Журнал регистрации и выдачи удостоверений о присвоении (подтверждении) квалификационной категории


Педагогический час «Воспитание привычки к здоровому образу жизни»
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства и в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна находиться семья и дошкольная организация, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в детском саду необходимы поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое.
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы.
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания.
Предлагаю определить основные методы работы с детьми по этим направлениям и мероприятия, через которые можно реализовать эту работу.
1. Лечебно-профилактическая работа с детьми
Направление работы. Методы | Мероприятия по выполнению |
---|---|
Лечебно-профилактическое направление Методы: обследование, лечение, профилактика | Фито-, витаминно-, аэрофитотерапия, прием отваров трав в соответствии с комплексным планом оздоровления детей |
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка Методы: наблюдение, показ, разъяснение, организация и удовлетворение двигательной активности | – Психологически комфортная организация режимных моментов – Оптимальный двигательный режим – Правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок – Доброжелательный стиль общения с детьми – Применение элементов психогимнастики |
Организация режима дня
Все протекающие в организме процессы имеют определенную ритмичность. Именно это и обуславливает необходимость соблюдения режима дня. Основу режима дня составляет регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для обеспечения активного образа жизни. У каждого ребенка есть свой биоритмический портрет. Именно это указывает на активность одних детей и плаксивость, сонливость других. Рассмотрим три основных типа детей с учетом биоритмической активности.
«Жаворонки». У них хорошее настроение, они веселы, бодры, активны. В первую половину дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны.
«Совы». Эти дети с трудом просыпаются, и с трудом встают. Они вялы, малоактивны, с трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены.
«Голуби». У них отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «жаворонков» и «сов». У этих детей наблюдается устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и активны в течение всего дня.
Как организовать рабочую обстановку в течение дня с учетом этих типов детей?
Рекомендации
- Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности. Смена видов деятельности дает возможность пробудиться одним и выплеснуть свои эмоции другим.
Основные компоненты режима дня (3–6 лет) | Длительность выполнения |
---|---|
Сон дневной | 1,5–2 часа |
Время бодрствования | 5–6 часов |
Общее время прогулок | 4–5 часов |
Интервалы между приемами пищи | 3–4 часа |
Ночной сон | 10–11 часов |
- Выполнение основных режимных моментов в одно и то же время.
- При организации физкультурных занятий и прогулок необходимо удовлетворять потребность ребенка в движении.
- При планировании воспитательно-образовательной работы необходимо учитывать сезонные изменения и особенности. Поэтому существует отдельный режим дня для теплого и холодного времен года.
Режим дня для плохой погоды и дни карантина
Основные направления работы
- Организация прогулки в помещении.
- Смена помещения.
- Организация развлекательных программ.
- Выбор модели общения.
2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы
Направление работы. Методы | Мероприятия по выполнению |
---|---|
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательной работы. Методы: показ, объяснение, игра, рассматривание иллюстраций, чтение книг | – Учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения. – Использование оздоровительных минуток. – Использование комплекса закаливающих мероприятий: воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия, хождение босиком, водное закаливание, полоскание рта и горла. – Пребывание на свежем воздухе. – Проведение занятий по хореографии. – Проведение досугов здоровья, физкультурных мероприятий |
Виды закаливания детей
- Закаливающее дыхание укрепляет весь дыхательный тракт. Суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носиком «Поиграем с носиком».
- Массаж рук – интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам «Поиграем с ручками». Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
- Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
- Закаливающий массаж подошв как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп выполняется ежедневно (по 3–10 минут утром и вечером массирование стопы валиком или скалкой).
- Обширное умывание как вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста и проводится после сна. Суть заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе самостоятельно выполняет растирание мокрой «рукавицей».
- Босоножье – отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | |||
---|---|---|---|---|
Теплый период | Время | Холодный период | Время | |
Младшая группа | Ходьба и бег по одеялу и полу навеса (веранды) | 5–30 минут | Ходьба и бег по ковру в носках | 5–30 минут |
Средняя группа | Ходьба и бег по теплому песку, траве | 5–45 минут | Ходьба и бег по ковру босиком | 5–30 минут |
Старшая группа | Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту | 5–60 минут | Ходьба и бег по ковру, полу в носках и босиком | 5–30 минут |
3. Формирование валеологической культуры ребенка
Направление работы. Методы | Мероприятия по выполнению |
---|---|
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания Методы: научить детей основам умения сберегать и сохранять свое здоровье, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни | – Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения – Профилактика травматизма – Обеспечение безопасного пребывания на льду – Противопожарная безопасность – Действия при встрече с опасностью: собака, незнакомые взрослые, заблудились – ПДД – Безопасность в лесу |
В связи с реализацией содержания программы и взаимосвязи образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация» предлагаю тематику бесед по воспитанию здорового образа жизни, которые можно отразить в циклограмме в соответствии со сквозной темой или подтемой. Беседы можно сопровождать заданиями для детей: нарисуй, придумай, расскажи. Использование дидактических игр по теме создает возможность закрепления полученных знаний.
