ещё
свернуть
Все статьи номера
№7, 2018
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Система работы методического кабинета

Процесс модернизации системы образования РК затрагивает все уровни отечественного образования. Важное значение в этом процессе имеет совершенствование системы методической работы. Общество острее осознало социальную роль образования в целом как ведущего фактора социально-экономического прогресса и системы работы с педагогическими кадрами как фактора повышения качества образовательной деятельности главного субъекта – учителя.

Это изменило само понимание сути методической работы (ее цели и задач, методологических оснований) как процесса практической верификации и обогащения профессиональной культуры и опыта учителя на продуктивно-прогностическом уровне, позволяющего достигать более высоких уровней профессионализма.

Сегодня методическая среда рассматривается своеобразной педагогической интернатурой для начинающих учителей и творческой мастерской профессионального саморазвития для более опытных педагогов, которые можно рассматривать как ведущий способ совершенствования профессионализма и мастерства современного учителя, а нередко и как способ компенсации, коррекции недостатков профессиональной готовности к практической деятельности.

Назначением методического кабинета всегда было повышение профессионального уровня педагогов.

Современный уровень развития образовательной системы делает особенно актуальным овладение научно-теоретическими знаниями и современными подходами, умением осмысливать собственную педагогическую практику и прогнозировать результаты своей работы. Это задает конкретное направление деятельности методического кабинета, необходимость предусмотреть в ней такое содержание, которое гарантировало бы поступательное движение к поставленной цели.

Продуктивность работы по повышению профессионального мастерства предполагает внутреннюю готовность учителей к профессиональному совершенству. Развитию мотивации к самообразованию, творческому поиску способствует объективное стремление педагогов к повышению эффективности своего труда, потребность в обновлении своего профессионального багажа, в поиске новых подходов к организации образовательной деятельности, стремление самовыразиться, используя свой творческий потенциал.

Актуализировать эту объективную потребность, заставить учителя сомневаться в том, что накопленный им опыт является оптимальным; обеспечить условия для соприкосновения его с новой практикой, помочь соотнести с этой практикой устоявшийся традиционный опыт, дать возможность созерцать положительные результаты нового опыта – значит заложить прочную базу для многоплановой и целенаправленной методической работы по оказанию комплекса персонифицированных, дифференцированных методических услуг, предоставляемых по запросу субъектов системы образования.

К числу приоритетных направлений деятельности методического кабинета в современных условиях следует отнести

  • определение творческого потенциала педагогов, отслеживание их профессиональных затруднений и обеспечение условий для дифференцированного повышения профессионального мастерства;
  • методическое обеспечение обновления содержания образования, освоение эффективных управленческих подходов;
  • обеспечение условий для творческой самореализации педагогов и повышения качества образовательного процесса;
  • обогащение и развитие информационно-методической среды для формирования профессиональной компетентности педагога на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий: образовательные порталы, сайты, дистанционное обучение, виртуальные методические сообщества;
  • обеспечение непрерывности педагогического образования на основе диагностики;
  • расширение и углубление международного сотрудничества в сфере педагогического образования, осуществление обмена опытом работы в сфере непрерывного педагогического образования.

Содержание деятельности методического кабинета осуществляется по двум векторам: методическому и исследовательскому на основе имеющегося банка инновационных ресурсов и практико-значимых продуктов. Это складывается из методических услуг, оказываемых субъектам системы образования на областном уровне:

