Междисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма полиязычного образования
Программа полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком (физика, информатика, химия, биология) на 20__–20__ годы
Паспорт экспериментальной программы
Наименование программы | Экспериментальная программа полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления (далее – ЕМН) с английским языком |
Законодательная и нормативная база | – Закон РК «Об образовании»; – Государственная программа развития образования и науки РК на 2016–2019 годы; – Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011–2020 годы (утверждена Указом Президента РК от 29.06.2011 г. № 110); – Стратегический план развития РК до 2025 года (утвержден Указом Президента РК от 15.02.2018 г. № 636); – Программа развития организации образования на 2015–2019 годы; – Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы |
Тема эксперимента | Междисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма полиязычного образования |
Цели | – создание системы стимулирования процесса обучения английскому языку; – расширение сферы применения английского языка через интеграцию предметов ЕМН в сфере учебной деятельности; – развитие у обучающихся практических навыков использования английского языка |
Целевые индикаторы | Для реализации экспериментальной программы нами был разработан комплексный подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета |
Предмет исследования | Теория и методология полиязычного образования через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции |
Гипотеза | Полиязычное образование – основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его профессиональную конкурентоспособность и социальную мобильность |
Задачи | – теоретические основы полиязычного образования; – определить учебно-организационный формат полиязычного образования в условиях обновления содержания образования; – обеспечить учебно-методическую базу для эффективного полиязычного образования; – спроектировать научно-методическое сопровождение полиязычного образования |
Прогнозируемый результат | Внедрение полиязычного образования должно способствовать практическому овладению английским языком |
Сроки реализации | Сентябрь 20__ г.–май 20__ г. |
Этапы | 1-й этап (20__/20__ учебный год) – основополагающий (изучение проблем отечественной и зарубежной лингводидактики, накопление и сбор эмпирического материала по проблемам полиязычного образования, обобщение инновационной работы педагогов в области изучения языковых дисциплин; систематизация знаний и повышение квалификации по вопросам поликультурного и полиязычного образования, лингводидактики); 2-й этап (20__/20__ учебный год) – формирующий (исследование принципов построения программ полиязычного образования в соответствии, изучение теории и практики языкового образования в целом и иноязычного образования, в частности, актуализацию и обоснование необходимости формирования системы полиязычного образования, разработка его теоретико-методологических основ; на данном этапе выявлены и реализуются генеральные идеи полиязычного образования в контексте межкультурного общения); 3-й этап (20__/20__ учебный год) – обобщающий (обобщение и систематизация результатов работы, внедрение в учебный процесс научно-прикладных результатов, тиражирование разработанной авторским коллективом материалов по полиязычному образованию) |
Научный консультант эксперимента | |
Разработчик | |
Юридический адрес | |
Фактический адрес | |
Год образования учебного заведения | |
Форма собственности | |
Телефон | |
Электронный адрес | |
Субъекты, участвующие в разработке и реализации экспериментальной программы |
Краткое резюме экспериментальной программы, научное обоснование
Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.
Президент страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанских учебных заведений могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.
В связи с этим в нашей стране начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Впервые эта идея была озвучена в октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда глава государства отметил, что знание как минимум трех языков важно для будущего детей Казахстана. И уже в Послании 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» Нурсултан Абишевич предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Проект был выделен как отдельное направление внутренней политики.
Результатом такого послания президента стала Государственная программа функционирования и развития языков на 2011–2020 годы, являющаяся продолжением и дополнением аналогичной программы на 2001–2010 годы.
Концепция языковой политики РК: государственным определяется казахский язык, русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.
Вместе с тем интеграция в мировое экономическое пространство не представляется возможной без знания мировых языков, в частности английского языка. В связи с его интенсивным изучением языковую ситуацию для большинства казахстанцев в полной мере можно обозначить как многоязычную, т. е. объективные реалии на сегодня складываются таким образом, что для казахстанского общества характерно полиязычие.
В этих же документах отмечается роль системы образования в разрешении проблем, связанных с новой языковой ситуацией в стране. Суть этой роли обусловлена задачей осуществления принципа непрерывности образовательного процесса, основанного на высоком уровне качества, международных стандартах, одним из важнейших элементов которого является языковая подготовка.
Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого профессионального опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в профессиональной деятельности.
Достижение этого возможно на основе пошагового перехода на полиязычное обучение – на начальной стадии интегрировать языковые дисциплины с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, т. е. использовать междисциплинарную интеграцию, затем перейти на преподавание дисциплин профессионального цикла на государственном и английском языках.
Междисциплинарная интеграция новой дидактической концепции целостного образовательного процесса технического и профессионального образования. Понятие «Интеграция» происходит от латинского integer – «цельный», что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае – пространства предметов (языковых и специальных) изучаемых в организации образования.
Интегрированная форма в образовании (изучение языков, способствующее обогащению выпускника школы) рассматривается учеными как успешное адаптирование выпускника школы к условиям полиэтнического государства.
Английский язык как международный может и должен по замыслу полиязычного образования выступать как язык обучения на уроках естественно-математического направления.
В основе программы полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных речевых умений и навыков (на двух языках);
- естественно-математическая направленность заданий и дидактического материала;
- контекстуальное введение лексики;
- применение полученных умений и навыков на практике.
Полиязычное обучение – это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Государственной программы развития и функционирования языков в РК на 2011–2020 годы, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.
Программа эксперимента
Основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретико-методологические положения
Исследование и практика обучения иностранному языку в учебных заведениях свидетельствует о том, что основу обучения должен составлять научно-практический и междисциплинарный (интегрированный) подход.
Главная особенность данного подхода, ее новизна заключается в обеспечении интегрированных связей языковой подготовки с учебными предметами естественно-математического цикла.
В центре программы полиязычного образования – учащиеся. В основе учебной деятельности – сотрудничество (межличностное и многоязыковое). Суть интегрированной программы полиязычного образования заключается в овладении учащимися предметными знаниями по физике, информатике, биологии и химии с интеграцией английского языка.
Актуальность программы полиязычного образования обусловлена тем, что это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Это способствует выработке коммуникативных навыков обучающихся.
Цель полиязычного образования – внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком.
Экспериментальная программа полиязычного образования ставит перед собой следующие практические задачи:
- создание системы стимулирования процесса обучения английскому языку;
- расширение сферы применения английского языка через интеграцию с предметам ЕМН;
- развитие у учащихся практических навыков использования английского языка;
- разработка учителями физики, информатики, химии, биологии и английского языка практико-ориентированных, интегрированных рабочих программ и перспективно-тематических планов полиязычного образования;
- ввод в систему образовательного процесса интегрированных занятий по предметам ЕМН;
- осуществление обучения предметов «Физика» и «Информатика» на английском языке в 7 «А» классе с 20___/20___ учебного года за счет лицейского компонента;
- осуществление обучения предметов «Химия» и «Биология» на английском языке в 7 «Б» классе с 20___/20___ учебного года за счет лицейского компонента.
Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу
Для реализации программы полиязычного обучения необходим общешкольный подход к образованию для устойчивого развития, который объединит дисциплины различных циклов не только в урочной, но и внеурочной деятельности. В любой деятельности, особенно экспериментальной, очень важны не только оценка полученных результатов, но и четкое видение основных направлений деятельности, и осознание путей их достижения.
Для внедрения в учебно-воспитательный процесс экспериментальной программы полиязычного образования исследование проводится в три этапа:
- на первом подготовительном этапе – осуществляется анализ современного состояния исследуемой проблемы; определяется тема, цель исследования, осуществляется конкретизация задач; выявляется роль участия учителей физики, информатики, химии, биологии и английского языка в определении содержания подготовки, многообразия методов и форм программы полиязычного обучения на пробных интегрированных занятиях;
- на втором практическом этапе – разрабатывается и обосновывается научно-методическое обеспечение программы полиязычного образования, мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;
- на третьем аналитическом этапе – проводится экспериментальная проверка научно-методического обеспечения подготовки учащихся к условиям интегрированной программы полиязычного образования, осуществляется осмысление и обобщение результатов; разрабатывается, обосновывается совокупность методов и приемов предметной деятельности преподавателей и учащихся по овладению содержанием обучения; учебно-программная документация на основе ГОСО; средства обучения, средства контроля, методические рекомендации.
Методы деятельности: при реализации Программы используются методы эмпирического исследования (основной метод – эксперимент, используются сравнение, описание, измерение), методы теоретического познания, также использован метод моделирования. Работа основывается на системном подходе.
План мероприятий по реализации экспериментальной программы
Этапы, сроки | Задачи этапа | Содержание | Прогнозируемый результат |
---|---|---|---|
I этап. Подготовительный | Раскрыть методологическую, психолого-педагогическую сущность понятий «полиязычное образование», «междисциплинарная интеграция» | Анализ, синтез, систематизация педагогической, психологической, социологической, методической литературы по проблеме исследования | Аналитическая статья «Полиязычное обучение через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции» |
Создать теоретическую модель полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции | Создание теоретической модели полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции | Теоретическая модель полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции | |
Корректировка программы опытно-экспериментальной работы | Программа опытно-экспериментальной работы на базе организации образования | ||
Подготовка регламентирующей документации для организации работы творческой группы педагогов по внедрению полиязычного обучения | Приказ о создании рабочей группы, положение о поли-язычном обучении | ||
Обосновать совокупность условий деятельности организации образования по обеспечению полиязычного образования | Подготовка учебно-планирующей документации, учебно-методической продукции | Рабочие учебные программы | |
Организация обучающего семинара «Междисциплинарная интеграция как наиболее эффективная форма поли-язычного образования» | Методические рекомендации | ||
Создать в организации образования благоприятную среду для осуществления полиязычного обучения | Обучение учащихся 7 «А» класса по предметам «Физика» и «Информатика» на английском языке в рамках полиязычного обучения | Методические разработки, перспективно-тематические планы, УМК | |
II этап. Основной | Создать в организации образования благоприятную среду для осуществления полиязычного обучения | Обучение учащихся по предметам «Физика», «Информатика», «Биология» и «Химия» на английском языке в рамках полиязычного обучения | Методические разработки, перспективно-тематические планы, УМК |
Подготовка и проведение педагогического совета по теме эксперимента | Протокол | ||
Проведение серии интегрированных уроков по физике, информатике, биологии и химии на английском языке | Методические разработки | ||
Обучение учащихся 8 «А» класса по предметам «Физика» и «Информатика» на английском языке в рамках полиязычного обучения | УМК | ||
Обучение учащихся 7 «Б» класса по предметам «Химия» и «Биология» на английском языке в рамках полиязычного обучения | Методические разработки, перспективно-тематические планы, УМК | ||
Организация внутришкольного семинара «Современный интегрированный урок: опыт, идеи, перспективы» | Методические рекомендации | ||
Организация фестиваля педагогических идей «Система оценки качества учебной и воспитательной работы при полиязычном обучении» | Сборник интегрированных уроков, протокол фестиваля | ||
Повышение квалификации и прохождение стажировок участников проекта | Сертификаты | ||
Создание материально-технической базы функционирования программы полиязычного обучения | Приобретение УМК по химии, биологии, физике и информатике на английском языке на CD-носителях | ||
Проведение дней погружения в языковую среду | Сценарии | ||
Проведение курсов английского языка для учителей школы | Выпуск словарей, методических рекомендаций | ||
Проведение внеклассных мероприятий по развитию английского языка | Выпуск сборника сценариев | ||
Проведение олимпиад, конкурсов | Положение | ||
Проверить эффективность созданной модели оценки качества образования в экспериментальной группе | Анкетирование; интервьюирование участников эксперимента. Анализ результатов, полученных в ходе естественного педагогического эксперимента | Аналитические справки по результатам промежуточной диагностики | |
III этап. Обобщающий | Провести анализ результатов, полученных в ходе реализации эксперимента | Обработка данных, полученных в ходе эксперимента | Аналитические справки |
Уточнение и корректировка модели системы полиязычного обучения | Методические рекомендации по внедрению модели полиязычного образования в практику деятельности организации образования | ||
Организация научно-практической конференции по итогам ОЭР «Полиязычное обучение через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком» |
Ожидаемые результаты:
- продвижение английского языка до уровня казахско-русского двуязычия (трехъязычие – это реальность не только для элиты).
Внедрение системы полиязычного обучения в организации образования позволит педагогам
- пополнить понятийный аппарат, используемый при полиязычном обучении;
- повысить педагогическое мастерство;
- совершенствовать языковую подготовку;
- овладеть методикой ведения интегрированных занятий;
- повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса к достижению высоких результатов в учебе и работе;
- совершенствовать учебно-воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности школьников, их интересы, образовательные возможности.
Учащиеся, оценивая качество своего обучения и воспитания, смогут эффективно действовать в проблемной ситуации, научатся адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества, станут конкурентоспособными, готовыми к самореализации личности, дальнейшему продолжению образования.
Необходимые условия проведения эксперимента
Основными участниками эксперимента будут администрация, учителя физики, информатики, биологии, химии, английского языка, учащиеся. В апробации экспериментальной программы также будут принимать участие специалисты сопровождения УВП, научные консультанты из центра по полиязычному обучению Костанайского государственного педагогического института.
Учитывая профиль нашего учебного заведения – ЕМН, необходимо отметить, что ведущую роль в обеспечении подготовки выпускников школы с высокой профессиональной компетенцией играют педагоги естественно-математического направления. Для внедрения программы интегрированного обучения необходимо теоретическое, практическое взаимодействие педагогов ЕМН и языковедческих дисциплин (английского языка).
Кадровый потенциал преподавателей естественно-математического направления составляет ___ % педагогов высшей и первой категории.
Качественный состав педагогов ЕМН
Предмет | Ф. И. О. учителя | Категория | Стаж |
---|---|---|---|
Биология | |||
Химия | |||
Физика | |||
Информатика |
Программа полиязычного обучения предполагает участие педагогов языковедческих дисциплин (английского языка).
Качественный состав педагогов английского языка
Предмет | Ф. И. О. учителя | Категория | Стаж |
---|---|---|---|
Английский язык |
Таким образом, кадровый состав педагогов позволяет внедрять в практику «экспериментальную программу полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции предметов естественно-математического направления с английским языком».
На подготовительном этапе педагоги предметов ЕМН и английского языка в рамках заседаний ШМУ учителей английского языка проведут сверку и согласование рабочих программ для выявления общих тем для интегрирования предметов. Опираясь на определение интегрированного урока, мы приходим к обоюдному согласию, что ведущим (интегрантом) на уроке будет выступать учебный предмет ЕМН (физика, информатика, биология, химия), а вспомогательным – английский язык.
Необходимое ресурсное обеспечение программы
- Кадровое обеспечение:
- введение новых общественных должностей в связи с расширением обязанностей (научный руководитель экспериментальной программы, руководитель творческой группы педагогов);
- повышение квалификации педагогических работников по освоению направлений и технологий, ориентированных на реализацию опытно-экспериментальной деятельности.
- Научнометодическое обеспечение:
- проведение серии обучающих семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, методических мастерских, фестивалей педагогических идей;
- создание банка технологий, диагностических материалов по теме ОЭР;
- приобретение литературы в соответствии с направлениями ОЭР школы.
Контроль и оценка результатов освоения программы полиязычного обучения
В своей экспериментальной работе мы предлагаем стратегию, по которой можно определить пути реализации программы полиязычного обучения в организации образования при помощи индикаторов устойчивого развития. Весь набор индикаторов задает общее направление «движения к устойчивому развитию триединства языков».
Чтобы начать воплощать на практике эксперимент полиязычного обучения, следует
- провести анализ текущей ситуации образовательного процесса школы: выбрать индикаторы, отражающие весь спектр полиязычного обучения;
- акцентировать внимание на образовательную, воспитательную, внеурочную деятельность школы, в рамках которых будет проводиться эксперимент по полиязычному обучению;
- спланировать действия по улучшению ситуации согласно выбранным индикаторам;
- эксперимент провести в три этапа;
- после окончания эксперимента проанализировать ситуацию и наметить новые действия.
В качестве параметров, позволяющих зафиксировать качественный рост образовательного процесса школы в рамках программы полиязычия, были выбраны следующие: организация образовательной среды, обновление содержания качества предоставляемых образовательных услуг, мониторинг деятельности учителей-предметников, повышение квалификации учителей, повышение самостоятельности обучающихся в подготовке к интегрированным урокам.
На основании индикаторов устойчивого развития можно провести оценку образовательной деятельности школы и определить, на каком этапе развития: организационном, деятельностном или творческом – находится программа полиязычного обучения, и также наметитьпути анализа экспериментальной работы за учебный год:
- Определение включенности педагогического коллектива в экспериментальную деятельность (анкетирование).
- Сравнительная характеристика технологической карты и таблицы отчета преподавателей-экспериментаторов: сравнение предполагаемых и конечных результатов экспериментальной деятельности преподавателей.
- Анализ практических разработок педагогического коллектива: внедрение новых форм, методов, технологий в учебный процесс, влияние инновационных методик на качество обученности обучающихся экспериментальных групп.
- Проведение срезов знаний обучающихся экспериментальных групп.
- Анализ работы творческой группы: эффективность деятельности преподавателей-экспериментаторов за период работы, постановка задач на следующий учебный год.
- Анализ базы данных: систематизация и обобщение информации, разработка перспективных направлений для дальнейшего расширения базы данных.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента
- Мониторинг качества условий функционирования экспериментальной группы.
- Мониторинг динамики изменений и качества преподавания предметов в экспериментальной группе.
- Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических работников.
- Мониторинг качества обученности и личностного развития школьников.
- Мониторинг качества воспитательной работы в экспериментальной группе.
- Мониторинг степени удовлетворенности школьников и их родителей качеством обучения.
