ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2017
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Систематизация материалов методического кабинета

Для решения задач, связанных с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.

Содержание и оформление кабинета должно отвечать потребностям детского сада.

Работа методического кабинета осуществляется по блокам.

I блок. Нормативное правовое обеспечение

В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые МОН РК, региональными органами управления образованием и другими вышестоящими организациями.

  • Республиканские, региональные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность детского сада:
  • Конституция РК;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
  • Гражданский процессуальный кодекс РК;
  • Трудовой кодекс РК;
  • Гражданский кодекс РК;
  • Закон РК «Об образовании»;
  • Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
  • Закон РК «О браке и семье»;
  • Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
  • Закон РК «О языках в Республике Казахстан».
  • Постановления Правительства РК, приказы, правила, инструкции, положения:
  • Государственная программа развития образования и науки РК на 2016–2019 годы (утверждена Указом Президента РК от 01.03.2016 г. № 205);
  • Постановление правительства РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» от 17.05.2013 г. № 499;
  • Приказ министра национальной экономики РК «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей» от 17.03.2015 г. № 217;
  • Приказ министра образования и науки РК «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования» от 27.01.2016 г. № 83;
  • Приказ министра образования и науки РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» от 22.01.2016 г. № 70;
  • Приказ и. о. министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности педагогического совета и порядка его избрания в организациях дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего общего и дополнительного образования» от 16.05.2008 г. № 272;
  • Приказ и. о. министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания» от 21.12.2007 г. № 644.
  • Локальные акты детского сада.
  • Должностные инструкции руководителя, методиста, педагогов, структурных подразделений.

Ознакомление сотрудников с новыми нормативными документами происходит на консультациях, запланированных в годовом плане, в зависимости от принятия нового закона.

Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.

II блок. Планирование деятельности детского сада

Планы и программы:

  • программа развития и концепция;
  • стратегический план развития;
  • перспективное планирование;
  • годовое планирование работы;
  • текущее планирование работы (комплексный план работы на месяц);
  • планирование работы структурных подразделений (педагогического совета, временной творческой группы, методических объединений);
  • протоколы заседаний педагогических советов;
  • программы, сценарии подготовки и проведения праздников;
  • документация по работе со школой: договор о сотрудничестве, информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
  • перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.

III блок. Информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Информационные материалы:

  • освещающие передовой педагогический опыт (далее – ППО) работы педагогов района, области, республики;
  • о новых исследованиях в области педагогики, психологии, методики;
  • по проблемам, над которыми работает коллектив детского сада;
  • о публикациях методических пособий;
  • видеотека;
  • о деятельности структурных подразделений детского сада;
  • о работе с родителями.

В методическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. В группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей.

Помощь методиста заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала. Такой материал может размещаться под рубриками «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной странице с приложением. Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

Постепенно в методическом кабинете копится практический материал, для того чтобы педагоги могли его использовать.

Такая форма работы нравится воспитателям и родителям, которые с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, информация о проблемах здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое другое.

Всё это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его применение. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

IV блок. Повышение педагогического мастерства

Формы методического мастерства

  • Аттестация педагогов.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Мастер-классы, индивидуальное консультирование.
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта (далее – ППО).

Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены

  • уровни педагогического опыта;
  • критерии;
  • классификация;
  • основные этапы работы по изучению и обобщению;
  • формы описания.

Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения.

Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:

  • фотография;
  • данные биографии;
  • основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
  • доклад, представленный на педагогическом совете, из опыта работы;
  • выступления на методическом объединении;
  • детские работы;
  • технологические карты, выписки из календарного плана работы; перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми; высказывания детей;
  • вопросы к беседам;
  • фотографии деятельности детей;
  • сценарии праздничных утренников и развлечений;
  • видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий, их результаты и выводы;
  • рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио педагога детского сада

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Общие сведения о педагоге

  • Ф. И. О., год рождения.
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном детском саду.
  • Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, тема курсов).
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
  • Правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
  • Дипломы конкурсов.
  • Другие документы.
  • Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

Результаты педагогической деятельности

  • Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании
  • срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
  • творческих работ воспитанников;
  • конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.
  • Отзывы родителей о деятельности педагога.
  • Фотографии по организации среды и жизнедеятельности группы.

Научно-методическая деятельность

  • Перечень консультаций для педагогов (за 2 года).
  • Копии публикаций.
  • Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
  • Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер-класса.
  • Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.

Творческие находки педагога

  • Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
  • Программы, сценарии мероприятий в коллективе детского сада.
  • Взаимодействие с родителями.

Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе

  • Описание «островков», «уголков», групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
  • Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.

Портфолио оформляется титульным листом и развернутым содержанием с указанием страниц.

IV блок. Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Необходимые документы, планы и программы:

  • Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (утвержден постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080);
  • типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 6 (7) лет (приложение 1 к приказу министра образования и науки РК от 20.12.2012 г. № 557);
  • типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (приложение 3 к приказу министра образования и науки РК от 19.11.2014 г. № 479);
  • типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утвержден приказом министра образования и науки РК от 12.08.2016 г. № 499);
  • программа по организации работы с одаренными детьми;
  • учебный план;
  • учебно-методические комплексы;
  • методические рекомендации, пособия;
  • психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

V блок. Аналитико-диагностическое обеспечение

Диагностика:

  • анализ занятий, мероприятий, деятельности;
  • научно-экспериментальная работа;
  • мониторинг развития детей и освоения программного материала;
  • данные диагностики профессионального мастерства педагогов.

VI блок. Организационно-методическая работа

Данные:

  • кадровый состав;
  • результативность работы детского сада (результаты конференций, конкурсов, фестивалей).