Независимая оценка учебных достижений учащихся
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.
В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и с необходимостью обновления содержания и методов обучения.
Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.
Воспитывая и обучая, направляя подрастающее поколение к высоким результатам, необходимо учитывать взаимодействие учащихся, учителей, родителей.
При подготовке учащихся к независимой оценке учебных достижений выявляются следующие проблемы:
- плохое посещение дополнительных уроков;
- низкое понятийное мышление;
- недостаточная подготовка учащихся;
- слабая действенная помощь со стороны родителей;
- слабый контроль со стороны классного руководителя;
- преобладание общеклассных форм работы;
- не ведется системная работа по выявлению и коррекции предметных знаний;
- работа в большей степени по «натаскиванию» и запоминанию содержания через обучение способом поиска информации;
- объем домашнего задания не соотносится с возрастными особенностями обучающихся;
- несоответствие категории учителей, преподающих в 9, 11-х классах (в основном это встречается в сельской местности по производственной необходимости);
- между классным руководителем и учителем-предметником нет взамосвязи (провести мониторинг);
- недостаточная профориентационная подготовка;
- низкое число курсов повышения квалификации педагогов по внедрению эффективных методик преподавания по обновленному содержанию;
- слабая преемственность между учителем-стажером и молодым учителем;
- низкая психологическая целенаправленная подготовка к ЕНТ.
При подготовке к независимой оценке нет определенных закрепленных учебников: хронологические и статистические данные в учебниках разные.
Положительные стороны по подготовке к независимой оценке:
- созданы все условия по учебно-методическому обеспечению;
- многообразие ЦОР (цифровых образовательных ресурсов);
- постоянный состав кадров по основным предметам;
- положительная динамика творческих групп;
- обобщение опыта по подготовке к ЕНТ и ВОУД.
Общеобразовательные учебные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.
Модель образования и новая система обучения должны соответствовать новой системе образования. Использовать данные возможности в информационной среде, предназначенной для вложения личного образовательного капитала и освоить содержание знаний – цель педагога нового этапа образования.
Обучение истории – сложный процесс, объединяющий начало деталей, которые постоянно находятся в движении и взаимосвязаны друг с другом.
Формировать ключевые компетенции у учащихся – современное требование.
Компетенция (от лат. сompetere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Работа с информацией, изучение содержания предмета – одна из главных задач урока истории.
Для качествественного и быстрого усвоения материала предлагаю эффективную работу по методу с фреймами.
Фреймовые способы представления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.
Из психологии известно, что знания усваиваются, укладываются и хранятся в долговременной памяти в сжатом виде – в виде когнитивных ментальных структур – фреймов.
При этом фреймовая опора рассматривается в контексте теории поэтапного формирования умственных действий как инструкция для ориентировочной основы действий (далее – ООД). Таким образом, если представлять учебную информацию учащимся в структурированном, свернутом виде – в виде фреймовых опор, можно существенно интенсифицировать учебный процесс. Использование фреймового подхода вырабатывает у учащихся алгоритмический, дискурсивный и системный виды мышления.
Фреймовые схемы представляют собой опоры более высокого порядка по сравнению с классическими опорами Шаталова. Данная схема может вместить в себя весь фактический материал школьного курса.
Учащиеся самостоятельно работают с фреймовыми опорами без помощи инструктора.
Например, при изучении исторических личностей предлагается следующий фрейм в виде матрицы:
Историческая личность | Годы жизни и правления | Этапы деятельности | Взгляды | Идеи | Решаемые проблемы | Историческое значение данной личности |
---|---|---|---|---|---|---|
Тема «Республика Казахстан и международные отношения»
Название международной организации | Дата вступления РК в данную международную организацию | Цели международной организации | Что было сделано в Казахстане |
---|---|---|---|
«История средних веков»
Век | Казахское ханство | Что ханы сделали для страны, государства | Российская империя | Что сделали для страны, государства |
---|---|---|---|---|
Тема «Конституционные реформы в Республике Казахстан»
Конституция 1993 г. и ее краткая характеристика | Конституция 1995 г. и ее краткая характеристика | Изменения и дополнения в Конституции 1995 г. |
---|---|---|
Тема «Болонский процесс и Республика Казахстан»
Даты | События в рамках Болонского процесса в Европе | События и изменения в сфере образования в РК в связи с Болонским процессом |
---|---|---|
В рамках подготовки к независимой внешней оценке учебных достижений обучающихся в образовательном процессе для повышения качества образования в школе педагоги изучают и применяют лучшие образовательные ресурсы и педагогические технологии для обучения подрастающего поколения.
