Комплексно-целевая программа «Одаренные дети»
Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают всё больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой – существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников и требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Законом «Об образовании» определена стратегия поддержки, поиска, воспитания, обучения одаренных детей и молодежи, координируется деятельность органов государственного управления образованием, учебных и научных организаций, осуществляется оптимизация ресурсного обеспечения работы по развитию творческих способностей подрастающего поколения страны.
В нашей школе проводится систематическая и последовательная работа с одаренными детьми всех уровней обучения, целью которой является выявление одаренных детей и создание условий, способствующих развитию их способностей, дарований, талантов. Результатом данной работы является участие ребят в городских и областных олимпиадах, в различных интеллектуальных конкурсах. В течение последних лет наша школа занимает лидирующие позиции в общем зачете среди школ города на городских олимпиадах, учащиеся школы стабильно занимают призовые места и на областных олимпиадах. В школе большое внимание уделяется участию детей в международных, региональных, республиканских и областных интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах.
Учащиеся школы принимают участие и становятся призерами во многих мероприятиях:
- интеллектуальный марафон «Ак-Бота»;
- международная игра-конкурс «Русский медвежонок»;
- международная игра-конкурс по английскому языку «Британский бульдог»;
- международный конкурс «Золотое руно»;
- международный конкурс «Кенгуру-лингвист»;
- городские конкурсы, в том числе мультимедийные, интеллектуальные игры и т. д.
В школе организовано научное общество учащихся (далее – НОУ), проводится исследовательская работа учащихся над научными проектами, но в последние годы уменьшилось количество призовых работ. В развертываемой работе в первую очередь решается главная проблема – выявление одаренности и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых независимо от доходов семьи.
Программа «Одаренные дети» нацелена на развитие
- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе школы олимпийского резерва и научного общества учащихся;
- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих студий;
- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных секций.
Паспорт программы
Наименование программы | Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» _______________________________________________________________________ (наименование организации) |
Основание для разработки | – Закон РК «Об образовании»; – Концепция развития одаренности РК; – городская программа «Одаренные дети»; – программа развития школы; – Устав школы |
Разработчик | Творческая группа педагогического коллектива _______________________________________________________________________ (наименование организации) |
Срок реализации программы | 20__–20__ годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив ________________________________________________________________________ (наименование организации) |
Контроль за исполнением программы | Администрация, отчеты на педагогических и методических советах |
Объемы и источники финансирования | Ежегодные ассигнования на развитие школы и иные, не запрещенные законодательством РК источники финансирования |
Основная цель | Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей |
Основные задачи | – совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, создание психолого-консультативной службы для оказания психологической помощи одаренным детям, консультирования родителей и учителей; – создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей; – укрепление материально-технической базы, обеспечение кадрами, прошедшими специальную подготовку в области педагогики и психологии одаренности и непрерывно повышающими свою квалификацию; – развитие системы социально-экономической поддержки одаренных детей; – расширение возможностей для участия способных и одаренных детей школы в городских, областных, республиканских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах; – создание системы управления для развития практической деятельности по поиску, воспитанию, обучению и поддержке одаренных детей; – развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей, устойчивой мотивации к учению и самообразованию; – создание программ спецкурсов, факультативов, кружков с учетом реализации идей программы «Одаренные дети», организация работы с родителями одаренных детей; – научно-методическое обеспечение социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки одаренных детей; – разработка технологий выявления и отбора одаренных детей в процессе обучения и проведения традиционных конкурсов, предметных олимпиад |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В итоге реализации программы будут созданы условия для воспитания и обучения одаренных детей: – исследована проблема детской одаренности с помощью психологической службы; – выработаны пути выявления детской одаренности (аналитический, диагностический, практический, учебно-творческий, индивидуализированный); – обеспечено сотрудничество с высшими учебными заведениями, налажены межрегиональные контакты одаренных детей; – организовано обучение педагогов для работы с одаренными детьми; – осуществлен мониторинг работы с одаренными детьми; – создан банк технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми |
SWOT-анализ современного состояния проблемы
Сильные стороны | Слабые стороны |
