ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Как научить детей задавать познавательные вопросы. Новые методические рекомендации для ваших воспитателей

Новые методические рекомендации помогут вашим педагогам решить задачи познавательного развития детей и научить их задавать познавательные вопросы. Читайте в статье, как организовать эту работу на примере готового конспекта.

Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере

  • Обсуждение в группе «Что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы»
  • Учимся задавать вопросы по мультфильму «Слоненок»
  • Физкультминутка «У Слоненка были большие уши»
  • Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг»
     

Какие вопросы относятся к познавательным

Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3–4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «Что?..», «Как?..» и «Почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.


 

Как организовать работу с детьми

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний. Предлагаем методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.

Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях.

Воспользуйтесь конспектом занятия «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». На этом занятии педагог демонстрирует детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. После просмотра фрагмента педагог спрашивает: «А что мы получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?». Дети сами или с помощью педагога отвечают: «Знания!». Педагог делает вывод: «Действительно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы – это хорошо!».

Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слова «КТО», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».

Воспользуйтесь готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются со слов «Кто», «Что», «Когда», «Где», «Как», «Почему?». Они приведены в таблице. Конечно, эти пояснения неполные, но они позволят ребенку понять назначения форм вопросов. Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами и применяйте их на занятиях.

Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).

Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами

Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.

Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем, т. е. вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью». Скачать конспект ОД в электронной версии журнала

Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы. Скачать обучающие беседы в электронной версии журнала

Рекомендуем проводить такие беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения. При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.

Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто?), их действия (что делают), каким способом (как?), в каких обстоятельствах (где? когда?), по какой причине или для чего (почему? зачем?). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи. 
 



 

№6, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Как организовать говорящую предметно-пространственную среду в детском саду: от стульев до стен

Согласно исследованиям Walsh G., Sproule L., McGuinness C., Trew K., Ingram G. современное дошкольное обучение и воспитание развивается в направлении развития насыщенной предметно-пространственной среды, максимального использования игр, выстраивания коммуникации между детьми.

При этом, как отмечают эксперты ОЭСР: «В результате несогласованных действий и несоответствующих норм в каждой дошкольной организации есть пространство, которое не используется (коридоры) или используются неэффективно (например, музыкальный зал используется только для музыкальных занятий). Нормы увеличивают затраты за счет наличия множества требований, которые должна выполнять организация. В результате это ограничивает пространство для развития ребенка».

В решении проблемы, на наш взгляд, может помочь методика «говорящих стен». Подробное описание методики «Говорящие стены» (далее – ГС) дано в третьем номере журнала «Методист организации образования».

Напомним, что ГС – конкретные дидактические средства обучения или система предметно-пространственной среды, которая помогает учителю раскрывать содержание учебных тем, где все элементы мобильны и трансформируемы.

За счет визуализации, присущей ГС, идет активное закрепление учебного материала, фильтрация информационных потоков, создание среды для общения детей, развития их мелкой и крупной моторики.
 

Что обязательно надо учесть при использовании методики «Говорящие стены»

В условиях дошкольной организации важно учесть несколько моментов при использовании данной методики:

  • ГС можно организовать в спальных зонах;
  • ГС целесообразно интегрировать с другими используемыми методиками и технологиями (Реджио-педагогика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, национальными играми и др.), что позволит не только безболезненно внедрить данную методику в практику, но и расширит дидактический инструментарий;
  • ГС отлично поддается оценке по шкалам ECERS за счет доступности, мобильности, трансформируемости среды;
  • Наряду с ГС можно эффективно использовать оформление говорящих полов, ширм, дверей, стульев, ширм и даже камней;
  • ГС требуют снятия методической загроможденности пространства как всего детского сада, так и конкретных групповых помещений, приемных зон (объявления, которые устарели; стенды, содержание которых не менялось более года и др.).

Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере

Рисунок 1. Примеры «говорящих стен, стульев, камней» в яслях-саду «Нұр бөбек», г. Петропавловск

Также создавая ГС необходимо помнить, что они должны быть «многоуровневыми» по содержанию. Например, создавая ГС по ознакомлению детей с национальной одеждой, воспитатель должен понимать, что вначале детей нужно будет знакомить с отдельными элементами одежды (головные уборы, обувь, украшения и др.), затем учить создавать композиции, «одевая» человека, а потом связывать выбранный наряд с событием (праздник, будни).

Прием «Шахерезады»

При работе с ГС рекомендуем периодически использовать прием «Шахерезады», когда в конце организованной деятельности педагог рассказывает по изображенной на ГС композиции увлекательную (детективную, приключенческую) историю, требующую продолжения. В этом случае создается «мостик» между темами и повышается интерес дошкольников.

Воспитатели в работе часто прибегают к созданию ГС по народным сказкам. В таком случае нужно учитывать следующие аспекты:

  • учитывая возрастную психологию, сказки изучаются последовательно: от бытовых, к сказкам о животных, а затем к волшебным сказкам;
  • необходимо обязательно учитывать этнокультурный компонент сказок через дополнительное объяснение о том, какими и почему в те времена были предметы утвари, одежда, жизненный уклад;
  • целесообразно включать элементы ТРИЗ, предлагая детям дать сказке другое название, придумать другую концовку, поменять персонажей местами или характерами.

