ещё
свернуть
Все статьи номера
№7, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Мастер-класс «Режиссура методического мероприятия: от идеи до результата»

Цели: формирование компетентности участников мастер-класса в вопросах создания продуктивного методического мероприятия на основе режиссуры в современных условиях обновления образования.

Задачи мероприятия:

  • познакомить участников с содержанием и структурными компонентами педагогической режиссуры;
  • повысить мотивацию участников к современным формам методической работы;
  • формировать навыки позитивного сотрудничества.

Предварительная подготовка: презентация с современными интерактивными формами (калейдоскоп методических мероприятий), самолетики разных цветов: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые (с пожеланиями), тексты с лакунами, иллюстрации: «чемоданы», монитор, мышка, системный блок, клавиатура; цветные стикеры, бланки органайзеров, магниты, проектор, ноутбук.

Ход мастер-класса

Модератор. Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к педагогу, начиная с начальной ступени – дошкольного уровня образования.

Это требует непрерывного повышения уровня квалификации и профессионального мастерства. Лозунг «Образование на всю жизнь» сегодня меняется на «Образование в течение всей жизни». Чтобы педагоги смогли успешно справиться с профессиональными задачами, а дошкольная организация из режима функционирования перешла в режим развития, в организации образования выстраивается своя система методического сопровождения, в которой каждый педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

Любое мероприятие в системе методической работы можно рассматривать как живой организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Как суметь отыскать свою формулу успешного мероприятия? Да и вообще, есть ли она, эта «формула успешного мероприятия», и от каких факторов зависит эффективность реализации ее на практике? Как лучше представить наработанный теоретический, практический материал в течение небольшого временного отрезка?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим тему «Режиссура методического мероприятия: от идеи до результата».

Нам предстоит отправиться в путешествие на борту современного лайнера авиакомпании. Я предлагаю вам большую скорость обучения, комфортабельность и абсолютную безопасность нашего образовательного пространства.

Чтобы наше путешествие была не только полезным, но и психологически комфортным для всех, предлагаю провести предварительную подготовку. Возьмите, пожалуйста, самолетик, который вам предложат наши стюардессы, прочитайте пожелание, получите положительный заряд (стюардессы предлагают самолетики с конфетами «Взлетная» и пожеланиями).

А теперь тех, кому достались синие, красные и зеленый самолеты, я приглашаю присесть к столу такого же цвета. Вы будете участниками фокус-групп (таким образом, формируются 3 группы по 5 человек по цвету самолетиков).

А остальным предлагаю бланки органайзера, которые вы будете заполнять по ходу мастер-класса (приложение 1).

Метод «Наклейки»

Уважаемые пассажиры! Мы вышли к сектору «Багажный отсек».

Каждый из нас был в роли пассажира. Мы все с вами когда-то отправлялись либо в путешествие, либо в командировку, либо к своим родственникам. Если вы на протяжении нескольких лет пользовались одним и тем же чемоданом, то на нем сохранялись этикетки тех мест, где вы побывали. Давайте и мы оформим наши чемоданы разноцветными этикетками.

Возьмите, пожалуйста, каждый оранжевый листочек, напишите на нем ваши опасения, и разместите его на чемодане вашей группы.

А на этикетках голубого цвета – цвета надежды – напишите, что вы ожидаете от сегодняшнего образовательного мероприятия и так же разместите на чемодане.

И ожиданий, и опасений может быть и по два, и по три.

Чемоданы разместите в багажном отсеке (участники фокус-групп выполняют задание).

Метод «Декларация»

Итак, уважаемые пассажиры, мы находимся в отсеке «Визовая служба», где нам будет необходимо заполнить декларацию. И в декларации я предлагаю рассмотреть такой термин как педагогическая режиссура, поскольку тема мастер-класса – «Режиссура мероприятия». В чем она заключается, мы постараемся рассмотреть (участникам предлагается заполнить текст с лакунами (пропусками)) (приложение 2).

Модератор. Предлагаю ответить на вопросы: «Какое мероприятие вызывает интерес и является продуктивным с позиции методиста и педагога?»

Модератор. Наше путешествие продолжается, и сейчас хочу вам предложить обзорную экскурсию по теме мастер-класса (теория).

1. Театр начинается с вешалки, а мероприятие с идеи… Или как найти идею…

Ключевые понятия: идея, мозговой штурм, готовые модели, бизнес-продукты.

