ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2025
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Конспект установочного педагогического совета в ДО «Организация воспитательно-образовательной работы в 2025/2026 учебном году»

Тема установочного педагогического совета в ДО:

«Организация воспитательно-образовательной работы в 2025/2026 учебном году»

Дата проведения: (указать)

Цель: ознакомление педагогического коллектива с приоритетными направлениями деятельности дошкольной организации на новый учебный год, постановка задач, формирование единого подхода к реализации образовательного процесса, мотивация к профессиональному росту.

Форма проведения: педагогический совет с элементами интерактива, игры и коллективной рефлексии.

Участники: заведующая, методист, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал (план работы ДО, нормативные документы), флипчарт, маркеры, стикеры, ватман, клубок ниток.

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Обсуждение итогов работы ДО за 2024/2025 учебный год и реализация плана летней оздоровительной кампании.
  2. Утверждение годовых задач и годового плана работы, обсуждение сеток организованной деятельности специалистов.
  3. Аттестация педагогических работников: актуальные требования и критерии.
  4. Современные требования к инфраструктуре РППС: оформление и инновации.
  5. Система поддержки и развития способностей и талантов у детей через взаимодействие с социальными партнерами.
  6. Распределение функциональных обязанностей, утверждение планов работы.
  7. Принятие решений педагогического совета.
     

Ход педагогического совета

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА»

Цель: создать доброжелательную атмосферу; настроить участников на совместную продуктивную работу; подчеркнуть значимость каждого члена коллектива.

МАТЕРИАЛЫ

Ватман или доска с изображением круга (центр – «солнце»)

Цветные маркеры или стикеры

Фоновая музыка (по желанию)
 

ПРОВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги! Наш детский сад – это наш общий дом, где каждый из нас является уникальным и незаменимым. Предлагаю начать наше заседание с позитивной и теплой игры.

Подойдите, пожалуйста, к «солнцу» на доске или ватмане.

Возьмите стикер (или используйте маркер) и напишите одну важную вещь, которую вы приносите в жизнь детского сада: ваше качество, умение, отношение к детям или коллегам – всё, что вы вкладываете в работу с душой.

(Забота, креативность, доброта, поддержка, оптимизм, педагогическое мастерство и т. д.)

Прикрепите свой «лучик» к солнцу.

➡️ После завершения обратите внимание, какое яркое солнце у нас получилось. Именно ваши уникальные качества делают наш коллектив сильным и сплоченным!
 

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЗАВЕДУЮЩЕЙ

Цель: проанализировать результаты прошедшего учебного года, озвучить цели и задачи на предстоящий.

ПРОВЕДЕНИЕ

Поздравьте коллектив с началом нового учебного года.

Озвучьте итоги работы ДО за 2024/2025 учебный год: достижения, сложности, точки роста.

Подчеркните важность единства, взаимопомощи и профессионального развития.

Представьте тему и цель педсовета.
 

3. АНАЛИЗ ИТОГОВ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Ответственный: методист

ПРОВЕДЕНИЕ

Кратко расскажите о проведенных в летний период мероприятиях (праздники, экскурсии, недели ЗОЖ).

Отметьте успехи в укреплении здоровья детей.

Обсудите недочеты и предложите направления для улучшения.
 

4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ НОВОГО ГОДА»

Цель: настроить на позитив, связанный с началом нового учебного года.

ПРОВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги, давайте немного пофантазируем.

По очереди назовите слово-ассоциацию к фразе «новый учебный год».

Методист записывает слова на флипчарте.

Обсудите, какие ассоциации преобладают («рост», «новизна», «дружба», «радость», «вдохновение»).
 

5. ОБСУЖДЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ И ПЛАНОВ

Пункты обсуждения

Нормативная правовая база

Представьте актуальные документы, включая инструктивно-методическое письмо о начале 2025/2026 учебного года.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Повышение качества образовательного процесса

Развитие творческих способностей детей

Формирование основ экологической культуры

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Актуализация образовательных программ, использование инновационных технологий

Обогащение развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Сопровождение детей с ООП

Разнообразие методической работы (мастер-классы, консультации, семинары)

➡️ Обсудите и утвердите планы и сетки организованной деятельности для всех специалистов.
 

