Как организовать говорящую предметно-пространственную среду в детском саду: от стульев до стен
Согласно исследованиям Walsh G., Sproule L., McGuinness C., Trew K., Ingram G. современное дошкольное обучение и воспитание развивается в направлении развития насыщенной предметно-пространственной среды, максимального использования игр, выстраивания коммуникации между детьми.
При этом, как отмечают эксперты ОЭСР: «В результате несогласованных действий и несоответствующих норм в каждой дошкольной организации есть пространство, которое не используется (коридоры) или используются неэффективно (например, музыкальный зал используется только для музыкальных занятий). Нормы увеличивают затраты за счет наличия множества требований, которые должна выполнять организация. В результате это ограничивает пространство для развития ребенка».
В решении проблемы, на наш взгляд, может помочь методика «говорящих стен». Подробное описание методики «Говорящие стены» (далее – ГС) дано в третьем номере журнала «Методист организации образования».
Напомним, что ГС – конкретные дидактические средства обучения или система предметно-пространственной среды, которая помогает учителю раскрывать содержание учебных тем, где все элементы мобильны и трансформируемы.
За счет визуализации, присущей ГС, идет активное закрепление учебного материала, фильтрация информационных потоков, создание среды для общения детей, развития их мелкой и крупной моторики.
Что обязательно надо учесть при использовании методики «Говорящие стены»
В условиях дошкольной организации важно учесть несколько моментов при использовании данной методики:
- ГС можно организовать в спальных зонах;
- ГС целесообразно интегрировать с другими используемыми методиками и технологиями (Реджио-педагогика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, национальными играми и др.), что позволит не только безболезненно внедрить данную методику в практику, но и расширит дидактический инструментарий;
- ГС отлично поддается оценке по шкалам ECERS за счет доступности, мобильности, трансформируемости среды;
- Наряду с ГС можно эффективно использовать оформление говорящих полов, ширм, дверей, стульев, ширм и даже камней;
- ГС требуют снятия методической загроможденности пространства как всего детского сада, так и конкретных групповых помещений, приемных зон (объявления, которые устарели; стенды, содержание которых не менялось более года и др.).
Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере
Также создавая ГС необходимо помнить, что они должны быть «многоуровневыми» по содержанию. Например, создавая ГС по ознакомлению детей с национальной одеждой, воспитатель должен понимать, что вначале детей нужно будет знакомить с отдельными элементами одежды (головные уборы, обувь, украшения и др.), затем учить создавать композиции, «одевая» человека, а потом связывать выбранный наряд с событием (праздник, будни).
Прием «Шахерезады»
При работе с ГС рекомендуем периодически использовать прием «Шахерезады», когда в конце организованной деятельности педагог рассказывает по изображенной на ГС композиции увлекательную (детективную, приключенческую) историю, требующую продолжения. В этом случае создается «мостик» между темами и повышается интерес дошкольников.
Воспитатели в работе часто прибегают к созданию ГС по народным сказкам. В таком случае нужно учитывать следующие аспекты:
- учитывая возрастную психологию, сказки изучаются последовательно: от бытовых, к сказкам о животных, а затем к волшебным сказкам;
- необходимо обязательно учитывать этнокультурный компонент сказок через дополнительное объяснение о том, какими и почему в те времена были предметы утвари, одежда, жизненный уклад;
- целесообразно включать элементы ТРИЗ, предлагая детям дать сказке другое название, придумать другую концовку, поменять персонажей местами или характерами.
Работа с комиксами
Кроме того, рекомендуем включать более современные и популярные формы работы со сказками и историями через работу с комиксами. Например, можно воспользоваться разработками портала https://qazcomics.kz/ru, где на представлено 18 комиксов по казахским народным сказкам, легендам и эпосам про Алпамыс батыра, Баян Сұлұ и Қозы Көрпеша, Кенесары хана и др.
Как использовать стены слов и звуковые стены
Зарубежные коллеги (https://www.simplykinder.com/), рекомендуют в рамках ГС использовать стены слов и звуковые стены.
Стена слов – это набор слов, которые отображаются большими видимыми буквами на стене, доске или другой поверхности отображения в группе. Она содержит набор слов, которые можно использовать во время письма и чтения.
Стены слов в группе обеспечивают постоянную модель для высокочастотных слов, помогают детям увидеть закономерности и взаимосвязь в словах, тем самым развивая фонетические и орфографические навыки, обеспечивают справочную поддержку для детей во время чтения и письма. Стены слов чем-то похожи на таблицы складов из методики обучения чтения Н. Зайцева.
Звуковая стена – это инструмент, используемый для изучения звуков (фонем) и различных букв (графем), используемых для их создания. От классической работы с алфавитом, когда все буквы представлены в четком порядке, работа со звуковой стеной сосредоточена на артикуляции звуков и различных шаблонах букв, которые представляют звуки/фонемы в словах.
При работе со стенами слов и звуковыми стенами необходимо
- совместно с дошкольниками определить, какие слова должны быть на стене слов; постарайтесь включить слова, которые дети чаще всего используют в речи и письме; слова следует добавлять постепенно – общая рекомендация – пять слов в неделю;
- включать различные действия: пение, щелканье, приветствие, хлопки, отслеживание, игры в угадывание слов, а также их написание;
- регулярно добавлять новую информацию;
- в течение дня часто обращаться к стенам слов и звуков, чтобы учащиеся поняли и увидели их уместность.


