ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Журнал регистрации и выдачи удостоверений о присвоении (подтверждении) квалификационной категории

№8, 2018
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Педагогический час «Воспитание привычки к здоровому образу жизни»

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства и в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна находиться семья и дошкольная организация, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в детском саду необходимы поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:

  • Лечебно-профилактическое.
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
  • Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы.
  • Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания.

Предлагаю определить основные методы работы с детьми по этим направлениям и мероприятия, через которые можно реализовать эту работу.

1. Лечебно-профилактическая работа с детьми
Направление работы. МетодыМероприятия по выполнению
Лечебно-профилактическое направление
Методы: обследование, лечение, профилактика
Фито-, витаминно-, аэрофитотерапия, прием отваров трав в соответствии с комплексным планом оздоровления детей
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Методы: наблюдение, показ, разъяснение, организация и удовлетворение двигательной активности
– Психологически комфортная организация режимных моментов
– Оптимальный двигательный режим
– Правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок
– Доброжелательный стиль общения с детьми
– Применение элементов психогимнастики

Организация режима дня

Все протекающие в организме процессы имеют определенную ритмичность. Именно это и обуславливает необходимость соблюдения режима дня. Основу режима дня составляет регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для обеспечения активного образа жизни. У каждого ребенка есть свой биоритмический портрет. Именно это указывает на активность одних детей и плаксивость, сонливость других. Рассмотрим три основных типа детей с учетом биоритмической активности.

«Жаворонки». У них хорошее настроение, они веселы, бодры, активны. В первую половину дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны.

«Совы». Эти дети с трудом просыпаются, и с трудом встают. Они вялы, малоактивны, с трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены.

«Голуби». У них отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «жаворонков» и «сов». У этих детей наблюдается устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и активны в течение всего дня.

Как организовать рабочую обстановку в течение дня с учетом этих типов детей?

Рекомендации

  • Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности. Смена видов деятельности дает возможность пробудиться одним и выплеснуть свои эмоции другим.
Основные компоненты режима дня (3–6 лет)Длительность выполнения
Сон дневной1,5–2 часа
Время бодрствования5–6 часов
Общее время прогулок4–5 часов
Интервалы между приемами пищи3–4 часа
Ночной сон10–11 часов
  • Выполнение основных режимных моментов в одно и то же время.
  • При организации физкультурных занятий и прогулок необходимо удовлетворять потребность ребенка в движении.
  • При планировании воспитательно-образовательной работы необходимо учитывать сезонные изменения и особенности. Поэтому существует отдельный режим дня для теплого и холодного времен года.

Режим дня для плохой погоды и дни карантина

Основные направления работы

  • Организация прогулки в помещении.
  • Смена помещения.
  • Организация развлекательных программ.
  • Выбор модели общения.
2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы
Направление работы. МетодыМероприятия по выполнению
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы.
Методы: показ, объяснение, игра, рассматривание иллюстраций, чтение книг
– Учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения.
– Использование оздоровительных минуток.
– Использование комплекса закаливающих мероприятий: воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия, хождение босиком, водное закаливание, полоскание рта и горла.
– Пребывание на свежем воздухе.
– Проведение занятий по хореографии.
– Проведение досугов здоровья, физкультурных мероприятий

Виды закаливания детей

  • Закаливающее дыхание укрепляет весь дыхательный тракт. Суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носиком «Поиграем с носиком».
  • Массаж рук – интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам «Поиграем с ручками». Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
  • Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
  • Закаливающий массаж подошв как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп выполняется ежедневно (по 3–10 минут утром и вечером массирование стопы валиком или скалкой).
  • Обширное умывание как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста и проводится после сна. Суть заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе самостоятельно выполняет растирание мокрой «рукавицей».
  • Босоножье – отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Желательно начинать в теплый период года.
ГруппаВиды ходьбы и дозировка
Теплый периодВремяХолодный периодВремя
Младшая группаХодьба и бег по одеялу и полу навеса (веранды)5–30 минутХодьба и бег по ковру в носках5–30 минут
Средняя группаХодьба и бег по теплому песку, траве5–45 минутХодьба и бег по ковру босиком5–30 минут
Старшая группаХодьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту5–60 минутХодьба и бег по ковру, полу в носках и босиком5–30 минут
3. Формирование валеологической культуры ребенка
Направление работы. МетодыМероприятия по выполнению
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания
Методы: научить детей основам умения сберегать и сохранять свое здоровье, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни
– Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения
– Профилактика травматизма
– Обеспечение безопасного пребывания на льду
– Противопожарная безопасность
– Действия при встрече с опасностью: собака, незнакомые взрослые, заблудились
– ПДД
– Безопасность в лесу

В связи с реализацией содержания программы и взаимосвязи образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация» предлагаю тематику бесед по воспитанию здорового образа жизни, которые можно отразить в циклограмме в соответствии со сквозной темой или подтемой. Беседы можно сопровождать заданиями для детей: нарисуй, придумай, расскажи. Использование дидактических игр по теме создает возможность закрепления полученных знаний.

