ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2018
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Реализация ПИР на уроках спецдисциплин как один из способов подготовки квалифицированных специалистов

В рамках реализации проекта «Модернизация технического и профессионального образования» МОН РК КГКП «Рудненский политехнический колледж» стал обладателем гранта. Данный проект был осуществлен при грантовой поддержке МОН РК через проект «Модернизация технического и профессионального образования», финансируемый Международным банком реконструкции и развития. Наш колледж разработал план институционального развития и принял участие в проекте.

К основным факторам риска была выбрана специальность, которая в настоящее время является наиболее востребованной на рынке труда (согласно обоснованию выбора специальности). Также специальность 0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» нуждалась в обновлении материально-технической базы более современным оборудованием, которое по анализу рыночных цен является дорогостоящим для сферы образования, и учебному заведению сложно осуществлять столь дорогостоящие финансовые вложения.

Целью деятельности колледжа является подготовка высококвалифицированных специалистов технического и профессионального образования, поэтому на первом месте стоит именно качество профессионального образования. Для подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов, способных применять новые технологии на практике и для обеспечения сегодняшних требований, диктуемых рынком труда, в нашем колледже было закуплено оборудование на 70 % от данной суммы гранта, а остальная часть денежных средств была израсходована на повышение квалификации преподавателей.

В рамках реализации плана институционального развития были приобретены лабораторные столы для предмета «Электрические измерения», успешно используемые в лабораторно-практическом модуле для специальностей «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» и «Автоматизация и управления». В процессе проведения лабораторных работ предусматривается усвоение обучающимися конструкции, взаимодействия узлов, приобретение навыков в поверке, настройке и расчете погрешностей приборов, сборке и подключении электрических схем.

 Важно!

Реализация Плана институционального развития создала дополнительные условия для повышения качества образовательных услуг с учетом потребностей работодателей.

Целью проекта является повышение актуальности, качества и эффективности технического и профессионального образования (ТиПО) путем совершенствования политических механизмов и институционального потенциала.

Проект состоит из следующих компонентов

Компонент 1. Профессиональные стандарты и оценка технического и профессионального образования.

Предоставление товаров, консультационных услуг и обучения для

  • создания национальной квалификационной системы и национальной квалификационной рамки;
  • разработки профессиональных стандартов и пересмотра системы оценки квалификаций;
  • разработки и внедрения методов и процедур для независимой институциональной аккредитации.

Компонент 2. Модернизация управления и финансирования технического и профессионального образования.

Предоставление товаров, консультационных услуг, обучение и финансирование дополнительных операционных расходов для

  • модернизации политических механизмов в области руководства и системы управления, а также процедур и институциональных структур системы ТиПО;
  • внедрения системы подушевого финансирования организаций ТиПО в выбранных областях;
  • создания и внедрения эффективного механизма мониторинга и оценки ТиПО;
  • поддержки процесса координации, реализации и управления проектом.

Компонент 3. Усиление потенциала учебных заведений технического и профессионального образования:

  • предоставление товаров и консультационных услуг в целях разработки образовательных стандартов и типовых учебных программ, основанных на компетенциях на государственном уровне;
  • предоставление под-грантов бенефициарам для реализации под-проектов для разработки программ обучения преподавателей на рабочем месте для внедрения модульных программ, основанных на компетенциях, в отобранных региональных центрах подготовки преподавателей;
  • предоставление под-грантов бенефициарам для осуществления под-проектов по разработке и реализации планов институционального развития.

Предмет деятельности:

  • реализация образовательных учебных программ технического и профессионального, послесреднего образования путем создания необходимых условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных на рынке труда, переподготовки и повышения их квалификации;
  • внедрение и эффективное использование новых технологий обучения.

Анализ ключевых проблем, их масштабов, причин и последствий

Стабильная политическая обстановка, экономический рост страны, реализация государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, модернизация существующих и строительство новых предприятий способствуют повышенному спросу специалистов технического профиля, в том числе по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию электрического и электромеханического оборудования. Социально-культурное развитие и повышение благосостояния населения страны повышает интерес к образованию. Переизбыток выпускников высших учебных заведений и увеличивающийся спрос работодателей на специалистов среднего звена приводит к повышению спроса населения на услуги учебных заведений технического и профессионального образования. Таким образом, внешняя среда способствует активному развитию колледжа на рынке образовательных услуг.