  • Информационно-методических, целью которых является содействие созданию и укреплению единого информационного пространства системы образования области для эффективного и оперативного ознакомления с научно-педагогической информацией. Особую вспомогательную роль нам оказывают возможности нашего сайта, а именно: ди-станционный университет, вебинары, инструктивно-методические совещания.
  • Предметно-методических, позволяющих в разнообразных формах организовать подготовку педагога к внедрению обновленного содержания образования. В сотрудничестве с системой повышения квалификации осуществляется целенаправленная курсовая подготовка учителей. При этом по запросам педагогов нами разрабатываются методические материалы по обновленному содержанию образования, в том числе по критериальному оцениванию. Качеству данной услуги способствует и открытость наших пилотных школ, НИШ, где учителя оказывают консультативную, практическую помощь.
  • Научно-методических, направленных на поддержку экспериментальных и пилотных площадок, педагогов-исследователей для реализации областной политики на основе совместной научно-поисковой и внедренческой деятельности: научно-методическое сопровождение, консалтинг, обучающие семинары, методические десанты и т. п. Обеспечить качество содержания научно-методической работы помогают целенаправленные формы методической работы: временные проектные группы, консалтинговые консультации, авторские школы, Школа кадрового резерва, Школа молодого специалиста, Школа развития инновационно-творческого методиста (РИТМ).
  • Консалтинговых, целью которых является создание условий для обеспечения адресной поддержки педагогических кадров по индивидуальным маршрутам. В этом направлении успешно «прописался» в нашей работе педагогический клуб «Улагат». По итогам годовой деятельности клуб, который объединяет в себе два сервиса: консалтинговый и диссеминативный – показал эффективность своей работы. Значимое внимание нами уделяется работе с педагогами, подлежащими аттестации, особенно с резервом на первую и высшую категории, что обязательно учитывается при планировании. Существует группа педагогов, с которыми методический кабинет работает по индивидуальному маршруту профессионального развития.
  • Диссеминативных, способствующих трансляции и доведению инновационного опыта до целевой аудитории. Идеи опыта педагогов, который вошел в областной банк передового педагогического опыта, транслируются не только через сайт, но и через очные формы работы: коучинги, педагогические мастерские, методические десанты и др. Большую роль в этом процессе играет областной совет по экспертизе педагогических инициатив.
  • Экспертно-аналитических, которые обеспечивают осуществление постоянного педагогического мониторинга, проведение экспертных, диагностических процедур. Результаты экспертно-аналитической деятельности представляются как на научно-методическом совете, так и на коллегии управления образования. Одной из форм данной методической услуги являются конкурсы профессионального мастерства. Через призму лидерства мы смотрим на наших методистов. Эффективным диагностическим механизмом стал конкурс «Эффективный лидер методической службы».

Целенаправленность в работе всегда достигается благодаря планированию деятельности на диагностической основе и, соответственно, планомерно осуществляемой диагностике посредством сбора информации, соотнесения, соизмерения, сопоставления полученных данных, составления на их основе выводов и прогнозов. Результаты диагностики представляются на различных уровнях, что позволяет упорядочить систему управления методической работой, включить в этот процесс управленцев всех уровней. К примеру, на научно-методическом совете рассматривался вопрос «Управление кадровыми ресурсами: предупреждение профессионального выгорания педагогов». На совещании при руководителе управления образования анализировались «Проблемы в работе отделов образования районов/городов по обеспечению педагогических кадров курсовой подготовкой», на коллегии управления образования – «Состояние преподавания предметов естественнонаучного направления». Такой подход к анализу проблемы дает возможность глубже исследовать вопрос: от подготовки кадров – к результату работы.

Система работы методического кабинета, безусловно, включает перечень документов, которые оформляются методическими работниками.

Работаем со следующей номенклатурой:

  • приказы, письма Министерства образования и науки РК;
  • методические инструкции, рекомендации, нормативно-организационная документация по методическим кабинетам;
  • план, анализ работы методического кабинета;
  • научно-методический совет;
  • положения, программы, рекомендации/резолюции мероприятий методического кабинета;
  • документы: приказы, аналитические материалы, информации – по инновационно-экспериментальной деятельности;
  • документы: приказы, аналитические материалы, информации – по обновлению содержания образования;
  • документы: приказы, аналитические материалы, банк данных – по курсовой подготовке;
  • документы: приказы, аналитические материалы, информации – по пилотным организациям образования;
  • документы: приказы, аналитические материалы, банк данных – по работе с молодыми учителями;
  • документы: приказы, аналитические материалы, банк данных – по работе с резервом руководящих кадров;
  • документы: приказы, аналитические материалы, банк данных – по малокомплектным школам;
  • банк данных по обобщению педагогического опыта;
  • сотрудничество, социальное партнерство.

