Технологизация образовательного процесса
Стратегические цели и приоритетные направления развития образования на долгосрочную и среднесрочную перспективы определены Главой государства в «Стратегии развития Казахстана – 2050», Государственной программе развития образования в РК на 2011–2020 гг., одним из важнейших направлений которого является технологизация учебного процесса.
Эксперимент по технологизации учебного процесса в организациях образования области инициирован филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области (далее – ИПК).
Среди факторов, вызывающих необходимость разработки программы технологизации учебного процесса в масштабе региона, можно выделить следующие:
- специфика региона, обусловленная тем, что в области находится столица Казахстана – г. Астана, динамично развивающийся современный город, являющийся центром притяжения всей молодежи страны. Поэтому содержание и уровень подготовки старшеклассников должны соответствовать высокому уровню конкуренции на рынке труда в столице и регионе. Этого можно достичь с помощью современных образовательных технологий;
- особенность географического положения области и демографического состояния населения, так как на процесс технологизации учебного процесса оказывает влияние огромная площадь региона и низкая концентрация населения, что существенным образом влияет на структуру учебных заведений: более 82 % школ области являются малокомплектными;
- историко-культурное и этническое своеобразие региона обусловливает наличие нескольких языков обучения, среди которых ведущими являются казахский, русский и английский; свыше 40 % школьников обучается в смешанных школах, где функционируют казахские и русские классы;
- экономическое своеобразие региона, имеющего преимущественно сельскохозяйственное значение, высокий туристический потенциал, до сих пор недостаточно учитываемые в процессе организации и управления образованием, также диктуют выбор соответствующего содержания и технологий обучения;
- образовательный, научный, управленческий потенциал региона как основание для разработки и внедрения перспективных образовательных технологий.
В ходе внедрения технологизации учебного процесса возможны следующие ограничения, риски и угрозы, требующие прогнозирования и учета при реализации эксперимента:
- недооценка частью педагогов и работников управления образованием возможностей технологизации, их слабое представление о возможностях и успехах внедрения новых технологий;
- отсутствие должной мотивации для работы в режиме эксперимента, консерватизм мышления;
- недостаточный педагогический опыт у желающих активно участвовать в экспериментальной работе и нехватка информации о передовом педагогическом опыте;
- административно-командный стиль некоторых работников управлений образования, их неумение верно оценить и психологически обоснованно стимулировать развитие творческого потенциала личности педагога, на практике решающего проблемы технологизации;
- подход к финансированию системы образования, при котором обнаруживается неравноправное финансовое положение субъектов образования;
- неравномерность качественных показателей образовательных услуг среди учебных заведений города;
- отставание качества, уровня и темпов подготовки педагогических кадров от реально разворачивающихся процессов в сфере образования;
- стойкость вертикально-иерархических форм административно-управленческой системы, сдерживающих в ряде ситуаций развитие творческих инициатив и горизонтальных связей.
В ходе технологизации учебного процесса возможно возникновение и развитие факторов, требующих преодоления и нейтрализации:
- возможность перекосов в сторону какой-то одной гипертехнологии, возникновение технократического подхода, накопление негативного опыта использования технологий, что ведет к дискредитации самой идеи технологизации;
- отставание органов управления образованием в разработке механизмов стимулирования, мониторинга и контроля процесса внедрения технологий;
- деформации личностного развития педагогов, развитие в них «звездной болезни», формирование «ореола непризнанного гения», мастера, которому не дают развернуться;
- расслоение населения по уровню благосостояния и финансовым возможностям получения образования;
- неоднородность различных групп педагогов по уровню подготовки к активному использованию технологий.