Работа с комиксами

Кроме того, рекомендуем включать более современные и популярные формы работы со сказками и историями через работу с комиксами. Например, можно воспользоваться разработками портала https://qazcomics.kz/ru, где на представлено 18 комиксов по казахским народным сказкам, легендам и эпосам про Алпамыс батыра, Баян Сұлұ и Қозы Көрпеша, Кенесары хана и др.
 

Как использовать стены слов и звуковые стены

Зарубежные коллеги (https://www.simplykinder.com/), рекомендуют в рамках ГС использовать стены слов и звуковые стены.

Стена слов – это набор слов, которые отображаются большими видимыми буквами на стене, доске или другой поверхности отображения в группе. Она содержит набор слов, которые можно использовать во время письма и чтения.

Стены слов в группе обеспечивают постоянную модель для высокочастотных слов, помогают детям увидеть закономерности и взаимосвязь в словах, тем самым развивая фонетические и орфографические навыки, обеспечивают справочную поддержку для детей во время чтения и письма. Стены слов чем-то похожи на таблицы складов из методики обучения чтения Н. Зайцева.

Звуковая стена – это инструмент, используемый для изучения звуков (фонем) и различных букв (графем), используемых для их создания. От классической работы с алфавитом, когда все буквы представлены в четком порядке, работа со звуковой стеной сосредоточена на артикуляции звуков и различных шаблонах букв, которые представляют звуки/фонемы в словах.

При работе со стенами слов и звуковыми стенами необходимо

  • совместно с дошкольниками определить, какие слова должны быть на стене слов; постарайтесь включить слова, которые дети чаще всего используют в речи и письме; слова следует добавлять постепенно – общая рекомендация – пять слов в неделю;
  • включать различные действия: пение, щелканье, приветствие, хлопки, отслеживание, игры в угадывание слов, а также их написание;
  • регулярно добавлять новую информацию;
  • в течение дня часто обращаться к стенам слов и звуков, чтобы учащиеся поняли и увидели их уместность.
 
Рисунок 2. Примеры оформления стены слов в детских садах США
Рисунок 3. Примеры оформления звуковых стенах в детских садах США


Есть и авторские находки по созданию «говорящих» предметов. Например, педагоги яслей-сада «Айгөлек» г. Петропавловска разработали «умную говорящую юрту», которая разделена на 12 секторов, каждый из которых решает свою задачу: театрализация, мелкая моторика, IT-технологии, развитие навыков счета, ознакомление с национальными символами и др.

Рисунок 4. «Умная говорящая юрта» в яслях-саду «Айгөлек» г. Петропавловска
 

Кроме того, педагогами этого детсада представлено авторское решение размещения национальной игры «Бестемше» на ГС.

    

Рисунок 5. Примеры использования национальной игры «Бестемше» на говорящей стене в яслях-саду «Айгөлек» г. Петропавловска
 

Таким образом, ГС – это пластичная предметно-пространственная среда, которая легко интегрируется с любыми существующими методиками и технологиями дошкольного образования, предполагает не только визуализацию учебного контента, но и создает возможность детям манипулировать с предметами для лучшего усвоения учебного материала.

Скачать конспект организованной деятельности с использованием ГС по теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой я?». К конспекту приложены все материалы для создания ГС по теме, ссылки для скачивания представлены в QR-кодах.
 

№6, 2025
НОВОСТИ

Профсоюз разъясняет: об особенностях расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста

Достижение работником пенсионного возраста согласно пп. 24) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

При расторжении трудового договора с работником по данному основанию работодатель обязан соблюдать условия, предусмотренные п. 9 ст. 53 Кодекса.

Расторжение трудового договора допускается с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста, но не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора.

При расторжении трудового договора по данному основанию работнику выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами или актом работодателя (п.9 ст.53 Кодекса).

Следует учитывать, что в сферах просвещения, науки и высшего образования Отраслевыми соглашениями установлен минимальный размер этой выплаты – компенсация не может быть менее одного должностного оклада.

Компенсация выплачивается один раз при расторжениях трудового договора.

При увольнении выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, должна производиться не позднее 3-х рабочих дней после прекращения трудового договора (п. 4 ст. 113 Кодекса).

В системе образования часто возникает необходимость отложить расторжение трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста, до окончания учебного года, так смена педагога может негативно отразиться на обучающихся.

В Отраслевое соглашение Сторонами был внесен пункт 9.4., которым определено, что с педагогом, достигшим пенсионного возраста, трудовой договор по указанному основанию расторгается по его желанию по окончанию учебного года.

В таких случаях какого-либо оформления дополнительного соглашения к действующему трудовому договору не требуется.

Источник: edu-tradeunion.kz