ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2018
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Развитие обратной связи в рамках курсов повышения квалификации по обновлению содержания образования

Обновление содержания образования в РК ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.

На курсах повышения квалификации групповой тренинг занял прочные позиции при организации занятий, так как в нем создается активный режим профессионального сотрудничества и взаимообучения. Тренинги в группах при правильной организации и проведении имеют ряд неоценимых преимуществ, которыми можно воспользоваться для получения намеченных результатов. В тренинге моей основной задачей как тренера является организация групповой работы и управление движением группы и ее отдельных членов. При разработке заданий для групп стараюсь, чтобы знания, получаемые в группе, слагались из предшествующего опыта участников и того личного опыта, который они получают работая в группе, и рефлексии групповой работы по достижению поставленных целей. Нацеливаю участников на сопоставление личного опыта и умений участников группы с представленными теоретическими конструкциями, для того чтобы они могли практически овладеть ими в дальнейшем. Думаю, что таким образом знания оказываются тесно увязанными с индивидуальной и групповой практикой участников тренинга. Так же в ходе групповой работы идет постоянная работа с информацией образовательной платформы Программы, в процессе которой у педагогов формируются теоретические знания. Однако, если я не обеспечу обратную связь, то тренинга не будет, а будет просто набор упражнений и игр.

Необходимо определить причину предоставления обратной связи и тщательно всё проанализировать, решить, какие техники оценивания буду использовать, какой стиль выберу, а также как создам подходящую атмосферу. Если обратная связь недостаточна, скорость освоения обучаемым нового материала снижается, а время, необходимое на тренинг, увеличивается. Если же обратная связь избыточна, это может привести к ухудшению взаимоотношений между тренером и обучаемым.

Термины «обратная связь» и «дебрифинг» широко используются во всей сфере обучения и тренинга. Обратная связь – это процесс сравнения уровня исполнения обучаемого с установленным учебным стандартом.

Обратная связь позволяет закрепить то, что было сделано правильно, и помогает составить план действий по исправлению ошибок. Обратная связь может быть применена только там, где есть верные и неверные решения, где существует объективный стандарт, и обучаемый либо достиг его, либо нет.

Рассмотрим несколько примеров по организации обратной связи на курсах повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Математика» в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования.

  • Парная работа. Рассмотреть раздел учебного плана «О языковых задачах», ответить на вопросы:
  • Какие бывают языковые цели? Зачем мы их применяем?
  • Сформулировать языковые цели по предмету «Математика» в разделе «Отрезки и углы».
  • Сравнить языковые цели, разработанные группой, с образцом языковых целей раздаточного материала 2, день 4, занятие 2.
  • Какие дополнения необходимо внести?
  • Что нужно учитывать при постановке языковых целей?
  • Парная работа «Подготовка плана урока по разделу учебной программы «Геометрия». Группам дается задание по подразделам в соответствии с учебной программой основного и общего среднего образования:
  • понятие о геометрических фигурах;
  • взаимное расположение геометрических фигур;
  • метрические соотношения;
  • векторы и преобразования.

Взаимное оценивание планов уроков по Т-таблице «Сильные стороны плана урока», «Слабые стороны плана урока».

По итогам обратной связи дается время на улучшение плана урока.

Рефлексия:

  • Что я понял(а) из этого занятия?
  • Какие изменения имеются в моей практике планирования урока?
  • Каковы будут мои последующие шаги?

Дебрифинг – это обсуждение с обучаемым того, что было сделано и какими способами, что можно улучшить, а что необходимо поддерживать в своем поведении.

Дебрифинг используется там, где не может быть ни верных, ни неверных решений. Он может проводиться в рабочих условиях, после какого-либо конкретного действия обучаемого как индивидуально, так и в группе. Тренер применяет этот подход в учебном процессе, чтобы дать возможность обучаемым подумать и обсудить достоинства, недостатки и возможные реакции на некоторые альтернативные варианты. Здесь нет гарантированного результата. Цель дебрифинга – рассмотреть возможные варианты, а не утвердить какой-либо особый план действий.

Использование дебрифинга для закрепления результатов теоретических и практических занятий. Создание условий для обсуждения мнений обучаемых по поводу возможностей применения полученной информации, новых умений:

1. Работая в группах над ресурсом «Постановка вопросов» слушатели используют стратегию «ПЛЮМИН». В графе «+» записывают приемы постановки вопросов, которые облегчают создание диалога, в графу «–» заносят приемы постановки вопросов, которые препятствуют созданию диалога. При защите таблиц обратная связь устанавливается посредством «вопросов от групп», после чего организуется обсуждение:

  • Чему вы научились?
  • Какие были трудности? Почему?
  • Какая поддержка вам необходима?
  • Что еще хотели бы узнать?

2. Слушатели в малых группах проводят анализ применения на практике системы критериального оценивания используя метод «Воздушный шар».

Малым группам раздаются флипчарты с изображением воздушного шара; они задумываются над следующими вопросами:

  • Кто/что должно быть на воздушном шаре?

Слушатели записывают ответ главного героя по данному вопросу: герои, которые должны быть на воздушном шаре, чтобы его поднять и управлять им.

  • Что необходимо, чтобы реализовать проект?

Ответом на этот вопрос будет всё то, что необходимо для успеха проекта.

  • Что его тормозит?

В этой области делаются записи о силе якоря, который сдерживает успешное начало проекта.

  • Что помогает ему набрать скорость и подняться вверх?

При ответе на этот вопрос указывают факторы, не относящиеся непосредственно к воздушному шару, но способствующие его полету вверх (например, работоспособность, стремление и креативность и другие факторы).

  • Какие силы сбивают шар с направления?

По обе стороны шара записываются проблемы, возникающие в ходе реализации проекта.

Для развития умения использовать метод «Воздушный шар»,после выполнения задания слушатели задумываются над вопросами:

  • Что может быть улучшено?
  • Как это может быть улучшено?

Использование дебрифинга для оценки эффективности обучения. При проведении дебрифинга на первое место встает не оценка опыта кем-либо, полученного его участником, а его собственное мнение о том, как этот опыт соотносится с его жизненными ориентирами и его представлением о правильном исполнении умения.

3. Работая с «Руководством по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ», слушатели в группах сравнивают формативное и суммативное оценивание. Результат представляют в «Диаграмме Венна».

Подведение итогов занятия организуется путем самооценивания слушателей в виде «Незаконченных предложений»:

  • У меня выполнено .
  • Я понял(а) .
  • На занятии я смог(ла) осуществить .
  • На занятии я научился(ась) .
  • Занятие дало мне необходимое для моего опыта.

4. Индивидуальная работа с веб-сервисами: РМ 3 «Графические органайзеры – рефлексия» и т. д.

Подведение итогов занятия. Слушатели отвечают на следующие вопросы:

  • Считаете ли вы вышеуказанные задания эффективными?
  • Хотите ли вы узнать больше о графических органайзерах?
  • Что еще вы бы хотели узнать?
  • Как вы будете использовать графические органайзеры на уроках математики для развития у слушателей навыков логического мышления?

5. Индивидуальная работа. Изучить РМ 2 «Метод обратного дизайна» и представить информацию в виде схемы.

Представьте схему коллегам с различной эмоциональной нагрузкой по пяти группам:

  • как будто вам весело, грустно;
  • как будто холодно или жарко;
  • как будто это тайна;
  • как будто передаете правило по радио;
  • как будто вы сами сделали открытие: «О, эврика!»
  • Парная работа. Используя метод «Обратный дизайн», разработать план урока по одной из тем учебной программы «Числа» и «Алгебра»: «Понятие о числах и величинах», «Операции над числами», «Алгебраические выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства, их системы и совокупности», «Последовательности и их суммирование», «Тригонометрия».
  • Групповая работа «Снежный ком». Объединиться в четверки и оценить планы друг друга с позиции:
Важная мысльСпорная мысльИдея, которую возьму в практику
   

Вопросы, учитываемые в ходе оценки:

  • правильное определение целей урока, языковых задач;
  • определение критериев оценивания;
  • эффективный выбор методов обучения;
  • сочетание видов работ слушателей на уроке, образцов обучения (индивидуальная, парная, групповая (всем классом) и коллективная);
  • эффективный выбор заданий для оценивания;
  • разносторонняя подготовка заданий на дом;
  • подготовка дифференцированных заданий;
  • определенность видов контроля, оценки;
  • подготовка вопросов для подведения итогов занятия и др.
  • Коллективная работа. Обсуждение классификационных таблиц.

Обратная связь (вначале индивидуально, затем в парах):

  • Знаю ли я, как эффективно применять документы по организации учебного процесса по обновленной образовательной программе?
  • Знаю ли я, как спланировать урок?
  • Понял(ла) ли я, как определять критерии оценивания?
  • Какие действия мне необходимо предусмотреть, чтобы устранить выявленные пробелы?

Использовать обратную связь преподаватель может как на одном из этапов совместной работы, так и по окончательным результатам занятия. Необходимо дать ясную оценку происходящему и высказать свое профессиональное мнение. Это важно для того, чтобы обучаемые поняли, чему они уже научились (что необходимо закрепить) и над чем следует поработать в дальнейшем (что корректировать).

Таким образом, обратная связь делает процесс интерактивным. Поскольку интерактивные технологии коллективного принятия решений включают в себя не только процесс их поиска и разработки, но и выработку проектов их реализации, постольку обзор результатов деятельности участников и качества обучения будет включать в себя как дискуссию, дебрифинг, рефлексию, так и коммуникативную обратную связь.