Использование критического мышления в преподавании

«Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса» – гласит восточная мудрость. Действительно, в век высоких технологий роль учителя в образовательном процессе возрастает, ведь детей сейчас очень сложно удивить, заинтересовать, увлечь. Именно поэтому преподавателю приходится применять на себя роль и актера, и режиссера-постановщика, и психолога, и профессионального ведущего, и исследователя, что делает его работу такой универсальной. Не каждому дано справиться с такой непростой задачей находя время для каждого ученика.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», – говорил Конфуций. Меняется время и люди, живущие в нем, а это значит, что и учитель должен идти в ногу со временем, чтобы стать посредником между детством и взрослостью, а также между людьми разных поколений.
В Центре педагогического мастерства я прошла курсы обучения школьных тренеров. Затем в школе была организована группа слушателей. Тренинги с педагогами проводились в соответствии с предложенным планом, который мы должны были реализовать в течение года.
К сведению
Педагог нашего времени – творческая, конкурентоспособная, культурная, сильная и независимая личность, главной движущей силой которой является любовь к детям. Современный учитель не может позволить себе останавливаться на достигнутом, он должен постоянно самосовершенствоваться и даже учиться чему-то у своих учеников.
В процессе занятий учителя знакомились с материалами программы, обсуждали в группе с коллегами новые методы, приемы и формы работы по совершенствованию практики преподавания, изучали опыт зарубежных школ, делились своими знаниями, приводили примеры из личного опыта. Учителя дали курсам положительную оценку, убедившись в их эффективности.
Организация курсов на базе школы была успешной по ряду причин.
Во-первых, курсы проходили без отрыва от работы, в свободное время.
Во-вторых, мне как тренеру было удобно работать с коллективом, который я знаю. Время, проведенное вместе, сплотило группу преподавателей, участвовавших в курсах. Им было интересно делиться мыслями, наблюдениями, идеями, приобретенными в ходе практики. Общение с коллегами привносило в работу новые впечатления.
В-третьих, теоретический материал сразу можно было использовать на практике.
В-четвертых, за короткое время имеют возможность обучиться многие учителя из одной школы. В перспективе нужно практиковать практику проведения курсов на базе школы.
Со временем у меня появился опыт в планировании и проведении тренингов. Стало ясно, что в организации тренинга важны последовательные методы, а именно: активизация внимания, информация, практика, обратная связь.
Во время практической деятельности преподаватели смогли продемонстрировать открытые уроки, основанные на новых подходах в обучении. Учителя дали высокую оценку посещенным урокам, отметив высокую активность учащихся на уроках, а также тому, как осуществлялась своевременная обратная связь, как были использованы различные формы работы и как велась исследовательская работа. Были и трудности: заставить учителей поменять свои убеждения и подходы к обучению.
Группа слушателей закончила программный материал и отправилась на практику. В конце учебного года курсанты сдали отчеты, и им торжественно были выданы свидетельства.
К сведению
За каждым современным педагогом стоит его наставник. А за каждым его успешным учеником, который любит свое дело, – целая команда. Все талантливые учителя являются продуктом других талантливых учителей, которые своим примером зажгли в них огонь и показали, насколько интересной может быть профессия педагога.
Благодаря тренерским курсам появилась возможность помочь моим курсантам стать успешными в работе. Команду, объединенную общей целью, где опыт, знания, энергия каждого приумножаются, обязательно ждет успех.
Тренинг «Использование критического мышления в преподавании»
Цель: сделать вывод о важности и актуальности критического мышления.
Результат обучения: разработать подходы к развитию критического мышления на своих уроках.
Ключевые идеи. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения.