6. УПРАЖНЕНИЕ С ПЕДАГОГАМИ «КОВЕР ЦЕЛЕЙ»

Цель: визуализировать индивидуальные и коллективные цели педагогов на предстоящий учебный год, сформировать единое видение развития детского сада.

Ход упражнения

  1. Подготовка

Методист раздает педагогам небольшие листочки (стикеры) разных цветов.

ЭТАП I – Индивидуальная цель

На стикере одного цвета каждый педагог записывает свою личную профессиональную цель на новый учебный год.

Примеры

– «Изучить новую методику»

– «Провести открытое занятие»

– «Разработать дидактическую игру»

– «Принять участие в конкурсе» и др.

ЭТАП II – Коллективная цель

На стикере другого цвета педагог формулирует общую цель, которую хотел(а) бы реализовать вместе с коллегами: для своего возраста, группы, учреждения в целом.

ЭТАП III – Презентация целей

Методист раскладывает на полу или большом столе «ковер» из бумаги или ткани. По очереди педагоги выходят, прикрепляют свои стикеры к «ковру» и озвучивают написанные цели.

5. Обсуждение

После завершения упражнения методист подводит итоги, выделяет ключевые направления, общие мотивы и формирует коллективное видение стратегических задач на год.
 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ ЗАВЕДУЮЩЕЙ

Тема: «Ознакомление педагогов с правилами проведения аттестации»

Заведующая информирует педагогов, проходящих аттестацию, о необходимости ознакомления с приказом министра образования и науки РК от 27.01.2016 г. № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов».

Особое внимание следует уделить приложению № 12 данного приказа – листу оценивания портфолио, который содержит конкретные критерии, влияющие на итоговую оценку.

Для успешного прохождения аттестации педагогам рекомендуется актуализировать и перепроверить информацию по следующим направлениям:

  • 🕑 Динамика освоения образовательной программы за последние три года.
  • 🕑 Качество педагогической деятельности (по результатам диагностики, наблюдений, анкетирования).
  • 🕑 Участие воспитанников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня.
  • 🕑 Участие педагога в профессиональных конкурсах (городских, районных, республиканских).
  • 🕑 Разработка и внедрение учебно-методических материалов и программ.
  • 🕑 Выступления педагога на конференциях, семинарах, педсоветах на основе исследовательской, инновационной или творческой деятельности.
  • 🕑 Публикации по результатам профессиональной или исследовательской работы.
  • 🕑 Работа в составе творческих или проектных групп.
  • 🕑 Трансляция успешного педагогического опыта (в том числе наставничество).
  • 🕑 Прохождение курсов повышения квалификации, наличие подтверждающих документов.
     

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ МЕТОДИСТА

«Инфраструктура РППС детского сада: как оформить по-новому и какие требования учитывать»

 Вступление

Методист знакомит педагогов с современными подходами к организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольной организации.

Подчеркивается, что РППС не просто интерьер, а мощный педагогический ресурс, способствующий самостоятельной, познавательной и игровой активности детей.

Основные требования к РППС согласно ГОСО РК и СанПиН

  1. Безопасность и эргономика
  • Все материалы и оборудование должны быть безопасными, прочными, адаптированными к возрасту детей.
  • Учитываются антропометрические характеристики, свободное передвижение по группе.
  1. Доступность и вариативность
  • Все объекты в РППС должны быть в свободном доступе для ребенка, поощрять выбор и инициативу.
  • Использование модульной мебели, трансформируемых зон, сменных игровых и учебных материалов.
  1. Зонирование пространства
  • Организация пространств для разных видов деятельности: игровая зона, зона познания, творчества, уединения, исследовательская и др.
  • Важно обеспечить баланс между активными и спокойными зонами.
  1. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
  • Материалы и оборудование должны учитывать возраст детей группы, их интересы, уровень развития.
  • Приветствуется инклюзивность среды – наличие адаптивных пособий.
  1. Функциональность и эстетика
  • Пространство должно быть не только функциональным, но и эстетически привлекательным.
  • Цветовая гамма – мягкая, спокойная, стимулирующая положительное эмоциональное восприятие.

