ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Механизм и инструментарий проведения дистанционных курсов

В нашей республике предприняты кардинальные шаги-действия по разработке механизма влияния повышения квалификации на качество образования.

Во-первых, это внедрение идей Кембриджского проекта и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ или дессиминация полученных знаний на трехмесячных уровневых курсах повышения квалификации в своих педагогических коллективах.

Во-вторых, это то проблемное поле, на котором необходимо совместное эффективное сотрудничество всех участников образовательного процесса, адекватные действия по созданию системы обобщения и активного использования в массовой педагогической практике инновационного опыта лучших школ и лучших учителей.

Инновационный опыт, ориентированный на индивидуальную траекторию развития как учителя, так и ученика будет группироваться вокруг следующих намечаемых принципиальных изменений в образовании, имеющих системный характер:

  • формирование нового представления о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки;
  • определение новых подходов к аттестации педагогических кадров и образовательных программ (Новая система аттестации должна быть направлена на изменение отношения к педагогическому труду, выработке оптимальных критериев оценки профессиональной деятельности педагогов, способствующих повышению социального его статуса (включая научно-исследовательскую работу с одаренными детьми).);
  • создание эффективных стимулов для введения новой оплаты труда учителей, увязывающей заработную плату с его результатами труда и др.

Сегодня «гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Важно понять и другое: что требуется от учителя? Перед организациями образования республики стоит задача – изменить сознание, креативность мышления педагогов, выработать у них новое отношение к своей привычной профессиональной деятельности, стремиться к профессиональной зрелости и мастерству.

Рост темпа жизни, увеличение потока информации в современном обществе предъявляют всё новые требования к специалистам, а вузы уже не способны обеспечить подготовку, поэтому проблема организации повышения квалификации является важной и особенно остро стоит в системе образования.

Исследователи Б. С. Гершунский и Н. А. Ситникова писали о том, что «необходимо обратить внимание на весьма важное обстоятельство: если учебно-воспитательный процесс (его цели, содержание, методы, средства, организационные формы) должен опережать сегодняшние общественные потребности, то содержание подготовки и повышения квалификации педагогических кадров должно опережать эти же потребности в еще большей степени, с большим периодом упреждения. Речь идет, таким образом, о своеобразном «двойном опережении» профессиональной подготовки учителей», при этом они особо подчеркивали, что это требование имеет самое непосредственное отношение к содержанию компьютерной грамотности и информационной культуры педагогов, поскольку знания в такой динамичной, мобильной области как информатика и вычислительная техника обновляются исключительно быстро». В то же время А. А. Кузнецов и В. П. Долматов отмечали, что «методические системы учебных предметов претерпевают заметные изменения с периодом порядка 10–15 лет», а для информатики «характерен динамизм в изменении ее методической системы обучения».

К сведению

Каждая профессия требует постоянного совершенствования. Перемены, происходящие во всех сферах нашего общества, делают актуальной задачу создания условий для непрерывного и свободного развития способностей каждого человека и поэтому предъявляют новые требования к системе повышения квалификации педагогов.

Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.

Дистанционное образование

Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Интернета. По существу это новая форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий для управления процессом обучения, основная форма организации учебного процесса в системе дистанционного образования.

Достоинства дистанционного обучения

Отметим наиболее существенные, на наш взгляд, достоинства современных дистанционных форм обучения.

Оперативное взаимодействие преподавателя и слушателей

Опора на технологии Интернета позволяет наладить постоянные контакты преподавателя и слушателей. Электронная почта работает значительно быстрее обычной – электронные письма доходят до адресата за считанные минуты. Тем самым преподаватель получает возможность оперативно реагировать на запросы слушателя, контролировать и корректировать его работу.

Доступность дистанционных курсов для жителей разных регионов и разных групп населения

Дистанционное обучение доступно слушателям независимо от места их проживания. Жители отдаленных регионов получают возможность учиться в ведущих учебных центрах страны без дорогостоящих переездов к месту обучения. Дистанционные формы работы важны также для людей с ограниченными возможностями (инвалидов), которые смогут обучаться в домашних условиях.

