Проектирование образовательного пространства дошкольной организации
Внедрение компетентностного подхода в систему образования предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогов, которые согласно новой образовательной парадигме должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими им стать мобильными, отвечающими динамичным характеристикам современных социально-экономических условий и конкурентоспособными специалистами. Организация процесса воспитания и обучения дошкольников на основе компетентностного подхода предполагает развитие у педагогов умений оценивать, осознавать, прогнозировать, моделировать и конструктивно решать различные виды профессиональных задач, в связи с чем особо остро встает проблема развития проектировочной компетенции педагогов.
Проектировочную компетентность можно определить как совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся. При этом проектировочная компетентность не является естественным новообразованием, которое возникает само по себе в процессе становления педагога, – ее необходимо специально формировать.
Что же входит в понятие «проектировочные умения»?
Умение
- ставить учебно-образовательные цели в соответствии с требованиями ГОСО;
- конструировать содержание учебного материала;
- планировать организованную учебную деятельность разных видов;
- оснащать образовательно-пространственную среду;
- отбирать необходимый разноуровневый дидактический материал;
- применять различные педагогические технологии и методики обучения;
- разрабатывать и корректировать учебно-программную документацию;
- определять структуру деятельности педагога в соответствии со структурой учебно-познавательной деятельности детей;
- организовывать коммуникативное взаимодействие;
- предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного материала;
- анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
- импровизировать в неожиданных учебных ситуациях;
- осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;
- предвидеть результаты планирования;
- проектировать формы, методы и средства контроля результатов процесса обучения дошкольников.
Следовательно, проектирование образовательного процесса является одним из необходимых умений педагога, на формирование и становление которого должна быть направлена профессиональная деятельность педагога.
Нами разработана модель формирования проектировочной компетентности педагога, состоящая из концептуального, технологического, содержательного и результативного компонентов.
Например, технологический компонент предполагает
- диагностику профессиональных компетенций педагогов;
- научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов;
- разработку индивидуальных маршрутов развития;
- проектирование образовательных ситуаций и разноуровневых заданий;
- разработку авторских программ;
- адаптацию альтернативных программ;
- взаимодействие с социумом;
- работу с родителями.
Содержательный компонент направлен на создание благоприятных условий для овладения практическими умениями и навыками в разных видах научно-методической деятельности:
- внедрение инновационных технологий;
- создание мониторинговой системы оценки достижений;
- воспитание основ поликультурной личности;
- использование эффективных форм работы с детьми (проекты «Умники и умницы», «Языковой клуб», турниры, олимпиады, опытно-экспериментальная и проектная деятельность, интеллектуальные викторины и марафоны, тренинги, портфолио).
Обучение проектированию мы проводим по следующим направлениям:
- развитие коммуникативных и организаторских умений педагогов в различных ситуациях;
- развитие диагностических, аналитических и конструктивных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Важную роль играет дифференцированный подход в работе с кадрами в процессе формирования проектировочной компетентности.
Разноуровневые формы организации работы с педагогами
Уровень педагогов | Формы организации | Содержание | Продукты |
---|---|---|---|
«Школа ментора» | Семинары-практикумы | Выполнение действий по воспроизведению продемонстрированных образцов, знакомство со способами деятельности; практическое освоение (копирование) способов | Картотеки, сборник технологических карт, банк информации |
«Творческая лаборатория» | Презентации, проблемные семинары | Теоретическое обоснование и описание способа практической деятельности, интерпретация научных текстов | Описание идеи, проект инновационной деятельности, материалы позитивного педагогического опыта, методические рекомендации, методический комплекс (конспекты, планы, алгоритмы) |
«Педагоги-новаторы» | Конкурсы профессионального мастерства | Презентация новой идеи и способа ее реализации; общественная экспертиза; фиксация продуктивных идей и способов | Учебно-методические пособия, методические рекомендации, авторские программы, авторская модель реализации современной технологии |
Предметами проектирования в рамках содержания становятся концепции содержания образования, отдельные учебные предметы и курсы, образовательные и учебные программы, учебные пособия, дидактические материалы, программные продукты и т. д.
Остановимся более подробно на проектировании образовательных ситуаций и технологизации в образовательной деятельности.
Процесс проектирования образовательных ситуаций.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут: не хватает знаний, жизненного опыта.
Этапы постановки и решения образовательных ситуаций
- Постановка, формулирование проблемы.
- Выдвижение предположений и гипотез.
- Выбор, проверка, обоснование гипотез.
- Подведение итогов, рефлексия, вывод.
Приемы организации поисковой деятельности детей в рамках образовательной ситуации:
- система вопросов, переформулирование условий задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- неправильные решения игрового персонажа;
- недосказанная история, ситуация;
- цепочка наводящих задач.
Чтобы правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Приведем примеры образовательных ситуаций.
Ситуация «Путешествие в пустыне»
Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.
Содержание проблемной ситуации. Шел в пустыне караван (воспитатель показывает изображение каравана), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать… (предположения детей, о чем стали думать путешественники, формулировка проблемы). Воспитатель, выслушав ответы детей, продолжает читать: … и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли марлю, промокательную бумагу, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки (достает и ставит на стол).
Подумали путешественники и нашли способ очистить воду, утолили жажду.
– Как вы думаете, как им удалось очистить воду?
Задача ребенка – решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: «Какие предметы помогли путешественникам очистить воду?»
Ситуация «Покупка»
Задача. «Тяни-Толкай принес деньги – 10 тенге – для оплаты медицинских услуг Айболита. Доктор Айболит хочет купить фрукты в дорогу. Он знает, что кисть бананов стоит 1 тенге, ананас – 2 тенге, два кокоса – 3 тенге. Обезьяна предлагает купить бананы, собака Авва – разные фрукты, попугай – только ананасы. Утка – бананы и кокосы. Айболит напомнил, что у них всего 10 тенге. Как распределить деньги на покупку, чтобы все были довольны?»
Признаками технологичности образовательного процесса являются детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса.
При проектировании технологизации в образовательной деятельности необходимо выбрать следующие объекты: цели, содержание, организационные способы восприятия, представления информации, формы взаимодействия дошкольников в образовательной деятельности, творческого развития воспитанников.
Под заданную цель конструируют дидактические, психологические, интеллектуальные, информационные и практические действия, операции и приемы детской деятельности.
Проектирование технологизации в образовательной деятельности следует осуществлять по следующим этапам:
- Диагностико-прогностический – определение стартового уровня воспитанников.
- Подготовительный этап – создание условий для индивидуального и коллективного обучения, согласование целей и направлений инновационной деятельности с целями развития центра.
- Организационный этап – создание инновационной среды и ресурсного обеспечения.
- Деятельностный этап – выбор оптимального содержания и форм обучения.
- Оценочно-корректировочный этап – оценка инновационной деятельности по достижению целей развития воспитанников, изучение динамики их развития, осмысление и переоценка возникающего или имеющегося опыта реализации инноваций.
Итак, в процессе формирования проектировочных компетенций у педагогов формируются следующие умения: аналитические, проектные, прогностические, рефлексивные, что способствует успешному проектированию и изданию учебных программ, пособий, методических рекомендаций, дидактических материалов, программных продуктов и т. д.
