Реализация ПИР на уроках спецдисциплин как один из способов подготовки квалифицированных специалистов
В рамках реализации проекта «Модернизация технического и профессионального образования» МОН РК КГКП «Рудненский политехнический колледж» стал обладателем гранта. Данный проект был осуществлен при грантовой поддержке МОН РК через проект «Модернизация технического и профессионального образования», финансируемый Международным банком реконструкции и развития. Наш колледж разработал план институционального развития и принял участие в проекте.
К основным факторам риска была выбрана специальность, которая в настоящее время является наиболее востребованной на рынке труда (согласно обоснованию выбора специальности). Также специальность 0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» нуждалась в обновлении материально-технической базы более современным оборудованием, которое по анализу рыночных цен является дорогостоящим для сферы образования, и учебному заведению сложно осуществлять столь дорогостоящие финансовые вложения.
Целью деятельности колледжа является подготовка высококвалифицированных специалистов технического и профессионального образования, поэтому на первом месте стоит именно качество профессионального образования. Для подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов, способных применять новые технологии на практике и для обеспечения сегодняшних требований, диктуемых рынком труда, в нашем колледже было закуплено оборудование на 70 % от данной суммы гранта, а остальная часть денежных средств была израсходована на повышение квалификации преподавателей.
В рамках реализации плана институционального развития были приобретены лабораторные столы для предмета «Электрические измерения», успешно используемые в лабораторно-практическом модуле для специальностей «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» и «Автоматизация и управления». В процессе проведения лабораторных работ предусматривается усвоение обучающимися конструкции, взаимодействия узлов, приобретение навыков в поверке, настройке и расчете погрешностей приборов, сборке и подключении электрических схем.
Важно!
Реализация Плана институционального развития создала дополнительные условия для повышения качества образовательных услуг с учетом потребностей работодателей.
Целью проекта является повышение актуальности, качества и эффективности технического и профессионального образования (ТиПО) путем совершенствования политических механизмов и институционального потенциала.
Проект состоит из следующих компонентов
Компонент 1. Профессиональные стандарты и оценка технического и профессионального образования.
Предоставление товаров, консультационных услуг и обучения для
- создания национальной квалификационной системы и национальной квалификационной рамки;
- разработки профессиональных стандартов и пересмотра системы оценки квалификаций;
- разработки и внедрения методов и процедур для независимой институциональной аккредитации.
Компонент 2. Модернизация управления и финансирования технического и профессионального образования.
Предоставление товаров, консультационных услуг, обучение и финансирование дополнительных операционных расходов для
- модернизации политических механизмов в области руководства и системы управления, а также процедур и институциональных структур системы ТиПО;
- внедрения системы подушевого финансирования организаций ТиПО в выбранных областях;
- создания и внедрения эффективного механизма мониторинга и оценки ТиПО;
- поддержки процесса координации, реализации и управления проектом.
Компонент 3. Усиление потенциала учебных заведений технического и профессионального образования:
- предоставление товаров и консультационных услуг в целях разработки образовательных стандартов и типовых учебных программ, основанных на компетенциях на государственном уровне;
- предоставление под-грантов бенефициарам для реализации под-проектов для разработки программ обучения преподавателей на рабочем месте для внедрения модульных программ, основанных на компетенциях, в отобранных региональных центрах подготовки преподавателей;
- предоставление под-грантов бенефициарам для осуществления под-проектов по разработке и реализации планов институционального развития.
Предмет деятельности:
- реализация образовательных учебных программ технического и профессионального, послесреднего образования путем создания необходимых условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных на рынке труда, переподготовки и повышения их квалификации;
- внедрение и эффективное использование новых технологий обучения.
Анализ ключевых проблем, их масштабов, причин и последствий
Стабильная политическая обстановка, экономический рост страны, реализация государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, модернизация существующих и строительство новых предприятий способствуют повышенному спросу специалистов технического профиля, в том числе по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию электрического и электромеханического оборудования. Социально-культурное развитие и повышение благосостояния населения страны повышает интерес к образованию. Переизбыток выпускников высших учебных заведений и увеличивающийся спрос работодателей на специалистов среднего звена приводит к повышению спроса населения на услуги учебных заведений технического и профессионального образования. Таким образом, внешняя среда способствует активному развитию колледжа на рынке образовательных услуг.