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения

Дистанционное обучение индивидуально по своей природе. Здесь слушатель сам планирует свое учебное время, выбирает нужный и удобный ему темп изучения материала. При разумной организации дистанционный курс может учитывать особенности конкретного слушателя и допускать индивидуальный путь обучения, что довольно сложно организовать на занятиях в группе на очных курсах. Гипертекстовый стиль организации учебного материала позволяет естественным образом получать отдельные срезы, посвященные разным учебным задачам и ориентированные на разный уровень подготовленности слушателей.

Наличие развитой среды обучения

Новые информационные технологии заметно обогащают среду обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов слушателям могут предлагаться

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники и энциклопедии;
  • учебные аудиои видеоматериалы;
  • информационные материалы, размещенные в Интернете.

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

На дистанционных курсах с успехом можно использовать инновационные формы обучения. В дистанционном обучении стали широко применяться методы коллективной работы, метод проектов. Такие методы ориентированы на повышение учебной активности слушателей, активизацию творческих способностей личности и коллектива.

В современном дистанционном обучении используются все основные средства технологий Интернета:

  • электронная почта;
  • чаты, телеконференции;
  • WWW-серверы;
  • FTP-службы;
  • видеоконференции.

Многие ведущие центры дистанционного обучения оснащены высокоскоростными каналами выхода в Интернет, имеют комплексы web-серверов и порталов с разнообразными учебными материалами, базами данных, архивами учебных видеофильмов, электронными лабораториями.

Инфраструктура дистанционного образования особенно интенсивно развивается в ведущих индустриальных странах, в которых качественное образование становится одним из главных приоритетов.

Отметим, что перечисленные достоинства дистанционных форм обучения реализуются не только при наличии всей палитры средств информационных технологий.

Среда обучения

Для успешного проведения дистанционного курса желательно организовать для слушателей учебную среду, включающую разнообразные учебные мультимедийные средства, гипертекстовые документы. Создание такой среды и подготовка учебных материалов в электронном виде в значительной степени увеличивают нагрузку на разработчиков курса. Не секрет, что часто лекторы на очных курсах не утруждают себя изготовлением конспектов для слушателей, иллюстративных слайдов, демонстрационных примеров. Учебный материал излагается обычно устно, часто в импровизационной манере, с использованием доски и мела. Привычным делом считается диктовка лектором текстов для записи или конспектирование лекции самими студентами.

В дистанционном обучении хорошо проработанные учебные материалы являются, на наш взгляд, необходимым элементом обучения. Эти материалы в электронном виде могут пересылаться слушателям по электронной почте, а при наличии соответствующей издательской базы слушателям могут передаваться растиражированные типографским способом учебные пособия (книги, конспекты, брошюры, компакт-диски). Учебные материалы могут также размещаться на учебном web-сервере.

Поскольку от обучаемых ожидается самостоятельная работа, желательно предложить им список дополнительной литературы, ссылки на ресурсы Интернета, которые слушатели смогут использовать в своей работе. Список ссылок требует регулярного обновления, поскольку новые интересные материалы в Интернете публикуются постоянно, а старые ссылки нередко теряют силу.

Дистанционный курс должен

  • базироваться на учебных материалах высокого качества, отражающих современный уровень развития предметной области;
  • быть доступным для понимания и освоения слушателями;
  • иметь продуманную структуру учебного материала, сбалансированные по объему и сложности учебные блоки и задания;
  • включать разнообразные формы проверки полученных знаний.

Для успешного проведения дистанционного курса следует

  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых;
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения слушателей;
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

К сведению

Курс всегда является авторским. Даже основываясь на общих психолого-педагогических принципах, преподаватели могут по-разному строить методики обучения исходя из своего опыта, интуиции, личных предпочтений.

Все перечисленные требования можно отнести и к разработке материалов для традиционных очных курсов. Так в чем же состоит специфика дистанционных курсов? Предлагается каждому потенциальному преподавателю дистанционного курса задуматься и задать себе вопрос: что он может предложить слушателям, которые начнут обучение не в классной аудитории, а у своего домашнего компьютера? Будем надеяться, что в список составленных преподавателем предложений и пожеланий войдут многие из тех пунктов, которые были перечислены выше.
 

Вопрос-ответ
В какой среде разрабатывать дистанционный курс?
Часто возникает вопрос о том, существуют ли специальные средства, позволяющие разрабатывать дистанционные курсы.