Группа среднего дошкольного возраста
РазделТематика беседОсновные задачи
1Ребенок и другие людиКто нас окружаетУточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними
Как себя вести с незнакомыми людьмиПознакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)
Когда ты дома одинУбедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения
Если тебя обиделиОбъяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких
2Ребенок и природаОпасные растенияПознакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими людьми
Маленький, да удаленькийОбратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы
Собака бывает кусачейУчить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношениях с ними
Рядом водаПриучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)
3Ребенок домаНаши друзья и врагиДать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способность ее осознания для введения запретов на пользование детьми опасными веществами
Другие опасности домаРассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными
Пожар – это страшное бедствиеОбъяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара
Чтобы быть здоровымФормировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности
Если ты заболелОбъяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью
4Эмоциональное благополучие ребенкаРебята, давайте жить дружноУчить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни
Всегда ли добрым быть приятноУточнить знания детей о доброте. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости
Я не трус, но я боюсьОбратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными
И хорошее настроение не покинет больше насДать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его
5Ребенок на улицеВот эта улица, вот этот домДать детям представление об улице. Познакомить их с разными видами домов (жилые дома, организации). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания
Мчатся по улице автомобилиПознакомить детей с разными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека
Помнить обязан любой пешеходПознакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни
Проезжая частьПознакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей
Проходите, путь открытДать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода
Если ты – пассажирРассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасности поведения в автобусе
Где должны играть детиВ доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части
Группа старшего дошкольного возраста
РазделТематика беседОсновные задачи
1Ребенок и другие людиОпасные люди и кто защищает нас от нихДовести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми. Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников полиции
Контакт с незнакомыми людьми и правила поведения с нимиОбратить внимание детей на неприятности, которые встречаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях
Чем опасны малознакомые ребятаОбъяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей
Если тебе угрожает опасностьВырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми на улице, дома
2Ребенок и природаСигналы опасности природыПриучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности
Когда съедобное ядовитоеОбратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи
Контакты с животными могут быть опаснымиРассказать детям, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами
О пользе и вреде водыУглубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде
3Ребенок домаНаши помощники и враги домаОбъяснить детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими
Пожарная безопасностьРасширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы
Экстремальные ситуации в быту. Правила поведенияДовести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях
4Здоровье ребенкаЦенности здорового образа жизниПознакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним
Поговорим о болезниРасширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний
Прислушиваемся к своему организмуУчить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым
5Эмоциональное благополучие ребенкаКонфликты и ссорыПознакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие
Добро и злоУчить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих
Помоги себе самПродемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья
6Ребенок на улицах городаГород и улицыРасширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»
Виды транспорта и спецмашиныДать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом
Перекресток и движениеДать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с регулировщиком и его ролью на улице
Дорожные знакиПродолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т. п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам
Правила поведения в транспортеУчить детей правилам поведения в общественном и личном тран-спорте, способствовать их осознанию

Путь к здоровью ребенка лежит через семью. Ребенок-дошкольник не развивается автономно. По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нельзя говорить и воспитывать одно, а в жизни делать совершенно другое. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Целевая программа педагогического образования и формирования интереса к здоровому образу жизни у родителей является составной частью системы работы дошкольной организации. Поэтому мы планируем проведение семейных гостиных с участием инструкторов по физической культуре, проведение физкультурных праздников, дней здоровья с участием родителей.

№8, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Возможности STEAM-обучения в системе дошкольного образования

Решение глобальных проблем требует многопланового подхода, сочетания творческих и аналитических процессов, а инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Для этого обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. И мы, педагоги, на себе уже испытали, что этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках государственных общеобразовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни.

Только те, кто научится пользоваться полученными навыками, овладеет этими навыками, смогут стать лидерами завтрашнего дня.

Такие знания и навыки дает детям STEAM-направление, которое является в современном мировом образовании одним из основных трендов.

Что такое STEAM? Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics.

На первый взгляд, аббревиатура кажется громоздкой и сложной, но если разобраться, то всё предельно прозрачно: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество – вот те дисциплины, которые сегодня становятся самыми востребованными в современном мире.

Суть этого направления – комплексное обучение вышеназванным дисциплинам. Обучающимся прививают навыки критического мышления, учат решать проблемы, встречающиеся им в реальном мире, с помощью инженерных и дизайнерских методов, закладывая под их образование прочную математическую и научную основу.

В методике STEAM особо приветствуется творческий, нестандартный подход к решению задач. Обязательный компонент STEAM – поиск практического применения полученных знаний в реальной жизни.

По всему миру предметам STEAM-естественнонаучного цикла: технологии, инженерии, художественному развитию личности и математике – уделяют всё больше и больше внимания на этапе дошкольного воспитания и обучения. Это связано с тем, что дошкольное образование – уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит интенсивное развитие ребенка: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация.

В связи с этим в условиях дошкольных организаций необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах: методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов, в том числе LEGO, ТИКО, мягких модулей, а также компьютерное конструирование, рекомендуемое в старшем дошкольном возрасте. Через вариативный компонент типового учебного плана в данную систему должна быть дополнительно включена работа, связанная с художественным трудом детей с применением бумаги, картона, природного и бросового материала.