Методическая служба использует широкий арсенал самых разнообразных форм и методов работы с кадрами (постоянно действующие семинары, практикумы, смотры-конкурсы, фестивали, аукционы, квесты и др.), осуществляя при этом поиск инновационных, интерактивных, рациональных форм, методов, подходов. Любое мероприятие начинается с идеи. Для поиска и генерирования новых идей широко и успешно можно использовать сессии мозгового штурма или «мозговой атаки». Этот метод предусматривает нахождение наиболее плодотворных идей путем творческого сотрудничества группы специалистов, которая, являясь как бы единым мозгом, пытается «штурмом» решить проблему, связанную с созданием оптимального варианта нового методического продукта. В процессе этого «штурма» члены группы развивают свои собственные идеи и идеи своих коллег, используют одни идеи для развития других, комбинируют их в различных сочетаниях. Черпать идеи можно из любого информационного источника (СМИ, сайты, например: методическая литература, журналы и др.).

Оригинальными идеями являются успешные проекты (бизнес-продукты) и готовые модели в других сферах деятельности: экономике, бизнесе, телевидении и т. д. Именно в деятельности методической службы появились мероприятия – аналоги телевизионных передач «Поле чудес», «КВН», «Брейн-ринг». Включаются современные формы: тимбилдинг, форсайт-сессия, коучинг, фандрайзинг и др.

2. От креативной идеи к цели и продуктивной форме…

Ключевые понятия: форма, целеполагание, конкретность, реальность, достижимость.

Добиться результата в каком-либо деле можно, если, по крайней мере, знаешь, чего именно хочешь добиться, этап целеполагания – один из важнейших этапов подготовки мероприятия. Цели должны соответствовать таким важным критериям как конкретность, реальность, достижимость. Всем участникам деятельности необходимо понимать, для чего, ради чего, зачем, почему они что-то делают все вместе и каждый по отдельности. Недаром говорят, что «выявить и понять задачу – значит наполовину ее решить».

Существуют два методических подхода к конструированию, разработке форм. Первый из них состоит в том, что конструирование идет «от формы»: выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Второй, наоборот, предполагает конструирование «от содержания»: за основу берется основная содержательная идея и облачается в некую соответствующую ей форму.

3. Кто такой Чебурашка, или Нейминг в деятельности методической службы…

Ключевые понятия: нейминг, оригинальность, уникальность.

«Он был когда-то странной игрушкой безымянной...» А теперь Чебурашку знает весь мир! А всё почему? Отличный креативный нейминг! (Нейминг – процесс разработки названия). Название играет важную роль для мероприятия, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Важно, чтобы педагоги, которые прочли название, захотели узнать, что за этим названием скрывается, и принять участие.

Как придумать название так, чтобы оно было уникальным, ярким, легким в запоминании и произношении и чтобы соответствовало цели и задачам мероприятия? Процесс придумывания трудоемкий, но существуют многочисленные методики нейминга. Что советуют специалисты?

Существуют определенные критерии разработки названия:

  • образность. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, у нас в городе на протяжении нескольких лет существует фестиваль «Летят журавли», проект, на котором решаются задачи воспитательного и образовательного характера.
  • символичность. Здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что

искра – символизирует душу;

лабиринт – таинственность, загадочность;

луч – творческую энергию;

журавль – долголетие, мудрость, честь;

дельфин – спасение, скорость, мощь моря;

гора – духовную высоту, подъем, устремленность;

мост – объединение;

рассвет – надежду и молодость;

свеча – одинокую человеческую душу;

лира – поэтическое вдохновение.

  • игра слов. Поиграть словами, например, заменить приевшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гончарных изделий, то не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга».

Примеры названий:

  • «Формула здоровья»
  • «ПРО жизнь (Правила Расстановки Ориентиров на жизненном пути)»
  • «Семейный ЧИТАЙмер»
  • «Адрес детства – лето»
  • «Дети и телевизор, или ТЕЛЕвизация против цивилизации»
  • «Айсберг внутрисемейного общения»
  • «Арифметика добра»
  • «Палитра образов и красок»
  • «Первоклассная жизнь»

4. Концепция

Ключевые понятия: ядро, факты, иллюстрации.

«Великий и ужасный»... Приказать всем ходить в зеленых очках, а самому появляться перед подданными в самых неожиданных образах! Эту концепцию придумал бывший актеришка Джеймс Гудвин и легко стал правителем Изумрудного города, великим и ужасным.

