Развитие обратной связи в рамках курсов повышения квалификации по обновлению содержания образования
Обновление содержания образования в РК ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.
На курсах повышения квалификации групповой тренинг занял прочные позиции при организации занятий, так как в нем создается активный режим профессионального сотрудничества и взаимообучения. Тренинги в группах при правильной организации и проведении имеют ряд неоценимых преимуществ, которыми можно воспользоваться для получения намеченных результатов. В тренинге моей основной задачей как тренера является организация групповой работы и управление движением группы и ее отдельных членов. При разработке заданий для групп стараюсь, чтобы знания, получаемые в группе, слагались из предшествующего опыта участников и того личного опыта, который они получают работая в группе, и рефлексии групповой работы по достижению поставленных целей. Нацеливаю участников на сопоставление личного опыта и умений участников группы с представленными теоретическими конструкциями, для того чтобы они могли практически овладеть ими в дальнейшем. Думаю, что таким образом знания оказываются тесно увязанными с индивидуальной и групповой практикой участников тренинга. Так же в ходе групповой работы идет постоянная работа с информацией образовательной платформы Программы, в процессе которой у педагогов формируются теоретические знания. Однако, если я не обеспечу обратную связь, то тренинга не будет, а будет просто набор упражнений и игр.
Необходимо определить причину предоставления обратной связи и тщательно всё проанализировать, решить, какие техники оценивания буду использовать, какой стиль выберу, а также как создам подходящую атмосферу. Если обратная связь недостаточна, скорость освоения обучаемым нового материала снижается, а время, необходимое на тренинг, увеличивается. Если же обратная связь избыточна, это может привести к ухудшению взаимоотношений между тренером и обучаемым.
Термины «обратная связь» и «дебрифинг» широко используются во всей сфере обучения и тренинга. Обратная связь – это процесс сравнения уровня исполнения обучаемого с установленным учебным стандартом.
Обратная связь позволяет закрепить то, что было сделано правильно, и помогает составить план действий по исправлению ошибок. Обратная связь может быть применена только там, где есть верные и неверные решения, где существует объективный стандарт, и обучаемый либо достиг его, либо нет.
Рассмотрим несколько примеров по организации обратной связи на курсах повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Математика» в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования.
- Парная работа. Рассмотреть раздел учебного плана «О языковых задачах», ответить на вопросы:
- Какие бывают языковые цели? Зачем мы их применяем?
- Сформулировать языковые цели по предмету «Математика» в разделе «Отрезки и углы».
- Сравнить языковые цели, разработанные группой, с образцом языковых целей раздаточного материала 2, день 4, занятие 2.
- Какие дополнения необходимо внести?
- Что нужно учитывать при постановке языковых целей?
- Парная работа «Подготовка плана урока по разделу учебной программы «Геометрия». Группам дается задание по подразделам в соответствии с учебной программой основного и общего среднего образования:
- понятие о геометрических фигурах;
- взаимное расположение геометрических фигур;
- метрические соотношения;
- векторы и преобразования.
Взаимное оценивание планов уроков по Т-таблице «Сильные стороны плана урока», «Слабые стороны плана урока».
По итогам обратной связи дается время на улучшение плана урока.
Рефлексия:
- Что я понял(а) из этого занятия?
- Какие изменения имеются в моей практике планирования урока?
- Каковы будут мои последующие шаги?
Дебрифинг – это обсуждение с обучаемым того, что было сделано и какими способами, что можно улучшить, а что необходимо поддерживать в своем поведении.
Дебрифинг используется там, где не может быть ни верных, ни неверных решений. Он может проводиться в рабочих условиях, после какого-либо конкретного действия обучаемого как индивидуально, так и в группе. Тренер применяет этот подход в учебном процессе, чтобы дать возможность обучаемым подумать и обсудить достоинства, недостатки и возможные реакции на некоторые альтернативные варианты. Здесь нет гарантированного результата. Цель дебрифинга – рассмотреть возможные варианты, а не утвердить какой-либо особый план действий.
Использование дебрифинга для закрепления результатов теоретических и практических занятий. Создание условий для обсуждения мнений обучаемых по поводу возможностей применения полученной информации, новых умений:
1. Работая в группах над ресурсом «Постановка вопросов» слушатели используют стратегию «ПЛЮМИН». В графе «+» записывают приемы постановки вопросов, которые облегчают создание диалога, в графу «–» заносят приемы постановки вопросов, которые препятствуют созданию диалога. При защите таблиц обратная связь устанавливается посредством «вопросов от групп», после чего организуется обсуждение:
- Чему вы научились?
- Какие были трудности? Почему?
- Какая поддержка вам необходима?
- Что еще хотели бы узнать?
2. Слушатели в малых группах проводят анализ применения на практике системы критериального оценивания используя метод «Воздушный шар».