• Высокий кадровый состав (высшая категория – 24 (29 %), первая категория – 39 (47 %)). • Активное участие школьников в научно-практических конференциях и олимпиадах (уровень: городской, областной, республиканский, международный). • Осуществление совместной деятельности с вузами. • Посещение призерами школьных олимпиад, Школы олимпийского резерва. • Проведение предметных декад, которые способствуют повышению интереса и мотивации учеников к изучению образовательной области через представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. • Проведение Дня науки (ежегодная традиция школы, проводимая в последнюю субботу февраля). • Проведение ученического рейтинга и подведение его итогов каждую четверть. • Функционирование НОУ. • Активное участие школьников в интеллектуальных мероприятиях (уровень: городской, областной, республиканский, международный). • Высокие результаты учащихся в олимпиадах, НОУ, интеллектуальных мероприятиях. • Широкий спектр содержания вариативного компонента рабочего учебного плана, который способствует повышению степени самостоятельности учащихся, расширяет познавательные возможности учащихся и формирует навыки исследовательской, творческой и проектной деятельности | • Стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы не всегда поддерживается. • Не всегда соблюдается преемственность между учителями. • Отсутствие диагностического инструментария по выявлению одаренных детей. • Отсутствие банка олимпиадных заданий по предметам |
Угрозы | Возможности (пути решения) |
Отток интеллектуально одаренных детей в инновационные школы (НИШ, ФМЛ, ГМГ, ГСМ) | • Осуществление менторства учителями в своих ШМО по работе с одаренными детьми (творческие отчеты). • Создание своей Школы олимпийского резерва |
Анализ современного состояния работы с одаренными детьми позволяет выявить ряд основных проблем и противоречий в работе с одаренными детьми между
- растущими потребностями школы в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;
- необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одаренности и, как следствие, эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей;
- потребностью в специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среде для развития способных и одаренных детей и нагромождением мероприятий и предлагаемых услуг, в которых сложно ориентироваться и выбирать приоритеты.
- приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;
- необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием предназначенного для этого модуля в программе профессиональной подготовки, а также ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов).
Процесс решения этих проблем потребует пересмотра педагогической деятельности:
- Разработка и внедрение диагностических процедур и методик, направленных на выявление уровня сформированности исследовательской и проектной компетентностей обучающихся.
- Организация образовательного процесса, должна строиться на использовании учителем современных методов обучения и преподавания, которые предоставляют больше свободы и ответственности самому ученику.
- Осуществление педагогами критериального подхода к оценке деятельности учащихся.
Проблема в том, каким образом создать условия, способствующие формированию компетентностей учащихся, и в первую очередь исследовательской и проектной компетентностей как ключевого компонента учебно-воспитательного процесса.
- Создать условия для внедрения метода проектов в практику работы педагогов и развития потребности к проектной деятельности у учащихся.
- Пополнять методологические знания педагогов в области формирования исследовательской и проектной компетентностей.
- Внедрять современные урочные и внеурочные формы работы с учащимися, ориентированные на развитие способности продуктивного решения проблем.
- Подобрать содержание предмета, методики преподавания, способствующие развитию исследовательской и проектной компетентностей, академической одаренности учащихся.
- Выработать критерии, подобрать диагностический материал для выявления уровня развития исследовательской и проектной компетентностей, одаренности учащихся.
Основные направления и механизм реализации
При организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на следующие принципы:
- доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
- личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
- многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
- открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
- адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.
Основные направления работы
- Программно-методическое обеспечение:
- разработка правовых актов: Положение о школьном этапе республиканской олимпиады школьников, Положение о Школе олимпийского резерва (далее – ШОР), НОУ;
- разработка пакета положений о традиционных школьных мероприятиях с одаренными детьми;
- создание банка программ и методических материалов для работы с одаренными детьми;
- создание базы данных «Талант».
- Организация деятельности обучающихся:
- организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;
- организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;
- модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;
- организация деятельности летней Школы олимпийского резерва;
- организация профильного образования на старшей ступени, выделение естественно-математического направления в качестве приоритетного;
- использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);
- реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;
- использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий.
- Кадровое обеспечение:
- включение в план методической деятельности педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми профессорско-преподавательского состава вузов.
