Новые правила аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников основывается на Правилах и условиях проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (приложение к приказу министра образования и науки РК от 12.04.2018 г. № 152 (утверждены приказом министра образования и науки РК от 27.01.2016 г. № 83) (далее – Правила).
На основании главы 2, параграфа 2 Правил аттестация педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования и реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы (далее – аттестуемые), подразделяется на очередную или досрочную.
Очередная аттестация педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий осуществляется в два этапа:
- первый этап – национальное квалификационное тестирование;
- второй этап – комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.
Квалификационные требования для очередной аттестации педагогических работников:
- на квалификационную категорию «педагог»:
- лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, без предъявления требований к стажу работы, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания; планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет цифровые образовательные ресурсы;
- на квалификационную категорию «педагог-модератор»:
- лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее двух лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог», кроме того, использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования;
- на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:
- лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 3 лет, соответствующим следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор», кроме того, владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города;
- на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:
- лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 4 лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того, владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы;
- на квалификационную категорию «педагог-мастер»:
- лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 5 лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того, имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.
На основании заявления аттестуемые, соответствующие одному из следующих требований, допускаются на досрочную аттестацию:
- на квалификационную категорию «педагог-модератор»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с отличием;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
- лица, имеющие академическую степень магистра;
- лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
- лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;
- на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад районного/городского уровня;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов Астана, Алматы);
- лица, являющиеся выпускниками программы «Болашақ»;
- лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора;
- лица, владеющие английским языком на уровне не ниже B2 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
- лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
- лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.
- на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровней;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
- лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет;
- на квалификационную категорию «педагог-мастер»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.
Прием заявлений для участия в национальном квалификационном тестировании проводится аттестационной комиссией соответствующего уровня, при соответствии квалификационным требованиям направляет их в организацию, которая проводит национальное квалификационное тестирование.
Сроки приема заявлений – с 10 марта по 2 мая, с 10 августа по 6 сентября календарного года.
Аттестуемые для прохождения национального квалификационного тестирования предоставляют следующие документы:
- заявление для участия в тестировании по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
- две фотографии размером 3x4;
- копию документа, удостоверяющего личность.
После внесения заявления в базу данных аттестуемым выдается пропуск на тестирование.
Национальное квалификационное тестирование состоит из ста тестовых заданий:
«Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий.
Педагоги начального образования сдают тестирование по предметам: казахский или русский язык (по языку обучения), математика.
Общее время национального квалификационного тестирования составляет двести минут, для предметов «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика» – двести тридцать минут.
Национальное квалификационное тестирование проводится в бумажном или электронном формате по решению уполномоченного органа в области образования.
Сроки первого национального квалификационного тестирования – с 26 мая по 5 июня, второе – с 1 по 10 ноября календарного года.
Оценивание ответов тестовых заданий осуществляется организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования, следующим образом:
- для заданий с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных присуждается один балл, в остальных случаях – ноль баллов;
- для заданий с выбором нескольких правильных ответов из предложенных:
- за все правильные ответы получает – два балла;
- за одну допущенную ошибку – один балл;
- за допущенные две и более ошибок – ноль баллов.
Результат тестирования считается положительным при получении набранных баллов по каждому блоку не менее
50 % – «педагог-модератор»;
60 % – «педагог-эксперт»;
70 % – «педагог-исследователь»;
80 % – «педагог-мастер».
Аттестуемые, показавшие отрицательные результаты тестирования, сдают его повторно не более одного раза в год.
Аттестуемые, показавшие положительные результаты тестирования, допускаются ко второму этапу аттестации.
За аттестуемыми, подавшими на досрочную аттестацию, не прошедшими повторно квалификационное тестирование, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до завершения срока ее действия.
За аттестуемыми, подавшими заявление на присвоение квалификационных категорий «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» (на переходный период), не прошедшими повторно национальное квалификационное тестирование, сохраняются имеющиеся квалификационные категории: вторая, первая, высшая – до завершения срока ее действия.
При последующем непрохождении национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории продлевается на один год, при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог» на основании решения аттестационной комиссии соответствующего уровня.
Аттестуемые для установления соответствия заявляемой квалификационной категории в течение 10 рабочих дней в аттестационную комиссию соответствующего уровня представляют портфолио, включающее
- копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на прохождение аттестации;
- копию диплома об образовании или документа о переподготовке (при наличии) с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности;
- копию удостоверения о квалификационной категории (при наличии);
- справку о прохождении национального квалификационного тестирования;
- мониторинг качества знаний обучающихся за аттестационный период, включающий результаты внешней оценки учебных достижений и/или текущей и/или итоговой аттестации;
- копии документов, подтверждающих достижения обучающихся, или копии документов, подтверждающих обобщение опыта (при наличии);
- листы наблюдения уроков/занятий (не менее 3);
- копии документов, подтверждающих достижения аттестуемых (при наличии).
Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых на соответствие заявляемой квалификационной категории проводится экспертным советом ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года, который утверждается приказом руководителя организации образования, городского/районного отделов образования, управления образования, государственного органа создается экспертный совет ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.
В состав экспертного совета входят председатель и члены экспертного совета. Экспертный совет состоит из нечетного количества членов, но не менее 5 человек.
