Как воспитателю работать по модели 4К
Государственной программой развития образования и науки определены основные направления развития дошкольного воспитания и обучения. Среди комплекса мероприятий для улучшения качества дошкольного образования в приоритете применение модели 4К. Это развитие креативности, критического мышления, коммуникативности, умения работать в команде.
Модель 4К выступает в виде системы следующих ключевых навыков.
Креативность
Основу креативности составляет любознательность. Это интерес к окружающему миру, поиск ответов на интересующие вопросы. Воображение-выдвижение собственных идей, обработка предложенных идей, стремление доводить начатое до конца, настойчивость в преодолении препятствий.
Критическое мышление
Состоит из трех компонентов: аналитический компонент – мыслительная деятельность, связанная с оценкой аргументов, выявлением отдельных свойств и признаков. Синтетический компонент – умение развивать чужую логику, формировать собственную позицию. Общий компонент – выявление причинно-следственных связей и умение объяснять свои умозаключения.
Коммуникация (работа в группе)
Это анализ и оценка взаимодействия, оценка самой ситуации взаимодействия и оценка результатов взаимодействия.
Кооперация (командная работа)
Умение согласовать собственную деятельность с деятельностью других членов группы, способность к разделению групповых ценностей. Диалог – неотъемлемая часть кооперации – способность к формулировке сообщений, понятных для собеседника, стремление понять других, использование вспомогательных коммуникативных средств.
Все названные составляющие модели 4К связаны с развитием творческих способностей детей через продуктивную творческую деятельность: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Можно также применять в работе с детьми нетрадиционные методы и приемы творческой деятельности:
- рисование по сырому;
- кляксографию обычную;
- набрызг;
- кляксографию с трубочкой;
- пальчиковую живопись;
- рисование перьями;
- рисование симметричных предметов;
- метод отпечатков.
Таким образом, главное в вопросе дошкольного образования – это общее развитие ребенка, раскрытие творческого потенциала, формирование универсальных психологических предпосылок учебной деятельности.
Для этого реализация самого педагогического процесса должна отвечать ряду условий.
1-е условие:
деятельностный, личностно ориентированный, дифференцированный подходы.
В ребенке нужно пробудить познавательный интерес, чтобы у него возникло желание узнавать новое. Он должен осознать, что у него недостаточно имеющихся знаний, он должен быть замотивирован на самостоятельный поиск пути решения проблемы.
2-е условие: проблематизация знаний, осваиваемого ребенком опыта. Педагог не должен сообщать или передавать опыт и знания в виде готовых сообщений. Надо создать ситуации, в которых ребенок путем постановки вопросов сам осваивает окружающую действительность. Развиваются продуктивное воображение, мышление. Формируются основы критического мышления, рассматриваемые моделью 4К.
3-е условие:
компетентность педагога.
Именно от профессионализма педагога, его психолого-педагогической подготовки зависят полнота, системность и целенаправленность дифференцированного и деятельностного подходов, проблематизация знаний.
4-е условие: обеспечение психологической безопасности.
Уважение ребенка как личности, отсутствие внешних оценок, обеспечение психологической свободы, свободы самовыражения.
Таким образом, каждый из видов деятельности вносит большой вклад в развитие универсальных психологических предпосылок готовности ребенка к школьной учебной деятельности.
Показатели готовности ребенка к школе
Произвольность. Главный показатель готовности ребенка к школе – развитие у него произвольности. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии целостной системы произвольной саморегуляции. Развивать произвольность хорошо помогает конструирование, а также различные виды разрезных картинок: мозаик и кубиков. Они позволяют выстраивать сложные сюжетные изображения, всевозможные головоломки, ролевые игры. В результате формируется целостная система произвольной регуляции деятельности.
Любознательность. В развитии любознательности, познавательного интереса хорошо помогает проектная деятельность. Можно проводить различные детские исследовательские проекты, когда дети, педагоги и родители совместно выбирают интересную им тему в качестве предмета индивидуального исследования, формулируют цель, ставят задачи, выдвигают гипотезу.
Инициативность. Активная жизненная позиция необходима ребенку в дальнейшей жизни. Помочь ребенку проявлять свою активность можно во всех видах деятельности. При конструировании ребенок дополняет модель своими деталями, какими-то новыми элементами. В индивидуальном и групповом творчестве он может взять на себя инициативу защиты работы. При сюжетно-ролевых играх, играх по правилам дошкольник учится выполнять не только второстепенные роли, но и главные. Это способствует развитию инициативы.
Творческое воображение. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры. Эмоциональная включенность в нее дошкольника создает особые возможности для развития творчества. (Игры «Больница», «Парикмахер»)
Творческие способности у детей хорошо проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. Для этого педагогам нужно проводить специально организованное обучение, т. е. использовать образы-включения. Желательно часто проводить постановки художественных произведений, где каждый ребенок вносит свой вклад для успешного завершения коллективной деятельности.
Способность критически мыслить. Критическое мышление приемлемо для любого возраста, поэтому необходимо с дошкольного возраста учить детей выражать свою точку зрения, ставить и разрешать проблему. Помогают в этом нетрадиционные методы организации деятельности дошкольников в устной форме. Например, синквейн – пятистрочные стихотворения.
Детей можно научить составлять стихотворные строки, используя разноцветные треугольники.
Яблоко
Красное, круглое
Растет, цветет, пахнет
Яблоко очень вкусное
Фрукт
Методы развития критического мышления развивают речь, мышление детей, коммуникативные навыки, помогают обогащать словарный запас и учат свободно высказывать свое мнение.
Не менее результативно развитие дивергентного мышления. Педагог задает детям вопросы проблемного характера:
Кроме вопросов проблемного характера, эффективно применять специальные упражнения.
Подбор прилагательных и существительных, заключающих в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Нахождение как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Поиск причин событий. Например: «Утром Болат проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно».
Составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ, неживых объектов: «Представь, что ты стал своей игрушкой, мебелью, камнем на дороге, животным и т. д. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
Задания по развитию дивергентного мышления могут быть как вербальными, так и невербальными.
Задание «Закончи рисунок»
Все названные виды деятельности способствуют формированию универсальных психологических предпосылок к учебной деятельности в целом, являющихся основой формирования компетентностей, составляющих модель 4К.


Задача воспитателя детского сада – всесторонне развить ребенка, обогатить его новыми знаниями и опытом. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности является игра, именно поэтому образовательные задачи необходимо осуществлять посредством игры. Модель 4К располагает множеством разнообразных игр и материалов, которые могут использовать педагоги дошкольных групп. Поэтому обогащение используемых методик на занятиях может быть усовершенствовано при помощи предлагаемой модели.
