состоянию здоровья детей и их благоприятному и гармоничному развитию всегда придавали большое значение. В Китае Цигун с давних пор активно используют родители, чтобы укрепить здоровье и дух своего малыша, избавить его от негативной энергии и эмоциональных потрясений, которые зачастую отвлекают детей и мешают их развитию.

Упражнениями из техники Цигун можно заниматься с самых малых лет. Для детей дошкольного возраста это будет своего рода игра, которая поможет окрепнуть организму, снять напряжение.

Цигун для детей – это комплексная восточная практика, действие которой одновременно направлено на все сферы организма: на ум ребенка, на его дух и на физическую оболочку.

Выполнять упражнения можно в утренний отрезок времени под руководством инструктора по физическому воспитанию и педагога-психолога. Не запрещается практиковать упражнения совместно с родителями. Это позволит детям с СДВГ настроиться на предстоящую деятельность, снять напряжение, улучшить настроение и зарядиться позитивом.

При этом не нужно предварительно проводить физическую подготовку. Упражнения этой гимнастики выполняются медленно и плавно без каких-либо резких движений, очень корректно и безопасно работая с телом.

Упражнения техники Цигун доступны для людей любого возраста. Вот некоторые из них.

Упражнение перед началом занятия

Поднести к груди обе руки, сжать ладони, а затем потереть ногти одной руки о ногти другой, чтобы активировать энергию Ци и настроиться на предстоящее занятие. После этого необходимо расправить ладони и потереть ими друг о друга. В конце обеими ладонями три раза провести по своей голове от лица к затылку, как будто приглаживая волосы.

Упражнение «Подъем неба»

Встаньте прямо, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Пальцы смотрят друг на друга, внутренняя часть ладоней смотрит в пол. Теперь одновременно поднимайте руки прямо и вверх. Посмотрите: ладони в процессе поднятия вверх оказываются внутренней частью к потолку. Вы как будто удерживаете ими невидимый шар. Разведите плавно руки в разные стороны. Опустите их вниз и вернитесь в исходную позицию. Молодцы! Давайте повторим упражнение!

Упражнение «Змея танцует»

Ребята, встаньте прямо, ноги вместе. Шея прямая, взгляд направлен прямо перед собой. Давайте скрестим ладони на затылке. Затем оба локтя отведите назад, за свою шею. Сделайте вдох и медленно обведите своими бедрами полукруг вправо. Выдохните, «дочертив» бедрами круг. Посмотрите, как это сделаю я. Повторите в левую сторону. Затем – снова в правую и т. д. При этом ваши стопы не отрываются от пола, ноги в коленях не сгибаются.

Упражнение«Журавль»

Давай, дружок, с тобой выполним упражнение «Журавль». Встань на правую ногу, согнув левую в коленном суставе таким образом, чтобы бедро со стопой были параллельны полу. Руки разведи в стороны. Сделай вдох. На выдохе выполни медленный наклон вперед, пытаясь наклониться как можно ниже, левую ногу отведи назад, но в колене не разгибай. На вдохе выпрями корпус, возвращая его в исходное положение. Сложно было? Давай попробуем вместе.

Упражнение «Дерево, раскачивающееся под ветром»

Представим себя деревом, которое больше всего нравится. Покачаемся плавно и произвольно под легким ветерком в разные стороны: вперед и назад, из стороны в сторону, по кругу.

Массаж головы и стоп

Постучим подушечками согнутых пальцев по всей волосистой поверхности головы. Стопы разотрем одна о другую или ладонями.

Применение этих несложных упражнений поможет детям лучше усваивать материал, сконцентрировав внимание на учебном и развивающем ресурсах, а также повысит защитный барьер тела ребенка, активировав иммунные клетки организма.