ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Междисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма полиязычного образования

Программа полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком (физика, информатика, химия, биология) на 20__–20__ годы

Паспорт экспериментальной программы
Наименование программыЭкспериментальная программа полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления (далее – ЕМН) с английским языком
Законодательная и нормативная база– Закон РК «Об образовании»;
– Государственная программа развития образования и науки РК на 2016–2019 годы;
– Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011–2020 годы (утверждена Указом Президента РК от 29.06.2011 г. № 110);
– Стратегический план развития РК до 2025 года (утвержден Указом Президента РК от 15.02.2018 г. № 636); – Программа развития организации образования на 2015–2019 годы;
– Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы
Тема экспериментаМеждисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма полиязычного образования
Цели– создание системы стимулирования процесса обучения английскому языку;
– расширение сферы применения английского языка через интеграцию предметов ЕМН в сфере учебной деятельности;
– развитие у обучающихся практических навыков использования английского языка
Целевые индикаторыДля реализации экспериментальной программы нами был разработан комплексный подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета
Предмет исследованияТеория и методология полиязычного образования через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции
ГипотезаПолиязычное образование – основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его профессиональную конкурентоспособность и социальную мобильность
Задачи– теоретические основы полиязычного образования;
– определить учебно-организационный формат полиязычного образования в условиях обновления содержания образования;
– обеспечить учебно-методическую базу для эффективного полиязычного образования;
– спроектировать научно-методическое сопровождение полиязычного образования
Прогнозируемый результатВнедрение полиязычного образования должно способствовать практическому овладению английским языком
Сроки реализацииСентябрь 20__ г.–май 20__ г.
Этапы1-й этап (20__/20__ учебный год) – основополагающий (изучение проблем отечественной и зарубежной лингводидактики, накопление и сбор эмпирического материала по проблемам полиязычного образования, обобщение инновационной работы педагогов в области изучения языковых дисциплин; систематизация знаний и повышение квалификации по вопросам поликультурного и полиязычного образования, лингводидактики);
2-й этап (20__/20__ учебный год) – формирующий (исследование принципов построения программ полиязычного образования в соответствии, изучение теории и практики языкового образования в целом и иноязычного образования, в частности, актуализацию и обоснование необходимости формирования системы полиязычного образования, разработка его теоретико-методологических основ; на данном этапе выявлены и реализуются генеральные идеи полиязычного образования в контексте межкультурного общения);
3-й этап (20__/20__ учебный год) – обобщающий (обобщение и систематизация результатов работы, внедрение в учебный процесс научно-прикладных результатов, тиражирование разработанной авторским коллективом материалов по полиязычному образованию)
Научный консультант эксперимента 
Разработчик 
Юридический адрес 
Фактический адрес 
Год образования учебного заведения 
Форма собственности 
Телефон 
Электронный адрес 
Субъекты, участвующие в разработке и реализации экспериментальной программы 

Краткое резюме экспериментальной программы, научное обоснование

Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.

Президент страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанских учебных заведений могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.

В связи с этим в нашей стране начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Впервые эта идея была озвучена в октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда глава государства отметил, что знание как минимум трех языков важно для будущего детей Казахстана. И уже в Послании 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» Нурсултан Абишевич предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Проект был выделен как отдельное направление внутренней политики.

Результатом такого послания президента стала Государственная программа функционирования и развития языков на 2011–2020 годы, являющаяся продолжением и дополнением аналогичной программы на 2001–2010 годы.

Концепция языковой политики РК: государственным определяется казахский язык, русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.

Вместе с тем интеграция в мировое экономическое пространство не представляется возможной без знания мировых языков, в частности английского языка. В связи с его интенсивным изучением языковую ситуацию для большинства казахстанцев в полной мере можно обозначить как многоязычную, т. е. объективные реалии на сегодня складываются таким образом, что для казахстанского общества характерно полиязычие.

В этих же документах отмечается роль системы образования в разрешении проблем, связанных с новой языковой ситуацией в стране. Суть этой роли обусловлена задачей осуществления принципа непрерывности образовательного процесса, основанного на высоком уровне качества, международных стандартах, одним из важнейших элементов которого является языковая подготовка.

Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого профессионального опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в профессиональной деятельности.

Достижение этого возможно на основе пошагового перехода на полиязычное обучение – на начальной стадии интегрировать языковые дисциплины с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, т. е. использовать междисциплинарную интеграцию, затем перейти на преподавание дисциплин профессионального цикла на государственном и английском языках.

