ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Комплексно-целевая программа «Одаренные дети»

Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают всё больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой – существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников и требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Законом «Об образовании» определена стратегия поддержки, поиска, воспитания, обучения одаренных детей и молодежи, координируется деятельность органов государственного управления образованием, учебных и научных организаций, осуществляется оптимизация ресурсного обеспечения работы по развитию творческих способностей подрастающего поколения страны.

В нашей школе проводится систематическая и последовательная работа с одаренными детьми всех уровней обучения, целью которой является выявление одаренных детей и создание условий, способствующих развитию их способностей, дарований, талантов. Результатом данной работы является участие ребят в городских и областных олимпиадах, в различных интеллектуальных конкурсах. В течение последних лет наша школа занимает лидирующие позиции в общем зачете среди школ города на городских олимпиадах, учащиеся школы стабильно занимают призовые места и на областных олимпиадах. В школе большое внимание уделяется участию детей в международных, региональных, республиканских и областных интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах.

Учащиеся школы принимают участие и становятся призерами во многих мероприятиях:

  • интеллектуальный марафон «Ак-Бота»;
  • международная игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • международная игра-конкурс по английскому языку «Британский бульдог»;
  • международный конкурс «Золотое руно»;
  • международный конкурс «Кенгуру-лингвист»;
  • городские конкурсы, в том числе мультимедийные, интеллектуальные игры и т. д.

В школе организовано научное общество учащихся (далее – НОУ), проводится исследовательская работа учащихся над научными проектами, но в последние годы уменьшилось количество призовых работ. В развертываемой работе в первую очередь решается главная проблема – выявление одаренности и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых независимо от доходов семьи.

Программа «Одаренные дети» нацелена на развитие

  • интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе школы олимпийского резерва и научного общества учащихся;
  • индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих студий;
  • способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
  • спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных секций.
Паспорт программы
Наименование программыКомплексно-целевая программа «Одаренные дети»
_______________________________________________________________________
(наименование организации)
Основание для разработки– Закон РК «Об образовании»;
– Концепция развития одаренности РК;
– городская программа «Одаренные дети»;
– программа развития школы;
– Устав школы
РазработчикТворческая группа педагогического коллектива
_______________________________________________________________________
(наименование организации)
Срок реализации программы20__–20__ годы
Исполнители основных мероприятий программыПедагогический коллектив
________________________________________________________________________
(наименование организации)
Контроль за исполнением программыАдминистрация, отчеты на педагогических и методических советах
Объемы и источники финансированияЕжегодные ассигнования на развитие школы и иные, не запрещенные законодательством РК источники финансирования
Основная цельСоздание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей
Основные задачи– совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, создание психолого-консультативной службы для оказания психологической помощи одаренным детям, консультирования родителей и учителей;
– создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей;
– укрепление материально-технической базы, обеспечение кадрами, прошедшими специальную подготовку в области педагогики и психологии одаренности и непрерывно повышающими свою квалификацию;
– развитие системы социально-экономической поддержки одаренных детей;
– расширение возможностей для участия способных и одаренных детей школы в городских, областных, республиканских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах;
– создание системы управления для развития практической деятельности по поиску, воспитанию, обучению и поддержке одаренных детей;
– развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей, устойчивой мотивации к учению и самообразованию;
– создание программ спецкурсов, факультативов, кружков с учетом реализации идей программы «Одаренные дети», организация работы с родителями одаренных детей;
– научно-методическое обеспечение социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки одаренных детей;
– разработка технологий выявления и отбора одаренных детей в процессе обучения и проведения традиционных конкурсов, предметных олимпиад
Ожидаемые конечные результаты реализации программыВ итоге реализации программы будут созданы условия для воспитания и обучения одаренных детей:
– исследована проблема детской одаренности с помощью психологической службы;
– выработаны пути выявления детской одаренности (аналитический, диагностический, практический, учебно-творческий, индивидуализированный);
– обеспечено сотрудничество с высшими учебными заведениями, налажены межрегиональные контакты одаренных детей;
– организовано обучение педагогов для работы с одаренными детьми;
– осуществлен мониторинг работы с одаренными детьми;
– создан банк технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми
SWOT-анализ современного состояния проблемы
Сильные стороныСлабые стороны
• Высокий кадровый состав (высшая категория – 24 (29 %), первая категория – 39 (47 %)).
• Активное участие школьников в научно-практических конференциях и олимпиадах (уровень: городской, областной, республиканский, международный).
• Осуществление совместной деятельности с вузами.
• Посещение призерами школьных олимпиад, Школы олимпийского резерва.
• Проведение предметных декад, которые способствуют повышению интереса и мотивации учеников к изучению образовательной области через представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
• Проведение Дня науки (ежегодная традиция школы, проводимая в последнюю субботу февраля).
• Проведение ученического рейтинга и подведение его итогов каждую четверть.
• Функционирование НОУ.
• Активное участие школьников в интеллектуальных мероприятиях (уровень: городской, областной, республиканский, международный).
• Высокие результаты учащихся в олимпиадах, НОУ, интеллектуальных мероприятиях.
• Широкий спектр содержания вариативного компонента рабочего учебного плана, который способствует повышению степени самостоятельности учащихся, расширяет познавательные возможности учащихся и формирует навыки исследовательской, творческой и проектной деятельности
• Стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы не всегда поддерживается.
• Не всегда соблюдается преемственность между учителями.
• Отсутствие диагностического инструментария по выявлению одаренных детей.
• Отсутствие банка олимпиадных заданий по предметам
УгрозыВозможности (пути решения)
Отток интеллектуально одаренных детей в инновационные школы (НИШ, ФМЛ, ГМГ, ГСМ)• Осуществление менторства учителями в своих ШМО по работе с одаренными детьми (творческие отчеты).
• Создание своей Школы олимпийского резерва