Есть и авторские находки по созданию «говорящих» предметов. Например, педагоги яслей-сада «Айгөлек» г. Петропавловска разработали «умную говорящую юрту», которая разделена на 12 секторов, каждый из которых решает свою задачу: театрализация, мелкая моторика, IT-технологии, развитие навыков счета, ознакомление с национальными символами и др.

Кроме того, педагогами этого детсада представлено авторское решение размещения национальной игры «Бестемше» на ГС.
Таким образом, ГС – это пластичная предметно-пространственная среда, которая легко интегрируется с любыми существующими методиками и технологиями дошкольного образования, предполагает не только визуализацию учебного контента, но и создает возможность детям манипулировать с предметами для лучшего усвоения учебного материала.
Скачать конспект организованной деятельности с использованием ГС по теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой я?». К конспекту приложены все материалы для создания ГС по теме, ссылки для скачивания представлены в QR-кодах.

Профсоюз разъясняет: об особенностях расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста
Достижение работником пенсионного возраста согласно пп. 24) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
При расторжении трудового договора с работником по данному основанию работодатель обязан соблюдать условия, предусмотренные п. 9 ст. 53 Кодекса.
Расторжение трудового договора допускается с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста, но не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора.
При расторжении трудового договора по данному основанию работнику выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами или актом работодателя (п.9 ст.53 Кодекса).
Следует учитывать, что в сферах просвещения, науки и высшего образования Отраслевыми соглашениями установлен минимальный размер этой выплаты – компенсация не может быть менее одного должностного оклада.
Компенсация выплачивается один раз при расторжениях трудового договора.
При увольнении выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, должна производиться не позднее 3-х рабочих дней после прекращения трудового договора (п. 4 ст. 113 Кодекса).
В системе образования часто возникает необходимость отложить расторжение трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста, до окончания учебного года, так смена педагога может негативно отразиться на обучающихся.
В Отраслевое соглашение Сторонами был внесен пункт 9.4., которым определено, что с педагогом, достигшим пенсионного возраста, трудовой договор по указанному основанию расторгается по его желанию по окончанию учебного года.
В таких случаях какого-либо оформления дополнительного соглашения к действующему трудовому договору не требуется.
Источник: edu-tradeunion.kz

Профсоюз разъясняет: правомерно ли требование заполнения обходного листа?
Правомерно ли требование работодателя относительно обязательного заполнения обходного листа работником при выходе в оплачиваемый трудовой отпуск?
«Обходной лист» - внутренний документ кадровой отчетности, свидетельствующий о том, что работник не присвоил себе служебное вещи перед увольнением, что подтверждается подписями соответствующих должностных лиц организации.
В целом в Трудовом кодексе РК и иных нормативных правовых актах не приведены ссылки на заполнение обходного листа, кроме того, не установлена необходимость его заполнения в организациях.
На практике заполнение обходного листа необходимо для того, чтобы убедиться в возврате работодателю служебных документов и имущества (вещей) работником, с которым прекращен трудовой договор.
Поэтому заполнение обходного листа регламентируется внутренним документом организации, устанавливающим трудовую дисциплину между работниками и работодателем, коллективным договором или иными актами работодателя.
Таким образом, документ считается гарантией возврата работником вещей, которые он использовал «по служебному долгу».
В заключение, обходной лист свидетельствует об отсутствии у работника обязательств перед работодателем и каких-либо претензий к работнику во время увольнения.
В этой связи, требование работодателя заполнения «обходного листа» с работника на период оплачиваемого трудового отпуска является необоснованным.
Источник: edu-tradeunion.kz