Междисциплинарная интеграция новой дидактической концепции целостного образовательного процесса технического и профессионального образования. Понятие «Интеграция» происходит от латинского integer – «цельный», что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае – пространства предметов (языковых и специальных) изучаемых в организации образования.

Интегрированная форма в образовании (изучение языков, способствующее обогащению выпускника школы) рассматривается учеными как успешное адаптирование выпускника школы к условиям полиэтнического государства.

Английский язык как международный может и должен по замыслу полиязычного образования выступать как язык обучения на уроках естественно-математического направления.

В основе программы полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных речевых умений и навыков (на двух языках);
  • естественно-математическая направленность заданий и дидактического материала;
  • контекстуальное введение лексики;
  • применение полученных умений и навыков на практике.

Полиязычное обучение – это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Государственной программы развития и функционирования языков в РК на 2011–2020 годы, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.

Программа эксперимента

Основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретико-методологические положения

Исследование и практика обучения иностранному языку в учебных заведениях свидетельствует о том, что основу обучения должен составлять научно-практический и междисциплинарный (интегрированный) подход.

Главная особенность данного подхода, ее новизна заключается в обеспечении интегрированных связей языковой подготовки с учебными предметами естественно-математического цикла.

В центре программы полиязычного образования – учащиеся. В основе учебной деятельности – сотрудничество (межличностное и многоязыковое). Суть интегрированной программы полиязычного образования заключается в овладении учащимися предметными знаниями по физике, информатике, биологии и химии с интеграцией английского языка.

Актуальность программы полиязычного образования обусловлена тем, что это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Это способствует выработке коммуникативных навыков обучающихся.

Цель полиязычного образования – внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком.

Экспериментальная программа полиязычного образования ставит перед собой следующие практические задачи:

  • создание системы стимулирования процесса обучения английскому языку;
  • расширение сферы применения английского языка через интеграцию с предметам ЕМН;
  • развитие у учащихся практических навыков использования английского языка;
  • разработка учителями физики, информатики, химии, биологии и английского языка практико-ориентированных, интегрированных рабочих программ и перспективно-тематических планов полиязычного образования;
  • ввод в систему образовательного процесса интегрированных занятий по предметам ЕМН;
  • осуществление обучения предметов «Физика» и «Информатика» на английском языке в 7 «А» классе с 20___/20___ учебного года за счет лицейского компонента;
  • осуществление обучения предметов «Химия» и «Биология» на английском языке в 7 «Б» классе с 20___/20___ учебного года за счет лицейского компонента.

Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу

Для реализации программы полиязычного обучения необходим общешкольный подход к образованию для устойчивого развития, который объединит дисциплины различных циклов не только в урочной, но и внеурочной деятельности. В любой деятельности, особенно экспериментальной, очень важны не только оценка полученных результатов, но и четкое видение основных направлений деятельности, и осознание путей их достижения.

Для внедрения в учебно-воспитательный процесс экспериментальной программы полиязычного образования исследование проводится в три этапа:

  • на первом подготовительном этапе – осуществляется анализ современного состояния исследуемой проблемы; определяется тема, цель исследования, осуществляется конкретизация задач; выявляется роль участия учителей физики, информатики, химии, биологии и английского языка в определении содержания подготовки, многообразия методов и форм программы полиязычного обучения на пробных интегрированных занятиях;
  • на втором практическом этапе – разрабатывается и обосновывается научно-методическое обеспечение программы полиязычного образования, мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;
  • на третьем аналитическом этапе – проводится экспериментальная проверка научно-методического обеспечения подготовки учащихся к условиям интегрированной программы полиязычного образования, осуществляется осмысление и обобщение результатов; разрабатывается, обосновывается совокупность методов и приемов предметной деятельности преподавателей и учащихся по овладению содержанием обучения; учебно-программная документация на основе ГОСО; средства обучения, средства контроля, методические рекомендации.

Методы деятельности: при реализации Программы используются методы эмпирического исследования (основной метод – эксперимент, используются сравнение, описание, измерение), методы теоретического познания, также использован метод моделирования. Работа основывается на системном подходе.

