Использование технологий самоменеджмента
В настоящее время происходит переосмысление подходов к системе развития дошкольного воспитания на всех уровнях: внутри дошкольных организаций (далее – ДО), на городском уровне управления и т. д. Конкурентоспособными становятся инновационные проекты в области педагогического менеджмента, управленческой деятельности, в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, в области независимой оценки качества образования. Осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о необходимости перехода от управления ситуативного к мотивационному программноцелевому.
Управленческими подходами становятся выработка навыков стратегического видения, управление системой взаимоотношений, стимулирование инновационной активности кадров, налаживание командной работы, обучение навыкам лидерства, самоменеджмента.
С целью формирования профессионального самосознания и повышения качества образования городским методическим кабинетом разработана комплексно-целевая программа повышения квалификации, диагностики уровня профессиональной компетенции, определена компетентностная модель педагога новой формации системы образования города, что позволяет модернизировать процесс качественного педагогического сопровождения инновационного развития образовательной системы малого города на методологической базе компетентностного образования.
Продолжением этих начинаний стала разработка системы управления развитием дошкольного образования города «Дошкольное детство и открытый мир», основанная на мотивационном программно-целевом и рефлексивном подходах, позволяющих осознанно строить стратегию, тактику дошкольного образования. При таком подходе акцент в организации деятельности ставится на переход от традиционного управления в системах (внутренних и внешних) к соуправлению. И как результат – осознанное управление профессиональной деятельностью и переход на более высокий уровень: самоуправление.
В созданном отделом образования «Управленческом портфеле дошкольного специалиста» (далее – УП), лицензированном филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» по Костанайской области», представлена система работы по использованию программно-методического пакета и инструментария тайм-менеджерских техник для педагогов и управленцев детских садов (приложение 1). В ходе исследования этой проблемы мы пришли к выводу, что правильно организованная профессиональная деятельность должна соответствовать стратегическим целям государственной, региональной политики, отвечать нуждам ребенка, ценностным смыслам и реализации творческого потенциала педагога.
В тему: Виртуальный методический кабинет
Результат – дошкольное детство становится социально открытым, повышается имидж педагога, родители становятся более компетентными.
В условиях инновационных преобразований дошкольной образовательной сферы и в ходе реализации проекта «Дошкольное детство и открытый мир» особое внимание обращено на формирование коллектива единомышленников, создание самообучающихся команд, что вылилось в нашем случае в организацию сетевых творческих групп дошкольных специалистов всех направлений. Отличительной особенностью данного процесса является создание атмосферы сотрудничества и сотворчества между представителями социальных институтов детства, разных ДО, их переход из режима функционирования в режим развития.
Надеемся, эти меры в значительной степени будут способствовать формированию управленческого резерва, созданию продуктивных команд педагогов, способных творчески реализовывать педагогические замыслы в условиях современных перемен. Центральной фигурой в реализации этих педагогических замыслов, конечно, становится ребенок-дошкольник.
Идеи использования технологий самоменеджмента, тайм-менеджмента, коучинг-планирования и технологий управления знаниями мы предлагаем в структурной матрице, основываясь на разработках Хиротаки Такеучи, Г. Архангельского, Д. Литвака, И. Стояновской, В. Тихомировой, О. Гаевской.
Приложение 1
Структура содержания УП на основах тайм-менеджмента
Программно-целевой подход | Рефлексивный подход | |||
---|---|---|---|---|
индикаторные документы (надцели) | направления внимания | функциональная часть | инструментарий | |
Стратегическое планирование До 2020 На год | Государственная программа развития образования РК на 2016–2019 гг., патриотический акт «Мәңгілік ел», программная статья «Рухани жаңғыру», ГОСДВО, Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения, программа «Цифровой Казахстан», Концепция развития городской системы дошкольного образования, Программа развития системы дошкольного образования малого города, «План управленческих действий на период 5, 10 лет», разработка стратегии в рамках проекта «Проектирование пространства детства» г. Лисаковска | Индикаторные показатели, планы пошаговых действий. Модель изменений системы управления ДО в стратегическом, педагогическом, инновационном, корпоративном, финансовом, инновационном менеджменте. Планирование замыслов, проектов. Матрица кластерного подхода по управлению системой дошкольного образования и взаимодействия кластеров. Технология взаимообучения равных, технология открытого пространства, технологии командообразования. Научный подход к жизненному циклу процесса достижения целей. Создание внешней и внутренней мотивации | Разработка стратегии развития системы дошкольного образования города, ДО. Разработка долгосрочных проектов, планов, пакета документов по организации деятельности опорных площадок, творческих объединений. Разработка матрицы постоянных дел на год (списки дат праздников, регулярных дел на месяц). Список SMART-целей на год. Технологии управления корпоративной культурой, человеческими ресурсами, проектами, временем, знаниями. Технологии проблемно-ориентированного анализа своей деятельности | Список далеких жестко привязанных дел, коучинг-планирование (колесо жизненного, функционального баланса на 1, 5, 10 лет). Список далеких мягко привязанных дел. Инструменты стратегического планирования – стратегические закладки. SWOT-анализ, схемы целей с приоритетами. Использование публичных отчетов ДО на страницах городской информационной газеты отдела образования «Планета детства» |