- Организационная работа:
- создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит олимпиадное движение, деятельность научного общества учащихся, конкурсная деятельность, научно-практические конференции школьников, форумы победителей, форумы талантливых школьников;
- совершенствование деятельности совета НОУ;
- учреждение школьной премии одаренным школьникам;
- расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одаренными детьми;
- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий для работы с одаренными детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми.
Основные мероприятия по реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети»
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Результат | Исполнитель |
---|---|---|---|---|
I. Программно-методическое обеспечение | ||||
1. | Анализ состояния проблемы | НМС | Администрация школы | |
2. | Формирование школьного банка диагностических методик, пособий по выявлению и развитию одаренных детей | Постоянно | Сборник методических рекомендаций | Администрация школы |
3. | Разработка программ курсов, ориентированных на работу с одаренными детьми | Постоянно | Лицензированные программы | Администрация школы |
4. | Разработка школьных локальных актов: Положение о школьном этапе республиканской олимпиады школьников, Положение о ШОР, НОУ и др. | Сборник локальных актов школы | Администрация школы | |
5. | Проведение семинаров-практикумов для педагогов, разрабатывающие авторские программы | Постоянно | Коучинги, мастер-классы | Администрация школы |
6. | Публикация авторских программ | Ежегодно | Сборник программ | Администрация школы |
7. | Разработка пакета положений о традиционных школьных мероприятиях с одаренными детьми, творческих конкурсах | Ежегодно | Сборник локальных актов школы | Администрация школы |
8. | Подготовка сборника материалов в помощь педагогам, работающим с одаренными детьми | Сборник «В помощь учителю для работы с одаренными детьми» | Администрация школы | |
9. | Проведение школьных конкурсов | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
10. | Создание и пополнение базы данных «Талант» | Постоянно | Электронная база | Администрация школы |
II. Организация деятельности обучающихся | ||||
1. | Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
2. | Организация профильного образования на старшей ступени, целенаправленное использование вариативной части учебного плана организации образования на работу с одаренными детьми | Ежегодно | Приказы | Администрация школы |
3. | Внедрение технологии дифференциации и индивидуализации при обучении одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы) | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
4. | Организация ШОР | Ежегодно | Приказы | Администрация школы |
5. | Развитие межрегиональных контактов одаренных детей | Ежегодно | Приказы | Администрация школы |
6. | Модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности | Ежегодно | Электронная база | Администрация школы |
7. | Приглашение ведущих ученых вузов, организация связей и контактов с вузами | Постоянно | Ведение факультативных занятий | Администрация школы |
8. | Организация мероприятий, позволяющих раскрыть способности учащихся (научно-практические конференции, фестивали, спортивные мероприятия и др.) | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
III. Кадровое обеспечение | ||||
1. | Организация обучения педагогов для работы с одаренными детьми | Ежегодно | Сборник методических рекомендаций | Администрация школы |
2. | Совершенствование деятельности психологической службы по проблемам одаренных детей | Постоянно | Аналитическая информация | Администрация школы |
3. | Организация мониторинга работы с одаренными детьми | Ежегодно | Методический рейтинг | Администрация школы |
IV. Организационная работа | ||||
1. | Совершенствование деятельности НОУ | Постоянно | Аналитическая информация | Администрация школы |
2. | Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит олимпиадное движение, деятельность научного общества учащихся, конкурсная деятельность, научно-практические конференции школьников, форумы победителей, форумы талантливых школьников | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
3. | Реализация положения об учреждении школьной премии одаренным школьникам | Постоянно | Приказ | Администрация школы |
4. | Оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий для работы с одаренными детьми | Постоянно | Приказы | Администрация школы |
Какие дополнительные платные услуги может оказывать дошкольная организация и чем это регулируется?
Согласно пп. 5) п. 1 ст. 49 Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право на получение их детьми дополнительных услуг на договорной основе. На основании п. 3 ст. 63 указанного Закона государственные организации образования, в том числе дошкольные организации, вправе предоставлять платные услуги с заключением договора (например, занятия по дополнительным образовательным программам по интересам и склонностям детей: шашки, шахматы, изучение языков, хореография, плавание и т. д.).
Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование»

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЭКСПЕРТА