Проектно-исследовательская деятельность
І. Пояснительная записка
Проблема: пути повышения профессионального уровня методистов и педагогов.
Объект исследования: педагогический коллектив дошкольной организации (далее – ДО).
Предмет: основы и методы организации проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза: внедрение проектно-исследовательской деятельности (далее – ПИД) и повысит профессиональный уровень коллектива.
Цель проекта: создать структуры ПИД в ДО.
Задачи:
- доказательство, что участие в ПИД повышает профессиональное мастерство воспитателей;
- создание программы ведения ПИД педагогами в ДО;
- проведение общественной экспертизы результатов данного проекта.
Ожидаемый результат:
- повышение профессионального уровня методиста и педагогов ДО;
- усовершенствование квалификационной категории участников проекта;
- подъем качества жизни воспитанников в ДО;
- рост интереса к работе педагогов и к учебно-воспитательному процессу детей;
- установление тесной взаимосвязи с родителями.
Целевые группы:
- методисты и педагоги ДО;
- воспитанники и родители.
II. Основная часть
Обоснование выбора темы: актуальность.
Одной из проблем системы образования является повышение профессионального уровня педагогических работников, повышение статуса педагога.
Причины препятствия высокой профессиональной компетенции и высокой профпригодности для молодых педагогов:
- незнание технологий обучения и образования;
- отсутствие практических умений и навыков, связанных с анализом, проектированием и конструированием учебного процесса и воспитательной работы в ДО;
- неосведомленность в психолого-физиологических особенностях детей.
Выход из создавшейся ситуации
- Разгрузить воспитателя от рутинной работы, четко определив функции его деятельности.
- Развивать творческую и исследовательскую деятельность педагогического коллектива.
Модель привлечения в исследовательскую деятельность универсальная – спроецирована на детей и родителей.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое | Организационное | Нормативное правовое | Кадровое |
---|---|---|---|
◊ Обеспечение прохождения курсовой переподготовки управляющего состава. ◊ Проведение семинаров по теме. ◊ Реализация общественной экспертизы в виде итоговой конференции. ◊ Предметно-развивающая среда для осуществления исследовательской деятельности проекта | ◊ Организовать благоприятную атмосферу для ведения ПИД. ◊ Обеспечить необходимыми средствами ведения ПИД | ◊ Программа ведения ПИД. ◊ Структура ПИД. ◊ Методические рекомендации по ведению ПИД методиста и педагогов в ДО. ◊ Дидактические, учебно-методические пособия по направленности выбранного проекта | ◊ Методисты ГорОО, РОО, ДО. ◊ Педагоги ДО |
Основные реализаторы проекта: методисты и педагоги ДО.
Описание: ведение ПИД, определение цели, задач проекта, прогнозирование ожидаемых результатов.
Проектная деятельность – осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, проявления творческих способностей в ходе самостоятельного поиска способов:
- организация педагогического процесса, основанного на связи педагога и воспитанника;
- взаимодействие с окружающей средой;
- поэтапно-практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Элементы ПИД:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.).
Классифицируется по
- составу участников;
- целевой установке;
- тематике;
- срокам реализации.
Цель: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и кругозор детей;
- формирование познавательных способностей;
- усовершенствование творческого воображения;
- воспитание творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Классификации проектов в ДО
«Взрослые» – исследовательская деятельность. Методист исследует коллектив через определенный проект, в котором педагоги изучают действия воспитанников, вводя инновационные технологии обучения.
«Взросло-детские» – обогащают воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.).
«Детские» – задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемы (вместе с педагогом);
- формирование начальных условий исследовательской деятельности (практические опыты).
- в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- уточнение умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- усовершенствование желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
«Дружные» – в ПИД могут принять участие и родители.
Проектная деятельность
Проекты в ДО по работе с кадрами:
- «Перспективы развития ДО в условиях самоуправления» – административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа;
- «Воспитание здорового ребенка». В рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб;
- мастер-класс «Перспективы совершенствования педагогического мастерства». В проекте участвуют все воспитатели;
- «Молодые дарования» – методическая служба, группа наставников, молодые специалисты;
- «Перспективы экологического образования дошкольников» – воспитатели, педагоги дополнительного образования;
- «Питание и здоровье» – медицинская и методическая службы, воспитатели, работники пищеблока;
- проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
- дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды – административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания;
- социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты».
Участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум.
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
---|---|---|---|
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работа с информацией. Синтез и анализ идей | Наблюдение. Консультации |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
ІІІ. Заключение
Метод проектов актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии со взрослыми закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе программы знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника, педагогический коллектив создает атмосферу сотворчества. Только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить проблему.
Эффективность подхода:
- дошкольник самостоятельно исследует и экспериментирует;
- проявляется его любознательность и интерес к проблеме;
- применяет полученные знания в той или иной деятельности;
- устанавливает тесную взаимосвязь с родителями, повышая их педагогическую грамотность;
- повышает профессиональный уровень педагогов;
- организуя проект в коллективе ДО, методист становится на ступеньку выше.
Вывод. Проектно-исследовательская деятельность повышает уровень профессионального мастерства коллектива ДО.