Тактическое планирование На месяц На неделю | Акцент внимания на эту неделю. Например: неделя педагогического мастерства, неделя аттестуемого педагога | Темы для обдумывания, связанные с приближающимися проектами; разработка локальных актов, разработка подпрограмм. Кластерная система оценки качества дошкольного образования | Список регулярных дел недельной периодичности. Список SMART-целей на неделю, использование технологии управления инновациями, самоменеджмента | Технологии коучинг-планирования (колесо жизненного, функционального баланса, технологии самоанализа деятельности на месяц, технология интеллект-карт (управление знаниями). Матрица постоянных дел заведующей, воспитателя, технологическая карта методиста ДО |
Оперативное планирование на день | Акцент внимания на день. Самоменеджмент дня. Например: день открытых дверей | Темы для обдумывания. Приказы. Коучинг-планирование. Использование технологий фасилитации, менторства, тьюторства. Реализация проектов «Проектирование пространства детства», «Цифровая библиотека», «STEM-образование» | Список регулярных ежедневных дел. Использование матрицы Б. Франклина, С. Кови, технологий тайм-менеджмента Г. Архангельского, Д. Литвака, технологии проблемно ориентированного анализа педагогической деятельности | Технологии оперативного менеджмента, управление временем. Список жестко привязанных дел или почасовая сетка с отмеченными делами. Список мягко привязанных дел на день, ментальный органайзер на неделю, дневниковые записи успешности детей и т. д. |
Важно!
Чтобы получить результат во многих областях нашей жизни, следует придерживаться четко определенной системы.
Тайм-менеджмент, управление временем – это технология самосовершенствования, осознанного и осмысленного управления своей жизнью. Он требует такой же спокойной, уверенной включенности и самодисциплины, как воинское искусство. Наша жизнь не будет успешной, если в делах царит беспорядок. Технологии тайм-менеджмента помогают четко планировать, организовывать и контролировать результативность труда.
Эффективность работы во многом зависит от построения перспектив в различных временных рамках. Планирование своей деятельности бывает долгосрочное (1–5 лет) и краткосрочное (на день, неделю, месяц). Разработанный нами УП посвящен проблемам организации и управления своим временем, использования техник при организации интеллектуального труда педагогов дошкольного детства.
Систематизированный рабочий инструментарий (портфель) для дошкольного специалиста отражает комплект программ, настольных ежедневников для более продуктивного планирования педагогической управленческой деятельности в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения (утвержден постановлением Правительства РК от 13.05.2016 г. № 292). В комплект входит программно-целевой блок документов для развития и функционирования системы дошкольного образования, воспитания в условиях малого города: концепция и программа развития системы дошкольного образования, план управленческих действий отдела образования до 2020 г. В дополнение к ним прилагается органайзер с примерным планированием деятельности методической службы ДО, городского отдела образования с разработанными приложениями для оценки качества дошкольного воспитания. УП позволяет проследить взаимодействие и закономерные связи через все представленные документы по организации деятельности корпоративного, личного тайм-менеджмента всех дошкольных специалистов: методиста отдела образования, заведующей, методиста ДО, педагога-психолога, воспитателя и т. д.
Вопрос-ответ
В чем же отличие представленных настольных книг: ежедневника, тайм-блокнота, ментального органайзера, дневника, интеллект-карты?
В том, что в них использованы различные тайм-менеджерские подходы к организации труда каждого дошкольного специалиста. Это матрица Эйзенхауэра в тайм-блокноте методиста ДО, техника Стивена Кови в ежедневнике заведующей, техника Д. Литвака в органайзере дошкольного специалиста (приложение 2).
Приложение 2
Ментальный органайзер (ежедневный план)
Цели года:
(в виде стратегической закладки)
месяца:
Дата | Поне- дель- ник | Втор- ник | Сре- да | Чет- верг | Пят- ница | Идеи |
---|---|---|---|---|---|---|
Главное дело дня | ||||||
Важные дела дня | ||||||
09:00 Самое трудное дело дня (ежедневный шаг в достижении цели (см. рис. 1. Колесо функционального баланса)) | ||||||
10:00 Самое неприятное (но необходимое) дело | ||||||
11:00 Промежуточная радость | ||||||
12:00 | ||||||
14:00 | ||||||
15:00 | ||||||
16:00 | ||||||
17:00 | ||||||
18:00 Оцените день по 10-балльной шкале (результаты) |
Важно!
