ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2020
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Как студентам с казахским языком обучения преодолеть языковой барьер

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн

Одной из частых проблем, возникающих при обучении русскому языку студентов казахских групп, является проблема преодоления языкового барьера.

Некоторые учат язык годами, но так и не начинают на нем разговаривать, а другие всего за несколько уроков делают заметные успехи в разговорной речи. Почему? Дело в том, что одни легко преодолевают языковой барьер, начинают говорить и совершенствуют эти навыки, а другие замыкаются и не могут перейти от слов и правил к разговорной речи. Можно бесконечно учить слова и правила, но так и не перешагнуть через языковой барьер.

 К сведению

Языковой барьер — это трудности, возникающие во время общения на неродном языке.

Сложность при выражении своих мыслей может способствовать забыванию лексики и грамматических конструкций. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда студент говорит: «Я это знаю, всё вертится на языке», но говорит обрывками и не может структурировать свою речь в правильные предложения.

Для того чтобы разобраться с тем, как преодолеть языковой барьер, нужно обратить внимание на причины, вызывающие его.

Ряд ученых, в том числе И. А. Зимняя,  Г. А. Китайгородская,  А. А Леонтьев, О. А. Леонтович,  С. Г Тер-Минасова, Е. И. Чаплина  и другие называют различные причины возникновения языкового барьера:

  • отсутствие мотивации к изучению языка;
  • неготовность к самостоятельному преодолению языковых трудностей (выражается в неспособности к саморегуляции и самоконтролю);
  • низкая самооценка у обучаемых коммуникативных знаний, умений, навыков, способностей;
  • недостаток воображения;
  • низкий уровень эмоциональной устойчивости;
  • несовершенство речевого восприятия и мышления;
  • слабая организация учебного процесса;
  • незнание культурных особенностей партнера по коммуникации и т. д.
Почему студентам тяжело начать говорить?

Есть несколько причин, в силу которых студенты не начинают говорить на неродном языке.

  • Страх совершить ошибку

Студент не говорит, потому что боится сказать неправильно, долго вспоминает правила грамматики, подбирает нужное слово. В итоге окончательно теряет уверенность в себе и руководствуется принципом: «Если я ничего не скажу, то и ошибку не сделаю».

  • Отсутствие или недостаточный объем словарного запаса

Барьер может возникнуть не только у тех, кто не пытался изучать язык с начальных классов, но и у студентов с хорошими знаниями. Первые проявляют неуверенность из-за того, что знают слишком мало слов, чтобы начать говорить. А те, кто занимались, хорошо знают грамматику, но порой не могут вспомнить слова, которые нужны в конкретной ситуации.

  • Страх критики

Конечно, главный враг в разговоре — это боязнь «ляпнуть что-нибудь не то». Обучающийся не просто опасается совершить ошибку, а боится показаться глупым или смешным. Переживает, что над ним будут смеяться, критиковать его произношение, грамматические ошибки, неправильность подобранного слова или скудность словарного запаса в целом, и поэтому предпочитает молчать или говорить только «да» или «нет». Психологи объясняют этот страх тем, что мы с детства привыкаем получать наказание за ошибки.

  • Отсутствие знаний грамматики

Нет прочных знаний грамматических основ. Конечно, знание основных правил построения простого предложения позволит студенту разговаривать на какие-то несложные темы. Однако для того чтобы доносить до собеседника свои мысли более точно, необходимо изучить более сложные грамматические конструкции. К тому же, чтобы воспринимать русскую речь на слух в полном объеме, нужно понимать все тонкости русской грамматики.

  • Стеснительность, вызываемая акцентом

Некоторые казахоязычные студенты стесняются своего акцента при произношении слов на русском языке. Из-за этой психологической проблемы они не могут добиться идеального русского произношения и поэтому предпочитают отмалчиваться. Им кажется, что над их акцентом будут смеяться, боятся выглядеть глупо. При этом студенты забывают, что когда люди другой национальности пытаются говорить по-казахски, носителям языка это нравится, их акцент кажется им милым и ничуть не мешает общению.

