Обмен опытом: как стажерская площадка поможет повысить квалификацию воспитателей
Современный педагог должен уметь строить вариативное развивающее образование, прививать детям нравственные нормы и ценности, поддерживать их индивидуальность и инициативу. При этом он сам должен быть мобильным, творческим, ответственным и самостоятельным, способным к непрерывному саморазвитию.
Однако на практике видим иную картину. Часть педагогов не готова к работе в новых условиях. Они подвержены стереотипам, недостаточно ориентируются в современной педагогике и психологии. Статистические данные позволяют определить факторы риска развития профессионализма воспитателей. К ним относятся
- отсутствие специального дошкольного образования;
- перерывы в профессиональной деятельности;
- стаж работы менее двух лет;
- возраст старше пятидесяти пяти лет и т. п.
В итоге зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию. Это проявляется поначалу в пассивности, усталости, непонимании педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.
Так возникает противоречие между стандартами системы образования, ожиданиями общества и реальным их воплощением в образе педагога. Решить это противоречие поможет разноплановая система подготовки и повышения квалификации воспитателей, в том числе в условиях дошкольной организации. Это могут быть творческие мастерские, школы-лаборатории, инновационные и стажерские площадки.

Это образовательная организация, которая имеет обобщенный инновационный опыт, транслирует его и обеспечивает повышение квалификации по конкретному направлению профессиональной деятельности.
В процессе стажировки авторы практик – тьюторы – активно взаимодействуют с заинтересованными педагогами, т. е. стажерами. Стажеры осуществляют ряд практических «проб» при сопровождении носителя и транслятора инновационного опыта.
Как объект инновационной инфраструктуры образовательных систем стажерская площадка имеет свою программу стажировки, цель и задачи как для тьютора, так и для стажера, структуру и содержание деятельности.
Наше дошкольное образовательное учреждение является региональной стажерской площадкой по теме «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в условиях дошкольного образования». Мы оказываем помощь педагогам других организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Сущность стажировки определяется ее темой и заключается в оказании стажеру помощи и поддержки в различных ситуациях выбора эффективного пути своего инновационного развития. Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных действий, мероприятий. Они направляют стажера на решение профессиональных задач и обеспечивают его самоопределение и саморазвитие в профессиональной деятельности.
Какие преимущества у научно-методического сопровождения
К числу приоритетных особенностей относятся:
- индивидуализация;
- гибкость;
- многоаспектность;
- системное взаимодействие стажера и тьютора;
- постоянное отслеживание заданной траектории;
- опережающий характер, предполагающий направленность системы сопровождения на предотвращение затруднений.
В программу индивидуальной стажировки педагога включено
- знакомство с инновационными профессиональными программами и проектами эффективного позитивного социально-коммуникативного развития воспитанников;
- приобретение практических навыков по разработке программы профессионального саморазвития и составления портфолио;
- обобщение результатов инновационного педагогического опыта;
- проведение образовательных ситуаций и занятий по направлению своей методической разработки.
Немаловажная роль в ходе стажировки отводится психолого-педагогической поддержке в профессиональном становлении педагога: создании ситуации успеха, мотивации профессионального роста, профилактики ситуации эмоционального выгорания, актуализации познавательных психических процессов, обучению рефлексии.
В реализации различных профессиональных задач при осуществлении стажировки педагога используются различные инновационные формы научно-методического сопровождения: индивидуальная тьюторская консультация и тьюторский семинар (тьюториал), тренинг, модерирование и др.
В ходе индивидуальной тьюторской консультации стажер осуществляет разработку своей индивидуальной программы профессионального саморазвития. В ходе реализации программы индивидуальной стажировки тьютор использует консультации информационного, диагностического, инструктивно-методического, формирующего и социально-психологического характера.
Информационная консультация нужна для получения информации, необходимой для совершенствования педагогической деятельности.
Диагностическая – для экспертизы деятельности стажера с анализом полученных результатов.
В ходе инструктивно-методической консультации дается инструктаж по решению профессиональных затруднений. Формирующая консультация помогает проектировать продуктивные образцы профессионального поведения.
Социально-психологическая консультация нужна для формирования благоприятного психологического климата в коллективе.
Здесь тьютору очень важно опираться на особенности и способности стажера, на его навыки общения и взаимодействия.
В ходе тьюториала осуществляется интерактивное и интенсивное обучение какой-либо профессиональной деятельности: написание научной статьи, обобщение имеющегося инновационного опыта и др. Результативность данной формы обеспечивается использованием групповых дискуссий, метода «мозгового штурма», ролевых и деловых игр.
В развитии профессиональных компетенций педагога по созданию ситуаций поддержки каждого ребенка, осуществления благоприятной социальной ситуации его развития, выстраивания индивидуального образовательного маршрута воспитанника используются коммуникативные и мотивационные тренинги. По итогам просмотра и участия в реальном образовательном процессе под руководством тьютора тренинги включают ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии. В ходе тренинга, обращенного к развитию у педагога умений личностно ориентированного общения с детьми, осуществляется стимулирование стремления стажера к личностному и профессиональному росту.
В ходе модерирования при использовании вербализации, визуализации, обратной связи осуществляется обмен мнениями, идеями по содержанию методической разработки стажера, а также вариантов ее итоговой презентации.
Данная форма работы не вносит нечто новое в деятельность обучающегося. Она помогает перевести его потенциальный опыт в актуальный план. Так стажер «раскрепощается», актуализирует свои скрытые возможности, творческий потенциал и нереализованные умения.
Все формы и методы взаимодействия, которые использует тьютор, носят нежесткий диагностико-рекомендательный характер и могут использоваться им по желанию. Они основываются на приоритете нравственно-этических принципов и неманипулятивности оказания содействия стажеру. Для тьютора важно создать благоприятную ситуацию общения, чтобы установить личный контакт с педагогом. При этом особое внимание следует уделять воспитанию у педагога воли и способности к продвижению вперед, осмысленности по отношению к собственным действиям.
Направления индивидуальной стажировки, а также те формы и методы взаимодействия, которые использует тьютор, помогут нуждающемуся в стажировке педагогу разработать собственную методическую систему, обобщить имеющийся опыт, качественно подготовиться к квалификационному испытанию.
В ходе стажировки решаются следующие задачи:
- самоанализ своей профессиональной деятельности;
- осмысление собственных профессиональных затруднений;
- поэтапное проектирование процесса развития собственной профессиональной компетентности;
- самоорганизация качественных изменений в профессиональной деятельности;
- развитие способности реализовывать свой творческий потенциал;
- формирование оценочно-рефлексивной позиции.
А самое главное, данная форма повышения квалификации педагогических кадров обеспечит реализацию важнейшего принципа профессионального развития современного специалиста: «Научиться учиться самому». Произнося слова великого педагога К. Д. Ушинского, что «в деле обучения и воспитания … ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», мы уверены, что развитие у педагога умения учиться самому и создавать эффективные условия для саморазвития воспитанника – основные направления становления педагога-профессионала и залог полноты достижений ребенка на этапе завершения дошкольного уровня образования.