Таким образом, методический кабинет мы рассматриваем как

  • центр управления инновационно-экспериментальной деятельностью, работой по повышению профессиональной компетентности педагогов;
  • информационный центр по вопросам современных подходов в образовании, инструктивно-методического, социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
  • аналитический и координационный центры.
№7, 2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Организация научно-исследовательской деятельности в МКШ

В нашем районе организация образовательного процесса в малокомплектных школах (далее – МКШ) проводится на основе типовых учебных планов и программ, определенных стандартами государственного всеобщего обязательного образования.

В настоящее время большую часть школ нашего района составляют МКШ.

В этом учебном году в районе функционировало 39 школ, 27 из них – МКШ, что составляет 69,2 %. Из них начальных школ – 8, основных – 8, средних – 11.

Основное внимание в МКШ уделяется организационным работам. Один из видов поддержки проявления активности в учебно-воспитательном процессе учеников школ – привлечение учеников к научно-исследовательским работам.

В заинтересованности учеников научно-исследовательскими работами значительную роль играют и его личные качества.

Организация научно-исследовательских работ – один из видов проведения работы с одаренными детьми. Природа одаренности безгранична, на нее влияют различные факторы. Однако среди различных путей развития одаренности и творчества самостоятельный исследовательский опыт ребенка является гораздо более эффективным. В связи с этим важно присутствие у ребенка таких свойств как увлеченность, желание, тяга к познанию, старательность в наблюдении, готовность к проведению опыта, стремление собирать новые сведения об обществе. Питер Клайн считал, что дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала, поэтому способность к исследовательской работе, соискательство – это явление, свойственное природе ребенка.

Исследование – основа обучения одаренных детей. Без этого невозможно раскрыть и развить способности ребенка. Формирование способности соискательства одаренного ученика осуществляется через различные формы и способы обучения. Основная цель научно-исследовательских работ учеников – развитие познавательных действий, использование теоретических знаний в раскрытии различных практических способностей. А назначение – развитие интереса учеников к знанию, науке, повышение общего качества знания школы через повышение его знания.

Для привлечения ученика к участию в научно-исследовательской работе необходимо его заинтересовать, сформировать потребность исследования. Ученик должен стремиться получать информацию, уметь распространять ее.

Ученики, познавая окружающую среду, с помощью самостоятельных исследовательских действий сами осваивают новые знания в еще неготовом, сыром виде. Осознавая, что он является членом общества, ученик должен самостоятельно принимать решения, получать информацию, уметь предоставлять ее другим, уметь работать с литературой, делать доклады, участвовать в анализе, учиться слушать других. Самое значимое в проведении исследования – умение видеть проблему. Выход из выявленных проблем требует от ученика всестороннего соискательства, направленного на исследование.

Научно-исследовательская деятельность в МКШ. Если в образовании главное внимание уделяется повышению способности познаваемости ученика, то научно-исследовательская деятельность – это основная работа объединения каждого предмета:

  • посещение научных учреждений, предприятий, вузов, культурных мест;
  • встреча со специалистами данного направления;
  • посещение выставок, связанных с научными проблемами;
  • встреча с руководителями, организующими исследовательскую работу с учениками школ.

Требуя от учителя заниматься научно-исследовательской работой, необходимо обратить внимание на масштабность, актуальность и ожидаемый результат выбранной им темы. После этого на совместных заседаниях должны обсуждаться трудности и стадия исполнения.