Для рассмотрения и оценивания портфолио на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь» формируется экспертный совет и утверждается приказом руководителя организации образования, органом управления образования соответствующего уровня.
Для рассмотрения и оценивания портфолио на квалификационную категорию «педагог-мастер» формируется экспертный совет на уровне органа управления образования области (городов Астана, Алматы) с включением в состав представителей АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и утверждается приказом руководителя органа управления образования области (городов Астана, Алматы).
Срок действия полномочий экспертного совета составляет один год.
Аттестационная комиссия соответствующего уровня осуществляет сбор и направляет портфолио аттестуемых в экспертный совет соответствующего уровня до 20 июня и 2 декабря текущего года по акту приема-передачи портфолио аттестуемого.
Экспертный совет соответствующего уровня рассматривает и оценивает портфолио аттестуемых в соответствии с критериями оценивания портфолио аттестуемых на присвоение (подтверждение) квалификационной категории.
По каждому аттестуемому экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать) для аттестации.
Экспертный совет направляет листы оценивания портфолио аттестуемых на присвоение (подтверждение) квалификационной категории и заключение экспертного совета по комплексному аналитическому обобщению итогов деятельности аттестуемого на квалификационную категорию в аттестационную комиссию соответствующего уровня в срок до 31 июля и 20 декабря текущего года.
По каждому аттестуемому аттестационная комиссия соответствующего уровня выносит одно из следующих решений:
- соответствует заявляемой квалификационной категории;
- не соответствует заявляемой квалификационной категории.
Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии на присвоение (подтверждение) квалификационной категории и о про-длении срока действия квалификационной категории.
При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» и в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется, при следующем неподтверждении продлевается на один год, при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог» на основании решения аттестационной комиссии соответствующего уровня.
Выдача удостоверений об аттестации аттестуемых на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам осуществляется организациями образования на основании решений аттестационных комиссий и приказов руководителей соответствующих местных исполнительных органов района (города), области не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.
Выдача удостоверений аттестуемым о присвоении (подтверждении) квалификационной категории фиксируется в журнале регистрации и выдачи удостоверений о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по форме согласно приложению 18 к настоящим Правилам.
При переходе на новое место работы в педагогической отрасли в пределах Республики Казахстан за педагогами сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым до пенсии по возрасту остается не более пяти лет, имеющиеся у них квалификационные категории сохраняются до наступления пенсионного возраста согласно заявлению об освобождении от очередной аттестации (произвольная форма).
Аттестуемые пенсионного возраста, продолжающие осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, аттестуются на общих основаниях.
Аттестация педагогов осуществляется в соответствии со специальностью (квалификацией), указанной в дипломе об образовании или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности.
В случае преподавания дисциплин, указанных в дипломе об образовании как одна специальность, аттестация педагогических работников и приравненных к ним лиц, проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.
Квалификационная категория продлевается на основании заявлений педагогических работников и приравненных к ним лиц, но не более чем на 3 года в следующих случаях:
- временная нетрудоспособность педагогического работника согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом министра здравоохранения и социального развития РК от 21.05.2015 г. № 367 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11512);
- нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
- нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами РК;
- возобновление работы в должности, по которой присвоена (подтверждена) квалификационная категория независимо от причин ее прекращения;
- смена места работы в пределах Республики Казахстан;
- осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в РК из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
- перешедших в организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов, институтов повышения квалификации.
На рассмотрение аттестационной комиссии соответствующего уровня для решения вопроса о продлении срока действия квалификационной категории педагогам, указанным в п. 98 настоящих Правил и вышедших на работу, представляются следующие документы:
- заявление о продлении срока действия квалификационной категории (произвольная форма);
- копия документа, удостоверяющего личность;
- копия диплома об образовании или документа о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности при наличии;
- копия документа о повышении квалификации при наличии;
- копия документа, подтверждающего трудовую деятельность работника и приравненных к ним лиц;
- копия удостоверения об аттестации педагогического работника и приравненного к нему лица на присвоение (подтверждение) квалификационной категории (кроме педагогических работников и приравненных к ним лиц, перешедших из организации высшего образования и не имеющих квалификационных категорий);
- документ, подтверждающий обоснованность продления срока действия квалификационной категории.
Заседание аттестационной комиссии проводится в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления.
Решение аттестационной комиссии считается принятым при присутствии на заседании не менее 2/3 ее членов. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии, принявших участие в итоговом заседании. При равенстве количества голосов решающим является голос председателя.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом аттестационной комиссии соответствующего уровня, который подписывается всеми членами. По итогам решения руководителем соответствующего уровня издается приказ с последующей выдачей удостоверения об аттестации аттестуемого на присвоение (подтверждение) квалификационной категории.
По каждому педагогическому работнику и приравненному к нему лицу организации образования аттестационная комиссия соответствующего уровня выносит одно из следующих решений:
- соответствует заявляемой квалификационной категории;
- не соответствует заявляемой квалификационной категории.
Решение о снижении квалификационной категории и оплаты труда оформляется приказом руководителя организации образования на основании решения аттестационной комиссии.
При возникновении спорных вопросов аттестационная комиссия соответствующего уровня принимает решение коллегиально.
