ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2016
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Организация опорной школы

Теория менеджмента призывает к уменьшению числа уровней управления организацией и расширению практики делегирования полномочий. Практика показывает: учителя нуждаются в более эффективных формах взаимодействия, профессионального развития и повышения квалификации.

К. Я. Грудупс, заместитель директора по НМР ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная»

Решением данной проблемы стало формирование ведущих школ города. Согласно приказу № _____ от «____» ________ 20___ г. ГУ «Управление образования акимата ________________ области» «О создании сети опорных школ по обновлению содержания образования» наша школа-лицей № 1 является опорной школой, к которой относятся десять магнитных школ города.

Инициатором создания опорной школы является Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета (далее – ЦПМ) и его филиалы. Основанием создания опорных школ в регионах является письмо ЦПМ с указанием перечня организаций образования, определенных в качестве ключевых, и приказ местного исполнительного органа в области образования о создании.

При организации деятельности опорных школ поддержки обновления содержания среднего образования РК необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

  • Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 г. № 319-III;
  • Закон РК «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» от 19.01.2011 г. № 394-IV;
  • Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг.;
  • Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для взрослых (утверждены постановлением Правительства РК от 17.05.2013 г. № 499);
  • Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров РК в Центре педагогического мастерства и его филиалах от 06.06.2014 г. № 01–109/14;
  • Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2015/2016 учебном году», Национальная академия образования имени И. Алтынсарина, 2015 г.;
  • иные нормативные правовые акты.

ЦПМ разработано положение об опорных школах поддержки обновления содержания образования РК, в котором четко регламентированы общие положения:

1. Положение определяет условия и порядок организации деятельности опорных школ, поддержки обновления содержания среднего образования РК, регулирует отношения между субъектами, вовлеченными в процесс поддержки обновления содержания среднего образования РК.

2. Положение определяет цель, задачи, организационные основы и содержание деятельности, функции и принципы руководства опорных школ.

2.1. Цель деятельности – повышение качества практической реализации обновления содержания среднего образования РК.

2.2. Задачи:

  • координация посткурсовой поддержки учителей, прошедших обучение по уровневым программам курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанным ЦПМ;
  • развитие сетевого взаимодействия педагогов в условиях обновления содержания образования, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам и/или по Программе руководителей организаций образования;
  • обеспечение взаимодействия между координаторами ЦПМ, опорных школ, методистами, представителями отделов и управлений образования различных уровней (районный, городской, областной), магнитными школами;
  • выявление степени эффективности внедрения новых подходов, лежащих в основе уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
  • обеспечение системного внедрения в организациях образования инновационных методов, приемов на основе новых подходов уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
  • оказание информационной и учебно-методической поддержки педагогам-практикам, прошедшим курсы повышения квалификации педагогических работников РК по уровневым программам, в контексте обновления содержания среднего образования РК;
  • содействие трансляции опыта использования новых подходов в преподавании и обучении, оказание поддержки всем практикующим учителям школ;
  • формирование инновационных ресурсов, необходимых для дальнейшей модернизации преподавания и обучения.

Для осуществления деятельности опорной школы определена следующая организационная структура:

Руководителем является директор (заместитель директора) опорной школы или учитель, прошедший обучение по Программе I уровня.

Функции ответственного руководителя опорной школы:

  • организация работы группы педагогов по совместной выработке модели и системы работы;
  • создание групп учителей для разработки отдельных направлений работы;
  • вовлечение учителей в работу инициативных и целевых групп для расширения информационно-методического и трансляционного пространства;
  • координация деятельности локального (внутришкольного) и расширенного сетевого сообщества;
  • организация коллегиального планирования и коллаборативного обсуждения вопросов работы;
  • представление опорной школы на внутренних и внешних форумах, совещаниях, презентациях и т. п.

Принципы руководства:

  • соответствие идеям Программы;
  • коллегиальность;
  • коллаборативность;
  • информационная открытость и прозрачность;
  • инициативность;
  • этичность;
  • автономность и самостоятельность.

Данная структура позволяет организовать системную работу, которая позволяет расширить педагогическое сообщество, укрепить и систематизировать профессиональное взаимодействие и эффективно влиять на изменение педагогической философии учителя.

Основные функции

Организационная:

  • организация, координация взаимодействия педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам;
  • организация обмена информационными, научно-техническими, методическими ресурсами между педагогами опорной и магнитных школ;
  • организация сбора аналитических данных магнитных школ по деятельности учителей, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам.

Информационная:

  • обеспечение информационного обмена при участии руководителей организаций образования, педагогов всех уровней, методистов районных и городских отделов образования.

Аналитическая:

  • выявление потребностей в выездных обучающих коучингах, мастер-классах и других мероприятиях организаций образования, формирование банка заявок на проведение выездных сессий;
  • отслеживание качества профессиональной деятельности учителей уровневых курсов.

Данные функции являются основными, потому что с их помощью происходит организованная работа по взаимодействию сертифицированных педагогов, прошедших курсы повышения квалификации. Проводится рефлексивная деятельность каждого мероприятия (семинар, коучинг, урок и т. д.) для выявления проблем с последующим их решением.

Опорные школы создаются (прекращают свою деятельность) на основании приказа управлений образования при согласовании кандидатуры ЦПМ.

План деятельности опорных школ утверждается руководителем организации образования, копия утвержденного плана предоставляется в рай/горОО и ЦПМ (приложение).

Опорные школы предоставляют кадровые ресурсы для проведения выездных обучающих коучингов, мастер-классов и других мероприятий для магнитных школ, проводят мероприятия на базе своей школы.

Координаторы опорных школ согласовывают привлечение учителей магнитных школ к проведению совместных мероприятий с руководством этих школ.

В начале учебного года магнитные школы представляют координатору опорной школы концептуальные основы программы развития школы в контексте поддержки обновления содержания среднего образования РК с указанием всех плановых мероприятий уровневых учителей.

Координаторы ведут анализ и мониторинг проведенных мероприятий по поддержке обновления содержания среднего образования РК в опорных и магнитных школах, результаты представляют в отделы образования и ЦПМ в конце учебного года.

Функциональные обязанности и направления деятельности участников образовательного процесса

Опорная школа:

  • создание сетевых сообществ педагогических работников по одному или нескольким направлениям Программы;
  • планирование, организация, анализ результатов сетевых мероприятий (семинаров, исследований действий, Lesson Study, мастер-классов, конференций и др.);
  • отбор лучших ресурсов, созданных педагогическими работниками опорной и магнитных школ по выбранному направлению, формирование ресурсной базы (медиатека, портал, библиотека ресурсов), создание условий для межсетевого сотрудничества педагогических работников по разным направлениям;
  • презентация работ по направлениям на форумах, августовских совещаниях, конференциях, освещение опыта работы в СМИ.

Магнитные школы:

  • участие в организации, проведении, анализе мероприятий опорных школ с привлечением к работе всех педагогических работников;
  • изучение опыта педагогических работников опорных школ, Назарбаев Интеллектуальных школ, транслируемого через сетевое лидерство опорных школ;
  • участие педагогических работников магнитных школ в формировании информационно-методической базы опорных школ, содействие трансляции лучшего опыта.

Управление образования:

  • открытие и закрытие опорных школ;
  • содействие распространению педагогического опыта опорных школ в области и за ее пределами;
  • мониторинг деятельности опорных школ и кадрового движения учителей уровневых курсов.

Филиал Центра педагогического мастерства в городе:

  • кураторская поддержка деятельности опорных школ в условиях обновления содержания среднего образования;
  • создание единого информационно-методологического пространства сетевого взаимодействия учителей области;
  • усовершенствование знаний и навыков учителей и активизация их деятельности по улучшению школьной практики в условиях обновления содержания образования;
  • гибкое реагирование на проблемы учителей и возникающие новые потребности опорных школ.