Анализ современного состояния работы с одаренными детьми позволяет выявить ряд основных проблем и противоречий в работе с одаренными детьми между

  • растущими потребностями школы в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;
  • необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одаренности и, как следствие, эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей;
  • потребностью в специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среде для развития способных и одаренных детей и нагромождением мероприятий и предлагаемых услуг, в которых сложно ориентироваться и выбирать приоритеты.
  • приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;
  • необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием предназначенного для этого модуля в программе профессиональной подготовки, а также ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов).

Процесс решения этих проблем потребует пересмотра педагогической деятельности:

  • Разработка и внедрение диагностических процедур и методик, направленных на выявление уровня сформированности исследовательской и проектной компетентностей обучающихся.
  • Организация образовательного процесса, должна строиться на использовании учителем современных методов обучения и преподавания, которые предоставляют больше свободы и ответственности самому ученику.
  • Осуществление педагогами критериального подхода к оценке деятельности учащихся.

Проблема в том, каким образом создать условия, способствующие формированию компетентностей учащихся, и в первую очередь исследовательской и проектной компетентностей как ключевого компонента учебно-воспитательного процесса.

  • Создать условия для внедрения метода проектов в практику работы педагогов и развития потребности к проектной деятельности у учащихся.
  • Пополнять методологические знания педагогов в области формирования исследовательской и проектной компетентностей.
  • Внедрять современные урочные и внеурочные формы работы с учащимися, ориентированные на развитие способности продуктивного решения проблем.
  • Подобрать содержание предмета, методики преподавания, способствующие развитию исследовательской и проектной компетентностей, академической одаренности учащихся.
  • Выработать критерии, подобрать диагностический материал для выявления уровня развития исследовательской и проектной компетентностей, одаренности учащихся.

Основные направления и механизм реализации

При организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на следующие принципы:

  • доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
  • личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
  • многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
  • открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
  • адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