Ход тренинга
1. Вступительное слово тренера – Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное – принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой. |
2. Психологический настрой «Кувшин счастья» Уважаемые коллеги, поднимите руки вверх. Представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, который наполнен счастьем, добром, хорошим настроением… А теперь – вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу. |
3. Подготовка к восприятию – Посмотрите на слова, написанные на доске. Опираясь на эти слова, определите тему сегодняшнего занятия. Направленное, обдуманное, дисциплинируемое, оценивающее, корректирующее, творческое. |
4. Прием «Послушать – сговориться – обсуждать» Критическое мышление – это… |
5. Задание • В течение 1 минуты каждый должен написать прилагательные, которые характеризуют «успешного» человека. • Подчеркните те качества, которые относятся только к вам. – Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Вывод. Критическое мышление – нормальное состояние, когда мы подвергаем сомнению высказывания и даже собственные мысли. Вот и детей нужно научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать ее, «переваривать» находя дополнительную информацию, проверяя источники, и только потом делать выводы. |
6. Просмотр видеопрезентации «КМ». После просмотра педагоги составляют кластер и делают вывод. Например, если такой тип мышления развит, индивиду присущи следующие умения и способности: – делать обоснованные выводы и проверять их правильность по критериям; – собирать информацию, которая нужна для разрешения вопроса; – рассуждать и обосновывать свою позицию; – четко и ясно формулировать вопрос, проблему или требование; – использовать и интерпретировать абстрактные идеи; – эффективно взаимодействовать с людьми при поиске новых решений; – судить без предубеждений, используя альтернативные системы мышления при необходимости. |
7. Работа в группах. Каждая группа получает задания. Прием «Безумный архитектор». – Перед тем как приступить к занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам как архитектору заказали проект дома. Давайте нарисуем его. Заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна стать оранжевой, «тарелка» – сделайте круглые окна в ванной и т. д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Изучается раздаточный материал, готовится постер. Наблюдение за умением взаимодействовать в группе. |
8. Просмотр презентации Б. Блума «Таблица мыслительных операций», «Образцы вопросов для разработки уроков». |
9. Упражнение высокой активности (5 мин.). «Если весело живется, делай так» – веселая и легкая игра, которая понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяются строчки «Если весело живется, делай так». Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок и т. д. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов «делай так» повторяются сразу все движения. |
10. Мастер-класс «Приемы КМ». Прием «Печа-куча» (в переводе с японского «Болтовня»). Данный прием является самым популярным во время проведения информационно-развивающего досуга. Появляется возможность говорить о важном интересно и динамично. «Печа-куча» представляется в 10 слайдах. На каждый слайд отводится 20 секунд. Каждый участник должен в указанное время рассказать о том, что он видит, не делая остановки (7 чел.). Прием «Кто я? (6 чел.). Тренер приглашает несколько участников, которые становятся друг за другом. На лоб каждому участнику прикрепляется стикер с одним словом, которое он должен объяснить. Прием «Тайный предмет». Напишите 5 вопросов к тайному предмету. Затем напишите как можно больше предназначений к этому предмету. |
11. Рефлексия Была ли полученная информация полезной для вас? (Да, нет, не совсем.) На каких уроках можно использовать приемы КМ? Возможно ли в вашей практике использование приемов КМ? (Да, нет, уже применяю.) Хотелось бы вам посетить открытый урок с применением КМ? (Нет, с удовольствием, могла бы сама провести его.) |
12. Заключение Принято считать, что критическое мышление – совершенно обычный для любого человека процесс или даже естественный способ мыслить. Но на деле всё гораздо сложнее: люди часто уклоняются от критического мышления, относятся к явлениям предвзято или, наоборот, слишком снисходительно. Однако воспитать в себе правильное мышление – значит и повысить качество жизни. И если приучить себя не жить иллюзиями, можно достигнуть успехов во всех сферах деятельности. Доктор медицины утверждает, что здоровый мозг – это ключ к улучшению внешнего и внутреннего состояния тела. Словом, повседневная жизнь может и улучшить, и ухудшить работу мозга. Что вы выберете: здоровый мозг и комфортную жизнь или больной мозг и проблемы со здоровьем и делами? Выбор за вами. |
за правильный ответ