Привлекательна методика STEAM тем, что она дает ребенку возможность самому совершать открытия. Так называемые STEAM-компетенции (ключевые навыки в рамках указанных выше образовательных областей) развиваются с помощью интересных практических занятий, которые пробуждают детскую любознательность, учат детей мыслить критически, а образовательные области STEAM представляют множество возможностей для исследований и свободного творчества.

Конструирование в Государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО) определено как компонент обязательной части учебной Типовой программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного (прединженерного) мышления.

Реализация ГОСДВО требует от педагогов современной дошкольной организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных. Посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Однако потенциал конструкторско-модельной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в учебной Типовой программе уделяется внимание конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Причиной этого является то, что образовательные конструкторы дорого стоят, и приобрести их в достаточном количестве не всегда представляется возможным.

Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием образовательных конструкторов.

Что такое современные образовательные конструкторы?

Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов, но все ли они могут называться образовательными?

Критерии, которым должен отвечать образовательный конструктор:

во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок; он не должен ограничивать воображение;

во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;

в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования;

в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора (в результате дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта).

С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

ГОСДВО предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от непосредственно образовательной деятельности. Игра по-прежнему остается ведущим видом деятельности. Работа с образовательными конструкторами позволяет ребенку исследовать мир через игру. Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования, наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов LEGO.

Наборы LEGO способствуют развитию инженерного мышления и научно-технического творчества. Во время игры с конструктором стремительными темпами развивается крупная и мелкая моторика рук, дети быстро начинают понимать, как соединять детали, чтобы они крепко держались и постройка не падала. Построение высоких конструкций захватывает детей, они начинают чувствовать себя увереннее во взрослом мире, наполненном крупными для них элементами. Высокая игровая ценность LEGO-конструирования заключается также в огромном многообразии конструкций, которые можно построить из этих кубиков, что позволяет педагогам легко включить работу с конструкторами в перспективный план организованной учебной деятельности, поддержать любую сквозную тему, которую проходят дети на занятиях. Сложность схем, по которым работают дети, можно увеличивать постепенно, что дает возможность педагогу работать с группами разновозрастных детей.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил нам познакомиться с уникальным образовательным конструктором ТИКО.

ТИКО – это конструктор нового поколения для 3D-моделирования. Это развивающий материал, позволяющий разнообразить процесс обучения дошкольников, а также замечательный инструмент в области научно-технического моделирования (конструирования).

Технология 3D-моделирования помогает формированию у детей элементарных представлений из области геометрии, развивает логическое мышление и любознательность, позволяет конструировать самостоятельно и творчески. С одной стороны ребенок увлечен творческой, познавательной игрой, с другой – применение этой технологии способствует всестороннему развитию в соответствии с ГОСДВО.

Занятия по 3D-моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает дисциплинированность и умение работать в коллективе.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста 3D-моделированию играет большую роль при подготовке к обучению в школе.

Это отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные и творческие способности, приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Обучение детей дошкольного возраста простым математическим приемам является непростой задачей, поэтому знакомство малышей с математикой должно происходить в увлекательной атмосфере, способной заинтересовать любого, даже самого неусидчивого ребенка. И как нельзя лучше в этом помогут геймификационные методики по математике, которые позволяют легко, увлекательно, в игровой форме познакомить с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями, понятиями «больше-меньше».

Решая задачи в играх по арифметике, ребенок получает дополнительную мотивацию для нахождения правильного ответа, стремится получить награду, одержав победу в игре, а в игровом процессе отлично запоминается новая информация. Именно такая ненавязчивая, развлекательная форма, а не принудительное обучение, помогает зажечь, а главное – поддержать интерес дошкольника к новому полезному материалу.

Опытно-экспериментальная деятельность воспитанников дошкольных организаций – одна из составляющих STEM-системы. Элементом внедрения STEM-метода можно считать экспериментальные модули, интегрированные в тематику учебной Типовой программы.

Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со стороны педагога, однако дает очень хороший эффект. Новые игры и способы помогают ребенку лучше усвоить важные научные идеи. Например, набор «Юный физик» дает возможность детям познакомиться с основами физики: принципами движения тока, звука, света, а также развить инженерные навыки при постройке моделей. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также всё об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Таким образом, у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту других ребят в группе.

STEAM вдохновляет наших детей, будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров, проводить исследования, как ученые, моделировать, как технологи, конструировать, как инженеры, созидать, как художники, аналитически мыслить, как математики и играть, как дети. Дети обладают естественным стремлением узнавать новое. Они постоянно изучают окружающую их действительность опытным путем находя ответы на свои вопросы. Что произойдет с предметом, если бросить его в воду: утонет ли он или будет плавать? А что случится с машинкой, если запустить ее с горки? Как сделать цепную реакцию? Поиск ответов на эти вопросы системно развивает навыки, лежащие в основе будущих успехов ребенка при изучении математики, технологии, физики, инженерного проектирования и даже изящных искусств.