Как научить детей задавать познавательные вопросы. Новые методические рекомендации для ваших воспитателей
Новые методические рекомендации помогут вашим педагогам решить задачи познавательного развития детей и научить их задавать познавательные вопросы. Читайте в статье, как организовать эту работу на примере готового конспекта.
Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере
- Обсуждение в группе «Что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы»
- Учимся задавать вопросы по мультфильму «Слоненок»
- Физкультминутка «У Слоненка были большие уши»
- Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг»
Какие вопросы относятся к познавательным
Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.
Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.
Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.
Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3–4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «Что?..», «Как?..» и «Почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
Как организовать работу с детьми
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний. Предлагаем методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.
Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях.
Воспользуйтесь конспектом занятия «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». На этом занятии педагог демонстрирует детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. После просмотра фрагмента педагог спрашивает: «А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?». Дети сами или с помощью педагога отвечают: «Знания!». Педагог делает вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».
Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слова «КТО», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».
Воспользуйтесь готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются со слов «Кто», «Что», «Когда», «Где», «Как», «Почему?». Они приведены в таблице. Конечно, эти пояснения неполные, но они позволят ребенку понять назначения форм вопросов. Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами и применяйте их на занятиях.
Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).
Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами
Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.
Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем, т. е. вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью». Скачать конспект ОД в электронной версии журнала
Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы. Скачать обучающие беседы в электронной версии журнала
Рекомендуем проводить такие беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения. При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.
Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто?), их действия (что делают), каким способом (как?), в каких обстоятельствах (где? когда?), по какой причине или для чего (почему? зачем?). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.