Концепцию надо продумывать до мелочей. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Концепция может выражаться в составлении пригласительного билета, памятной записки, объявления на мероприятие.

Пример памятной записки для педагогов

Уважаемая _________________________________________!

Приглашаем Вас «__» _____________, в 13:00 часов, в методический кабинет на педагогический совет по теме «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления».

Наша цель – найти способы оздоровления детей, сократить заболеваемость.

Педагогический совет будет проводиться как мозговой штурм, поэтому Вам следует запомнить и придерживаться следующих правил:

• Критика исключается.

• Чем смелее и необычнее идея, тем лучше.

• Чем больше идей, тем лучше.

• Вы можете использовать идеи товарищей по группе как трамплин для собственного замысла.

Пропуском на педагогический совет будет «Билет с идеей». Подумайте о проблеме: «Почему наши дети болеют?» и запишите ответ на карточке. Это ваш пропускной билет на мероприятие.

Билеты будут собраны на входе, и все идеи будут озвучены в самом начале педагогического совета.

5. Сценарий.

Ключевые понятия: мотивация, ожидания/опасения, погружение, рефлексия.

У Наф-Нафа был самый лучший дом, что в итоге и привело к успеху, а всё потому, что у него изначально был отличный сценарий. Если условно разделить методическое мероприятие на части, то можно выделить четыре: мотивация, ожидание, погружение в тему (презентация) и рефлексия. (Материал был опубликован в журнале «Методист организации образования» № 12-2017 г. «Интерактивные формы и методы развития методической службы»).

Модератор. Итоги мастер-класса мы подведем, используя разные методы рефлексии. (участникам фокус-групп предлагается провести рефлексию: группа № 1 – «Ваш новый компьютер; группа № 2 – «Цепочка»; группа № 3 – «Три слова»).

Рефлексия «Ваш новый компьютер»

Участникам предлагается выразить свое отношение к мастер-классу.
На мониторе разместить стикеры «Что нового увидели?» (клавиатура), «Самая интересная идея» (процессор), «Что можно применять?» (мышка «Эмоции»).



 

Рефлексия «Цепочка»

Участникам предлагается ответить на вопросы:

– Назовите самое ценное в нашей совместной работе сегодня.

– Чем стоит воспользоваться в будущем?

– Мои ощущения от совместной деятельности?

– Что запомнилось и почему?

– Ваши впечатления.

Участники игры отвечают на вопросы и замыкают полоски бумаги в виде звеньев единой цепи.

Наш опыт совместной деятельности, мыслей – самое ценное и бесконечное в профессии.

Рефлексия «Три слова»

Я прошу выразить свое отношение к мастер-классу тремя словами: по три глагола, существительных, прилагательных, наречия.

В завершении мастер-класса я предлагаю вам посмотреть ролик «Методический калейдоскоп: от сентября до мая». В переносном смысле калейдоскоп – это быстрая смена явлений, лиц, событий. Вот и мероприятия, формы их проведения, события в нашем детском саду меняются так же быстро, как и узоры в калейдоскопе.

(Ролик или презентация с демонстрацией самых эффективных и продуктивных методических мероприятий в детском саду: методический театр, квест «Формула здоровья», лаборатория «Харизма лидера или путь к успеху» и т. д.)

Калейдоскоп – источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.

Модератор. Наше путешествие приближается к завершению…

А из отпуска мы всегда привозим хорошее настроение, положительные эмоции и сувениры на память. Сейчас наши стюардессы подарят вам магниты в память о сегодняшнем мероприятии.

Приложение 1

Метод «Органайзер»

План внедрения результатов

Проблема/тема 
Что понравилось? 
Что применю в практике? 
Что для этого надо? 
Результаты 

Приложение 2

Текст с лакунами

Педагогическая режиссура – наука и ________________ создания гармонически целостного, ________________, обладающего научно-художественным единством ________________процесса.

Педагогическая режиссура – своеобразный __________________ конструктор. Педагогическая режиссура не дает единственно верный рецепт на все случаи __________________жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет __________________ педагогические __________________ в соответствии с ситуацией «здесь и __________________», пробовать, искать. Это профессиональный __________________ на особенности составляющих педагогический __________________ компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного __________________. Недостаточно использовать на __________________ наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую __________________», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления __________________ и соблюсти знаменитое правило: «Минимум __________________ – максимум __________________».