ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2016
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Написание отчета по самооценке колледжа

Аккредитация – это процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности организаций образования в целом или отдельных образовательных программ с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям. Стандарты и критерии определяются самостоятельно каждым аккредитационным органом.

И. В. Анаятова, заместитель директора по научной и учебно-методической деятельности колледжа индустрии туризма и гостеприимства, г. Алматы

Процедура аккредитации образовательных программ базируется на национальных и международных стандартах. Аккредитация организаций технического и профессионального образования проводится в соответствии с законами РК «Об образовании», «О техническом регулировании», Государственной программой развития образования в РК на 2011–2020 годы, Правилами разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены стандартов организаций в целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов по программам технического и профессионального образования. Критерии оценки образовательных программ технического и профессионального образования определены с учетом требований государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, международной практики по аккредитации образовательных программ технических специальностей, современных тенденций развития технического и профессионального образования.

Аккредитация обеспечивает потребителей гарантией соответствующего качества услуг и может состоять из следующих этапов:

1– представление организацией образования заявки в агентство; – подписание договора о проведении аккредитации между агентством и организацией образования; – проведение организацией образования процесса самооценки, составление отчета о самооценке; – представление отчета о самооценке в агентство
2– регламентация работы команды экспертов согласно стандартам и критериям, утвержденным агентством; – агентство формирует компетентную команду аудиторов, в состав которой входят представители академической общественности РК, работодатель, обучающийся и международный эксперт; – состав команды сообщается организации; – команда экспертов знакомится с материалами самооценки, посещает организацию образования и проводит внешний аудит, формирует отчет о внешней оценке, который передает агентству; – отчет и рекомендации по посещению составляют внешние аудиторы, и председатель или секретарь комиссии направляют его в агентство; – отчет команды аудиторов по оценке деятельности организации образования для изучения и проверки возможных ошибок направляется в организацию образования; – организация образования представляет отзыв на отчет и при необходимости вносит дополнения или корректировки
3– агентство после изучения материалов по самооценке и отчета по внешнему аудиту готовит заключение для аккредитационного совета; – аккредитационный совет принимает решение; принятие решения осуществляется на основе отчета по самооценке, отчета по аудиту командой внешних экспертов и рекомендаций агентства; положительный отчет экспертной команды и заключение агентства являются обязательным условием для принятия положительного решения аккредитационным советом

Результаты качественной и профессиональной деятельности инженерно-педагогического коллектива колледжа показали высокую степень управления менеджментом, ответственность, компетентность и профессионализм всего коллектива, что было подтверждено внешним аудитом.

Предпосылки проведения самооценки

  • Обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
  • Усиление конкуренции профессионального образования, что приводит к необходимости ориентации на потребителя и повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
  • Обеспечение качества подготовки специалистов.

Цель составления отчета по самооценке – получить всестороннюю картину своей деятельности, узнать, удовлетворены ли потребители, персонал, общество, и на этой основе определить приоритетные направления для улучшения деятельности колледжа.

Педагогическим коллективом были определены рабочие группы по основным показателям, которые изучили и внесли дополнения в проекты показателей, иллюстраций и форм оценивания.

Руководство колледжа, признавая работу над улучшением качества образования и управления приоритетным стратегическим направлением своей деятельности, считает необходимым:

  • постоянно анализировать результаты деятельности и оценивать потенциальные возможности колледжа для удовлетворения запросов всех заинтересованных в качественном образовании сторон;
  • осваивать и применять современные эффективные формы управления колледжем;
  • поддерживать инициативы сотрудников колледжа в работе над улучшением качества образования и управления, создавать условия, стимулирующие качественную работу.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА

Миссия, цели и задачи. Планирование и эффективность
Стратегические направления развития деятельностиЦели колледжа в области качества
Внедрение и использование инновационного процесса образованияОбеспечить качество образовательных услуг через инновационную деятельность колледжа
Совершенствование системы менеджмента качестваВнедрить, поддерживать рабочее состояние системы менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность на основе ISO 9001–2000
Воспитание казахстанского патриотизма, культуры поведения, экологического воспитанияВоспитать патриотизм и гражданственность, интеллектуальную культуру, здоровый образ жизни, экономическую, экологическую, этническую культуру, культуру семейной жизни
Укрепление и обновление содержания материально-технических ресурсов колледжаСовершенствовать инновационную деятельность через обновление содержания материально-технических ресурсов колледжа
Совершенствование социального партнерства и международного сотрудничестваСоответствовать образовательным потребностям социума и привлекать в колледж дополнительные ресурсы через социальное партнерство и международное сотрудничество

Стратегические направления и цели колледжа полностью соответствуют стратегическим целям государства. Одним из механизмов обеспечения этого соответствия может стать социальное партнерство между колледжем, работодателями, отраслевыми ассоциациями, органами власти и другими заинтересованными сторонами. Ярким примером такого плодотворного партнерства можно считать то, что колледж является экспериментальной площадкой по внедрению дуальной системы, по практико-ориентированному обучению, разработке и внедрению модульных образовательных программ.

