ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Проектирование образовательного пространства дошкольной организации

Внедрение компетентностного подхода в систему образования предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогов, которые согласно новой образовательной парадигме должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими им стать мобильными, отвечающими динамичным характеристикам современных социально-экономических условий и конкурентоспособными специалистами. Организация процесса воспитания и обучения дошкольников на основе компетентностного подхода предполагает развитие у педагогов умений оценивать, осознавать, прогнозировать, моделировать и конструктивно решать различные виды профессиональных задач, в связи с чем особо остро встает проблема развития проектировочной компетенции педагогов.

Проектировочную компетентность можно определить как совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся. При этом проектировочная компетентность не является естественным новообразованием, которое возникает само по себе в процессе становления педагога, – ее необходимо специально формировать.

Что же входит в понятие «проектировочные умения»?

Умение

  • ставить учебно-образовательные цели в соответствии с требованиями ГОСО;
  • конструировать содержание учебного материала;
  • планировать организованную учебную деятельность разных видов;
  • оснащать образовательно-пространственную среду;
  • отбирать необходимый разноуровневый дидактический материал;
  • применять различные педагогические технологии и методики обучения;
  • разрабатывать и корректировать учебно-программную документацию;
  • определять структуру деятельности педагога в соответствии со структурой учебно-познавательной деятельности детей;
  • организовывать коммуникативное взаимодействие;
  • предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного материала;
  • анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
  • импровизировать в неожиданных учебных ситуациях;
  • осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;
  • предвидеть результаты планирования;
  • проектировать формы, методы и средства контроля результатов процесса обучения дошкольников.

Следовательно, проектирование образовательного процесса является одним из необходимых умений педагога, на формирование и становление которого должна быть направлена профессиональная деятельность педагога.

Нами разработана модель формирования проектировочной компетентности педагога, состоящая из концептуального, технологического, содержательного и результативного компонентов.

Например, технологический компонент предполагает

  • диагностику профессиональных компетенций педагогов;
  • научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов;
  • разработку индивидуальных маршрутов развития;
  • проектирование образовательных ситуаций и разноуровневых заданий;
  • разработку авторских программ;
  • адаптацию альтернативных программ;
  • взаимодействие с социумом;
  • работу с родителями.

Содержательный компонент направлен на создание благоприятных условий для овладения практическими умениями и навыками в разных видах научно-методической деятельности:

  • внедрение инновационных технологий;
  • создание мониторинговой системы оценки достижений;
  • воспитание основ поликультурной личности;
  • использование эффективных форм работы с детьми (проекты «Умники и умницы», «Языковой клуб», турниры, олимпиады, опытно-экспериментальная и проектная деятельность, интеллектуальные викторины и марафоны, тренинги, портфолио).

Обучение проектированию мы проводим по следующим направлениям:

  • развитие коммуникативных и организаторских умений педагогов в различных ситуациях;
  • развитие диагностических, аналитических и конструктивных умений;
  • развитие рефлексивных умений.

Важную роль играет дифференцированный подход в работе с кадрами в процессе формирования проектировочной компетентности.

Разноуровневые формы организации работы с педагогами

Уровень педагоговФормы организацииСодержаниеПродукты
«Школа ментора»Семинары-практикумыВыполнение действий по воспроизведению продемонстрированных образцов, знакомство со способами деятельности; практическое освоение (копирование) способовКартотеки, сборник технологических карт, банк информации
«Творческая лаборатория»Презентации, проблемные семинарыТеоретическое обоснование и описание способа практической деятельности, интерпретация научных текстовОписание идеи, проект инновационной деятельности, материалы позитивного педагогического опыта, методические рекомендации, методический комплекс (конспекты, планы, алгоритмы)
«Педагоги-новаторы»Конкурсы профессионального мастерстваПрезентация новой идеи и способа ее реализации; общественная экспертиза; фиксация продуктивных идей и способовУчебно-методические пособия, методические рекомендации, авторские программы, авторская модель реализации современной технологии

Предметами проектирования в рамках содержания становятся концепции содержания образования, отдельные учебные предметы и курсы, образовательные и учебные программы, учебные пособия, дидактические материалы, программные продукты и т. д.

Остановимся более подробно на проектировании образовательных ситуаций и технологизации в образовательной деятельности.

Процесс проектирования образовательных ситуаций.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут: не хватает знаний, жизненного опыта.

Этапы постановки и решения образовательных ситуаций

  • Постановка, формулирование проблемы.
  • Выдвижение предположений и гипотез.
  • Выбор, проверка, обоснование гипотез.
  • Подведение итогов, рефлексия, вывод.

Приемы организации поисковой деятельности детей в рамках образовательной ситуации:

  • система вопросов, переформулирование условий задачи;
  • наводящие задачи или задачи-подсказки;
  • неправильные решения игрового персонажа;
  • недосказанная история, ситуация;
  • цепочка наводящих задач.

Чтобы правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Приведем примеры образовательных ситуаций.

Ситуация «Путешествие в пустыне»

Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.

Содержание проблемной ситуации. Шел в пустыне караван (воспитатель показывает изображение каравана), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать… (предположения детей, о чем стали думать путешественники, формулировка проблемы). Воспитатель, выслушав ответы детей, продолжает читать: … и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли марлю, промокательную бумагу, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки (достает и ставит на стол).

Подумали путешественники и нашли способ очистить воду, утолили жажду.

Как вы думаете, как им удалось очистить воду?

Задача ребенка – решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: «Какие предметы помогли путешественникам очистить воду?»

Ситуация «Покупка»

Задача. «Тяни-Толкай принес деньги – 10 тенге – для оплаты медицинских услуг Айболита. Доктор Айболит хочет купить фрукты в дорогу. Он знает, что кисть бананов стоит 1 тенге, ананас – 2 тенге, два кокоса – 3 тенге. Обезьяна предлагает купить бананы, собака Авва – разные фрукты, попугай – только ананасы. Утка – бананы и кокосы. Айболит напомнил, что у них всего 10 тенге. Как распределить деньги на покупку, чтобы все были довольны?»

Признаками технологичности образовательного процесса являются детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса.

При проектировании технологизации в образовательной деятельности необходимо выбрать следующие объекты: цели, содержание, организационные способы восприятия, представления информации, формы взаимодействия дошкольников в образовательной деятельности, творческого развития воспитанников.

Под заданную цель конструируют дидактические, психологические, интеллектуальные, информационные и практические действия, операции и приемы детской деятельности.

Проектирование технологизации в образовательной деятельности следует осуществлять по следующим этапам:

  • Диагностико-прогностический – определение стартового уровня воспитанников.
  • Подготовительный этап – создание условий для индивидуального и коллективного обучения, согласование целей и направлений инновационной деятельности с целями развития центра.
  • Организационный этап – создание инновационной среды и ресурсного обеспечения.
  • Деятельностный этап – выбор оптимального содержания и форм обучения.
  • Оценочно-корректировочный этап – оценка инновационной деятельности по достижению целей развития воспитанников, изучение динамики их развития, осмысление и переоценка возникающего или имеющегося опыта реализации инноваций.

Итак, в процессе формирования проектировочных компетенций у педагогов формируются следующие умения: аналитические, проектные, прогностические, рефлексивные, что способствует успешному проектированию и изданию учебных программ, пособий, методических рекомендаций, дидактических материалов, программных продуктов и т. д.