ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2018
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Критериальная система обучения в условиях обновленного содержания образования

Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют серьезные требования к личности педагога.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.

Сегодня обновление содержания образования предъявляет новые требования к деятельности учебных заведений технического и профессионального образования, государству необходимы специалисты новой формации.

Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж № 2, являясь одним из ведущих учебных заведений технического и профессионального образования, осуществляет подготовку специалистов начального образования и дошкольного воспитания и обучения.

Преподаватели педагогического колледжа в условиях внедрения ГОСО, а также с учетом требований к современному учителю прежде всего сами должны владеть современными методиками и инновационными педагогическими технологиями, использовать в своей работе новую систему оценивания, которая в обновленном содержании образования представлена в двух видах: формативном (оценивание для обучения) и суммативном (оценивание обучения).

Для изучения системы критериального оценивания и успешной ее интеграции в образовательный процесс в колледже была создана временная творческая группа преподавателей, которая работала над практической реализацией концептуальных основ критериального оценивания учебных достижений обучающихся. Целью данного проекта стало совершенствование профессиональных компетентностей преподавателей по внедрению в профессиональную деятельность новых подходов обучения. Преподавателями был проведен ряд экспериментальных уроков по внедрению критериального оценивания в учебный процесс.

В 2017/2018 учебном году в АГГПК № 2 из числа педагогов временной творческой группы была создана Школа педагогического мастерства (далее – ШПМ), основными направлениями деятельности которой являются

  • организация работы по развитию профессионального мастерства педагогов, пропаганда передового педагогического опыта;
  • решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением образовательного процесса, в том числе инновационных;
  • изучение и внедрение в образовательный процесс инновационных интерактивных методов обучения;
  • внедрение в образовательный процесс критериального оценивания учебных достижений обучающихся.

ШПМ было запланировано проведение теоретических семинаров, семинаров-тренингов и практикумов по изучению и освоению инновационных подходов в контексте обновленного содержания образования.

Одним из первых состоялся семинар-практикум «Особенности внедрения критериальной системы обучения в организацию учебного процесса», который вызвал у преподавателей большой интерес.

Основная цель семинара – повышение компетентности педагогов в практическом применении критериального оценивания и эффективность его использования в учебном процессе.

Руководителем ШПМ в ходе проведения семинара были применены инновационные педагогические подходы, которые сейчас широко применяются в образовательном процессе начальной школы. Участникам семинара были продемонстрированы видеоролики «На что мы тратим жизнь?», «О пользе критериального оценивания». Они обозначили проблему современного образования и мотивировали преподавателей на приобретение новых знаний в области критериального оценивания. В качестве интеллектуальной разминки был проведен блиц-опрос, который вызвал профессиональный интерес преподавателей к поставленной проблеме семинара.

Вниманию участников семинара была представлена таблица оценивания образовательной деятельности учащихся, разработанная в соответствии с таксономией Б. Блума и рекомендованная АОО «NIS»*.

* Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Практическим опытом внедрения критериального оценивания в соответствии с представленной таблицей поделились руководитель ШПМ, преподаватель специальных дисциплин и преподаватель казахского языка и литературы. Данный опыт продемонстрировал преподавателям колледжа эффективность применения на уроках критериального оценивания. Вместе с тем было отмечено, что процесс определения критериев и разработки дескрипторов требует от педагогов определенных знаний, умений и навыков. Руководитель ШПМ предложила участникам ознакомиться с рекомендациями по практическому применению системы критериального оценивания на уроках.

Далее была организована работа в группах по разработке критериев успеха, критериев оценивания и дескрипторов. Результатом работы группы стал оценочный лист к занятию, составленный с учетом данных рекомендаций.

Интерес преподавателей к содержанию семинара подтверждает активность их работы в группах, включение в дискуссию. Участники семинара выразили благодарность организаторам за практическую помощь в вопросах критериального оценивания учебных достижений обучающихся колледжа.

Заключительный рефлексивный прием «Лестница успеха» позволил определить, что большинство преподавателей колледжа усвоили методологию критериального оценивания, но вместе с тем некоторые педагоги всё же испытывают затруднения в разработке листа оценивания. А это значит, что работа ШПМ в этом направлении будет продолжена.