Такие средства, безусловно, существуют, и многие из них реально облегчают создание материалов для дистанционных курсов. Однако хотелось бы предостеречь от типичной ошибки, которую нередко совершают начинающие дизайнеры курсов: не стоит подменять задачу построения дистанционного курса проблемой поиска подходящего инструментального средства.

Основные трудозатраты при разработке курса связаны с написанием и подбором учебного материала, проектированием адекватных средств проверки и оценки знаний, продумыванием мотивационной основы курса. Вопрос выбора инструментария здесь является вторичным.

 Важно!

«Хороший» дистанционный курс– это высококвалифицированный, добросовестный преподаватель, заинтересованный в результатах своей работы.

Если разрабатывается небольшой курс, рассчитанный, например, на краткосрочные курсы повышения квалификации, то для представления учебного материала (текстов, иллюстраций, графиков, видеофрагментов) на первых порах вполне достаточно средств, предлагаемых офисными пакетами, в частности пакетом Microsoft Office. Этот пакет на сегодняшний день является наиболее доступным и широко распространенным програм-мным продуктом. Даже текстовый редактор Word из упомянутого офисного пакета теперь имеет столь богатые возможности, что без особого труда позволяет создавать гипертекстовые структуры с элементами графики, звуком и видео.

Преимущества дистанционных курсов повышения квалификации для учителей

Дистанционные курсы повышения квалификации учителей имеют следующие преимущества:

  • это одна из утвердившихся форм обучения наравне с очным и заочным обучением;
  • в современном обществе дистанционное обучение становится всё более востребованным;
  • независимо от местонахождения каждый может учиться на дистанционных курсах, при этом выбрав определенный курс и ознакомившись с детальной программой обучения.

 Важно!

Учителя постоянно должны проходить программы повышения квалификации, совершенствовать и поднимать уровень своих знаний, а значит, дистанционные курсы повышения квалификации учителей сегодня особенно актуальны.

Часто поездка в другой город становится проблематичной для учителя, а дистанционный курс дает возможность пройти обучение не выходя из дома. Да и затраты на проведение обычных курсов повышения квалификации учителей выше, чем затраты на организацию дистанционных курсов на дому.

Отличия дистанционного курса от обычных курсов повышения квалификации – это активность, самостоятельность, ответственность и организованность курсанта.

Если в процессе очного обучения на курсах повышения квалификации учителей роль преподавателя более активна (он выстраивает материал, задает вопросы, готовит задания и вычитывает материал), то в процессе дистанционного обучения роль преподавателя пассивна.

В процессе обучения на расстоянии большую активность должен проявить слушатель курсов. Он должен организовать процесс обучения темы самостоятельно, поставить перед собой учебную задачу и достигнуть намеченного результата. При изучении курса на расстоянии (дистанционно) от учителя требуется больше поисковой, творческой деятельности.

К сведению

Дистанционные курсы повышения квалификации учителей интересны по формам и методам обучения. Это и наличие достаточного теоретического материала, и множество заданий, вопросов, тестов для проверки и самопроверки, систематические онлайн-занятия с преподавателями института повышения квалификации.

Психологическая модель обучаемого в процессе дистанционного обучения отличается от традиционной. Разработаны две модели повышения квалификации учителей: традиционная и метод проектов.

В соответствии с традиционной моделью подготовка учителей будет проходить в 3 этапа. Первый шаг – освоение компьютера и навыки работы на ПК. Второй этап – освоение средств коммуникационных технологий Интернета. Третий, не менее важный – методика преподавания школьного предмета (приемы, формы обучения и др.) в дистанционном режиме.

Метод проектов (индивидуальный или коллективный) дает возможность не только получить, но и качественно усвоить материал курса. А защитная работа в виде проекта станет обобщением знаний в своей области преподавания.

Для того чтобы пройти дистанционный курс необходимо

  • выбрать курс и подать заявку;
  • иметь электронную почту для приема учебных материалов и коммуникации с преподавателем;
  • ознакомиться с модулями курса;
  • составить расписание работы над курсом;
  • самостоятельно прорабатывать модули;
  • проверить выученный материал с помощью тестов и контрольных вопросов в конце каждого модуля;
  • задания высылать преподавателю на проверку;
  • получить сертификат о прохождении курсов.

