Организация опорной школы
Теория менеджмента призывает к уменьшению числа уровней управления организацией и расширению практики делегирования полномочий. Практика показывает: учителя нуждаются в более эффективных формах взаимодействия, профессионального развития и повышения квалификации.
Решением данной проблемы стало формирование ведущих школ города. Согласно приказу № _____ от «____» ________ 20___ г. ГУ «Управление образования акимата ________________ области» «О создании сети опорных школ по обновлению содержания образования» наша школа-лицей № 1 является опорной школой, к которой относятся десять магнитных школ города.
Инициатором создания опорной школы является Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета (далее – ЦПМ) и его филиалы. Основанием создания опорных школ в регионах является письмо ЦПМ с указанием перечня организаций образования, определенных в качестве ключевых, и приказ местного исполнительного органа в области образования о создании.
При организации деятельности опорных школ поддержки обновления содержания среднего образования РК необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 г. № 319-III;
- Закон РК «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» от 19.01.2011 г. № 394-IV;
- Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг.;
- Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для взрослых (утверждены постановлением Правительства РК от 17.05.2013 г. № 499);
- Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров РК в Центре педагогического мастерства и его филиалах от 06.06.2014 г. № 01–109/14;
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2015/2016 учебном году», Национальная академия образования имени И. Алтынсарина, 2015 г.;
- иные нормативные правовые акты.
ЦПМ разработано положение об опорных школах поддержки обновления содержания образования РК, в котором четко регламентированы общие положения:
1. Положение определяет условия и порядок организации деятельности опорных школ, поддержки обновления содержания среднего образования РК, регулирует отношения между субъектами, вовлеченными в процесс поддержки обновления содержания среднего образования РК.
2. Положение определяет цель, задачи, организационные основы и содержание деятельности, функции и принципы руководства опорных школ.
2.1. Цель деятельности – повышение качества практической реализации обновления содержания среднего образования РК.
2.2. Задачи:
- координация посткурсовой поддержки учителей, прошедших обучение по уровневым программам курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанным ЦПМ;
- развитие сетевого взаимодействия педагогов в условиях обновления содержания образования, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам и/или по Программе руководителей организаций образования;
- обеспечение взаимодействия между координаторами ЦПМ, опорных школ, методистами, представителями отделов и управлений образования различных уровней (районный, городской, областной), магнитными школами;
- выявление степени эффективности внедрения новых подходов, лежащих в основе уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
- обеспечение системного внедрения в организациях образования инновационных методов, приемов на основе новых подходов уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
- оказание информационной и учебно-методической поддержки педагогам-практикам, прошедшим курсы повышения квалификации педагогических работников РК по уровневым программам, в контексте обновления содержания среднего образования РК;
- содействие трансляции опыта использования новых подходов в преподавании и обучении, оказание поддержки всем практикующим учителям школ;
- формирование инновационных ресурсов, необходимых для дальнейшей модернизации преподавания и обучения.
Для осуществления деятельности опорной школы определена следующая организационная структура:
Руководителем является директор (заместитель директора) опорной школы или учитель, прошедший обучение по Программе I уровня.
Функции ответственного руководителя опорной школы:
- организация работы группы педагогов по совместной выработке модели и системы работы;
- создание групп учителей для разработки отдельных направлений работы;
- вовлечение учителей в работу инициативных и целевых групп для расширения информационно-методического и трансляционного пространства;
- координация деятельности локального (внутришкольного) и расширенного сетевого сообщества;
- организация коллегиального планирования и коллаборативного обсуждения вопросов работы;
- представление опорной школы на внутренних и внешних форумах, совещаниях, презентациях и т. п.
Принципы руководства:
- соответствие идеям Программы;
- коллегиальность;
- коллаборативность;
- информационная открытость и прозрачность;
- инициативность;
- этичность;
- автономность и самостоятельность.
Данная структура позволяет организовать системную работу, которая позволяет расширить педагогическое сообщество, укрепить и систематизировать профессиональное взаимодействие и эффективно влиять на изменение педагогической философии учителя.