Основные направления работы

  • Программно-методическое обеспечение:
  • разработка правовых актов: Положение о школьном этапе республиканской олимпиады школьников, Положение о Школе олимпийского резерва (далее – ШОР), НОУ;
  • разработка пакета положений о традиционных школьных мероприятиях с одаренными детьми;
  • создание банка программ и методических материалов для работы с одаренными детьми;
  • создание базы данных «Талант».
  • Организация деятельности обучающихся:
  • организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;
  • организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;
  • модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;
  • организация деятельности летней Школы олимпийского резерва;
  • организация профильного образования на старшей ступени, выделение естественно-математического направления в качестве приоритетного;
  • использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);
  • реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;
  • использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий.
  • Кадровое обеспечение:
  • включение в план методической деятельности педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
  • привлечение к работе с одаренными детьми профессорско-преподавательского состава вузов.
  • Организационная работа:
  • создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит олимпиадное движение, деятельность научного общества учащихся, конкурсная деятельность, научно-практические конференции школьников, форумы победителей, форумы талантливых школьников;
  • совершенствование деятельности совета НОУ;
  • учреждение школьной премии одаренным школьникам;
  • расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одаренными детьми;
  • оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий для работы с одаренными детьми;
  • оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми.
Основные мероприятия по реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети»
Содержание работыСроки исполненияРезультатИсполнитель
I. Программно-методическое обеспечение
1.Анализ состояния проблемы НМСАдминистрация школы
2.Формирование школьного банка диагностических методик, пособий по выявлению и развитию одаренных детейПостоянноСборник методических рекомендацийАдминистрация школы
3.Разработка программ курсов, ориентированных на работу с одаренными детьмиПостоянноЛицензированные программыАдминистрация школы
4.Разработка школьных локальных актов: Положение о школьном этапе республиканской олимпиады школьников, Положение о ШОР, НОУ и др. Сборник локальных актов школыАдминистрация школы
5.Проведение семинаров-практикумов для педагогов, разрабатывающие авторские программыПостоянноКоучинги, мастер-классыАдминистрация школы
6.Публикация авторских программЕжегодноСборник программАдминистрация школы
7.Разработка пакета положений о традиционных школьных мероприятиях с одаренными детьми, творческих конкурсахЕжегодноСборник локальных актов школыАдминистрация школы
8.Подготовка сборника материалов в помощь педагогам, работающим с одаренными детьми Сборник «В помощь учителю для работы с одаренными детьми»Администрация школы
9.Проведение школьных конкурсовПостоянноПриказыАдминистрация школы
10.Создание и пополнение базы данных «Талант»ПостоянноЭлектронная базаАдминистрация школы
II. Организация деятельности обучающихся
1.Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровняхПостоянноПриказыАдминистрация школы
2.Организация профильного образования на старшей ступени, целенаправленное использование вариативной части учебного плана организации образования на работу с одаренными детьмиЕжегодноПриказыАдминистрация школы
3.Внедрение технологии дифференциации и индивидуализации при обучении одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы)ПостоянноПриказыАдминистрация школы
4.Организация ШОРЕжегодноПриказыАдминистрация школы
5.Развитие межрегиональных контактов одаренных детейЕжегодноПриказыАдминистрация школы
6.Модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступностиЕжегодноЭлектронная базаАдминистрация школы
7.Приглашение ведущих ученых вузов, организация связей и контактов с вузамиПостоянноВедение факультативных занятийАдминистрация школы
8.Организация мероприятий, позволяющих раскрыть способности учащихся (научно-практические конференции, фестивали, спортивные мероприятия и др.)ПостоянноПриказыАдминистрация школы
III. Кадровое обеспечение
1.Организация обучения педагогов для работы с одаренными детьмиЕжегодноСборник методических рекомендацийАдминистрация школы
2.Совершенствование деятельности психологической службы по проблемам одаренных детейПостоянноАналитическая информацияАдминистрация школы
3.Организация мониторинга работы с одаренными детьмиЕжегодноМетодический рейтингАдминистрация школы
IV. Организационная работа
1.Совершенствование деятельности НОУПостоянноАналитическая информацияАдминистрация школы
2.Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит олимпиадное движение, деятельность научного общества учащихся, конкурсная деятельность, научно-практические конференции школьников, форумы победителей, форумы талантливых школьниковПостоянноПриказыАдминистрация школы
3.Реализация положения об учреждении школьной премии одаренным школьникамПостоянноПриказАдминистрация школы
4.Оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий для работы с одаренными детьмиПостоянноПриказыАдминистрация школы

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Какие дополнительные платные услуги может оказывать дошкольная организация и чем это регулируется?

Согласно пп. 5) п. 1 ст. 49 Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право на получение их детьми дополнительных услуг на договорной основе. На основании п. 3 ст. 63 указанного Закона государственные организации образования, в том числе дошкольные организации, вправе предоставлять платные услуги с заключением договора (например, занятия по дополнительным образовательным программам по интересам и склонностям детей: шашки, шахматы, изучение языков, хореография, плавание и т. д.).

Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование»