ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2016
НОМИНАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

Проектно-исследовательская деятельность

І. Пояснительная записка

Проблема: пути повышения профессионального уровня методистов и педагогов.

Объект исследования: педагогический коллектив дошкольной организации (далее – ДО).

Предмет: основы и методы организации проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза: внедрение проектно-исследовательской деятельности (далее – ПИД) и повысит профессиональный уровень коллектива.

Цель проекта: создать структуры ПИД в ДО.

Задачи:

  • доказательство, что участие в ПИД повышает профессиональное мастерство воспитателей;
  • создание программы ведения ПИД педагогами в ДО;
  • проведение общественной экспертизы результатов данного проекта.

Ожидаемый результат:

  • повышение профессионального уровня методиста и педагогов ДО;
  • усовершенствование квалификационной категории участников проекта;
  • подъем качества жизни воспитанников в ДО;
  • рост интереса к работе педагогов и к учебно-воспитательному процессу детей;
  • установление тесной взаимосвязи с родителями.

Целевые группы:

  • методисты и педагоги ДО;
  • воспитанники и родители.

II. Основная часть

Обоснование выбора темы: актуальность.

Одной из проблем системы образования является повышение профессионального уровня педагогических работников, повышение статуса педагога.

Причины препятствия высокой профессиональной компетенции и высокой профпригодности для молодых педагогов:

  • незнание технологий обучения и образования;
  • отсутствие практических умений и навыков, связанных с анализом, проектированием и конструированием учебного процесса и воспитательной работы в ДО;
  • неосведомленность в психолого-физиологических особенностях детей.

Выход из создавшейся ситуации

  • Разгрузить воспитателя от рутинной работы, четко определив функции его деятельности.
  • Развивать творческую и исследовательскую деятельность педагогического коллектива.

Модель привлечения в исследовательскую деятельность универсальная – спроецирована на детей и родителей.

Обеспечение проекта:

Материально-техническоеОрганизационноеНормативное правовоеКадровое
◊ Обеспечение прохождения курсовой переподготовки управляющего состава.
◊ Проведение семинаров по теме.
◊ Реализация общественной экспертизы в виде итоговой конференции.
◊ Предметно-развивающая среда для осуществления исследовательской деятельности проекта
◊ Организовать благоприятную атмосферу для ведения ПИД.
◊ Обеспечить необходимыми средствами ведения ПИД
◊ Программа ведения ПИД.
◊ Структура ПИД.
◊ Методические рекомендации по ведению ПИД методиста и педагогов в ДО.
◊ Дидактические, учебно-методические пособия по направленности выбранного проекта
◊ Методисты ГорОО, РОО, ДО.
◊ Педагоги ДО

Основные реализаторы проекта: методисты и педагоги ДО.

Описание: ведение ПИД, определение цели, задач проекта, прогнозирование ожидаемых результатов.

Проектная деятельность – осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, проявления творческих способностей в ходе самостоятельного поиска способов:

  • организация педагогического процесса, основанного на связи педагога и воспитанника;
  • взаимодействие с окружающей средой;
  • поэтапно-практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Элементы ПИД:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выработка гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.).

Классифицируется по

  • составу участников;
  • целевой установке;
  • тематике;
  • срокам реализации.

Цель: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и кругозор детей;
  • формирование познавательных способностей;
  • усовершенствование творческого воображения;
  • воспитание творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Классификации проектов в ДО 

«Взрослые» – исследовательская деятельность. Методист исследует коллектив через определенный проект, в котором педагоги изучают действия воспитанников, вводя инновационные технологии обучения.

«Взросло-детские» – обогащают воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.).

«Детские» – задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемы (вместе с педагогом);
  • формирование начальных условий исследовательской деятельности (практические опыты).
  • в старшем дошкольном возрасте:
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • уточнение умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • усовершенствование желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

«Дружные» – в ПИД могут принять участие и родители.

Проектная деятельность

Проекты в ДО по работе с кадрами:

  • «Перспективы развития ДО в условиях самоуправления» – административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа;
  • «Воспитание здорового ребенка». В рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб;
  • мастер-класс «Перспективы совершенствования педагогического мастерства». В проекте участвуют все воспитатели;
  • «Молодые дарования» – методическая служба, группа наставников, молодые специалисты;
  • «Перспективы экологического образования дошкольников» – воспитатели, педагоги дополнительного образования;
  • «Питание и здоровье» – медицинская и методическая службы, воспитатели, работники пищеблока;
  • проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  • дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды – административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания;
  • социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты».

Участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум.

Алгоритм разработки проекта
ЭтапыЗадачиДеятельность проектной группыДеятельность научно-методической службы
НачальныйОпределение проблемы (темы). Выбор группы участниковУточнение имеющейся информации, обсуждение заданияМотивация проектирования, объяснение цели проекта
ПланированиеАнализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в командеФормирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успехаПомощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение
Принятие решенияСбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельностиРабота с информацией. Синтез и анализ идейНаблюдение. Консультации
ВыполнениеВыполнение проектаРабота над проектом, его оформлениеНаблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатовАнализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)Участие в коллективном анализе проекта и самооценкеНаблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проектаПодготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценкаЗащита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проектаУчастие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

ІІІ. Заключение

Метод проектов актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии со взрослыми закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе программы знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника, педагогический коллектив создает атмосферу сотворчества. Только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить проблему.

Эффективность подхода:

  • дошкольник самостоятельно исследует и экспериментирует;
  • проявляется его любознательность и интерес к проблеме;
  • применяет полученные знания в той или иной деятельности;
  • устанавливает тесную взаимосвязь с родителями, повышая их педагогическую грамотность;
  • повышает профессиональный уровень педагогов;
  • организуя проект в коллективе ДО, методист становится на ступеньку выше.

Вывод. Проектно-исследовательская деятельность повышает уровень профессионального мастерства коллектива ДО.