Основные функции
Организационная:
- организация, координация взаимодействия педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам;
- организация обмена информационными, научно-техническими, методическими ресурсами между педагогами опорной и магнитных школ;
- организация сбора аналитических данных магнитных школ по деятельности учителей, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам.
Информационная:
- обеспечение информационного обмена при участии руководителей организаций образования, педагогов всех уровней, методистов районных и городских отделов образования.
Аналитическая:
- выявление потребностей в выездных обучающих коучингах, мастер-классах и других мероприятиях организаций образования, формирование банка заявок на проведение выездных сессий;
- отслеживание качества профессиональной деятельности учителей уровневых курсов.
Данные функции являются основными, потому что с их помощью происходит организованная работа по взаимодействию сертифицированных педагогов, прошедших курсы повышения квалификации. Проводится рефлексивная деятельность каждого мероприятия (семинар, коучинг, урок и т. д.) для выявления проблем с последующим их решением.
Опорные школы создаются (прекращают свою деятельность) на основании приказа управлений образования при согласовании кандидатуры ЦПМ.
План деятельности опорных школ утверждается руководителем организации образования, копия утвержденного плана предоставляется в рай/горОО и ЦПМ (приложение).
Опорные школы предоставляют кадровые ресурсы для проведения выездных обучающих коучингов, мастер-классов и других мероприятий для магнитных школ, проводят мероприятия на базе своей школы.
Координаторы опорных школ согласовывают привлечение учителей магнитных школ к проведению совместных мероприятий с руководством этих школ.
В начале учебного года магнитные школы представляют координатору опорной школы концептуальные основы программы развития школы в контексте поддержки обновления содержания среднего образования РК с указанием всех плановых мероприятий уровневых учителей.
Координаторы ведут анализ и мониторинг проведенных мероприятий по поддержке обновления содержания среднего образования РК в опорных и магнитных школах, результаты представляют в отделы образования и ЦПМ в конце учебного года.
Функциональные обязанности и направления деятельности участников образовательного процесса
Опорная школа:
- создание сетевых сообществ педагогических работников по одному или нескольким направлениям Программы;
- планирование, организация, анализ результатов сетевых мероприятий (семинаров, исследований действий, Lesson Study, мастер-классов, конференций и др.);
- отбор лучших ресурсов, созданных педагогическими работниками опорной и магнитных школ по выбранному направлению, формирование ресурсной базы (медиатека, портал, библиотека ресурсов), создание условий для межсетевого сотрудничества педагогических работников по разным направлениям;
- презентация работ по направлениям на форумах, августовских совещаниях, конференциях, освещение опыта работы в СМИ.
Магнитные школы:
- участие в организации, проведении, анализе мероприятий опорных школ с привлечением к работе всех педагогических работников;
- изучение опыта педагогических работников опорных школ, Назарбаев Интеллектуальных школ, транслируемого через сетевое лидерство опорных школ;
- участие педагогических работников магнитных школ в формировании информационно-методической базы опорных школ, содействие трансляции лучшего опыта.
Управление образования:
- открытие и закрытие опорных школ;
- содействие распространению педагогического опыта опорных школ в области и за ее пределами;
- мониторинг деятельности опорных школ и кадрового движения учителей уровневых курсов.
Филиал Центра педагогического мастерства в городе:
- кураторская поддержка деятельности опорных школ в условиях обновления содержания среднего образования;
- создание единого информационно-методологического пространства сетевого взаимодействия учителей области;
- усовершенствование знаний и навыков учителей и активизация их деятельности по улучшению школьной практики в условиях обновления содержания образования;
- гибкое реагирование на проблемы учителей и возникающие новые потребности опорных школ.
Методисты районных и городских отделов образования:
- создание условий для взаимодействия педагогов организаций образования, обеспечение доступа других участников образовательного процесса;
- координирование процессов взаимодействия;
- мониторинг деятельности опорных школ и кадрового движения учителей уровневых курсов;
- содействие распространению педагогического опыта на районном/городском уровне и за пределами района/города.