План мероприятий по реализации экспериментальной программы

Этапы, срокиЗадачи этапаСодержаниеПрогнозируемый результат
I этап. ПодготовительныйРаскрыть методологическую, психолого-педагогическую сущность понятий «полиязычное образование», «междисциплинарная интеграция»Анализ, синтез, систематизация педагогической, психологической, социологической, методической литературы по проблеме исследованияАналитическая статья «Полиязычное обучение через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции»
Создать теоретическую модель полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграцииСоздание теоретической модели полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграцииТеоретическая модель полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции
Корректировка программы опытно-экспериментальной работыПрограмма опытно-экспериментальной работы на базе организации образования
Подготовка регламентирующей документации для организации работы творческой группы педагогов по внедрению полиязычного обученияПриказ о создании рабочей группы, положение о поли-язычном обучении
Обосновать совокупность условий деятельности организации образования по обеспечению полиязычного образованияПодготовка учебно-планирующей документации, учебно-методической продукцииРабочие учебные программы
Организация обучающего семинара «Междисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма поли-язычного образования»Методические рекомендации
Создать в организации образования благоприятную среду для осуществления полиязычного обученияОбучение учащихся 7 «А» класса по предметам «Физика» и «Информатика» на английском языке в рамках полиязычного обученияМетодические разработки, перспективно-тематические планы, УМК
II этап. ОсновнойСоздать в организации образования благоприятную среду для осуществления полиязычного обученияОбучение учащихся по предметам «Физика», «Информатика», «Биология» и «Химия» на английском языке в рамках полиязычного обученияМетодические разработки, перспективно-тематические планы, УМК
Подготовка и проведение педагогического совета по теме экспериментаПротокол
Проведение серии интегрированных уроков по физике, информатике, биологии и химии на английском языкеМетодические разработки
Обучение учащихся 8 «А» класса по предметам «Физика» и «Информатика» на английском языке в рамках полиязычного обученияУМК
Обучение учащихся 7 «Б» класса по предметам «Химия» и «Биология» на английском языке в рамках полиязычного обученияМетодические разработки, перспективно-тематические планы, УМК
Организация внутришкольного семинара «Современный интегрированный урок: опыт, идеи, перспективы»Методические рекомендации
Организация фестиваля педагогических идей «Система оценки качества учебной и воспитательной работы при полиязычном обучении»Сборник интегрированных уроков, протокол фестиваля
Повышение квалификации и прохождение стажировок участников проектаСертификаты
Создание материально-технической базы функционирования программы полиязычного обученияПриобретение УМК по химии, биологии, физике и информатике на английском языке на CD-носителях
Проведение дней погружения в языковую средуСценарии
Проведение курсов английского языка для учителей школыВыпуск словарей, методических рекомендаций
Проведение внеклассных мероприятий по развитию английского языкаВыпуск сборника сценариев
Проведение олимпиад, конкурсовПоложение
Проверить эффективность созданной модели оценки качества образования в экспериментальной группеАнкетирование; интервьюирование участников эксперимента. Анализ результатов, полученных в ходе естественного педагогического экспериментаАналитические справки по результатам промежуточной диагностики
III этап. ОбобщающийПровести анализ результатов, полученных в ходе реализации экспериментаОбработка данных, полученных в ходе экспериментаАналитические справки
Уточнение и корректировка модели системы полиязычного обученияМетодические рекомендации по внедрению модели полиязычного образования в практику деятельности организации образования
Организация научно-практической конференции по итогам ОЭР «Полиязычное обучение через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком»

Ожидаемые результаты:

  • продвижение английского языка до уровня казахско-русского двуязычия (трехъязычие – это реальность не только для элиты).

Внедрение системы полиязычного обучения в организации образования позволит педагогам

  • пополнить понятийный аппарат, используемый при полиязычном обучении;
  • повысить педагогическое мастерство;
  • совершенствовать языковую подготовку;
  • овладеть методикой ведения интегрированных занятий;
  • повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса к достижению высоких результатов в учебе и работе;
  • совершенствовать учебно-воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности школьников, их интересы, образовательные возможности.

Учащиеся, оценивая качество своего обучения и воспитания, смогут эффективно действовать в проблемной ситуации, научатся адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества, станут конкурентоспособными, готовыми к самореализации личности, дальнейшему продолжению образования.

Необходимые условия проведения эксперимента

Основными участниками эксперимента будут администрация, учителя физики, информатики, биологии, химии, английского языка, учащиеся. В апробации экспериментальной программы также будут принимать участие специалисты сопровождения УВП, научные консультанты из центра по полиязычному обучению Костанайского государственного педагогического института.