При работе учителя с учениками необходимо обратиться за помощью к окружающим коллегам. Это дает возможность полностью раскрыть тему и развить работу, учитывая мнения других. С готовой работой сначала знакомятся учащиеся класса, затем они выносятся на внутришкольные конкурсы и конференции. Некоторые учителя ежегодно меняют темы, до конца не завершая выбранную тему, оставляя ее нераскрытой, а в новом учебном году приступают к работе с другим учеником. Это бывает из-за поверхностного отношения учителя к научно-исследовательской работе либо неполного понимания. Поэтому руководители объединений в школах должны нести ответственность за правильное проведение исследовательской работы.

Основные стадии исследовательских работ:

  • актуальность проблемы (определение будущих исследований, нахождение проблем);
  • определение отрасли исследования (обозначение основных вопросов);
  • выбор темы исследования (обозначение рамки исследования);
  • определение способов принятия решения, систематизация (выбор способов исследования);
  • определение системности проведения исследования;
  • собирание информации, упорядочение (учет приобретенных знаний);
  • обобщение полученных материалов, анализ (подытоживание материалов с использованием известных способов и методов);
  • подготовка к отчету (дача определений основных понятий, подготовка уведомления по результатам исследования);
  • доклад (результаты исследования перед сверстниками, ответы на вопросы).

В МКШ есть свои трудности и эффективные моменты организации научно-исследовательской работы.

Эффективные моменты

  • Развивается заинтересованность учеников к определенной научной отрасли.
  • В результате совместной работы между учеником и учителем формируются отношения партнерства.
  • В свободное время ученик занимается полезным делом.
  • Расширяется кругозор сельского ребенка, повышается познаваемость.

Трудности занятия научно-исследовательскими работами в МКШ

  • В связи с несоответствием материальной базы установленным требованиям возникают трудности в выполнении проектов, требующих различные виды экспериментов. (В некоторых МКШ района при преодолении трудностей, возникающих при проведении экспериментов по научно-исследовательским проектам по биологии и физике, используются эксперименты виртуальной лаборатории.)
  • Научная литература и ресурсы в библиотеках школ не пользуются спросом.

Несмотря на определенные трудности ученики МКШ успешно защищают свои работы на ежегодных традиционных районных конкурсах научных проектов. При отборе участников на районном этапе в школах проводится конкурс научных проектов под названием «Путь к науке». Подобные внутришкольные конкурсы способствуют стремлению к участию в научно-исследовательских работах, повышают активность учеников и интерес к учебному процессу.

№7, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Мастер-класс «Режиссура методического мероприятия: от идеи до результата»

Цели: формирование компетентности участников мастер-класса в вопросах создания продуктивного методического мероприятия на основе режиссуры в современных условиях обновления образования.

Задачи мероприятия:

  • познакомить участников с содержанием и структурными компонентами педагогической режиссуры;
  • повысить мотивацию участников к современным формам методической работы;
  • формировать навыки позитивного сотрудничества.

Предварительная подготовка: презентация с современными интерактивными формами (калейдоскоп методических мероприятий), самолетики разных цветов: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые (с пожеланиями), тексты с лакунами, иллюстрации: «чемоданы», монитор, мышка, системный блок, клавиатура; цветные стикеры, бланки органайзеров, магниты, проектор, ноутбук.

Ход мастер-класса

Модератор. Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к педагогу, начиная с начальной ступени – дошкольного уровня образования.

Это требует непрерывного повышения уровня квалификации и профессионального мастерства. Лозунг «Образование на всю жизнь» сегодня меняется на «Образование в течение всей жизни». Чтобы педагоги смогли успешно справиться с профессиональными задачами, а дошкольная организация из режима функционирования перешла в режим развития, в организации образования выстраивается своя система методического сопровождения, в которой каждый педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

Любое мероприятие в системе методической работы можно рассматривать как живой организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Как суметь отыскать свою формулу успешного мероприятия? Да и вообще, есть ли она, эта «формула успешного мероприятия», и от каких факторов зависит эффективность реализации ее на практике? Как лучше представить наработанный теоретический, практический материал в течение небольшого временного отрезка?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим тему «Режиссура методического мероприятия: от идеи до результата».