Администрация организаций образования:
- отслеживание эффективности использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков;
- осуществление мониторинга качества знаний учащихся в процессе обучения у сертифицированных учителей;
- наблюдение за результативностью деятельности учителя в процессе осуществления им исследования в действии;
- выявление методической обеспеченности обучения коллег (планирование, составление расписания);
- анализ успешности обучения группы коллег (6–10 человек);
- наблюдение за работой учителя по оказанию коучинга и менторинга коллегам;
- наблюдение за процессом организации и функционирования профессионального сообщества учителей в школе и за ее пределами;
- анализ по пониманию учителями, прошедшими уровневые курсы, методов проведения исследований в сфере образования и умению планировать и проводить исследования в действии в масштабах школы.
Координаторы опорных школ:
- обеспечение сотрудничества сертифицированных педагогических кадров опорных и магнитных школ;
- выявление потребности в методической поддержке учителей магнитных школ;
- анализ деятельности педагогов по проведению коучинга и менторинга, исследования в действии, Lesson Study (по отчетам сертифицированных учителей опорной и магнитных школ);
- анализ процесса организации и функционирования профессионального сообщества учителей в магнитных школах и за ее пределами.
Приложение
План работы опорной школы на I полугодие 20___ г.
Цель: повышение качества практической реализации обновления содержания среднего образования РК.
Задачи:
- координация посткурсовой поддержки учителей, прошедших обучение по уровневым программам курсов повышения квалификации педагогических работников РК;
- развитие сетевого взаимодействия педагогов в условиях обновления содержания образования, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам и/или по Программе руководителей организаций образования;
- обеспечение взаимодействия между координаторами магнитных школ;
- выявление степени эффективности внедрения новых подходов, лежащих в основе уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
- обеспечение системного внедрения в организациях образования инновационных методов, приемов на основе новых подходов уровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников РК, разработанных ЦПМ;
- оказание информационной и учебно-методической поддержки педагогам-практикам, прошедшим курсы повышения квалификации педагогических работников РК по уровневым программам, в контексте обновления содержания среднего образования РК;
- содействие трансляции опыта использования новых подходов в преподавании и обучении, оказание поддержки всем практикующим учителям школ;
- формирование инновационных ресурсов, необходимых для дальнейшей модернизации преподавания и обучения.
Магнитные школы: ____________________________________________________________________________
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные | Место проведения | Форма завершения |
---|---|---|---|---|---|
1 | Организационное совещание № 1 | февраль | Протокол заседания | ||
2 | Регистрация магнитных школ в сетевом сообществе «Взгляд в будущее» | февраль | Консультативная помощь в сетевом сообществе, обмен мнениями, опытом | ||
3 | Использование стратегий критического мышления на уроках ЕМЦ (опыт использования модуля КМ на уроках) | февраль | Сборник открытых уроков и материалы коучинга | ||
4 | Коучинг с родителями и детьми по теме «Как мы решаем проблемы с домашним заданием?» | март | Сборник открытых уроков и материалы коучинга | ||
5 | Коучинг «Новые подходы в обучении» | апрель | Сборник открытых уроков и материалы коучинга | ||
6 | «Диалоговое обучение» – опыт использования модуля диалогового обучения на уроках | май | Сборник открытых уроков и материалы коучинга | ||
7 | Совещание № 2. Промежуточные итоги взаимодействия магнитных школ | июнь | Протокол заседания | ||
8 | Работа летнего университета на базе магнитных школ | август (по отдельному графику) | Сертификаты, сборник материалов по летнему университету | ||
9 | Совещание № 3. Планирование работы магнитных школ на II полугодие 20__ г. | август | Протокол заседания | ||
10 | Взаимодействие координаторов магнитных школ посредством сотовой связи | в течение года | Консультативная помощь | ||
11 | Онлайн-консультации опорной школы с координаторами магнитных школ | в течение года | Консультативная помощь |
