ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2018
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Комплексно-целевая программа развития методической службы «Педагогическое творчество»

Возросшая социальная роль школы национальной модели, преобразования, происходящие во всех сферах казахстанского общества: экономической, социальной, политической, культурной – не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась научно-методическая деятельность организации образования. Этот процесс требует умелого подхода в управлении. Так как стратегия модернизации образования требует от современной школы обеспечения высокого качества образования, научно-методическая служба школы будет состоять из шести направлений:

Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе четкого функционирования всех его звеньев и перевода их на качественно новый более высокий уровень.

НаправленияНазвание направленияСуть данного направления
ПервоеРеализация ГОСОСуть данного направления заключается в создании таких условий образования, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире
ВтороеКачественное улучшение и пополнение кадрового составаРазработка моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации и пополнения школы новым поколением учителей. Предполагает развитие профессионализма педагогов, что напрямую указывает на необходимость развития методической службы школы
ТретьеПовышение профессиональной компетентности учителяСоздание условий для повышения профессиональной компетентности учителей школы. Усиление личностно ориентированной направленности образования через использование традиционных новых педагогических технологий. Развитие творческого потенциала педагогов через самообразование и самосовершенствование. Аттестация педагогических работников
ЧетвертоеШкольные методические объединенияСтруктурные подразделения, работающие в режиме инноваций, заинтересованные в поиске наилучших условий, форм, методов и содержания обучения. Действуют на основе Положения о методическом объединении
ПятоеЭкспериментально-инновационное направлениеСуть данного направления заключается в управлении опытно-экспериментальной работой и овладении навыками экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий
ШестоеСовременная школьная инфраструктураНеобходимы обновления кабинетов, оснащение медпункта, библиотеки, мастерских, столовой, спортивного и актового залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически

Все эти направления напрямую относятся к становлению и развитию методической службы.

Методическая тема школы – «Современный урок как творческий диалог, направленный на формирование ключевых компетентностей учителя и учащихся». Исходя из темы школы нужно отметить, что весь педагогический коллектив должен работать над совершенствованием своих уроков. Использование 7 модулей программы поможет совершенствовать и обновлять как форму проведения урока, так и его результат.

Становление и развитие организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и основных направлений содержания деятельности педагога в современной школе преследуют основную цель своей деятельности – развитие творческого потенциала педагога, методическое сопровождение инновационных процессов и экспериментальной деятельности в школе.

Анализ научных исследований по организационному основанию методической работы с педагогами и анализ практики методической работы в школе показывают, что знания, обновляемые в процессе методической работы, становятся субъективно значимыми. Они определяют отношение педагогов к образовательной ситуации и к учащемуся, а также обеспечивают прогнозирование, развитие ситуации, которая может оказать положительное влияние на ученика и на самого учителя. На основании этого можно сформулировать следующие задачи:

  • Разработать и внедрить эффективную модель методической службы школы.
  • Обновлять содержание образования в соответствии с новыми приоритетами и стандартами образования.
  • Разнообразить формы и методы обучения, внедрять современные технологии в образовательный процесс.
  • Повысить профессиональное мастерство, научно-методический уровень и творческий потенциал каждого учителя и педагогического коллектива в целом.

Современная школа предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, поэтому школа должна работать на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. на ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

В связи с этим новая образовательная практика с новым содержанием в первом приближении характеризуется

  • наряду с учебно-предметным принципом в содержании образования внедрением внепредметного, надпредметного, метапредметного и т. п. (В них помимо одновозрастных классов создается сеть всевозможных мастерских, лабораторий, проектных и творческих групп, где в процессе деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру.);
  • созданием и апробацией нового подхода к воспитательному аспекту образования. (В его основе – демократический и толерантный уклады жизни школы как компонента и условия личностно ориентированного содержания образования, социализации детей через создание условий для приобретения социального опыта и гражданских навыков, поиск средств и форм педагогической поддержки процесса узнавания и развития маленьким человеком своей индивидуальности.)
Паспорт программы
Наименование программыКомплексно-целевая программа развития методической службы «Педагогическое творчество» (далее – Программа)
Основание для разработки– Конституция РК – Закон РК «Об образовании» – Государственная программа развития образования в РК на 2016–2019 годы – Программа развития школы – Устав школы
РазработчикТворческая группа педагогического коллектива
Срок реализации 
Исполнители основных мероприятийПедагогический коллектив
Контроль за исполнением программыАдминистрация, отчеты на педагогических и методических советах
Объемы и источники финансированияЕжегодные ассигнования на развитие школы и иные не запрещенные законодательством РК источники финансирования
Основная цельОпределение стратегии развития методической политики школы путем создания новой модели методической службы, ориентированной на развитие образования в школе и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов в организации образования
Основные задачи• Совершенствование нормативной и концептуальной базы методической службы на основе дальнейшей демократизации управления образованием.
• Развитие организационной культуры личностно ориентированной школы.
• Разработка правовой базы, регулирующей деятельность школьной методической службы.
• Создание системы управления повышением профессиональной компетентности педагогов.
• Обновление программного обеспечения образовательного процесса. Разработка и апробация вариативных программ. • Разработка и внедрение программы психолого-педагогической поддержки обучающихся и их родителей в поиске наиболее оптимальных ресурсов развития личности ребенка.
• Формирование единого информационно-методического пространства школы.
• Апробация новых форм методической деятельности.
• Развитие участия педагогов в управлении организацией образования.
• Совершенствование мониторинга образовательного процесса в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в организации.
• Обобщение и внедрение инновационных технологий.
• Создание условий роста профессионализма педагогов:
– прогнозирование потребности школы в педагогических кадрах;
– планирование научно-методической работы по проблемам личностно ориентированного образования;
– совершенствование экспертизы практической деятельности учителя при аттестации через ведение межаттестационных карт педагогов
Ожидаемые конечные результаты реализации программыВ результате выполнения мероприятий по реализации Программы будет – создана модель методической службы, ориентированной на развитие образования в школе;
– осуществлен комплекс мероприятий по реформированию и модернизации школьной методической службы;
– создан целостный процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития;
– созданы оптимальные условия для формирования профессиональной культуры педагогов, соответствующие новой социокультурной ситуации;
– обеспечена научная основа подготовки педагогов;
– разработан механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных проблем развития школы;
– развита единая школьная профессиональная сеть и обеспечено широкое применение новых информационных технологий;
– обеспечено широкое участие педагогов в профессиональных сообществах и активизирована внешняя деятельность школы;
– обеспечено сотрудничество с разными службами города, что будет способствовать решению профессиональных проблем, развитию маркетингового компонента методической деятельности
SWOT-анализ современного состояния проблемы
Сильные стороныСлабые стороны
• Высокий кадровый состав.
• Высокий кадровый состав по предметам.
• Осуществление мониторинга деятельности педагогов.
• Функционирование ШПО и ШМУ.
• Осуществление экспериментальных проектов («Краеведение», «Экология»).
• Активное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, публикация в педагогических изданиях, лицензирование работ.
• Осуществление процесса самообразования.
• Повышение квалификации педагогов через прохождение плановой курсовой подготовки и посещение теоретико-методических семинаров и практикумов.
• Функционирование десяти ШМО.
• Применение педагогами школы современных образовательных технологий и новых подходов в обучении и преподавании.
• Обобщение педагогического опыта в рамках школы, города, области.
• Осуществление совместной деятельности с вузами.
• Проведение мастер-классов, семинаров, менторинга, коучингов на уровне школы, города, области, республики.
• Организация «Летнего университета» с привлечением учителей из других школ города.
• Приход в Школу молодых педагогов
• Недостаточная материально-техническая база школы.
• Устоявшиеся стереотипы отдельных педагогов, их неготовность перестроиться к использованию современных методов обучения и преподавания в своей педагогической деятельности.
• Слабые умения осуществлять критериальный подход к оценке деятельности учащихся.
• Приход в Школу молодых педагогов
УгрозыВозможности (пути решения)
• Нежелание и боязнь некоторых учителей самосовершенствоваться.
• Слабая мотивация у некоторых учителей для введения в свою педагогическую практику новых подходов в обучении и преподавании.
• Старение педагогических кадров
• Осуществление менторства на всех уровнях педагогического коллектива.
• Организация каскадного обучения педагогов.
• Совершенствование профессионального сетевого взаимодействия внутри школы.
• Повышение профессиональной культуры взаимодействия через исследование урока

Программа методической работы представляет собой стратегический документ, отражающий новые подходы в формировании профессиональной культуры учителя и его педагогических компетентностей. Поэтому важной составляющей программы будут показатели результативности работы методической службы школы:

  • высокий уровень адаптации новых работников в школе;
  • рост профессионализма педагогов и готовность решать задачи, поставленные перед ними школой;
  • достаточный уровень владения учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, на которые переводится учебно-воспитательный процесс в школе;
  • качество методического обеспечения образовательного процесса;
  • освоение педагогами школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой и отраженных в Программе развития;
  • способность учителей к профессиональному самообразованию и саморазвитию на протяжении всего периода работы в школе.

Таким образом, успешность развития методической службы обусловлена

  • разработкой и реализацией программы развития методической службы;
  • моделированием процесса управления методической службой, основанной на принципах целостности, структурности, надежности и гибкости, преемственности, социального партнерства;
  • развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, повышением мотивации участников учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления. Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Основные направления и механизм реализации программы

  • Сохранение традиций в организации методической работы школы:
  • создание мотивационной среды через систему информационного и научно-методического сопровождения;
  • организация заседаний научно-методических советов, помогающих раскрыть индивидуальность учителя, сплотить коллектив;
  • совершенствование структуры организации методической работы, активизация работы научно-методического совета, методических объединений, временных творческих коллективов педагогов;
  • привлечение научного руководства, сотрудничества с вузами города.
  • Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей:
  • организация добровольных сообществ педагогов: постоянно действующих практико-ориентированных семинаров, временных творческих коллективов, проектных команд и др.;
  • работа над единой методической темой;
  • работа МО учителей-предметников, МО классных руководителей;
  • создание команд педагогов, работающих в одной параллели;
  • поощрение педагогов за вклад в коллективную инновационную деятельность.
  • Индивидуализация методической работы:
  • организация повышения квалификации учителя на основе самопроектирования;
  • отслеживание уровня профессиональных достижений педагогического коллектива в целом и каждого учителя для оказания адресной помощи;
  • работа Школы передового педагогического опыта;
  • приобретение литературы (периодической, методической, специализированной), пополнение мультимедийной библиотеки по разным областям знаний;
  • модернизация кабинетов, приобретение множительной и копировальной техники;
  • индивидуальное наставничество;
  • направление на курсы повышения квалификации.
  • Распространение передового опыта инновационной деятельности педагогов школы:
  • проведение на базе школы мастер-классов для учителей города и области;
  • участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
  • тиражирование и распространение передового опыта инновационной деятельности педагогов в печати, создание видеофильмов;
  • создание условий педагогам школы для участия в семинарах, семинарах-практикумах.
Основные мероприятия по реализации программы
Содержание работыСроки исполненияРезультатИсполнитель
I. Развитие организационной культуры педагогического коллектива личностно ориентированной школы
1Совершенствование способов стимулирования деятельности педагогов по организации инновационных процессов в школеПостоянноПС, НМС, коучинги, менторингиАдминистрация школы
2Создание условий для профессионального совершенствования педагоговПостоянноКурсы, семинары, коучинги, менторинги, открытые уроки, мастер-классы, конференции, профессиональные конкурсыАдминистрация школы
3Создание банка диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса Анкеты, опросные листыАдминистрация школы
4Разработка критериев, показателей, методов и приемов мониторинга эффективности образовательного процесса Сборник методических рекомендацийАдминистрация школы
5Диагностика индивидуальных педагогических затрудненийПостоянноАнкетирование, аналитическая информация, сборник методических рекомендацийЗаместитель директора по МР
6Диагностика уровня педагогического профессионализма и качества образованияПостоянноАнкетирование, аналитическая информацияЗаместитель директора по МР
7Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификацииПостоянноАнкетирование, аналитическая информацияЗаместитель директора по МР
8Диагностика информационных потребностей педагогов Анкетирование, аналитическая информацияЗаместитель директора по МР
9Теоретическое изучение основ образовательных технологий на личностно ориентированной основе: интегральные технологии, коммуникативные технологии, проблемно-поисковые, рефлексивные, эвристические, деятельностные технологииПостоянноОтчеты РМО по использованию данных технологий учителями ШМОЗаместитель директора по МР
II. Осуществление психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса
1Осуществление мониторинга психолого-педагогической службы Мониторинг, аналитическая информацияЗаместитель директора по МР, психолог
2Организация консультирования, методической помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровожденияПостоянноАналитические справкиПсихолог
3Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций педагогам по актуальным педагогическим проблемамПостоянноАналитические справкиПсихолог
4Создание системы психолого-педагогических тренингов по коммуникационной деятельности для педагоговПостоянноАналитические справкиПсихолог
III. Работа с кадрами
1Создание проблемных групп педагогов по освоению новшеств учебно-воспитательного процессаПостоянноОтчетЗаместитель директора по МР
2Методическое обеспечение освоения рабочего учебного плана школы РУПЗаместитель директора по МР
3Изучение результатов мониторинга эффективности образовательного процесса, психолого-педагогического обследования учащихсяПостоянноАналитическая информацияЗаместитель директора по МР, психолог
4Организация курсовой переподготовки учителей по проблемам личностно ориентированного образованияПостоянноГрафик прохождения курсовой подготовкиЗаместитель директора по МР
5Организация и проведение аттестации педагогических работниковЕжегодноПортфолио аттестуемых учителейЗаместитель директора по МР
6Организация мониторинга профессиональной компетенции педагогаПостоянно, каждую четвертьМониторинг, приказЗаместитель директора по МР
7Организация деятельности Методического совета Протоколы МСЗаместитель директора по МР