Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

Сотовый телефон, компьютер или планшет – такая удобная вещь для отвлечения ребенка. В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют.
Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем у него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж родители решили допустить к технике, то они не должны забывать о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами: кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.
К сведению
Научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга.
Вопрос-ответ
Кто больше зависим от игр на компьютере?
Самый зависимый и в то же время нежелательный возраст – это 12–15 лет.
По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек гораздо меньше.
Несколько фактов
- Самостоятельно только около 20 % детей могут перерасти эту проблему.
- Ребенок может находиться за компьютером не более одного часа в день, подросток – до 2–3 часов с перерывами.
- Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.
К сведению
Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются. Отдавайте предпочтение обучающим и развивающим программам, а не развлекательным играм, так как дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Ребенок испытывает раздражение, если его отвлекают от компьютера, проявляя даже некоторую агрессию. Он отдает предпочтение компьютеру, а не общению со сверстниками. Увлекаясь компьютером, ребенок может гораздо меньше интересоваться обыкновенными игрушками и постоянно стремиться к монитору, к виртуальным играм. Важно знать, что большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый период. Они организованы, сконструированы, нарисованы и запрограммированы людьми старшего поколения без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.
Вопрос-ответ
Насколько компьютер вреден для здоровья?
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике: делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз.
Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2–3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.
Развивающая программа должна
- соответствовать возрасту ребенка;
- состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;
- занимать по времени не более 15 минут, чтобы игру можно было прервать не приводя малыша к раздражению.
Как и любые занятия компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
за правильный ответ
