ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Независимая оценка учебных достижений учащихся

Б.  Т. Аушахманова, методист Инновационного центра развития образования и воспитания, г. Павлодар

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и с необходимостью обновления содержания и методов обучения.

Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.

Воспитывая и обучая, направляя подрастающее поколение к высоким результатам, необходимо учитывать взаимодействие учащихся, учителей, родителей.

При подготовке учащихся к независимой оценке учебных достижений выявляются следующие проблемы:

  • плохое посещение дополнительных уроков;
  • низкое понятийное мышление;
  • недостаточная подготовка учащихся;
  • слабая действенная помощь со стороны родителей;
  • слабый контроль со стороны классного руководителя;
  • преобладание общеклассных форм работы;
  • не ведется системная работа по выявлению и коррекции предметных знаний;
  • работа в большей степени по «натаскиванию» и запоминанию содержания через обучение способом поиска информации;
  • объем домашнего задания не соотносится с возрастными особенностями обучающихся;
  • несоответствие категории учителей, преподающих в 9, 11-х классах (в основном это встречается в сельской местности по производственной необходимости);
  • между классным руководителем и учителем-предметником нет взамосвязи (провести мониторинг);
  • недостаточная профориентационная подготовка;
  • низкое число курсов повышения квалификации педагогов по внедрению эффективных методик преподавания по обновленному содержанию;
  • слабая преемственность между учителем-стажером и молодым учителем;
  • низкая психологическая целенаправленная подготовка к ЕНТ.

При подготовке к независимой оценке нет определенных закрепленных учебников: хронологические и статистические данные в учебниках разные.

Положительные стороны по подготовке к независимой оценке:

  • созданы все условия по учебно-методическому обеспечению;
  • многообразие ЦОР (цифровых образовательных ресурсов);
  • постоянный состав кадров по основным предметам;
  • положительная динамика творческих групп;
  • обобщение опыта по подготовке к ЕНТ и ВОУД.

Общеобразовательные учебные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.

Модель образования и новая система обучения должны соответствовать новой системе образования. Использовать данные возможности в информационной среде, предназначенной для вложения личного образовательного капитала и освоить содержание знаний – цель педагога нового этапа образования.

Обучение истории – сложный процесс, объединяющий начало деталей, которые постоянно находятся в движении и взаимосвязаны друг с другом.

Формировать ключевые компетенции у учащихся – современное требование.

Компетенция (от лат. сompetere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Работа с информацией, изучение содержания предмета – одна из главных задач урока истории.

Для качествественного и быстрого усвоения материала предлагаю эффективную работу по методу с фреймами.

Фреймовые способы представления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.

Из психологии известно, что знания усваиваются, укладываются и хранятся в долговременной памяти в сжатом виде – в виде когнитивных ментальных структур – фреймов.

При этом фреймовая опора рассматривается в контексте теории поэтапного формирования умственных действий как инструкция для ориентировочной основы действий (далее – ООД). Таким образом, если представлять учебную информацию учащимся в структурированном, свернутом виде – в виде фреймовых опор, можно существенно интенсифицировать учебный процесс. Использование фреймового подхода вырабатывает у учащихся алгоритмический, дискурсивный и системный виды мышления.

Фреймовые схемы представляют собой опоры более высокого порядка по сравнению с классическими опорами Шаталова. Данная схема может вместить в себя весь фактический материал школьного курса.

Учащиеся самостоятельно работают с фреймовыми опорами без помощи инструктора.

Например, при изучении исторических личностей предлагается следующий фрейм в виде матрицы:

Историческая личностьГоды жизни и правленияЭтапы деятельностиВзглядыИдеиРешаемые проблемыИсторическое значение данной личности
       

Тема «Республика Казахстан и международные отношения»

Название международной организацииДата вступления РК в данную международную организациюЦели международной организацииЧто было сделано в Казахстане
    

«История средних веков»

ВекКазахское ханствоЧто ханы сделали для страны, государстваРоссийская империяЧто сделали для страны, государства
     

Тема «Конституционные реформы в Республике Казахстан»

Конституция 1993 г. и ее краткая характеристикаКонституция 1995 г. и ее краткая характеристикаИзменения и дополнения в Конституции 1995 г.
   

Тема «Болонский процесс и Республика Казахстан»

ДатыСобытия в рамках Болонского процесса в ЕвропеСобытия и изменения в сфере образования в РК в связи с Болонским процессом
   

В рамках подготовки к независимой внешней оценке учебных достижений обучающихся в образовательном процессе для повышения качества образования в школе педагоги изучают и применяют лучшие образовательные ресурсы и педагогические технологии для обучения подрастающего поколения.