Определение стратегической цели и задач развития специальности
Из результатов SWOT-анализа можно выделить следующие стратегические направления в развитии колледжа:
- развитие кадрового потенциала;
- расширение социального партнерства;
- улучшение имиджа колледжа;
- модернизация образовательного процесса и системы управления;
- укрепление материально-технической базы.
Результаты
- Высокое качество подготовки специалистов.
- Внедрен механизм постоянного повышения квалификации педагогических работников.
- Модернизирован процесс обучения: разработаны модульные программы, мультимедийные обучающие программы, электронные и учебно-методические пособия.
- Модернизирована система управления учебным процессом на базе.
- Высокий уровень материально-технической базы колледжа.
- Улучшено взаимодействие с действующими социальными партнерами и налажено сотрудничество с новыми социальными партнерами.
- Высокий уровень информационно-технического обеспечения.
С целью повышения качества подготовки специалистов подписаны договоры с социальными партнерами: ОАО ССГПО, КЕGOK, АО «КазТемирЖолы», АО «НК КТЖ».
Представители социальных партнеров, побывавшие в колледже, отметили, что приобретенные лабораторные столы послужат наглядным примером для получения практических знаний и умений, используемых на производстве. Мною опробованы и активно используются лабораторные столы, приобретенные у поставщиков из Семея для предмета «Электрические измерения» для специальностей «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» и «Автоматизация и управления». Некоторые из них не выполняли должный объем указанных в прайсе работ.
Разрабатываются, апробируются лабораторные столы по предмету: «Эксплуатация и наладка электрического оборудования». Есть возможность работать как со старыми, сделанными самими студентами и бережно сохраненными до сегодняшнего дня, так и с новыми лабораторными столами. Наверное, в этом и есть связь поколений. По горящим глазам студентов и их заинтересованным лицам, азарту, с которым происходит выполнение плановых лабораторных работ, заметно повышается интерес и мотивация к изучению основ будущей профессии.
Увиденное на практике, собранные своими руками схемы и ощущение хоть маленькой, но их победы качественно сказывается на понимании, усвоении и работоспособности обучающихся. А это залог востребованности на рынке труда в будущем. Ведь всем известно, что новые кадры должны превосходить по уровню профессионализма предыдущие. Преподаватели нашего колледжа осознают роль человеческого капитала и необходимость постоянного внедрения инноваций для этого.
Результаты анализа потребностей заинтересованных сторон
№ | Категории заинтересованных сторон | В чем они заинтересованы | Как их можно использовать в интересах учебного заведения |
---|---|---|---|
1 | Сотрудники | В постоянном рабочем месте и возможности стажировок | Активное участие в учебно-воспитательном процессе колледжа и профориентационной работе |
2 | Работодатели | В компетентных специалистах | Привлечение в качестве социальных партнеров, предоставление мест для практики, трудоустройство |
3 | Управления образования | В предоставлении качественных знаний | Повышение государственного заказа |
4 | Управления координации занятости и социальных программ | В специалистах, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для успешного трудоустройства | Проведение работы по информированию работодателей и выпускников школ о деятельности колледжа |
5 | Международные организации | В предоставлении консультационных услуг | Использование консультационных услуг при разработке модульных программ, учебно-методических материалов, а также при совершенствовании системы управления |
Результаты SWOT-анализа
Внутренняя среда | Сильные стороны | Слабые стороны |
– социальные партнеры представлены крупнейшими предприятиями региона; – высококвалифицированные сотрудники; – сильные международные связи; – хорошие традиции и имидж | – устаревшие образовательные программы; – устаревшее материально-техническое оснащение и недостаток учебно-методических материалов | |
Внешняя среда | Возможности | Угрозы (риски) |
– перспектива расширения производства социальных партнеров; – открытие новых предприятий в регионе; – увеличение количества абитуриентов за счет хорошей демографической обстановки | – изменение демографической ситуации; – отсутствие в стране производителей необходимого учебно-производственного оборудования |