Малым группам раздаются флипчарты с изображением воздушного шара; они задумываются над следующими вопросами:
- Кто/что должно быть на воздушном шаре?
Слушатели записывают ответ главного героя по данному вопросу: герои, которые должны быть на воздушном шаре, чтобы его поднять и управлять им.
- Что необходимо, чтобы реализовать проект?
Ответом на этот вопрос будет всё то, что необходимо для успеха проекта.
- Что его тормозит?
В этой области делаются записи о силе якоря, который сдерживает успешное начало проекта.
- Что помогает ему набрать скорость и подняться вверх?
При ответе на этот вопрос указывают факторы, не относящиеся непосредственно к воздушному шару, но способствующие его полету вверх (например, работоспособность, стремление и креативность и другие факторы).
- Какие силы сбивают шар с направления?
По обе стороны шара записываются проблемы, возникающие в ходе реализации проекта.
Для развития умения использовать метод «Воздушный шар»,после выполнения задания слушатели задумываются над вопросами:
- Что может быть улучшено?
- Как это может быть улучшено?
Использование дебрифинга для оценки эффективности обучения. При проведении дебрифинга на первое место встает не оценка опыта кем-либо, полученного его участником, а его собственное мнение о том, как этот опыт соотносится с его жизненными ориентирами и его представлением о правильном исполнении умения.
3. Работая с «Руководством по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ», слушатели в группах сравнивают формативное и суммативное оценивание. Результат представляют в «Диаграмме Венна».
Подведение итогов занятия организуется путем самооценивания слушателей в виде «Незаконченных предложений»:
- У меня выполнено .
- Я понял(а) .
- На занятии я смог(ла) осуществить .
- На занятии я научился(ась) .
- Занятие дало мне необходимое для моего опыта.
4. Индивидуальная работа с веб-сервисами: РМ 3 «Графические органайзеры – рефлексия» и т. д.
Подведение итогов занятия. Слушатели отвечают на следующие вопросы:
- Считаете ли вы вышеуказанные задания эффективными?
- Хотите ли вы узнать больше о графических органайзерах?
- Что еще вы бы хотели узнать?
- Как вы будете использовать графические органайзеры на уроках математики для развития у слушателей навыков логического мышления?
5. Индивидуальная работа. Изучить РМ 2 «Метод обратного дизайна» и представить информацию в виде схемы.
Представьте схему коллегам с различной эмоциональной нагрузкой по пяти группам:
- как будто вам весело, грустно;
- как будто холодно или жарко;
- как будто это тайна;
- как будто передаете правило по радио;
- как будто вы сами сделали открытие: «О, эврика!»
- Парная работа. Используя метод «Обратный дизайн», разработать план урока по одной из тем учебной программы «Числа» и «Алгебра»: «Понятие о числах и величинах», «Операции над числами», «Алгебраические выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства, их системы и совокупности», «Последовательности и их суммирование», «Тригонометрия».
- Групповая работа «Снежный ком». Объединиться в четверки и оценить планы друг друга с позиции:
Важная мысль | Спорная мысль | Идея, которую возьму в практику |
---|---|---|
Вопросы, учитываемые в ходе оценки:
- правильное определение целей урока, языковых задач;
- определение критериев оценивания;
- эффективный выбор методов обучения;
- сочетание видов работ слушателей на уроке, образцов обучения (индивидуальная, парная, групповая (всем классом) и коллективная);
- эффективный выбор заданий для оценивания;
- разносторонняя подготовка заданий на дом;
- подготовка дифференцированных заданий;
- определенность видов контроля, оценки;
- подготовка вопросов для подведения итогов занятия и др.
- Коллективная работа. Обсуждение классификационных таблиц.
Обратная связь (вначале индивидуально, затем в парах):
- Знаю ли я, как эффективно применять документы по организации учебного процесса по обновленной образовательной программе?
- Знаю ли я, как спланировать урок?
- Понял(ла) ли я, как определять критерии оценивания?
- Какие действия мне необходимо предусмотреть, чтобы устранить выявленные пробелы?
Использовать обратную связь преподаватель может как на одном из этапов совместной работы, так и по окончательным результатам занятия. Необходимо дать ясную оценку происходящему и высказать свое профессиональное мнение. Это важно для того, чтобы обучаемые поняли, чему они уже научились (что необходимо закрепить) и над чем следует поработать в дальнейшем (что корректировать).
Таким образом, обратная связь делает процесс интерактивным. Поскольку интерактивные технологии коллективного принятия решений включают в себя не только процесс их поиска и разработки, но и выработку проектов их реализации, постольку обзор результатов деятельности участников и качества обучения будет включать в себя как дискуссию, дебрифинг, рефлексию, так и коммуникативную обратную связь.