Примеры инновационного оформления РППС

  • Тематические модули «по интересам»: мастерская инженера, лаборатория природы, уголок мира профессий.
  • Использование экологичных и натуральных материалов.
  • Интерактивные сенсорные панели, дорожки здоровья.
  • Система QR-кодов и пиктограмм для самостоятельного выбора детьми.

ИНТЕРАКТИВ: МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЧЕЛЛЕНДЖ ГОДА»

Цель: cтимулировать коллективное творчество и генерирование идей по улучшению и упрощению организации РППС.

Форма проведения: командная работа в группах

Ход

Методист делит участников на небольшие группы по 3–5 человек.

Каждой группе выдается большой лист ватмана и цветные маркеры.

Задание: за 5–7 минут записать максимальное количество идей по теме:

«Как организовать РППС легко и просто»

Главное правило – не критиковать идеи, записывать даже самые смелые и нестандартные.

По окончании времени каждая группа представляет свои идеи.

Методист может систематизировать предложения и выделить наиболее перспективные из них.

Вывод. Методист подводит итоги.

Таким образом, инновационное оформление РППС должно учитывать нормативные требования, быть адаптивным, вдохновляющим и удобным как для детей, так и для педагогов.  Идеи, выработанные в ходе мозгового штурма, станут основой «дорожной карты» по обновлению РППС в новом учебном году.
 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

«Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей через организацию работы с социальными партнерами»

Современный детский сад – это не только место заботы и воспитания, но и стартовая площадка для раскрытия индивидуального потенциала ребенка.  Для полноценного сопровождения талантливых и способных детей необходима система выявления, поддержки и развития, выстроенная на основе сотрудничества с социальными партнерами: учреждениями дополнительного образования, культурными и спортивными организациями, родителями и местным сообществом.

Ключевые направления работы

  1. Выявление способностей
  • Психолого-педагогическое наблюдение, диагностика, беседы, анализ результатов деятельности.
  • Создание «карты интересов и достижений» для каждого воспитанника.
  1. Создание условий для развития талантов
  • Включение детей в проектную, исследовательскую, творческую и познавательную деятельность.
  • Индивидуальные и групповые занятия, мастер-классы, мини-лаборатории.
  1. Работа с социальными партнерами
  • Организация встреч с представителями учреждений культуры, спорта, науки.
  • Проведение совместных мероприятий, конкурсов, экскурсий.
  • Привлечение специалистов к участию в жизни группы и ДО.
  1. Информирование и сопровождение родителей
  • Консультации, практикумы, рекомендации по развитию способностей в домашних условиях.
  • Совместное участие в мероприятиях, фестивалях талантов.
  1. Мониторинг и сопровождение успехов
  • Регулярное отслеживание динамики развития, корректировка программ сопровождения.
  • Психологическая поддержка, мотивация, создание ситуаций успеха.

Цель командного упражнения: развить у педагогов осознание важности командной работы в системе сопровождения талантливых детей, укрепить профессиональные связи и коммуникацию.
 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПАУТИНА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ»

Цель: осознание роли каждого педагога в единой системе работы по развитию способностей детей; визуализация сотрудничества между педагогами.

Ход игры

Все участники становятся в круг.

Ведущий (педагог-психолог) берет клубок ниток и произносит одно из направлений работы с талантливыми детьми.

Например: «Создание среды для творческого самовыражения».

Затем он называет имя педагога и бросает ему клубок, удерживая конец нити.

Поймавший клубок педагог называет, каким образом он/она может внести вклад в это направление в своей деятельности (например, организовать выставку детских работ, провести тематическую неделю, подключить родителей и т. д.).

Этот педагог, удерживая свою часть нити, передает клубок следующему, называя коллегу и новое предложение по взаимодействию.

Игра продолжается, пока не будут задействованы все участники.

В итоге формируется «паутина» из нитей, символизирующая сеть взаимодействий, поддержку и общее дело.

Обсуждение после игры

  • Что почувствовали, когда держали нить?
  • Насколько важна роль каждого в общем процессе?
  • Как мы можем сделать наши связи еще крепче?

 Заключение. Педагог-психолог подводит итоги.

Развитие детских талантов – это не работа одного специалиста, а единая система, где важен вклад каждого. Социальные партнеры, родители и педагогический коллектив – это ресурсы, объединяя которые, мы создаем условия для раскрытия потенциала каждого ребенка.
А такие командные упражнения помогают перевести идеи в реальные действия.
 

РАЗДЕЛ: «Распределение функциональных обязанностей и утверждение планов работы»

Выступление методиста

  1. Организационный блок
  • Ознакомление с графиком работы детского сада, режимом дня и особенностями организации образовательного процесса в новых условиях.
  • Представление проектов годового плана работы дошкольной организации, включая
  • план работы методической службы;
  • индивидуальные планы специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда;
  • примерные планы работы по группам.
  • Обсуждение предложений по доработке и уточнению планов.
  1. Функциональные обязанности педагогов
  • Распределение зон ответственности (дополнительно – работа с документацией, участие в мероприятиях, взаимодействие с родителями и т. д.).
  • Озвучивание графика дежурств, подготовки и проведения родительских собраний, оформления развивающей среды, участия в педсоветах, семинарах, консилиумах и т. д.
  1. Документационное сопровождение
  • Разъяснение процедур ведения основной документации: рабочие и календарно-тематические планы, журналы, индивидуальные карты, диагностические материалы, отчеты по направлениям работы.
     

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ»

Цель: выявить эмоциональный фон педагогов в начале учебного года, обозначить их надежды и опасения, создать атмосферу взаимного доверия.

Ход

Методист раздает каждому педагогу два листочка разного цвета.

На первом листочке педагог пишет ожидание от нового учебного года (например: «открытие новых горизонтов», «интересные идеи», «командная работа»).

На втором листочке – опасение или то, что вызывает тревогу (например: «перегрузка», «неуверенность в себе», «волнение из-за новой программы»).

Все листочки анонимно собираются в две отдельные коробки или корзины.

Методист зачитывает (без указания авторства) несколько из них, после чего предлагает обсудить:

  • Какие ожидания повторяются чаще?
  • Какие тревоги кажутся наиболее актуальными?
  • Какие ресурсы внутри коллектива помогут справиться с возможными трудностями?

РЕФЛЕКСИЯ «ТРИ СЛОВА» ИЛИ «ТРИ МЫСЛИ»

Цель: кратко подвести итоги установочного педсовета, дать возможность каждому участнику выразить свои эмоции и впечатления.

Заключительное слово методиста

– Уважаемые коллеги! Наш установочный педсовет подходит к завершению. Чтобы понять, насколько он был полезным и результативным, я прошу каждого из вас назвать три слова или три короткие мысли, которые приходят вам на ум по итогам нашей встречи. Это может быть слово-ощущение, слово-вывод, слово-план или слово-вдохновение.

Примеры: «ясность», «вдохновение», «мотивация», «командный дух», «уверенность», «планы», «структура», «поддержка».

Принятие решений педагогического совета

  1. Признать работу дошкольной организации за 2024/2025 учебный год удовлетворительной.
  2. Утвердить приоритетные направления работы яслей-сада на 2025/2026 учебный год.
  3. Принять к сведению и руководствоваться в практической деятельности
  • годовым планом работы дошкольной организации;
  • планами работы специалистов;
  • планами работы возрастных групп.
  1. Продолжить работу по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ГОС ДО РК.
  2. Активизировать взаимодействие с родителями, развивать формы их участия в образовательном процессе.
  3. Обязать всех педагогов строго соблюдать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность дошкольной организации.