Нам предстоит отправиться в путешествие на борту современного лайнера авиакомпании. Я предлагаю вам большую скорость обучения, комфортабельность и абсолютную безопасность нашего образовательного пространства.

Чтобы наше путешествие была не только полезным, но и психологически комфортным для всех, предлагаю провести предварительную подготовку. Возьмите, пожалуйста, самолетик, который вам предложат наши стюардессы, прочитайте пожелание, получите положительный заряд (стюардессы предлагают самолетики с конфетами «Взлетная» и пожеланиями).

А теперь тех, кому достались синие, красные и зеленый самолеты, я приглашаю присесть к столу такого же цвета. Вы будете участниками фокус-групп (таким образом, формируются 3 группы по 5 человек по цвету самолетиков).

А остальным предлагаю бланки органайзера, которые вы будете заполнять по ходу мастер-класса (приложение 1).

Метод «Наклейки»

Уважаемые пассажиры! Мы вышли к сектору «Багажный отсек».

Каждый из нас был в роли пассажира. Мы все с вами когда-то отправлялись либо в путешествие, либо в командировку, либо к своим родственникам. Если вы на протяжении нескольких лет пользовались одним и тем же чемоданом, то на нем сохранялись этикетки тех мест, где вы побывали. Давайте и мы оформим наши чемоданы разноцветными этикетками.

Возьмите, пожалуйста, каждый оранжевый листочек, напишите на нем ваши опасения, и разместите его на чемодане вашей группы.

А на этикетках голубого цвета – цвета надежды – напишите, что вы ожидаете от сегодняшнего образовательного мероприятия и так же разместите на чемодане.

И ожиданий, и опасений может быть и по два, и по три.

Чемоданы разместите в багажном отсеке (участники фокус-групп выполняют задание).

Метод «Декларация»

Итак, уважаемые пассажиры, мы находимся в отсеке «Визовая служба», где нам будет необходимо заполнить декларацию. И в декларации я предлагаю рассмотреть такой термин как педагогическая режиссура, поскольку тема мастер-класса – «Режиссура мероприятия». В чем она заключается, мы постараемся рассмотреть (участникам предлагается заполнить текст с лакунами (пропусками)) (приложение 2).

Модератор. Предлагаю ответить на вопросы: «Какое мероприятие вызывает интерес и является продуктивным с позиции методиста и педагога?»

Модератор. Наше путешествие продолжается, и сейчас хочу вам предложить обзорную экскурсию по теме мастер-класса (теория).

1. Театр начинается с вешалки, а мероприятие с идеи… Или как найти идею…

Ключевые понятия: идея, мозговой штурм, готовые модели, бизнес-продукты.

Методическая служба использует широкий арсенал самых разнообразных форм и методов работы с кадрами (постоянно действующие семинары, практикумы, смотры-конкурсы, фестивали, аукционы, квесты и др.), осуществляя при этом поиск инновационных, интерактивных, рациональных форм, методов, подходов. Любое мероприятие начинается с идеи. Для поиска и генерирования новых идей широко и успешно можно использовать сессии мозгового штурма или «мозговой атаки». Этот метод предусматривает нахождение наиболее плодотворных идей путем творческого сотрудничества группы специалистов, которая, являясь как бы единым мозгом, пытается «штурмом» решить проблему, связанную с созданием оптимального варианта нового методического продукта. В процессе этого «штурма» члены группы развивают свои собственные идеи и идеи своих коллег, используют одни идеи для развития других, комбинируют их в различных сочетаниях. Черпать идеи можно из любого информационного источника (СМИ, сайты, например: методическая литература, журналы и др.).