В каждом инструментарии дается матрица постоянных дел и предлагаются образцы самооценивания собственной эффективности, которые позволяют рационально осуществлять расстановку приоритетов и осознанно, продуктивно осуществлять свою деятельность.
Представленный арсенал технологий тайм-менеджмента позволяет дошкольным специалистам построить формат под себя (в соответствии с жизненными ритмами) и использовать в удобной форме А4, А5. Возможно дополнение собственных временных блоков, символов в соответствии с учетом индивидуальных биоритмов. Регулярное использование инструментария по рефлексивному планированию своего времени дает возможность масштабно прогнозировать свою деятельность, формирует многостороннее видение проблем и позволяет на основе рефлексии выстраивать последующий план управленческих действий. Использование инструментария в форме стратегической закладки помогает в потоке ежедневных срочных дел не упустить ключевые стратегии, свою миссию (на закладке прописывается стратегическая цель года, месяца). Ментальный органайзер позволяет структурировать информацию, системно видеть перспективы месяца, недели, дня, определять их эффективность. Измеримость результатов, времени и эффективности дается в оценочных листах, технологических картах.
Коучинг-планирование – технология задавания открытых продвигающих вопросов, которая позволяет масштабно увидеть и оценить свои удачные (или не очень) наработки за прошедший период и помогает установить конкретную цель, составить четкий план шагов по движению к этой цели. Коучинг-планирование помогает рефлексивно определить, какие реальные цели вы должны поставить себе в этом году, чтобы они вдохновляли, помогали реализовать себя и создавали бы гармонию во всех направлениях деятельности.
Используя тест «Колесо функционального баланса» (далее – КФБ) (рис. 1) можно провести самоаудит эффективности своего дела, а также ключевых сфер своей жизни (колесо жизненного баланса). КФБ может состоять обычно из 6–12 секторов – важнейших сфер вашей работы. Рекомендуется выделять 8 секторов, поскольку при выборе 6 можно что-то не учесть, а 12 – трудно удержать в сфере внимания.
Рис. 1. Колесо функционального баланса

КФБ методиста по дошкольному воспитанию отдела образования: в сегменте № 5 (Организация методического сервиса) я реализую это направление на … 8 баллов и отмечаю дугой, соединяя цифры 8 в заданном сегменте.
Чем ровнее заполненное КФБ, тем эффективнее вы осуществляете свою деятельность.
Заполнение КФБ (рис. 2) покажет вам, в каком сегменте вашей профессиональной деятельности происходит «провал», и выявит, над каким направлением необходимо поработать. Далее сделайте отметку в каждом сегменте, как было реализовано данное направление работы по шкале от 1 (min) до 10 (max).
Рис. 2. Заполнение «Колеса функционального баланса»
После того как вы заполнили КФБ, сформируйте видение последующего периода (на год, месяц), определите те сферы деятельности, которые вы хотите развивать в следующем временном периоде. Результатом является заполненное КФБ и определение того, что для вас наилучший результат в каждом направлении вашей деятельности по шкале от 1 до 10 в каждой сфере.
Описание конкретных планов в каждой обозначенной вами сфере – значимый этап планирования. Причем необходимо прописывать все планы с конкретными сроками и формулировки сверять на основе SMART-критериев*. Постановка целей по SMART – эффективная технология постановки и формулировки целей. Четко сформулированные цели с измеримыми параметрами приведут к достижению результата и будут стимулом для дальнейшего развития.
К сведению
Цели должны быть выполнимы в определенном временном измерении. Они представлены в плане управленческих действий отдела образования, ДО, планах работы на год каждого дошкольного специалиста.
Вы можете воспользоваться разными инструментами: расписать цели рядом с КФБ, напротив каждой сферы; можно написать план для каждой сферы на отдельном листе, используя компьютерные возможности (Outlook). Эффективным методом структурирования и планирования деятельности является технология интеллект-карт, оформляемая в программе XMind.
Технологии тайм-менеджмента как современной дисциплины в управленческой науке помогают научиться целеустремленному, осознанному подходу к своей деятельности. Педагогу, управленцу необходимо уметь не только прогнозировать, но и организованно, целенаправленно воплощать задуманные идеи в реальность. И тогда наша жизнь и наше служение дошкольному делу будет по-настоящему содержательным и интересным.