Группа среднего дошкольного возраста
№ | Раздел | Тематика бесед | Основные задачи |
---|---|---|---|
1 | Ребенок и другие люди | Кто нас окружает | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними |
Как себя вести с незнакомыми людьми | Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») | ||
Когда ты дома один | Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения | ||
Если тебя обидели | Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких | ||
2 | Ребенок и природа | Опасные растения | Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими людьми |
Маленький, да удаленький | Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы | ||
Собака бывает кусачей | Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношениях с ними | ||
Рядом вода | Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) | ||
3 | Ребенок дома | Наши друзья и враги | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способность ее осознания для введения запретов на пользование детьми опасными веществами |
Другие опасности дома | Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными | ||
Пожар – это страшное бедствие | Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара | ||
Чтобы быть здоровым | Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности | ||
Если ты заболел | Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью | ||
4 | Эмоциональное благополучие ребенка | Ребята, давайте жить дружно | Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни |
Всегда ли добрым быть приятно | Уточнить знания детей о доброте. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости | ||
Я не трус, но я боюсь | Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными | ||
И хорошее настроение не покинет больше нас | Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его | ||
5 | Ребенок на улице | Вот эта улица, вот этот дом | Дать детям представление об улице. Познакомить их с разными видами домов (жилые дома, организации). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания |
Мчатся по улице автомобили | Познакомить детей с разными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека | ||
Помнить обязан любой пешеход | Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни | ||
Проезжая часть | Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей | ||
Проходите, путь открыт | Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода | ||
Если ты – пассажир | Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасности поведения в автобусе | ||
Где должны играть дети | В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части |
Группа старшего дошкольного возраста
№ | Раздел | Тематика бесед | Основные задачи |
---|---|---|---|
1 | Ребенок и другие люди | Опасные люди и кто защищает нас от них | Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми. Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников полиции |
Контакт с незнакомыми людьми и правила поведения с ними | Обратить внимание детей на неприятности, которые встречаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях | ||
Чем опасны малознакомые ребята | Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей | ||
Если тебе угрожает опасность | Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми на улице, дома | ||
2 | Ребенок и природа | Сигналы опасности природы | Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности |
Когда съедобное ядовитое | Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи | ||
Контакты с животными могут быть опасными | Рассказать детям, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами | ||
О пользе и вреде воды | Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде | ||
3 | Ребенок дома | Наши помощники и враги дома | Объяснить детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими |
Пожарная безопасность | Расширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы | ||
Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения | Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях | ||
4 | Здоровье ребенка | Ценности здорового образа жизни | Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним |
Поговорим о болезни | Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний | ||
Прислушиваемся к своему организму | Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым | ||
5 | Эмоциональное благополучие ребенка | Конфликты и ссоры | Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие |
Добро и зло | Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих | ||
Помоги себе сам | Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья | ||
6 | Ребенок на улицах города | Город и улицы | Расширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности» |
Виды транспорта и спецмашины | Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом | ||
Перекресток и движение | Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с регулировщиком и его ролью на улице | ||
Дорожные знаки | Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т. п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам | ||
Правила поведения в транспорте | Учить детей правилам поведения в общественном и личном тран-спорте, способствовать их осознанию |
Путь к здоровью ребенка лежит через семью. Ребенок-дошкольник не развивается автономно. По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нельзя говорить и воспитывать одно, а в жизни делать совершенно другое. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Целевая программа педагогического образования и формирования интереса к здоровому образу жизни у родителей является составной частью системы работы дошкольной организации. Поэтому мы планируем проведение семейных гостиных с участием инструкторов по физической культуре, проведение физкультурных праздников, дней здоровья с участием родителей.

Возможности STEAM-обучения в системе дошкольного образования
Решение глобальных проблем требует многопланового подхода, сочетания творческих и аналитических процессов, а инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Для этого обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. И мы, педагоги, на себе уже испытали, что этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках государственных общеобразовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни.
Только те, кто научится пользоваться полученными навыками, овладеет этими навыками, смогут стать лидерами завтрашнего дня.
Такие знания и навыки дает детям STEAM-направление, которое является в современном мировом образовании одним из основных трендов.
Что такое STEAM? Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics.
На первый взгляд, аббревиатура кажется громоздкой и сложной, но если разобраться, то всё предельно прозрачно: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество – вот те дисциплины, которые сегодня становятся самыми востребованными в современном мире.
Суть этого направления – комплексное обучение вышеназванным дисциплинам. Обучающимся прививают навыки критического мышления, учат решать проблемы, встречающиеся им в реальном мире, с помощью инженерных и дизайнерских методов, закладывая под их образование прочную математическую и научную основу.
В методике STEAM особо приветствуется творческий, нестандартный подход к решению задач. Обязательный компонент STEAM – поиск практического применения полученных знаний в реальной жизни.
По всему миру предметам STEAM-естественнонаучного цикла: технологии, инженерии, художественному развитию личности и математике – уделяют всё больше и больше внимания на этапе дошкольного воспитания и обучения. Это связано с тем, что дошкольное образование – уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит интенсивное развитие ребенка: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация.