Определение стратегической цели и задач развития специальности

Из результатов SWOT-анализа можно выделить следующие стратегические направления в развитии колледжа:

  • развитие кадрового потенциала;
  • расширение социального партнерства;
  • улучшение имиджа колледжа;
  • модернизация образовательного процесса и системы управления;
  • укрепление материально-технической базы.

Результаты

  • Высокое качество подготовки специалистов.
  • Внедрен механизм постоянного повышения квалификации педагогических работников.
  • Модернизирован процесс обучения: разработаны модульные программы, мультимедийные обучающие программы, электронные и учебно-методические пособия.
  • Модернизирована система управления учебным процессом на базе.
  • Высокий уровень материально-технической базы колледжа.
  • Улучшено взаимодействие с действующими социальными партнерами и налажено сотрудничество с новыми социальными партнерами.
  • Высокий уровень информационно-технического обеспечения.

С целью повышения качества подготовки специалистов подписаны договоры с социальными партнерами: ОАО ССГПО, КЕGOK, АО «КазТемирЖолы», АО «НК КТЖ».

Представители социальных партнеров, побывавшие в колледже, отметили, что приобретенные лабораторные столы послужат наглядным примером для получения практических знаний и умений, используемых на производстве. Мною опробованы и активно используются лабораторные столы, приобретенные у поставщиков из Семея для предмета «Электрические измерения» для специальностей «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)» и «Автоматизация и управления». Некоторые из них не выполняли должный объем указанных в прайсе работ.

Разрабатываются, апробируются лабораторные столы по предмету: «Эксплуатация и наладка электрического оборудования». Есть возможность работать как со старыми, сделанными самими студентами и бережно сохраненными до сегодняшнего дня, так и с новыми лабораторными столами. Наверное, в этом и есть связь поколений. По горящим глазам студентов и их заинтересованным лицам, азарту, с которым происходит выполнение плановых лабораторных работ, заметно повышается интерес и мотивация к изучению основ будущей профессии.

Увиденное на практике, собранные своими руками схемы и ощущение хоть маленькой, но их победы качественно сказывается на понимании, усвоении и работоспособности обучающихся. А это залог востребованности на рынке труда в будущем. Ведь всем известно, что новые кадры должны превосходить по уровню профессионализма предыдущие. Преподаватели нашего колледжа осознают роль человеческого капитала и необходимость постоянного внедрения инноваций для этого.

Результаты анализа потребностей заинтересованных сторон
Категории заинтересованных сторонВ чем они заинтересованыКак их можно использовать в интересах учебного заведения
1СотрудникиВ постоянном рабочем месте и возможности стажировокАктивное участие в учебно-воспитательном процессе колледжа и профориентационной работе
2РаботодателиВ компетентных специалистахПривлечение в качестве социальных партнеров, предоставление мест для практики, трудоустройство
3Управления образованияВ предоставлении качественных знанийПовышение государственного заказа
4Управления координации занятости и социальных программВ специалистах, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для успешного трудоустройстваПроведение работы по информированию работодателей и выпускников школ о деятельности колледжа
5Международные организацииВ предоставлении консультационных услугИспользование консультационных услуг при разработке модульных программ, учебно-методических материалов, а также при совершенствовании системы управления
Результаты SWOT-анализа
Внутренняя средаСильные стороныСлабые стороны
– социальные партнеры представлены крупнейшими предприятиями региона;
– высококвалифицированные сотрудники;
– сильные международные связи;
– хорошие традиции и имидж
– устаревшие образовательные программы;
– устаревшее материально-техническое оснащение и недостаток учебно-методических материалов
Внешняя средаВозможностиУгрозы (риски)
– перспектива расширения производства социальных партнеров;
– открытие новых предприятий в регионе;
– увеличение количества абитуриентов за счет хорошей демографической обстановки
– изменение демографической ситуации;
– отсутствие в стране производителей необходимого учебно-производственного оборудования