ещё
свернуть
Все статьи номера
№3, 2018
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Профессиональная подготовка и адаптация молодых преподавателей

Весь педагогический арсенал может быть задействован в совокупности или допустимо преимущественное использование одного или нескольких элементов деятельности, что также может привести к достижениям в обучении и воспитании, являясь как бы пусковым механизмом познавательных процессов. Важно постоянно отслеживать у молодых преподавателей степень их педагогической готовности.

Знание профессиональных и личностных особенностей учителей облегчает организацию работы с педагогическими кадрами.

Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе целесообразно использовать разноуровневый подход, а за молодыми преподавателями закрепить главных проводников новых методик, технологий, разработчиков диагностического инструментария.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность, нередко теряется. Казалось бы, знаний, полученных в вузе достаточно, но практика показывает, что молодым преподавателям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу. Поэтому задача методистов состоит в приобретении практического опыта, включающего познавательные, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные и другие умения.

Результативность педагогической деятельности молодого преподавателя зависит не только от названных знаний и умений, но и от личных качеств педагога. К числу наиболее важных, на наш взгляд, относятся рефлективность, общительность, эмоциональная привлекательность, гибкость личности, способность к сотрудничеству.

Педагогическую работу в колледже после окончания вуза можно назвать стажировкой, в которой учитель набирается педагогического опыта, а также проходит испытание на правильность выбора профессии. Несостоявшийся педагог – это трагедия для нескольких десятков юных человеческих судеб.

В нашем колледже каждый месяц совместно с руководителем Школы молодого педагога проводятся встречи, беседы, консультации с молодыми педагогами. Проводим обучение, приглашаем преподавателей для обмена опытом, заслушиваем доклады своих коллег. На первом занятии закрепляются за молодыми и вновь прибывшими преподавателями опытные наставники, у которых они должны перенимать педагогический опыт. Молодые преподаватели должны посещать не только уроки наставников, но и занятия опытных педагогов.

Содержание стажировки определяется тем, что от начинающего специалиста колледж ждет работающего преподавателя, а не пассивного наблюдателя. Это значит, что молодой преподаватель должен иметь соответствующую образовательную подготовку, современный уровень знаний своего предмета, а также педагогики и психологии: знаний теории и методики воспитательной работы с группой.

У преподавателя с приходом нового контингента студентов каждый раз создается нестандартная образовательная ситуация, в которой ему помогают педагогическая ситуация и способность прогнозировать педагогические и образовательные ситуации, которые невольно возникают в процессе работы с ними. Трудность процесса адаптации педагога заключается еще и в том, что необходимо постоянно развивать у себя умения и в короткие сроки корректировать процесс адаптации студентов, применяя такой известный психолого-педагогический прием как подстройка на различных этапах учебного занятия.

В этот адаптационный период молодым преподавателям важна помощь наставников, заместителей директора. К ним нужно постоянно обращаться за помощью, совершенствоваться.

В отношении студентов преподаватели самостоятельно ищут профессиональные пути выхода из адаптационной ситуации и применяют различные виды диагностики: анкетирование, устный и письменный опросы, диктанты, самостоятельные и контрольные работы, проводят собеседования, беседы, анализ рисунков, дидактические игры.

Наряду с тестированием преподаватели применяют различные методы контроля уровня обученности, используют всевозможные приемы в своей работе.

Первые профессиональные действия преподавателей идут с учетом специфики предмета по следующим направлениям: дифференциация знаний студентов, подбор индивидуальных знаний, групповые и индивидуальные знания.

Процесс адаптации уже в начале учебного года помогает преподавателям реально привлечь студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам.