Комплексно-целевая программа развития методической службы «Педагогическое творчество»
Возросшая социальная роль школы национальной модели, преобразования, происходящие во всех сферах казахстанского общества: экономической, социальной, политической, культурной – не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась научно-методическая деятельность организации образования. Этот процесс требует умелого подхода в управлении. Так как стратегия модернизации образования требует от современной школы обеспечения высокого качества образования, научно-методическая служба школы будет состоять из шести направлений:
Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе четкого функционирования всех его звеньев и перевода их на качественно новый более высокий уровень.
Направления | Название направления | Суть данного направления |
---|---|---|
Первое | Реализация ГОСО | Суть данного направления заключается в создании таких условий образования, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире |
Второе | Качественное улучшение и пополнение кадрового состава | Разработка моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации и пополнения школы новым поколением учителей. Предполагает развитие профессионализма педагогов, что напрямую указывает на необходимость развития методической службы школы |
Третье | Повышение профессиональной компетентности учителя | Создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей школы. Усиление личностно ориентированной направленности образования через использование традиционных новых педагогических технологий. Развитие творческого потенциала педагогов через самообразование и самосовершенствование. Аттестация педагогических работников |
Четвертое | Школьные методические объединения | Структурные подразделения, работающие в режиме инноваций, заинтересованные в поиске наилучших условий, форм, методов и содержания обучения. Действуют на основе Положения о методическом объединении |
Пятое | Экспериментально-инновационное направление | Суть данного направления заключается в управлении опытно-экспериментальной работой и овладении навыками экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий |
Шестое | Современная школьная инфраструктура | Необходимы обновления кабинетов, оснащение медпункта, библиотеки, мастерских, столовой, спортивного и актового залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически |
Все эти направления напрямую относятся к становлению и развитию методической службы.
Методическая тема школы – «Современный урок как творческий диалог, направленный на формирование ключевых компетентностей учителя и учащихся». Исходя из темы школы нужно отметить, что весь педагогический коллектив должен работать над совершенствованием своих уроков. Использование 7 модулей программы поможет совершенствовать и обновлять как форму проведения урока, так и его результат.
Становление и развитие организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и основных направлений содержания деятельности педагога в современной школе преследуют основную цель своей деятельности – развитие творческого потенциала педагога, методическое сопровождение инновационных процессов и экспериментальной деятельности в школе.
Анализ научных исследований по организационному основанию методической работы с педагогами и анализ практики методической работы в школе показывают, что знания, обновляемые в процессе методической работы, становятся субъективно значимыми. Они определяют отношение педагогов к образовательной ситуации и к учащемуся, а также обеспечивают прогнозирование, развитие ситуации, которая может оказать положительное влияние на ученика и на самого учителя. На основании этого можно сформулировать следующие задачи:
- Разработать и внедрить эффективную модель методической службы школы.
- Обновлять содержание образования в соответствии с новыми приоритетами и стандартами образования.
- Разнообразить формы и методы обучения, внедрять современные технологии в образовательный процесс.
- Повысить профессиональное мастерство, научно-методический уровень и творческий потенциал каждого учителя и педагогического коллектива в целом.
Современная школа предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, поэтому школа должна работать на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. на ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
В связи с этим новая образовательная практика с новым содержанием в первом приближении характеризуется
- наряду с учебно-предметным принципом в содержании образования внедрением внепредметного, надпредметного, метапредметного и т. п. (В них помимо одновозрастных классов создается сеть всевозможных мастерских, лабораторий, проектных и творческих групп, где в процессе деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру.);
- созданием и апробацией нового подхода к воспитательному аспекту образования. (В его основе – демократический и толерантный уклады жизни школы как компонента и условия личностно ориентированного содержания образования, социализации детей через создание условий для приобретения социального опыта и гражданских навыков, поиск средств и форм педагогической поддержки процесса узнавания и развития маленьким человеком своей индивидуальности.)
Паспорт программы
Наименование программы | Комплексно-целевая программа развития методической службы «Педагогическое творчество» (далее – Программа) |
---|---|
Основание для разработки | – Конституция РК – Закон РК «Об образовании» – Государственная программа развития образования в РК на 2016–2019 годы – Программа развития школы – Устав школы |
Разработчик | Творческая группа педагогического коллектива |
Срок реализации | |
Исполнители основных мероприятий | Педагогический коллектив |
Контроль за исполнением программы | Администрация, отчеты на педагогических и методических советах |
Объемы и источники финансирования | Ежегодные ассигнования на развитие школы и иные не запрещенные законодательством РК источники финансирования |
Основная цель | Определение стратегии развития методической политики школы путем создания новой модели методической службы, ориентированной на развитие образования в школе и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов в организации образования |
Основные задачи | • Совершенствование нормативной и концептуальной базы методической службы на основе дальнейшей демократизации управления образованием. • Развитие организационной культуры личностно ориентированной школы. • Разработка правовой базы, регулирующей деятельность школьной методической службы. • Создание системы управления повышением профессиональной компетентности педагогов. • Обновление программного обеспечения образовательного процесса. Разработка и апробация вариативных программ. • Разработка и внедрение программы психолого-педагогической поддержки обучающихся и их родителей в поиске наиболее оптимальных ресурсов развития личности ребенка. • Формирование единого информационно-методического пространства школы. • Апробация новых форм методической деятельности. • Развитие участия педагогов в управлении организацией образования. • Совершенствование мониторинга образовательного процесса в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в организации. • Обобщение и внедрение инновационных технологий. • Создание условий роста профессионализма педагогов: – прогнозирование потребности школы в педагогических кадрах; – планирование научно-методической работы по проблемам личностно ориентированного образования; – совершенствование экспертизы практической деятельности учителя при аттестации через ведение межаттестационных карт педагогов |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате выполнения мероприятий по реализации Программы будет – создана модель методической службы, ориентированной на развитие образования в школе; – осуществлен комплекс мероприятий по реформированию и модернизации школьной методической службы; – создан целостный процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития; – созданы оптимальные условия для формирования профессиональной культуры педагогов, соответствующие новой социокультурной ситуации; – обеспечена научная основа подготовки педагогов; – разработан механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных проблем развития школы; – развита единая школьная профессиональная сеть и обеспечено широкое применение новых информационных технологий; – обеспечено широкое участие педагогов в профессиональных сообществах и активизирована внешняя деятельность школы; – обеспечено сотрудничество с разными службами города, что будет способствовать решению профессиональных проблем, развитию маркетингового компонента методической деятельности |
SWOT-анализ современного состояния проблемы
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
• Высокий кадровый состав. • Высокий кадровый состав по предметам. • Осуществление мониторинга деятельности педагогов. • Функционирование ШПО и ШМУ. • Осуществление экспериментальных проектов («Краеведение», «Экология»). • Активное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, публикация в педагогических изданиях, лицензирование работ. • Осуществление процесса самообразования. • Повышение квалификации педагогов через прохождение плановой курсовой подготовки и посещение теоретико-методических семинаров и практикумов. • Функционирование десяти ШМО. • Применение педагогами школы современных образовательных технологий и новых подходов в обучении и преподавании. • Обобщение педагогического опыта в рамках школы, города, области. • Осуществление совместной деятельности с вузами. • Проведение мастер-классов, семинаров, менторинга, коучингов на уровне школы, города, области, республики. • Организация «Летнего университета» с привлечением учителей из других школ города. • Приход в Школу молодых педагогов | • Недостаточная материально-техническая база школы. • Устоявшиеся стереотипы отдельных педагогов, их неготовность перестроиться к использованию современных методов обучения и преподавания в своей педагогической деятельности. • Слабые умения осуществлять критериальный подход к оценке деятельности учащихся. • Приход в Школу молодых педагогов |
Угрозы | Возможности (пути решения) |
• Нежелание и боязнь некоторых учителей самосовершенствоваться. • Слабая мотивация у некоторых учителей для введения в свою педагогическую практику новых подходов в обучении и преподавании. • Старение педагогических кадров | • Осуществление менторства на всех уровнях педагогического коллектива. • Организация каскадного обучения педагогов. • Совершенствование профессионального сетевого взаимодействия внутри школы. • Повышение профессиональной культуры взаимодействия через исследование урока |
Программа методической работы представляет собой стратегический документ, отражающий новые подходы в формировании профессиональной культуры учителя и его педагогических компетентностей. Поэтому важной составляющей программы будут показатели результативности работы методической службы школы:
- высокий уровень адаптации новых работников в школе;
- рост профессионализма педагогов и готовность решать задачи, поставленные перед ними школой;
- достаточный уровень владения учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, на которые переводится учебно-воспитательный процесс в школе;
- качество методического обеспечения образовательного процесса;
- освоение педагогами школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой и отраженных в Программе развития;
- способность учителей к профессиональному самообразованию и саморазвитию на протяжении всего периода работы в школе.
Таким образом, успешность развития методической службы обусловлена
- разработкой и реализацией программы развития методической службы;
- моделированием процесса управления методической службой, основанной на принципах целостности, структурности, надежности и гибкости, преемственности, социального партнерства;
- развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, повышением мотивации участников учебно-воспитательного процесса.
Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления. Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Основные направления и механизм реализации программы
- Сохранение традиций в организации методической работы школы:
- создание мотивационной среды через систему информационного и научно-методического сопровождения;
- организация заседаний научно-методических советов, помогающих раскрыть индивидуальность учителя, сплотить коллектив;
- совершенствование структуры организации методической работы, активизация работы научно-методического совета, методических объединений, временных творческих коллективов педагогов;
- привлечение научного руководства, сотрудничества с вузами города.
- Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей:
- организация добровольных сообществ педагогов: постоянно действующих практико-ориентированных семинаров, временных творческих коллективов, проектных команд и др.;
- работа над единой методической темой;
- работа МО учителей-предметников, МО классных руководителей;
- создание команд педагогов, работающих в одной параллели;
- поощрение педагогов за вклад в коллективную инновационную деятельность.
- Индивидуализация методической работы:
- организация повышения квалификации учителя на основе самопроектирования;
- отслеживание уровня профессиональных достижений педагогического коллектива в целом и каждого учителя для оказания адресной помощи;
- работа Школы передового педагогического опыта;
- приобретение литературы (периодической, методической, специализированной), пополнение мультимедийной библиотеки по разным областям знаний;
- модернизация кабинетов, приобретение множительной и копировальной техники;
- индивидуальное наставничество;
- направление на курсы повышения квалификации.
- Распространение передового опыта инновационной деятельности педагогов школы:
- проведение на базе школы мастер-классов для учителей города и области;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
- тиражирование и распространение передового опыта инновационной деятельности педагогов в печати, создание видеофильмов;
- создание условий педагогам школы для участия в семинарах, семинарах-практикумах.
Основные мероприятия по реализации программы
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Результат | Исполнитель |
---|---|---|---|---|
I. Развитие организационной культуры педагогического коллектива личностно ориентированной школы | ||||
1 | Совершенствование способов стимулирования деятельности педагогов по организации инновационных процессов в школе | Постоянно | ПС, НМС, коучинги, менторинги | Администрация школы |
2 | Создание условий для профессионального совершенствования педагогов | Постоянно | Курсы, семинары, коучинги, менторинги, открытые уроки, мастер-классы, конференции, профессиональные конкурсы | Администрация школы |
3 | Создание банка диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса | Анкеты, опросные листы | Администрация школы | |
4 | Разработка критериев, показателей, методов и приемов мониторинга эффективности образовательного процесса | Сборник методических рекомендаций | Администрация школы | |
5 | Диагностика индивидуальных педагогических затруднений | Постоянно | Анкетирование, аналитическая информация, сборник методических рекомендаций | Заместитель директора по МР |
6 | Диагностика уровня педагогического профессионализма и качества образования | Постоянно | Анкетирование, аналитическая информация | Заместитель директора по МР |
7 | Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации | Постоянно | Анкетирование, аналитическая информация | Заместитель директора по МР |
8 | Диагностика информационных потребностей педагогов | Анкетирование, аналитическая информация | Заместитель директора по МР | |
9 | Теоретическое изучение основ образовательных технологий на личностно ориентированной основе: интегральные технологии, коммуникативные технологии, проблемно-поисковые, рефлексивные, эвристические, деятельностные технологии | Постоянно | Отчеты РМО по использованию данных технологий учителями ШМО | Заместитель директора по МР |
II. Осуществление психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса | ||||
1 | Осуществление мониторинга психолого-педагогической службы | Мониторинг, аналитическая информация | Заместитель директора по МР, психолог | |
2 | Организация консультирования, методической помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровождения | Постоянно | Аналитические справки | Психолог |
3 | Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций педагогам по актуальным педагогическим проблемам | Постоянно | Аналитические справки | Психолог |
4 | Создание системы психолого-педагогических тренингов по коммуникационной деятельности для педагогов | Постоянно | Аналитические справки | Психолог |
III. Работа с кадрами | ||||
1 | Создание проблемных групп педагогов по освоению новшеств учебно-воспитательного процесса | Постоянно | Отчет | Заместитель директора по МР |
2 | Методическое обеспечение освоения рабочего учебного плана школы | РУП | Заместитель директора по МР | |
3 | Изучение результатов мониторинга эффективности образовательного процесса, психолого-педагогического обследования учащихся | Постоянно | Аналитическая информация | Заместитель директора по МР, психолог |
4 | Организация курсовой переподготовки учителей по проблемам личностно ориентированного образования | Постоянно | График прохождения курсовой подготовки | Заместитель директора по МР |
5 | Организация и проведение аттестации педагогических работников | Ежегодно | Портфолио аттестуемых учителей | Заместитель директора по МР |
6 | Организация мониторинга профессиональной компетенции педагога | Постоянно, каждую четверть | Мониторинг, приказ | Заместитель директора по МР |
7 | Организация деятельности Методического совета | Протоколы МС | Заместитель директора по МР |
