ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Тренинг «Критерии успешности Lesson study в школе»

Е.  Б. Игнатьева, заместитель директора по НМР КГУ «Общеобразовательная школа № 50», школьный тренер, г. Алматы

Цель тренинга: оказать содействие в понимании подхода Lesson study в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.

Ожидаемые результаты: участники знают метод Lesson study и понимают важность его применения в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания, обозначают критерии успешности.

Ключевые идеи Lesson study

  • Является особой формой локального исследования урока с участием групп учителей, которые совместно планируют, обучают, наблюдают и анализируют обучение в ходе проведения исследовательских уроков.
  • Побуждает учителей к размышлениям о собственной практике преподавания в аспекте ее направленности на индивидуальные особенности учащихся.
  • Позволит учителям усовершенствовать и адаптировать инновационные педагогические подходы с целью их удовлетворения потребностям учащихся.
  • Выводы по итогам реализации подхода обобщаются и популяризируются в среде коллег школы, сети школ.

Ресурсы

Руководство для учителя, «Lesson study: руководство» П. Дадли, раздаточные материалы, ресурсы для психологического настроя, видеоресурсы (мультфильм «Работа в команде»), бумага, стикеры, маркеры.

Ход тренинга
Этапы занятияВремя (мин.)Действия тренераДействия слушателей
Развитие чувства поддержки, создание благоприятной, доброжелатель-ной атмосферы для совместной деятельности5Разминка Встать в круг, в центре – участник, который, поворачиваясь по часовой стрелке, становится напротив одного из участников, называет имя стоящего и говорит: «Ты напоминаешь мне…« – далее следуют ассоциации с временем года, растением, явлением природы, предметом музыки и т.  д.Выполняют
Рефлексия
Что понравилось и не понравилось в выполнении упражнения?
Что понравилось: стоять в центре круга и получать ассоциации или придумывать их?
Коллаборативная среда
Деление на группы5Раздает пазлы, из которых участники занятия должны собрать картинку (3–4 группы по 5 человек).
Мультфильм «Работа в команде».
Составить постер: характеристики традиционного урока и Lesson study
Создание групп для дальнейшей работы
Погружение в тему. Решение проблемы10Попросить ответить на вопросы:
• Что нового вы нашли в своих записях и чего не увидели у других групп?
• Как вы считаете, чему способствовало выполнение данного упражнения?
• Подумайте и назовите сильные и слабые стороны наблюдения.
• Чем отличается данный подход от открытого урока?
• Назовите положительные стороны данного подхода.
Рефлексия
Цель: «выход из темы», утверждение собственной позиции, выражение отношения к теме занятия и ходу его проведения
Обдумывают свои ответы самостоятельно. Обмен мнениями между участниками группы.
Составляют постер
20Работа в группах
1 – Особенности подхода Lesson study.
2 – Развитие мастерства учителя.
3 – Рекомендации по проведению Lesson study.
4 – Какие условия могут способствовать работе учителей по проведению Lesson study?
5 – Преимущества подхода Lesson study
Пит Дадли, раздаточные материалы.
Определяют, согласовывают, анализируют
4Разминка. Для снятия усталости предлагается сделать небольшое разминочное упражнение под небольшой видеоклип Cute Froggy DanceДелают упражнение
 30Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о применении Lesson study:
Что это такое? Зачем использовать именно ее? Критерии успешности Lesson study.
Презентация должна включать не более 10 слайдов
Создают презентацию, анализируют.
Работа в группах.
Обсуждение, анализ.
Корректируют, взаимообмен мнениями
Подведение итогов, применение решения проблемы (поделиться с тем, что узнали, обсуждение и анализ возникших/появившихся мыслей, идей, впечатлений)6Метод «5 пальцев»
Задание: нарисовать свою руку на листе А4 и на каждом пальце написать следующее:
большой палец: над чем бы я ещё хотела поработать…
указательный: что нового и интересного я узнала…
средний: мне не хватило…
безымянный: психологическая атмосфера на коучинге…
мизинец: что мне понравилось и мои пожелания…
Дополняют, размышляют, синтезируют
Обратная связь: «Ваши впечатления об участии в тренинге»Осмысливают, анализируют