С целью реализации задач информационно-теоретического этапа эксперимента группа лекторов ИПК провела выездные курсы во всех школах – экспериментальных площадках. С методологическими основами технологий были ознакомлены 734 педагога. Участниками эксперимента были выбраны технологии следующих авторов: М. Жанпеисовой, П. Эрдниева, В. Шаталова, Е. Пассова, Т. Галиева, Ж. Караева, К. Вазиной, И. Якиманской, В. Зайцева, В. Монахова, В. Занкова. Были сформированы межшкольные творческие группы учителей в соответствии с выбранными технологиями.
В заключение информационно-теоретического этапа проведен семинар-совещание, на котором рассмотрены вопросы методической поддержки эксперимента, структуры управления экспериментом, методов опытно-экспериментальной, исследовательской работы, стимулирования творчества учителей-экспериментаторов, системы диагностико-мониторинговой деятельности, оформления промежуточных результатов и итогов эксперимента.
После выбора технологий в каждой организации образования, реализующей экспериментальную работу, начался внедренческий этап с разработки алгоритма внедрения технологий, определения экспериментальных и контрольных классов.
Для организованного начала внедренческой работы разработаны различные варианты диагностики и мониторинга результатов.
Для методического сопровождения эксперимента изданы 7 брошюр с приложениями в дисках, содержащих теоретический материал об образовательных технологиях, и сборник методических рекомендаций для завуча, состоящий из памяток по посещению уроков в экспериментальных классах.
Самой многочисленной группой, работающей над внедрением образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, является педагогическая технология трехмерной методической системы Ж. А. Караевой, на основе которой работают учителя во всех районах Акмолинской области. Учитывая многочисленность педагогов –сторонников этой технологии, координационный совет принял решение организо- вать Ассоциацию учителей школ Акмолинской области, работающих по технологии Ж. А. Караевой.
Проведен «круглый стол» для руководителей организаций образования «Технологизация учебно-воспитательного процесса как одно из условий формирования конкурентоспособной личности выпускника».
С целью оказания методической помощи и подведения итогов первого года апробирования выбранных технологий организован методический десант в 7 регионов области, задействованных в эксперименте, проанализирована работа всех 20 экспериментальных площадок, посещено 16 уроков и 4 занятия в школах-садах.
Проведению «десантов» предшествовала подготовительная работа, разработаны памятки по проверке документации эксперимента, анкеты для учителей-экспериментаторов, учащихся и их родителей, памятки по составлению отчета о проведенном методическом десанте.
По итогам анкетирования проведен анализ отношения учащихся к участию в эксперименте:
8 % детей ответили, что стали чувствовать себя увереннее, но только на тех уроках, где идет эксперимент;
92 % учащихся указали на то, что обучение в экспериментальном классе изменило их учебную жизнь, появилась вера в то, что можно учиться лучше.
Во всех школах – экспериментальных площадках проведена большая работа, но особых успехов достигли педагогические коллективы школ – экспериментальных площадок Степногорска, Атбасарского района, СШ №№ 13, 18, 19 г. Кокшетау и СШ № 1 п. Красный Яр.
Этими коллективами изучен опыт работы учителей-экспериментаторов, выпущены брошюры с методическими рекомендациями по организации уроков на основе выбранных технологий.
В настоящее время на базе школ-экспериментальных площадок проводятся обучающие семинары для учителей района (города) по ознакомлению со спецификой образовательных технологий и выходные практические занятия для курсов повышения квалификации учителей.
Сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что эксперимент достиг своей цели, когда на первый план выходят определенные требования к личности, которая должна быть креативной, активной, социально ответственной, обладающей развитым интеллектом, высоким уровнем профессиональной грамотности, устойчивой мотивацией.
Современная школа должна не только давать учащимся знания, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Это означает, что школа должна учить мыслить, активно развивать у учащихся основы современного мышления. Повышение интеллектуального уровня и уровня самооценки учеников, успешность обучения по всем учебным дисциплинам, высокая эффективность мер воспитательного воздействия – всё это положено в основу технологизации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, проводимая в экспериментальном режиме работа по технологизации должна содействовать общим процессам модернизации системы образования региона.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
