Систематизация материалов методического кабинета
Для решения задач, связанных с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.
Содержание и оформление кабинета должно отвечать потребностям детского сада.
Работа методического кабинета осуществляется по блокам.
I блок. Нормативное правовое обеспечение
В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые МОН РК, региональными органами управления образованием и другими вышестоящими организациями.
- Республиканские, региональные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность детского сада:
- Конституция РК;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
- Гражданский процессуальный кодекс РК;
- Трудовой кодекс РК;
- Гражданский кодекс РК;
- Закон РК «Об образовании»;
- Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Закон РК «О браке и семье»;
- Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
- Закон РК «О языках в Республике Казахстан».
- Постановления Правительства РК, приказы, правила, инструкции, положения:
- Государственная программа развития образования и науки РК на 2016–2019 годы (утверждена Указом Президента РК от 01.03.2016 г. № 205);
- Постановление правительства РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» от 17.05.2013 г. № 499;
- Приказ министра национальной экономики РК «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей» от 17.03.2015 г. № 217;
- Приказ министра образования и науки РК «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования» от 27.01.2016 г. № 83;
- Приказ министра образования и науки РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» от 22.01.2016 г. № 70;
- Приказ и. о. министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности педагогического совета и порядка его избрания в организациях дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего общего и дополнительного образования» от 16.05.2008 г. № 272;
- Приказ и. о. министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания» от 21.12.2007 г. № 644.
- Локальные акты детского сада.
- Должностные инструкции руководителя, методиста, педагогов, структурных подразделений.
Ознакомление сотрудников с новыми нормативными документами происходит на консультациях, запланированных в годовом плане, в зависимости от принятия нового закона.
Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.
II блок. Планирование деятельности детского сада
Планы и программы:
- программа развития и концепция;
- стратегический план развития;
- перспективное планирование;
- годовое планирование работы;
- текущее планирование работы (комплексный план работы на месяц);
- планирование работы структурных подразделений (педагогического совета, временной творческой группы, методических объединений);
- протоколы заседаний педагогических советов;
- программы, сценарии подготовки и проведения праздников;
- документация по работе со школой: договор о сотрудничестве, информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
- перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.
III блок. Информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Информационные материалы:
- освещающие передовой педагогический опыт (далее – ППО) работы педагогов района, области, республики;
- о новых исследованиях в области педагогики, психологии, методики;
- по проблемам, над которыми работает коллектив детского сада;
- о публикациях методических пособий;
- видеотека;
- о деятельности структурных подразделений детского сада;
- о работе с родителями.
В методическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. В группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей.
Помощь методиста заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала. Такой материал может размещаться под рубриками «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной странице с приложением. Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.
Постепенно в методическом кабинете копится практический материал, для того чтобы педагоги могли его использовать.
Такая форма работы нравится воспитателям и родителям, которые с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, информация о проблемах здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое другое.
Всё это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.
Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его применение. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.
IV блок. Повышение педагогического мастерства
Формы методического мастерства
- Аттестация педагогов.
- Повышение квалификации педагогов.
- Мастер-классы, индивидуальное консультирование.
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта (далее – ППО).
Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены
- уровни педагогического опыта;
- критерии;
- классификация;
- основные этапы работы по изучению и обобщению;
- формы описания.
Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения.
Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:
- фотография;
- данные биографии;
- основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
- доклад, представленный на педагогическом совете, из опыта работы;
- выступления на методическом объединении;
- детские работы;
- технологические карты, выписки из календарного плана работы; перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми; высказывания детей;
- вопросы к беседам;
- фотографии деятельности детей;
- сценарии праздничных утренников и развлечений;
- видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий, их результаты и выводы;
- рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.
Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.
Портфолио педагога детского сада
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.
Общие сведения о педагоге
- Ф. И. О., год рождения.
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном детском саду.
- Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, тема курсов).
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
- Дипломы конкурсов.
- Другие документы.
- Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.
Результаты педагогической деятельности
- Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании
- срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
- творческих работ воспитанников;
- конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.
- Отзывы родителей о деятельности педагога.
- Фотографии по организации среды и жизнедеятельности группы.
Научно-методическая деятельность
- Перечень консультаций для педагогов (за 2 года).
- Копии публикаций.
- Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
- Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер-класса.
- Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.
Творческие находки педагога
- Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
- Программы, сценарии мероприятий в коллективе детского сада.
- Взаимодействие с родителями.
Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе
- Описание «островков», «уголков», групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
- Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.
Портфолио оформляется титульным листом и развернутым содержанием с указанием страниц.
IV блок. Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Необходимые документы, планы и программы:
- Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (утвержден постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080);
- типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 6 (7) лет (приложение 1 к приказу министра образования и науки РК от 20.12.2012 г. № 557);
- типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (приложение 3 к приказу министра образования и науки РК от 19.11.2014 г. № 479);
- типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утвержден приказом министра образования и науки РК от 12.08.2016 г. № 499);
- программа по организации работы с одаренными детьми;
- учебный план;
- учебно-методические комплексы;
- методические рекомендации, пособия;
- психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
V блок. Аналитико-диагностическое обеспечение
Диагностика:
- анализ занятий, мероприятий, деятельности;
- научно-экспериментальная работа;
- мониторинг развития детей и освоения программного материала;
- данные диагностики профессионального мастерства педагогов.
VI блок. Организационно-методическая работа
Данные:
- кадровый состав;
- результативность работы детского сада (результаты конференций, конкурсов, фестивалей).