Оригинальными идеями являются успешные проекты (бизнес-продукты) и готовые модели в других сферах деятельности: экономике, бизнесе, телевидении и т. д. Именно в деятельности методической службы появились мероприятия – аналоги телевизионных передач «Поле чудес», «КВН», «Брейн-ринг». Включаются современные формы: тимбилдинг, форсайт-сессия, коучинг, фандрайзинг и др.

2. От креативной идеи к цели и продуктивной форме…

Ключевые понятия: форма, целеполагание, конкретность, реальность, достижимость.

Добиться результата в каком-либо деле можно, если, по крайней мере, знаешь, чего именно хочешь добиться, этап целеполагания – один из важнейших этапов подготовки мероприятия. Цели должны соответствовать таким важным критериям как конкретность, реальность, достижимость. Всем участникам деятельности необходимо понимать, для чего, ради чего, зачем, почему они что-то делают все вместе и каждый по отдельности. Недаром говорят, что «выявить и понять задачу – значит наполовину ее решить».

Существуют два методических подхода к конструированию, разработке форм. Первый из них состоит в том, что конструирование идет «от формы»: выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Второй, наоборот, предполагает конструирование «от содержания»: за основу берется основная содержательная идея и облачается в некую соответствующую ей форму.

3. Кто такой Чебурашка, или Нейминг в деятельности методической службы…

Ключевые понятия: нейминг, оригинальность, уникальность.

«Он был когда-то странной игрушкой безымянной...» А теперь Чебурашку знает весь мир! А всё почему? Отличный креативный нейминг! (Нейминг – процесс разработки названия). Название играет важную роль для мероприятия, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Важно, чтобы педагоги, которые прочли название, захотели узнать, что за этим названием скрывается, и принять участие.

Как придумать название так, чтобы оно было уникальным, ярким, легким в запоминании и произношении и чтобы соответствовало цели и задачам мероприятия? Процесс придумывания трудоемкий, но существуют многочисленные методики нейминга. Что советуют специалисты?

Существуют определенные критерии разработки названия:

  • образность. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, у нас в городе на протяжении нескольких лет существует фестиваль «Летят журавли», проект, на котором решаются задачи воспитательного и образовательного характера.
  • символичность. Здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что

искра – символизирует душу;

лабиринт – таинственность, загадочность;

луч – творческую энергию;

журавль – долголетие, мудрость, честь;

дельфин – спасение, скорость, мощь моря;

гора – духовную высоту, подъем, устремленность;

мост – объединение;

рассвет – надежду и молодость;

свеча – одинокую человеческую душу;

лира – поэтическое вдохновение.

  • игра слов. Поиграть словами, например, заменить приевшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гончарных изделий, то не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга».

Примеры названий:

  • «Формула здоровья»
  • «ПРО жизнь (Правила Расстановки Ориентиров на жизненном пути)»
  • «Семейный ЧИТАЙмер»
  • «Адрес детства – лето»
  • «Дети и телевизор, или ТЕЛЕвизация против цивилизации»
  • «Айсберг внутрисемейного общения»
  • «Арифметика добра»
  • «Палитра образов и красок»
  • «Первоклассная жизнь»

4. Концепция

Ключевые понятия: ядро, факты, иллюстрации.

«Великий и ужасный»... Приказать всем ходить в зеленых очках, а самому появляться перед подданными в самых неожиданных образах! Эту концепцию придумал бывший актеришка Джеймс Гудвин и легко стал правителем Изумрудного города, великим и ужасным.

Концепцию надо продумывать до мелочей. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Концепция может выражаться в составлении пригласительного билета, памятной записки, объявления на мероприятие.

Пример памятной записки для педагогов

Уважаемая _________________________________________!

Приглашаем Вас «__» _____________, в 13:00 часов, в методический кабинет на педагогический совет по теме «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления».

Наша цель – найти способы оздоровления детей, сократить заболеваемость.

Педагогический совет будет проводиться как мозговой штурм, поэтому Вам следует запомнить и придерживаться следующих правил:

• Критика исключается.