Таким образом, дистанционные курсы повышения квалификации учителей предназначены для тех, кто готов поднимать свой уровень мастерства, быть творческими и активными с помощью современных коммуникационных технологий.

В современной образовательной ситуации можно в системе повышения квалификации обозначить несколько линий изменения в профессиональном развитии педагогов.

  • Развитие форм профессионального развития как механизмов управления инновационными процессами. Среди них можно обозначить следующие:
  • педагогические мастерские как форма освоения культурной педагогической системы и ее реализация в инновационной школе, вхождение в исследовательскую деятельность;
  • организация нового типа семинаров в инновационной школе: семинары погружения, семинары-проблематизации, семинар-рефлексия, проектный семинар, методологический семинар, экспертный семинар;
  • конференции педагогов школы по обсуждению хода инновационной деятельности;
  • методические дни для молодых педагогов;
  • открытый профессиональный клуб, школа профессионального успеха;
  • интернет-марафоны, интернет-педсоветы, семинары, проводимые в онлайн-режиме и др.
  • Появление новых форм и технологий повышения квалификации, что позволяет выделить следующие прецеденты изменений:
  • внедрение андрагогической модели в повышении квалификации, учитывающей ведущую роль самого обучающегося;
  • модульное построение программ повышения квалификации;
  • творческие мастерские;
  • выбор и индивидуализация в программах обучения, «свободное расписание»;
  • информационные технологии в повышении квалификации;
  • дистанционные формы;
  • организационно-деятельностные формы повышения квалификации, деловые игры, тренинги;
  • проектный подход (развитие проектной культуры, организация и сопровождение проектной деятельности педагогов);
  • исследовательская деятельность педагогов;
  • целевые программы повышения квалификации для конкретного педагогического коллектива школы (выездные сессии, педагогические десанты, научно-образовательное сопровождение изменений в школе и др.;
  • повышение квалификации школьных команд;
  • формирование заказа педагогов на повышение квалификации;
  • компетентностный подход в программах повышения квалификации;
  • формирование и обучение школьных команд;
  • диалогизация пространства повышения квалификации;
  • технологизация организации сессий в направлении развивающего характера курсов повышения квалификации (типология сессий по базовому процессу: введение (самодиагностика) – основной учебный процесс – «рефлексивно-оценочный»)

Программы обучающих семинаров, психолого-педагогических тренингов, деловых игр отвечают современным требованиям.

В них предполагается отражение последних достижений науки, техники, культуры и других сфер общественной деятельности, приоритетность тех ли иных вопросов и разделов программы, связанных с профессиональными затруднениями учителя. Учебные и учебно-тематические планы разработаны по блочно-модульному принципу. В учебно-тематическом плане разграничены полномочия и ответственность учебного заведения по формированию содержания образования за счет разделения содержания на инвариантный и вариативный компоненты, базовые (трехуровневые) и учебные вариативные модули. Структурно-модульное построение содержания обучения позволило осуществить дифференцированный подход путем проектирования модулей, обеспечивающих разработку курса в зависимости от потребностей и типичных затруднений педагогов (работа в проблемном поле учителя). Содержание учебно-тематического плана для слушателей курсов состоит из двух частей: инвариантной, общей для всех слушателей, и вариативной (по выбору учителей-предметников).

Основным способом осуществления дифференциации и индивидуализации обучения слушателей является проведение различного рода целевых, проблемных, творческих специальных семинаров и спецкурсов, мастер-классов (по выбору слушателей). В результате курсового и межкурсового обучения учитель реально может добрать до «эталона» профессионально необходимых ему знаний и умений на пути к овладению профессиональной культуры и мастерства на основе индивидуального образовательного маршрута каждого учителя в повышении квалификации.

В связи с бурным развитием Интернета огромную популярность получили обучающие курсы. Огромным спросом пользуются обучающие курсы в формате видео, получившие название «видеокурсы».
 

Вопрос-ответ
Что же такое «обучающие видеокурсы», и почему они пользуются такой популярностью?

Видеокурсы – это эффективнейший инструмент дистанционного обучения. Специалист в определенной области записывает свои знания из этой области на видео в виде обучающих видеоуроков, где подробно, шаг за шагом раскрывает тематику излагаемого вопроса. Эти видеоуроки объединяются в группы уроков по той или иной теме, что приводит к созданию целостного обучающего материала, который можно изучать не выходя из дома, сидя прямо за компьютером. При этом создается эффект, что учитель находится рядом и объясняет, что и как делать.