Проведенный семинар в очередной раз убедил, что рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя более интенсивен, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

СЕМИНАР ШПМ «Особенности внедрения критериальной системы обучения в организацию учебного процесса»

Цель семинара: повышение компетентности педагогов в практическом применении критериального оценивания и эффективность его использования в учебном процессе.

Модераторы:

1) _________________________________;

2) _________________________________;

3) _________________________________;

План семинара

1. Выступление руководителя ШПМ.

  • Современные методы оценивания учебных достижений обучающихся.
  • Таксономия Блума как основа оценивания результатов обучения.
  • Из опыта работы преподавателей ШПМ по внедрению критериального оценивания.

2. Рекомендации по практическому применению системы критериального оценивания на уроках.

3. Практическое занятие (работа в группах).

Используя рекомендации по практическому применению системы критериального оценивания на уроках, разработать критерии успеха, критерии оценивания, оценочный лист к занятию.

4. Подведение итогов семинара.

Участники составляют критерии оценивания своей работы в группе и проводят самооценку.

5. Рефлексия.

Прием «Лестница успеха».

Ход семинара

1. Организационный момент (2 мин.)

Психологический настрой. Просмотр ролика «На что мы тратим жизнь?»

(Суть: важно не забывать, что всем нам с рождения даны одинаковые возможности. То, как мы проживем нашу жизнь, зависит только от нас).

2. Выступление руководителя ШПМ

Просмотр ролика «О пользе критериального оценивания».

Блиц-вопросы к видеоролику:

1. Зачем нужны оценки? (Оценки важны для того, чтобы указывать направление ученикам в их процессе обучения.)

2. В связи с чем вводится критериальное оценивание? (Традиционная пятибалльная система оценивания едва ли справляется с функцией, которая указывает направления ученикам в их процессе обучения.)

3. Какая связь между велотурниром и критериальным оцениванием? (В нем тоже можно выделить 2 стадии:

  • процесс обучения – это этапы велогонки;
  • проверка достижений – подсчет общего времени за все этапы.)

У каждого ребенка свой темп обучения и любимый вид занятия в школе, однако все дети стремятся к общей цели: получить новые знания и если в конечном итоге им это удается, имеет ли значение, когда и как они этого добились.)

4. Для чего введено формативное оценивание? (В период обучения вместо выставления отметок вводится формативное оценивание. Учитель направляет ученика к достижению учебных целей с помощью содержательного отзыва о его текущем статусе, таким образом, мотивация школьников направлена на получение знаний, а не на мгновенное удовлетворение от промежуточной пятерки.)

5. Для чего введено суммативное оценивание? (Для того чтобы проверять достижения школьников без предвзятости и по конкретным критериям, в школах введено суммативное оценивание. Ученики пишут стандартные тесты в равных условиях, а результаты всех тестов автоматически рассчитываются в итоговую отметку, делая процесс оценивания прозрачным.)

6. Какая задача стоит перед государством? (Подготовить детей к взрослой жизни и дать им знания и навыки, которые востребованы и нужны обществу. Критериальное оценивание мотивирует школьников не гнаться за отметками, а стремиться к достижению учебных целей, приобретению знаний и компетенций:

  • современные методы оценивания учебных достижений обучающихся;
  • таксономия Блума как основа оценивания результатов обучения (презентация);
  • из опыта работы преподавателей ШПМ по внедрению критериального оценивания.)

3. Рекомендации по практическому применению системы критериального оценивания на уроках.

Руководитель ШПМ предлагает преподавателям колледжа алгоритм действий по практическому применению системы критериального оценивания на занятии:

  • Ознакомиться с темой урока и содержанием рабочей учебной программы.
  • Сформулировать триединую дидактическую цель урока в соответствии с темой урока и содержанием РУП.
  • Исходя из цели урока составить критерии успеха обучающихся в соответствии с уровнями мыслительной деятельности по таксономии Блума:
  • все обучающиеся смогут… (выполнить задания в соответствии с уровнями «знание», «понимание», «применение»);
  • большинство обучающихся смогут… (выполнить задания в соответствии с уровнями «анализ», «синтез»);
  • некоторые обучающиеся смогут… (выполнить задания в соответствии с уровнем «оценка»).
  • Продумать возможные формы организации урока на каждом этапе.
  • Приступить к разработке листа оценивания.
  • Отобрать необходимые виды деятельности обучающихся, соответствующие критериям успеха.
  • Определить способ оценивания работы обучающихся: самооценка, взаимооценка, групповая оценка, оценка преподавателя.
  • Разработать критерии оценивания учебных достижений обучающихся для каждого вида деятельности в соответствии с таксономией Блума.
  • Составить дескрипторы в соответствии с разработанными критериями оценивания.
  • Дескрипторы последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию.
  • Оценить дескрипторы определенным количеством баллов (баллы зависят от уровня сложности заданий и определяются преподавателем по своему усмотрению).
  • Определить максимальное и минимальное количество возможно набранных баллов в течение занятия.
  • Перевести баллы в оценочный эквивалент по пятибалльной системе.
  • При проведении занятия осуществлять критериальное оценивание каждого вида деятельности обучающихся.

4. Работа в группах (25 мин.).

Используя рекомендации по практическому применению системы критериального оценивания на уроках, опираясь на предложенные тему и цель урока, составить критерии успеха и оценочный лист к занятию.

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Этапы урокаФорма организации урокаВид деятельностиСпособ оцениванияКритерии оцениванияДескрипторыБаллы
Формирование новых знаний и способов действий      
Применение. Формирование умений и навыков      
Всего баллов: 
Перевод баллов в оценочный эквивалент: Отметка за урок: 

5. Подведение итогов семинара.

Составить критерии оценивания своей работы в группе и провести самооценку.

6. Рефлексия.

Прием «Лестница успеха».

Прием «Волшебная лестница знаний». Участникам семинара предлагается подписать имя на стикере и прикрепить его на соответствующую ступеньку лестницы. 

№2, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Коучинг как способ повышения квалификации педагогов дошкольной организации

Динамичность происходящих в современном образовательном пространстве перемен обусловила первостепенную необходимость и важность дошкольного воспитания и обучения. Несмотря на кажущуюся несложность данной системы образования она требует специальных профессиональных знаний, умений и огромных усилий от руководителя дошкольной организации (далее – ДО). Стратегию развития дошкольного образования в РК определяет уровень профессиональной компетентности руководителя, лидера, способного решать профессиональные задачи, осуществлять инновационные процессы. 

Успешное развитие дошкольного воспитания и обучения обеспечивается реализацией инновационных подходов в управлении дошкольным воспитанием и обучением, которые побуждают коллектив к коллаборативному сотрудничеству, к рефлексивному диалогу, к профессиональному решению педагогических задач. Современному руководителю необходимо постоянно совершенствовать управленческие навыки для решения организационно-методических, психолого-педагогических задач, вопросов сотрудничества с родительской общественностью и стремиться овладеть инновационными инструментами управления, планирования и оценивания.

Для решения ряда перечисленных задач эффективно применять технологию коучинга, которая может стать управленческим инструментом руководителя ДО, методиста районного (городского) методического кабинета.

Коучинговую практику руководителям ДО можно внедрить в повышение квалификации воспитателей, так как коучинг является высокоэффективной моделью профессионального развития педагогов без отрыва от производства.

Освоив технологию коучинга, методист и руководитель могут эффективно провести любые консультации, семинарские занятия, заседания педагогического и методического советов, т. е. управлять методической службой ДО.

Следующее определение коучинга представляет его инновационность и основные принципы.

Коучинг – это процесс, который помогает действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности отдельным людям и целым коллективам. Он включает раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение результативности их работы в команде. Таким образом, эффективный коучинг требует акцента как на задаче, так и на отношениях между людьми.

При проведении коучинга с воспитателями необходимо обратить внимание на следующие аспекты, которые могут быть полезны руководителям дошкольных организаций, методистам районных (городских) методических кабинетов:

  • Выбор темы коучинга обязательно должен исходить из потребностей воспитателей. Вначале лучше провести анкетирование и выявить их ожидания, тогда и специфика запланированных заданий вызовет интерес и будет с увлечением выполняться. Темами коучинг-сессий могут стать любые волнующие вопросы воспитателей или проблемы, требующие ответов.
  • Цель и ожидаемые результаты должны быть конкретны, измеримы, достижимы и направлены на обучающегося. В разрешении данной проблемы помогает таксономия Б. Блума, которая является основой современного планирования учебно-воспитательного процесса. Задачи коучинга должны указывать пути и механизм реализации поставленной цели.
  • Взаимодействие слушателя с составом новой группы соответствует компонентам технологии социального обучения. Желательно при организации коучинга включить способ формирования групп, по содержанию близкий к теме сессии. Например, при ознакомлении с темой «Система работы с талантливыми и одаренными детьми» способ формирования групп может быть следующим: слушатели разбиты на группы: особые, индивиды, персоны, личности, субъекты.
  • При проведении коучинга его эффективно начинать с вводного тренинга, соответствующей по содержанию и цели к данной теме, с вводного вопроса коуча, просмотра тематического видео, организации мотивационного тренинга, побуждающего к восприятию данной темы или к выполнению практического задания. Если предложить в начале коучинга выполнение задания «Определение ошибок воспитателей при разработке технологической карты», то оно станет вызовом для всех воспитателей разных групп.
  • Теория в ходе коучинга дается в легкой, доступной и привлекательной форме, каждое теоретическое положение подкрепляется примерами из практики, выполнением заданий (упражнений) по данной теме.
  • Успех коучинг-занятия зависит от подбора заданий, с учетом интересов воспитателей разных групп и каждый раз предусматривает новый подход к их выполнению. Смена форм организации деятельности участников коучинга мотивирует и активизирует их. Хотя воспитателям нравится представлять итоги своей деятельности на постерах, существует много различных техник: устных, визуальных, тактильно-кинестических – для работы на коучинге.
  • Задача коуча – правильный выбор форм организации: групповая, парная, индивидуальная, апробирование в ходе выполнения заданий новых стратегий, способствующих обмену идеями, опытом, пониманию самого себя и других участников коучинга. Коучу необходимо учитывать тот момент, что в ходе проведения сессии могут произойти непредвиденные ситуации технического (презентация в Power Point не открылась), организационного характера (большое количество участников) и подготовить план Б с «запасным кейсом заданий».
  • Включение различных форм оценивания в определении результативности выполнения заданий мотивирует участников сессии. Деятельность экспертной группы становится заманчивой, когда их членам предлагают помимо выработки критериев оценивания заданий дополнительно включить элементы взаимооценивания и самооценивания.
  • Немаловажное условие – участники сессии должны быть ограничены в действиях тайм-менеджментом. Определение времени на выполнение того или иного задания исключит затянутость сессии, пассивность и усталость всех участников коучинга.
  • Завершающим этапом является стадия рефлексии (размышления), главная задача которой – вывод знаний на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации.

На начальном этапе, будучи ознакомленными с теоретическими основами сущности коучинга, провести его достаточно сложно. Облегчит ситуацию последовательное планирование действий коуча и участников коучинг-сессии с указанием временных интервалов. А графа «Эвалюация» отражает рефлексивные размышления коуча по улучшению формата сессий (таблица), предложенная ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Коучу необходимо всегда совершенствовать навыки в планировании.

Таблица

Образец составления плана коучинг-сессии
Тема коучинг-сессии 
Общая цель 
Результаты обучения/ Критерии успеха 
Ключевые идеи 
ВремяДействия коучаДействия участников коучингаРесурсы
    
    
Оценивание   
Эвалюация (рефлексия коуча) 
№2, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Областной конкурс мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория»

Любому преподавателю в наше время требуется регулярно повышать свою квалификацию, обновлять знания и умения, чтобы продвигаться по карьерной лестнице и рассчитывать на повышение зарплаты. В равной степени это относится и к учителям по изобразительному искусству, которые должны активно развивать творческие способности в учениках, используя креативные методы обучения, требующие изобретательности, таланта и особых знаний.

Самый доступный способ повышения квалификации для преподавателей изобразительного искусства – участие в конкурсах, предполагающее последующее получение дипломов и сертификатов, подтверждающих профессиональную компетентность педагога. Они позволяют участникам продемонстрировать наличие знаний, умений, способности применять различные методы подхода к ученикам и их полное соответствие требованиям ГОСО. На подобных конкурсах учителя по ИЗО могут доказать, что способны самостоятельно решать многие педагогические задачи и делать весомый вклад в инновационные методики образования. Если они закончились успешно и человек получил диплом, он может рассчитывать на повышение квалификации без каких-либо дополнительных усилий.