• Чем смелее и необычнее идея, тем лучше.

• Чем больше идей, тем лучше.

• Вы можете использовать идеи товарищей по группе как трамплин для собственного замысла.

Пропуском на педагогический совет будет «Билет с идеей». Подумайте о проблеме: «Почему наши дети болеют?» и запишите ответ на карточке. Это ваш пропускной билет на мероприятие.

Билеты будут собраны на входе, и все идеи будут озвучены в самом начале педагогического совета.

5. Сценарий.

Ключевые понятия: мотивация, ожидания/опасения, погружение, рефлексия.

У Наф-Нафа был самый лучший дом, что в итоге и привело к успеху, а всё потому, что у него изначально был отличный сценарий. Если условно разделить методическое мероприятие на части, то можно выделить четыре: мотивация, ожидание, погружение в тему (презентация) и рефлексия. (Материал был опубликован в журнале «Методист организации образования» № 12-2017 г. «Интерактивные формы и методы развития методической службы»).

Модератор. Итоги мастер-класса мы подведем, используя разные методы рефлексии. (участникам фокус-групп предлагается провести рефлексию: группа № 1 – «Ваш новый компьютер; группа № 2 – «Цепочка»; группа № 3 – «Три слова»).

Рефлексия «Ваш новый компьютер»

Участникам предлагается выразить свое отношение к мастер-классу.
На мониторе разместить стикеры «Что нового увидели?» (клавиатура), «Самая интересная идея» (процессор), «Что можно применять?» (мышка «Эмоции»).



 

Рефлексия «Цепочка»

Участникам предлагается ответить на вопросы:

– Назовите самое ценное в нашей совместной работе сегодня.

– Чем стоит воспользоваться в будущем?

– Мои ощущения от совместной деятельности?

– Что запомнилось и почему?

– Ваши впечатления.

Участники игры отвечают на вопросы и замыкают полоски бумаги в виде звеньев единой цепи.

Наш опыт совместной деятельности, мыслей – самое ценное и бесконечное в профессии.

Рефлексия «Три слова»

Я прошу выразить свое отношение к мастер-классу тремя словами: по три глагола, существительных, прилагательных, наречия.

В завершении мастер-класса я предлагаю вам посмотреть ролик «Методический калейдоскоп: от сентября до мая». В переносном смысле калейдоскоп – это быстрая смена явлений, лиц, событий. Вот и мероприятия, формы их проведения, события в нашем детском саду меняются так же быстро, как и узоры в калейдоскопе.

(Ролик или презентация с демонстрацией самых эффективных и продуктивных методических мероприятий в детском саду: методический театр, квест «Формула здоровья», лаборатория «Харизма лидера или путь к успеху» и т. д.)

Калейдоскоп – источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.

Модератор. Наше путешествие приближается к завершению…

А из отпуска мы всегда привозим хорошее настроение, положительные эмоции и сувениры на память. Сейчас наши стюардессы подарят вам магниты в память о сегодняшнем мероприятии.

Приложение 1

Метод «Органайзер»

План внедрения результатов

Проблема/тема 
Что понравилось? 
Что применю в практике? 
Что для этого надо? 
Результаты 

Приложение 2

Текст с лакунами

Педагогическая режиссура – наука и ________________ создания гармонически целостного, ________________, обладающего научно-художественным единством ________________процесса.

Педагогическая режиссура – своеобразный __________________ конструктор. Педагогическая режиссура не дает единственно верный рецепт на все случаи __________________жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет __________________ педагогические __________________ в соответствии с ситуацией «здесь и __________________», пробовать, искать. Это профессиональный __________________ на особенности составляющих педагогический __________________ компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного __________________. Недостаточно использовать на __________________ наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую __________________», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления __________________ и соблюсти знаменитое правило: «Минимум __________________ – максимум __________________».