В связи с этим в условиях дошкольных организаций необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах: методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов, в том числе LEGO, ТИКО, мягких модулей, а также компьютерное конструирование, рекомендуемое в старшем дошкольном возрасте. Через вариативный компонент типового учебного плана в данную систему должна быть дополнительно включена работа, связанная с художественным трудом детей с применением бумаги, картона, природного и бросового материала.
Привлекательна методика STEAM тем, что она дает ребенку возможность самому совершать открытия. Так называемые STEAM-компетенции (ключевые навыки в рамках указанных выше образовательных областей) развиваются с помощью интересных практических занятий, которые пробуждают детскую любознательность, учат детей мыслить критически, а образовательные области STEAM представляют множество возможностей для исследований и свободного творчества.
Конструирование в Государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО) определено как компонент обязательной части учебной Типовой программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного (прединженерного) мышления.
Реализация ГОСДВО требует от педагогов современной дошкольной организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных. Посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Однако потенциал конструкторско-модельной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в учебной Типовой программе уделяется внимание конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Причиной этого является то, что образовательные конструкторы дорого стоят, и приобрести их в достаточном количестве не всегда представляется возможным.
Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием образовательных конструкторов.
Что такое современные образовательные конструкторы?
Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов, но все ли они могут называться образовательными?
Критерии, которым должен отвечать образовательный конструктор:
во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок; он не должен ограничивать воображение;
во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования;
в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора (в результате дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта).
С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.
ГОСДВО предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от непосредственно образовательной деятельности. Игра по-прежнему остается ведущим видом деятельности. Работа с образовательными конструкторами позволяет ребенку исследовать мир через игру. Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования, наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов LEGO.
Наборы LEGO способствуют развитию инженерного мышления и научно-технического творчества. Во время игры с конструктором стремительными темпами развивается крупная и мелкая моторика рук, дети быстро начинают понимать, как соединять детали, чтобы они крепко держались и постройка не падала. Построение высоких конструкций захватывает детей, они начинают чувствовать себя увереннее во взрослом мире, наполненном крупными для них элементами. Высокая игровая ценность LEGO-конструирования заключается также в огромном многообразии конструкций, которые можно построить из этих кубиков, что позволяет педагогам легко включить работу с конструкторами в перспективный план организованной учебной деятельности, поддержать любую сквозную тему, которую проходят дети на занятиях. Сложность схем, по которым работают дети, можно увеличивать постепенно, что дает возможность педагогу работать с группами разновозрастных детей.
Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил нам познакомиться с уникальным образовательным конструктором ТИКО.
ТИКО – это конструктор нового поколения для 3D-моделирования. Это развивающий материал, позволяющий разнообразить процесс обучения дошкольников, а также замечательный инструмент в области научно-технического моделирования (конструирования).
Технология 3D-моделирования помогает формированию у детей элементарных представлений из области геометрии, развивает логическое мышление и любознательность, позволяет конструировать самостоятельно и творчески. С одной стороны ребенок увлечен творческой, познавательной игрой, с другой – применение этой технологии способствует всестороннему развитию в соответствии с ГОСДВО.
Занятия по 3D-моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает дисциплинированность и умение работать в коллективе.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста 3D-моделированию играет большую роль при подготовке к обучению в школе.
Это отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные и творческие способности, приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Обучение детей дошкольного возраста простым математическим приемам является непростой задачей, поэтому знакомство малышей с математикой должно происходить в увлекательной атмосфере, способной заинтересовать любого, даже самого неусидчивого ребенка. И как нельзя лучше в этом помогут геймификационные методики по математике, которые позволяют легко, увлекательно, в игровой форме познакомить с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями, понятиями «больше-меньше».
Решая задачи в играх по арифметике, ребенок получает дополнительную мотивацию для нахождения правильного ответа, стремится получить награду, одержав победу в игре, а в игровом процессе отлично запоминается новая информация. Именно такая ненавязчивая, развлекательная форма, а не принудительное обучение, помогает зажечь, а главное – поддержать интерес дошкольника к новому полезному материалу.
Опытно-экспериментальная деятельность воспитанников дошкольных организаций – одна из составляющих STEM-системы. Элементом внедрения STEM-метода можно считать экспериментальные модули, интегрированные в тематику учебной Типовой программы.
Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со стороны педагога, однако дает очень хороший эффект. Новые игры и способы помогают ребенку лучше усвоить важные научные идеи. Например, набор «Юный физик» дает возможность детям познакомиться с основами физики: принципами движения тока, звука, света, а также развить инженерные навыки при постройке моделей. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также всё об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Таким образом, у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту других ребят в группе.
STEAM вдохновляет наших детей, будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров, проводить исследования, как ученые, моделировать, как технологи, конструировать, как инженеры, созидать, как художники, аналитически мыслить, как математики и играть, как дети. Дети обладают естественным стремлением узнавать новое. Они постоянно изучают окружающую их действительность опытным путем находя ответы на свои вопросы. Что произойдет с предметом, если бросить его в воду: утонет ли он или будет плавать? А что случится с машинкой, если запустить ее с горки? Как сделать цепную реакцию? Поиск ответов на эти вопросы системно развивает навыки, лежащие в основе будущих успехов ребенка при изучении математики, технологии, физики, инженерного проектирования и даже изящных искусств.