Методисты районных и городских отделов образования:

  • создание условий для взаимодействия педагогов организаций образования, обеспечение доступа других участников образовательного процесса;
  • координирование процессов взаимодействия;
  • мониторинг деятельности опорных школ и кадрового движения учителей уровневых курсов;
  • содействие распространению педагогического опыта на районном/городском уровне и за пределами района/города.

Администрация организаций образования:

  • отслеживание эффективности использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
  • осуществление мониторинга качества знаний учащихся в процессе обучения у сертифицированных учителей;
  • наблюдение за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им исследования в действии;
  • выявление методической обеспеченности обучения коллег (планирование, составление расписания);
  • анализ успешности обучения группы коллег (6–10 человек);
  • наблюдение за работой учителя по оказанию коучинга и менторинга коллегам;
  • наблюдение за процессом организации и функционирования профессионального сообщества учителей в школе и за ее пределами;
  • анализ по пониманию учителями, прошедшими уровневые курсы, методов проведения исследований в сфере образования и умению планировать и проводить исследования в действии в масштабах школы.

Координаторы опорных школ:

  • обеспечение сотрудничества сертифицированных педагогических кадров опорных и магнитных школ;
  • выявление потребности в методической поддержке учителей магнитных школ;
  • анализ деятельности педагогов по проведению коучинга и менторинга, исследования в действии, Lesson Study (по отчетам сертифицированных учителей опорной и магнитных школ);
  • анализ процесса организации и функционирования профессионального сообщества учителей в магнитных школах и за ее пределами.

Приложение

План работы опорной школы на I полугодие 20___ г.

Цель: повышение качества практической реализации обновления содержания среднего образования РК.

Задачи:

  • координация посткурсовой поддержки учителей, прошедших обучение по уровневым программам курсов повышения квалификации педагогических работников РК;
  • развитие сетевого взаимодействия педагогов в условиях обновления содержания образования, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам и/или по Программе руководителей организаций образования;
  • обеспечение взаимодействия между координаторами магнитных школ;
  • выявление степени эффективности внедрения новых подходов, лежащих в основе уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
  • обеспечение системного внедрения в организациях образования инновационных методов, приемов на основе новых подходов уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
  • оказание информационной и учебно-методической поддержки педагогам-практикам, прошедшим курсы повышения квалификации педагогических работников РК по уровневым программам, в контексте обновления содержания среднего образования РК;
  • содействие трансляции опыта использования новых подходов в преподавании и обучении, оказание поддержки всем практикующим учителям школ;
  • формирование инновационных ресурсов, необходимых для дальнейшей модернизации преподавания и обучения.

Магнитные школы: ____________________________________________________________________________

№ МероприятиеСроки проведенияОтветственныеМесто проведенияФорма завершения
1Организационное совещание № 1февраль  Протокол заседания
2Регистрация магнитных школ в сетевом сообществе «Взгляд в будущее»февраль  Консультативная помощь в сетевом сообществе, обмен мнениями, опытом
3Использование стратегий критического мышления на уроках ЕМЦ (опыт использования модуля КМ на уроках)февраль  Сборник открытых уроков и материалы коучинга
4Коучинг с родителями и детьми по теме «Как мы решаем проблемы с домашним заданием?»март  Сборник открытых уроков и материалы коучинга
5Коучинг «Новые подходы в обучении»апрель  Сборник открытых уроков и материалы коучинга
6«Диалоговое обучение» – опыт использования модуля диалогового обучения на урокахмай  Сборник открытых уроков и материалы коучинга
7Совещание № 2. Промежуточные итоги взаимодействия магнитных школиюнь  Протокол заседания
8Работа летнего университета на базе магнитных школавгуст (по отдельному графику)  Сертификаты, сборник материалов по летнему университету
9Совещание № 3. Планирование работы магнитных школ на II полугодие 20__ г.август  Протокол заседания
10Взаимодействие координаторов магнитных школ посредством сотовой связив течение года  Консультативная помощь
11Онлайн-консультации опорной школы с координаторами магнитных школв течение года  Консультативная помощь