Как организовать говорящую предметно-пространственную среду в детском саду: от стульев до стен
Согласно исследованиям Walsh G., Sproule L., McGuinness C., Trew K., Ingram G. современное дошкольное обучение и воспитание развивается в направлении развития насыщенной предметно-пространственной среды, максимального использования игр, выстраивания коммуникации между детьми.
При этом, как отмечают эксперты ОЭСР: «В результате несогласованных действий и несоответствующих норм в каждой дошкольной организации есть пространство, которое не используется (коридоры) или используются неэффективно (например, музыкальный зал используется только для музыкальных занятий). Нормы увеличивают затраты за счет наличия множества требований, которые должна выполнять организация. В результате это ограничивает пространство для развития ребенка».
В решении проблемы, на наш взгляд, может помочь методика «говорящих стен». Подробное описание методики «Говорящие стены» (далее – ГС) дано в третьем номере журнала «Методист организации образования».
Напомним, что ГС – конкретные дидактические средства обучения или система предметно-пространственной среды, которая помогает учителю раскрывать содержание учебных тем, где все элементы мобильны и трансформируемы.
За счет визуализации, присущей ГС, идет активное закрепление учебного материала, фильтрация информационных потоков, создание среды для общения детей, развития их мелкой и крупной моторики.
Что обязательно надо учесть при использовании методики «Говорящие стены»
В условиях дошкольной организации важно учесть несколько моментов при использовании данной методики:
- ГС можно организовать в спальных зонах;
- ГС целесообразно интегрировать с другими используемыми методиками и технологиями (Реджио-педагогика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, национальными играми и др.), что позволит не только безболезненно внедрить данную методику в практику, но и расширит дидактический инструментарий;
- ГС отлично поддается оценке по шкалам ECERS за счет доступности, мобильности, трансформируемости среды;
- Наряду с ГС можно эффективно использовать оформление говорящих полов, ширм, дверей, стульев, ширм и даже камней;
- ГС требуют снятия методической загроможденности пространства как всего детского сада, так и конкретных групповых помещений, приемных зон (объявления, которые устарели; стенды, содержание которых не менялось более года и др.).
Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере
Также создавая ГС необходимо помнить, что они должны быть «многоуровневыми» по содержанию. Например, создавая ГС по ознакомлению детей с национальной одеждой, воспитатель должен понимать, что вначале детей нужно будет знакомить с отдельными элементами одежды (головные уборы, обувь, украшения и др.), затем учить создавать композиции, «одевая» человека, а потом связывать выбранный наряд с событием (праздник, будни).
Прием «Шахерезады»
При работе с ГС рекомендуем периодически использовать прием «Шахерезады», когда в конце организованной деятельности педагог рассказывает по изображенной на ГС композиции увлекательную (детективную, приключенческую) историю, требующую продолжения. В этом случае создается «мостик» между темами и повышается интерес дошкольников.
Воспитатели в работе часто прибегают к созданию ГС по народным сказкам. В таком случае нужно учитывать следующие аспекты:
- учитывая возрастную психологию, сказки изучаются последовательно: от бытовых, к сказкам о животных, а затем к волшебным сказкам;
- необходимо обязательно учитывать этнокультурный компонент сказок через дополнительное объяснение о том, какими и почему в те времена были предметы утвари, одежда, жизненный уклад;
- целесообразно включать элементы ТРИЗ, предлагая детям дать сказке другое название, придумать другую концовку, поменять персонажей местами или характерами.
Работа с комиксами
Кроме того, рекомендуем включать более современные и популярные формы работы со сказками и историями через работу с комиксами. Например, можно воспользоваться разработками портала https://qazcomics.kz/ru, где на представлено 18 комиксов по казахским народным сказкам, легендам и эпосам про Алпамыс батыра, Баян Сұлұ и Қозы Көрпеша, Кенесары хана и др.
Как использовать стены слов и звуковые стены
Зарубежные коллеги (https://www.simplykinder.com/), рекомендуют в рамках ГС использовать стены слов и звуковые стены.
Стена слов – это набор слов, которые отображаются большими видимыми буквами на стене, доске или другой поверхности отображения в группе. Она содержит набор слов, которые можно использовать во время письма и чтения.
Стены слов в группе обеспечивают постоянную модель для высокочастотных слов, помогают детям увидеть закономерности и взаимосвязь в словах, тем самым развивая фонетические и орфографические навыки, обеспечивают справочную поддержку для детей во время чтения и письма. Стены слов чем-то похожи на таблицы складов из методики обучения чтения Н. Зайцева.
Звуковая стена – это инструмент, используемый для изучения звуков (фонем) и различных букв (графем), используемых для их создания. От классической работы с алфавитом, когда все буквы представлены в четком порядке, работа со звуковой стеной сосредоточена на артикуляции звуков и различных шаблонах букв, которые представляют звуки/фонемы в словах.
При работе со стенами слов и звуковыми стенами необходимо
- совместно с дошкольниками определить, какие слова должны быть на стене слов; постарайтесь включить слова, которые дети чаще всего используют в речи и письме; слова следует добавлять постепенно – общая рекомендация – пять слов в неделю;
- включать различные действия: пение, щелканье, приветствие, хлопки, отслеживание, игры в угадывание слов, а также их написание;
- регулярно добавлять новую информацию;
- в течение дня часто обращаться к стенам слов и звуков, чтобы учащиеся поняли и увидели их уместность.


Есть и авторские находки по созданию «говорящих» предметов. Например, педагоги яслей-сада «Айгөлек» г. Петропавловска разработали «умную говорящую юрту», которая разделена на 12 секторов, каждый из которых решает свою задачу: театрализация, мелкая моторика, IT-технологии, развитие навыков счета, ознакомление с национальными символами и др.

Кроме того, педагогами этого детсада представлено авторское решение размещения национальной игры «Бестемше» на ГС.
Таким образом, ГС – это пластичная предметно-пространственная среда, которая легко интегрируется с любыми существующими методиками и технологиями дошкольного образования, предполагает не только визуализацию учебного контента, но и создает возможность детям манипулировать с предметами для лучшего усвоения учебного материала.
Скачать конспект организованной деятельности с использованием ГС по теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой я?». К конспекту приложены все материалы для создания ГС по теме, ссылки для скачивания представлены в QR-кодах.
