ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
Тренинг «Критерии успешности Lesson study в школе»
Цель тренинга: оказать содействие в понимании подхода Lesson study в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.
Ожидаемые результаты: участники знают метод Lesson study и понимают важность его применения в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания, обозначают критерии успешности.
Ключевые идеи Lesson study
- Является особой формой локального исследования урока с участием групп учителей, которые совместно планируют, обучают, наблюдают и анализируют обучение в ходе проведения исследовательских уроков.
- Побуждает учителей к размышлениям о собственной практике преподавания в аспекте ее направленности на индивидуальные особенности учащихся.
- Позволит учителям усовершенствовать и адаптировать инновационные педагогические подходы с целью их удовлетворения потребностям учащихся.
- Выводы по итогам реализации подхода обобщаются и популяризируются в среде коллег школы, сети школ.
Ресурсы
Руководство для учителя, «Lesson study: руководство» П. Дадли, раздаточные материалы, ресурсы для психологического настроя, видеоресурсы (мультфильм «Работа в команде»), бумага, стикеры, маркеры.
Ход тренинга
Этапы занятия | Время (мин.) | Действия тренера | Действия слушателей |
---|---|---|---|
Развитие чувства поддержки, создание благоприятной, доброжелатель-ной атмосферы для совместной деятельности | 5 | Разминка Встать в круг, в центре – участник, который, поворачиваясь по часовой стрелке, становится напротив одного из участников, называет имя стоящего и говорит: «Ты напоминаешь мне…« – далее следуют ассоциации с временем года, растением, явлением природы, предметом музыки и т. д. | Выполняют |
Рефлексия Что понравилось и не понравилось в выполнении упражнения? Что понравилось: стоять в центре круга и получать ассоциации или придумывать их? | Коллаборативная среда | ||
Деление на группы | 5 | Раздает пазлы, из которых участники занятия должны собрать картинку (3–4 группы по 5 человек). Мультфильм «Работа в команде». Составить постер: характеристики традиционного урока и Lesson study | Создание групп для дальнейшей работы |
Погружение в тему. Решение проблемы | 10 | Попросить ответить на вопросы: • Что нового вы нашли в своих записях и чего не увидели у других групп? • Как вы считаете, чему способствовало выполнение данного упражнения? • Подумайте и назовите сильные и слабые стороны наблюдения. • Чем отличается данный подход от открытого урока? • Назовите положительные стороны данного подхода. Рефлексия Цель: «выход из темы», утверждение собственной позиции, выражение отношения к теме занятия и ходу его проведения | Обдумывают свои ответы самостоятельно. Обмен мнениями между участниками группы. Составляют постер |
20 | Работа в группах 1 – Особенности подхода Lesson study. 2 – Развитие мастерства учителя. 3 – Рекомендации по проведению Lesson study. 4 – Какие условия могут способствовать работе учителей по проведению Lesson study? 5 – Преимущества подхода Lesson study | Пит Дадли, раздаточные материалы. Определяют, согласовывают, анализируют | |
4 | Разминка. Для снятия усталости предлагается сделать небольшое разминочное упражнение под небольшой видеоклип Cute Froggy Dance | Делают упражнение | |
30 | Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о применении Lesson study: Что это такое? Зачем использовать именно ее? Критерии успешности Lesson study. Презентация должна включать не более 10 слайдов | Создают презентацию, анализируют. Работа в группах. Обсуждение, анализ. Корректируют, взаимообмен мнениями | |
Подведение итогов, применение решения проблемы (поделиться с тем, что узнали, обсуждение и анализ возникших/появившихся мыслей, идей, впечатлений) | 6 | Метод «5 пальцев» Задание: нарисовать свою руку на листе А4 и на каждом пальце написать следующее: большой палец: над чем бы я ещё хотела поработать… указательный: что нового и интересного я узнала… средний: мне не хватило… безымянный: психологическая атмосфера на коучинге… мизинец: что мне понравилось и мои пожелания… | Дополняют, размышляют, синтезируют |
Обратная связь: «Ваши впечатления об участии в тренинге» | Осмысливают, анализируют |