С целью выявления лучшего педагогического опыта по организации уроков и кружковых занятий в области изобразительного искусства методическим кабинетом управления образования акимата Костанайской области ежегодно проводится конкурс мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория».

Конкурс направлен на раскрытие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства, обмен и распространение опыта в области преподавания изобразительного искусства.

Основные задачи конкурса:

  • стимулирование творческой активности педагогов;
  • распространение передового педагогического опыта среди педагогов области;
  • создание сборника мастер-классов учителей изобразительного искусства.

Предметом конкурса является мастер-класс на свободную, но в то же время актуальную тему. Мастер-класс должен быть авторским, интересным, хорошо оформленным, ранее нигде не проведенным. Копирование из Интернета запрещается.

Конкурс проводится в 2 этапа: районный (городской) и областной.

Требования к содержанию представленного материала учитывают

  • владение педагогом современными методиками и приемами;
  • богатство воображения и творческий подход педагога;
  • использование системно-деятельностного подхода в обучении;
  • показ результативности уроков (занятий), соответствие урока (занятий) заявленным целям и задачам;
  • создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
  • активизация коллективной творческой деятельности обучающихся;
  • использование современных информационных технологий, свободного образовательного пространства на уроке.

Участие в таких конкурсах дает возможность проверить и систематизировать знания, пополнить их багаж, усовершенствовать коммуникативные и психологические способности преподавателя. Поэтому участие в конкурсе полезно не только с материальной точки зрения, но и для успешного продвижения по карьерной лестнице. Оно позволяет педагогам не стоять на месте, а всегда занимать лидирующие позиции среди своих коллег.

Приложение 1

Положение об областном конкурсе мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория»

1. Общие положения

1.1. Положение об областном конкурсе мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория» (далее – Конкурс) определяет цели и задачи Конкурса, порядок и сроки его проведения, требования к участникам Конкурса, к оформлению конкурсной документации, процедуру подведения итогов и награждения победителей Конкурса.

1.2. Организатором Конкурса является ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».

1.3. Конкурс направлен на раскрытие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства, обмен и распространение опыта в области преподавания изобразительного искусства.

2. Цель и задачи

2.1. Цель Конкурса – выявление лучшего педагогического опыта по организации уроков и кружковых занятий в области изобразительного искусства.

2.2. Задачи:

  • стимулирование творческой активности педагогов;
  • распространение передового педагогического опыта среди педагогов области;
  • создание сборника мастер-классов учителей изобразительного искусства.

3. Предмет и содержание

Предметом Конкурса является мастер-класс на свободную, но в то же время актуальную тему. Мастер-класс должен быть авторским, интересным, хорошо оформленным, ранее нигде не проведенным. Копирование из Интернета запрещается.

4. Участники

Участниками Конкурса могут быть учителя изобразительного искусства школ области. Ограничений по возрасту и стажу работы нет.

5. Сроки проведения

1-й этап – районный/городской – первая декада сентября.

2-й этап – областной – до 20 сентября принимаются заявки и конкурсные работы, 29 сентября результаты Конкурса.

6. Требования к конкурсным работам

6.1. Требования к содержанию представленного материала учитывают

  • владение педагогом современными методиками и приемами;
  • богатство воображения и творческий подход педагога;
  • использование системно-деятельностного подхода в обучении;
  • показ результативности уроков (занятий), соответствие урока (занятий) заявленным целям и задачам;
  • создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
  • активизацию коллективной творческой деятельности обучающихся;
  • использование современных информационных технологий, свободного образовательного пространства на уроке.

6.2. Работы должны быть предоставлены на дисках СD/DVD или других флеш-носителях. Диски с конкурсными материалами должны быть подписаны (название Конкурса, район/город, Ф. И. О. автора) и сопровождаться заявкой на участие в Конкурсе.

Прием конкурсных работ производится по адресу:


7. Награждение победителей

Победители Конкурса награждаются грамотами ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».

Приложение 2

Заявка на участие в областном заочном конкурсе

1. Регион


2. Полное наименование организации образования


3. Название конкурса


4. Ф. И. О. автора (полностью)


5. Должность


6. Стаж работы в данной должности


7. Контактные данные