Учитывая профиль нашего учебного заведения – ЕМН, необходимо отметить, что ведущую роль в обеспечении подготовки выпускников школы с высокой профессиональной компетенцией играют педагоги естественно-математического направления. Для внедрения программы интегрированного обучения необходимо теоретическое, практическое взаимодействие педагогов ЕМН и языковедческих дисциплин (английского языка).

Кадровый потенциал преподавателей естественно-математического направления составляет ___ % педагогов высшей и первой категории.

Качественный состав педагогов ЕМН
ПредметФ. И. О. учителяКатегорияСтаж
Биология   
Химия   
Физика   
Информатика   

Программа полиязычного обучения предполагает участие педагогов языковедческих дисциплин (английского языка).

Качественный состав педагогов английского языка
ПредметФ. И. О. учителяКатегорияСтаж
Английский язык   

Таким образом, кадровый состав педагогов позволяет внедрять в практику «экспериментальную программу полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком».

На подготовительном этапе педагоги предметов ЕМН и английского языка в рамках заседаний ШМУ учителей английского языка проведут сверку и согласование рабочих программ для выявления общих тем для интегрирования предметов. Опираясь на определение интегрированного урока, мы приходим к обоюдному согласию, что ведущим (интегрантом) на уроке будет выступать учебный предмет ЕМН (физика, информатика, биология, химия), а вспомогательным – английский язык.

Необходимое ресурсное обеспечение программы

  • Кадровое обеспечение:
  • введение новых общественных должностей в связи с расширением обязанностей (научный руководитель экспериментальной программы, руководитель творческой группы педагогов);
  • повышение квалификации педагогических работников по освоению направлений и технологий, ориентированных на реализацию опытно-экспериментальной деятельности.
  • Научнометодическое обеспечение:
  • проведение серии обучающих семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, методических мастерских, фестивалей педагогических идей;
  • создание банка технологий, диагностических материалов по теме ОЭР;
  • приобретение литературы в соответствии с направлениями ОЭР школы.

Контроль и оценка результатов освоения программы полиязычного обучения

В своей экспериментальной работе мы предлагаем стратегию, по которой можно определить пути реализации программы полиязычного обучения в организации образования при помощи индикаторов устойчивого развития. Весь набор индикаторов задает общее направление «движения к устойчивому развитию триединства языков».

Чтобы начать воплощать на практике эксперимент полиязычного обучения, следует

  • провести анализ текущей ситуации образовательного процесса школы: выбрать индикаторы, отражающие весь спектр полиязычного обучения;
  • акцентировать внимание на образовательную, воспитательную, внеурочную деятельность школы, в рамках которых будет проводиться эксперимент по полиязычному обучению;
  • спланировать действия по улучшению ситуации согласно выбранным индикаторам;
  • эксперимент провести в три этапа;
  • после окончания эксперимента проанализировать ситуацию и наметить новые действия.

В качестве параметров, позволяющих зафиксировать качественный рост образовательного процесса школы в рамках программы полиязычия, были выбраны следующие: организация образовательной среды, обновление содержания качества предоставляемых образовательных услуг, мониторинг деятельности учителей-предметников, повышение квалификации учителей, повышение самостоятельности обучающихся в подготовке к интегрированным урокам.

На основании индикаторов устойчивого развития можно провести оценку образовательной деятельности школы и определить, на каком этапе развития: организационном, деятельностном или творческом – находится программа полиязычного обучения, и также наметитьпути анализа экспериментальной работы за учебный год:

  • Определение включенности педагогического коллектива в экспериментальную деятельность (анкетирование).
  • Сравнительная характеристика технологической карты и таблицы отчета преподавателей-экспериментаторов: сравнение предполагаемых и конечных результатов экспериментальной деятельности преподавателей.
  • Анализ практических разработок педагогического коллектива: внедрение новых форм, методов, технологий в учебный процесс, влияние инновационных методик на качество обученности обучающихся экспериментальных групп.
  • Проведение срезов знаний обучающихся экспериментальных групп.
  • Анализ работы творческой группы: эффективность деятельности преподавателей-экспериментаторов за период работы, постановка задач на следующий учебный год.
  • Анализ базы данных: систематизация и обобщение информации, разработка перспективных направлений для дальнейшего расширения базы данных.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента

  • Мониторинг качества условий функционирования экспериментальной группы.
  • Мониторинг динамики изменений и качества преподавания предметов в экспериментальной группе.
  • Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических работников.
  • Мониторинг качества обученности и личностного развития школьников.
  • Мониторинг качества воспитательной работы в экспериментальной группе.
  • Мониторинг степени удовлетворенности школьников и их родителей качеством обучения.