Одной из разновидностей, распространяемых через Интернет видеокурсов, является интернет-семинар, записанный на DVD-диск или запись интернет-семинара в его электронной версии для скачивания через Интернет. Для тех, кто не знает, интернет-семинар (он же вебинар) – это семинар, проводимый одним или несколькими ведущими через Интернет в режиме реального времени.

Видеокурсы (видеоуроки) или интернет-семинары могут проводиться в форме тренингов. Тогда запись такого тренинга, распространяемого в виде DVD или электронной версии для скачивания, является еще одной разновидностью видеокурса. И называется просто «тренинг» или «видеотренинг».

Преимущества дистанционного обучения при помощи видеокурсов

Видеокурсы – это самый доступный и в то же время наиболее эффективный метод обучения, который обеспечивает более высокую усвояемость материала.

Исследования последних лет показали, что усвояемость материала при обучении с помощью видеокурсов намного выше, чем при посещении курсов в реальной жизни.

Это связано в первую очередь с тем, что человек сам выбирает удобное время обучения. К тому же обычно обучение происходит в уютной домашней обстановке, поэтому эффективность усвоения резко повышается. Для многих существенную роль играет и то, что нет отвлекающих факторов: присутствие посторонних людей, которые могут шуметь, переговариваясь друг с другом, отвлекая обучающегося.

Если обучающийся что-то не понял с первого раза или пропустил из-за невнимательности, он может отмотать запись обучающего диска назад и посмотреть непонятное место еще раз. Если все равно что-то непонятно, то, находясь за компьютером, всегда можно задать уточняющий вопрос через поисковик в Интернете (например, что означает слово, с которым учителя раньше не сталкивались).

При обучении оффлайн не всегда есть возможность уточнить у преподавателя тот или иной непонятный вопрос из-за разных причин.

Более качественная подача информации

Платные обучающие видеокурсы, продаваемые через Интернет, делают профессионалы своего дела. Они специально разрабатывают понятную и удобную схему подачи информации, следят за доступностью подачи, а также за тем, чтобы не пропустить что-то важное. Видеоуроки, входящие в видеокурс, доводятся неоднократными перезаписями с точки зрения учителя до совершенства и только после этого принимают окончательный вид.

При обучении в реальной жизни на качество преподавания материала очень сильно влияет человеческий фактор. Как бы хорош ни был преподаватель при живом общении с учениками, он может что-то существенное пропустить или непонятно для большинства слушателей выразить свою мысль. Разных накладок и неточностей, как показывает практика, при обучении на оффлайн-курсах предостаточно даже у высококлассных специалистов, отлично разбирающихся в теме обучения.

Нет жесткого графика прохождения обучения, присущего всем обучающим курсам, семинарам и тренингам оффлайн.

Почти все видеокурсы устроены так, что если человек что-то забыл, он легко сможет найти на диске интересующее его место.

К сведению

Авторами видеокурсов приводится много наглядных примеров, что на порядок повышает быстроту обучения и легкость усвоения изучаемого материала.

Таким образом, чтобы соответствовать современным запросам общества и умело применять требования, диктуемые образовательными стандартами, школьный учитель должен регулярно повышать собственную профессиональную квалификацию. Новые технологии и развитие сети Интернет позволяют сегодня улучшать свои компетенции, в том числе и дистанционно.

Повышение профессиональной квалификации имеет своей целью перейти на смежную профессию, усовершенствовать знания в каком-либо вопросе, получить навыки в решении практических задач и в целом улучшить качество школьного образования.В ЕШКУ

Какие преимущества дистанционных курсов повышения квалификации для учителей?

  • Получить психологическую поддержку независимо от местонахождения
  • Независимо от местонахождения получить определенный курс по определенной программе обучения

Дистанционные курсы повышения квалификации учителей имеют следующие преимущества:

  • это одна из утвердившихся форм обучения, наравне с очным и заочным обучением;
  • в современном обществе дистанционное обучение становится все более востребованным;
  • независимо от местонахождения, каждый может учиться на дистанционных курсах, при этом выбрав определенный курс и ознакомившись с детальной программой обучения.