Миссия колледжа – предоставить молодым людям возможность найти свое место в обществе, освоив интересную профессию, приносящую пользу и обеспечивающую достойное будущее. Для оценки эффективности миссии, целей и задач проводится SWOT-анализ с определением сильных и слабых сторон деятельности колледжа.

Руководство и менеджмент

Система управления в колледже основана на принципах процессного подхода в управлении – данный подход, определяет рассмотрение деятельности любой организации как сети процессов, взаимосвязанных с целями и миссией.

Управление на основе процессов позволяет точно знать, кто и за что отвечает и как каждое подразделение влияет на конечный результат, на реализацию целей, задач и миссии колледжа.

Порядок организации и проведения внутриколледжного контроля в системе менеджмента качества колледжа определяется содержанием положения «О внутриколледжном контроле».

В управленческой практике колледжа применяются различные формы интеграции инновационных усилий. В этом плане в режиме развития проводятся следующие мероприятия:

  • отчет представителя руководства по качеству об анализе и оценке профессиональной деятельности колледжа и результативности системы менеджмента качества со стороны высшего руководства;
  • постоянно действующие семинары по актуальным проблемам, над которыми работает колледж;
  • стажировка, повышение квалификации инженерно-педагогических работников колледжа;
  • педагогические, методические советы, заседания за круглым столом, дискуссии;
  • деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;
  • самообразование, работа с научно-методической литературой;
  • самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги;
  • инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы;
  • описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах.

Студенты

Четко осознавая, что в вопросе качества учебно-воспитательного процесса во главе стратегических целей стоят интересы студентов, педагогический коллектив создает все необходимые условия для обеспечения студентов необходимым нормативным правовым руководством, представленным в виде «Путеводителя студента», в котором отражены

  • положения, где указаны права и обязанности студентов, учебный и внутренний распорядок, ответственность студентов;
  • график работы администрации;
  • телефонный справочник;
  • информация о кружках и секциях на базе колледжа;
  • сведения о преподавателях, работающих на данном отделении.

Для удобства пользования и доступности потребителям данный путеводитель размещен на сайте колледжа, адрес которого в обязательном порядке указан на всех видах информационного материала о специальностях колледжа на государственном и русском языках.

Образовательные программы

Содержание программы соответствует требованиям государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования и обеспечивает высокое качество образовательных услуг. Это является гарантией того, что по завершении обучения выпускники колледжа будут соответствовать требованиям рынка труда, что в свою очередь позволит им трудоустроиться, как только они получат диплом.

Каждая учебная программа начинается с формулирования цели изучения дисциплины, которая соотносится с миссией колледжа. Методический аппарат, используемый преподавателями колледжа, позволяет максимально приблизить цели изучения дисциплин к миссии учебного заведения и запросам работодателей, студентов и их родителей. Результаты обучения в рабочих учебных программах сформулированы в виде компетенций.

Идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Кроме того, они обращают внимание на следующие результаты образования:

  • готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованию;
  • способность решать всевозможные проблемы, работать как в типовых, так и в нестандартных ситуациях;
  • активные действия на рынке труда и т. д.

Таким образом, компетентностный подход – способ привести профессиональное образование в соответствие с потребностями рынка труда.

Педагогический состав и эффективность преподавания

Преподавательский состав колледжа является главным ресурсом для обеспечения миссии учебного заведения. Уделяя повышенное внимание процессам подбора и подготовки персонала, коллектив стремится к совершенствованию кадровой политики, реализуя основные приоритеты стратегии колледжа. В основе формирования и реализации кадровой политики лежат следующие принципы:

  • демократический подход к управлению педагогическим составом и сотрудниками;
  • общность интересов руководящего состава и структурных подразделений;
  • доступность руководства;
  • соблюдение паритета;
  • создание условий и атмосферы инициативы, творчества;
  • стимулирование деятельности преподавателей;
  • личностное совершенствование персонала.

Повышение инновационного потенциала колледжа как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности можно проследить через анализ проведенных методических мероприятий.

Диаграмма. Технологии, применяемые преподавателями колледжа.

Материально-техническая база и информационные ресурсы

Материально-техническая база колледжа соответствует миссии, целям и задачам организации образования для использования в учебном процессе инновационных технологий обучения (диаграмма), ориентированных для достижения высокого уровня подготовки специалистов среднего звена. Состояние учебных и лабораторных площадей соответствует действующим нормативам. Колледж обладает необходимым количеством аудиторий и кабинетов, обеспечивающих учебный процесс. Все кабинеты оснащены наглядными и методическими пособиями, методической литературой, что способствует качественной организации учебно-воспитательного процесса. Учебно-производственные мастерские, спортивные залы используются по назначению. Материально-техническая база колледжа является важной составляющей научного потенциала города (наряду с трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами), обусловливающей как саму возможность проведения образования в колледже, так и их результативность.

Отчет по самоанализу колледжа составлен в соответствии со следующими принципами:

  • ответственность организаций технического и профессионального образования за предоставление качественного образования;
  • учет и защита интересов общества, заинтересованных лиц и обучающихся в получении качественных образовательных услуг;
  • соответствие программ технического и профессионального образования социальным и профессиональным компетенциям по уровням квалификации;
  • удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в получении профессий и специальностей.