Как же справиться с преградой и преодолеть языковый барьер?

Прежде всего важен положительный настрой и преодоление боязни ошибки.

«Будь благодарен тому, кто указал тебе на твою ошибку», — гласит осетинская пословица.

Решение кроется в живом устном общении. Чтобы говорить на неродном языке, нужна языковая практика.

 К сведению

Если на каждом занятии проговаривать фразы, подробно обсуждать изучаемые темы, студент перестанет судорожно подбирать каждое слово и не задумываясь будет произносить усвоенное.

Для преодоления языковой преграды рекомендуется применять на уроках различные методы активизации познавательной, творческой и мыслительной деятельности студентов. В первую очередь это деловые, ролевые и ситуативные игры.

Игра «Мы рады вас видеть!»

Смысл игры заключается в том, что студенты должны импровизировать, попав в различные жизненные ситуации: места прохождения практики по специальности или устройство на работу по профессии. Они должны отвечать на неожиданные вопросы и реагировать на нестандартные ситуации. Например, студент входит в комнату, а ему говорят: «Мы рады вас видеть!», «Как вы объясните свое отсутствие на работе?», «Для чего ты изучаешь русский язык?», «Зачем ты спрятал сумку своего коллеги?», «Почему ты изучаешь русский язык по телефону?», «Что тебе дает изучение русского языка?», «Что ты делаешь для улучшения уровня владения русским языком?», «Для чего ты выбрал эту профессию?», «Расскажи о технике безопасности на работе» и т. п.

Всё зависит от вашей фантазии и пройденной студентами лексики.

Упражнение для развития разговорной речи и грамматики

У многих не возникает проблем с выполнением письменных упражнений или заданий, связанных с определенными орфографическими и синтаксическими упражнениями. Но стоит студенту поставить задачу выполнить эти упражнения устно, как знания грамматики «улетучиваются».

Чтобы устранить эту проблему, можно использовать следующее упражнение: запись собственного голоса с последующей импровизацией. В течение минуты студент может импровизировать, обсуждая любую тему. Желательно начать с одной минуты, а затем постепенно увеличивать время. После записи он должен внимательно прослушать то, что наговорил минуту назад и затем проверить ошибки на слух. Далее – записать свою речь дословно на бумаге и исправить все свои ошибки.

Регулярность выполнения этого упражнения со временем поможет студенту избавиться от ошибок.

Как решить проблему

Невозможно улучшить уровень своих знаний и избавиться от ошибок без языковой тренировки устной речи. Только постоянная практика поможет преодолеть языковые препятствия. По мере углубления знаний, увеличения активного словарного запаса общение станет более интересным и развернутым.

 К сведению

Для лучшего языкового погружения посоветуйте студентам изучать русский язык онлайн, использовать ресурсы глобальной сети: смотреть русскоязычные каналы, слушать и повторять тексты песен, смотреть фильмы без перевода, участвовать в чатах, где общение происходит на русском языке.

Очень важно создать положительное отношение к обучению русскому языку, а также чувство уверенности в своих силах. Акцентируйте внимание на успехах обучаемых в гораздо большей степени, чем на недостатках. Постарайтесь создать климат взаимного доверия, психологической атмосферы сотрудничества, эмоциональной теплоты. Важно присутствие позитивных эмоций в процессе обучения, а также условий, в которых обучающийся не сможет не проявить активность. Не менее важен учет личностных мотивов — всё это имеет большое значение для преодоления языкового барьера.

Языковой барьер присутствует у большинства студентов казахских групп, изучающих русский язык в качестве неродного. Решение данной проблемы должно осуществляться посредством индивидуального подхода к каждому студенту, так как явление носит разносторонний характер и проявляется в различных формах.