Компетентностный подход в обучении английскому языку
Прежде всего нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
Компетентность – это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.
Учебный предмет «Английский язык» можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность. Предмет «Английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.
А. В. Хуторская выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая –обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.
- Общекультурная – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательная – перекликается с технологией развивающего обучения формированием навыков учебной деятельности. Поэтому в своей практике не первый год реализую эту цепочку взаимосвязанных компонентов учебно-познавательной деятельности. Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке.
- Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.
Типичные вопросы при обсуждении
Вопрос-ответ
В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?
Опыт работы в школе убеждает в необходимости использования в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, а именно уровневой дифференциации.
Таким образом, ученик осознает и цель своей работы, и доступность ее достижения, следовательно, будет осознанно стремиться к ее выполнению.
Некоторым ученикам нелегко дается навык перевода предложений из прямой речи в косвенную. Поэтому им предлагается следующий алгоритм действий.
Алгоритм перевода предложений из прямой речи в косвенную
1. Определи тип предложения в косвенной речи (повествовательное предложение, общий (альтернативный) вопрос, специальный вопрос, повелительное наклонение + –).
Выбери средство связи главной и придаточной частей (союзы that, if, вопросительное слово, бессоюзная связь).
2. Определи, какое время ты используешь в главной части
1) если это прошедшее время 2) если это настоящее/будущее время
примени в придаточной части оставь в придаточной части то время,
согласование времен которое употреблено в прямой речи
3) переведи предложение в косвенную речь, не забывая:
1) о прямом порядке слов 1) о прямом порядке слов
в придаточной части; в придаточной части;
2) о соответствии лиц (обращай 2) о соответствии лиц (обращай
внимание на все формы местоимений); внимание на все формы местоимений)
3) о группе слов, которые нужно
заменить эквивалентами
при согласовании времен
Пользуясь этим алгоритмом, ученики всегда смогут установить, на каком этапе допущена ошибка, вернуться на предыдущую ступень и ликвидировать ее. Впоследствии алгоритм заполняется, и все его операции выполняются достаточно быстро.
- Информационная. Компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, которые имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Естественно, что для выполнения различных заданий, например, написания эссе, реферата ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.
- Коммуникативная. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.
- Каждый ученик должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажите о себе», «Поделись своими мыслями на тему…» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи.
- Помимо того что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
- В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.
- Социально-трудовая.
- Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, – очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
- Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций: от самых простых (типа «Узнай у прохожего, который час») до более сложных. Ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
- Личностного самосовершенствования.
- Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, – растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
- Возможность развития данной компетенции наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя.
- Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, проявлять себя художником или мыслителем, попробовать ранее незнакомые роли.
- На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.
В процессе обучения развиваю коммуникативные умения с помощью различных графических схем и таблиц:
1. Схема, с помощью которой обучающиеся сравнивают традиции, культурные ценности, нормы поведения, нравы, общепринятые образцы действий в межкультурной коммуникации с целью узнавания и понимания информации о проблеме.
Данная схема также помогает наглядно определить, в чем сходство и различие явлений, какие характеристики наиболее ценны в культуре одной и другой страны.
2. Указанная ниже схема помогает развитию умения решать проблемы с помощью выбора стратегии и возможных путей, а также выявить преимущества и недостатки выбранных решений.
Представленные выше схемы помогают обучающимся качественно написать эссе по пройденной теме. По окончании изучения каждой темы проводится письменная или устная рефлексия, которая помогает ответить на вопросы: Что мне это дало? Что я узнал? В чем продвинулся? Что необходимо сделать, чтобы результаты по изучению темы были выше?
Тексты разноообразных схем, таблиц и анкет, эссе и отзывы одноклассников помогают мне проводить компетентностно-направленное оценивание. Так, эссе оценивается самими обучающимся, их одноклассниками и учителем.
Считается, что самооценивание и взаимооценивание помогают ученику видеть свои достижения и промахи.
Необходимо отметить, что составление графических схем и таблиц помогает обучающимся активно участвовать в учебном процессе. Благодаря им растет мотивация и пополняется ученическое портфолио, в состав которого входят не только эссе обучающихся, но и графические схемы для проведения анализа ситуации общения, сравнения и сопоставления информации.
Представленные в портфолио тексты различных схем, таблиц, заполненных анкет, эссе, отзывы одноклассников и учителя помогают мотивировать учителя и учащихся на изучение английского языка.
Таким образом, необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призвано обеспечить компетентностный подход.
