Как научить детей задавать познавательные вопросы: методические рекомендации для воспитателей
Какие вопросы относятся к познавательным
Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.
Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.
Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка.
Важно
Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, он не сможет быть успешным в школе.
Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте. В этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, терпеливо отвечайте на детские вопросы, радуйтесь им и поощряйте познавательные интересы ребенка.
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3–4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что», «как» и «почему», при этом ребенок может предпочитать одну-две из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
Как построить обучающую беседу с детьми
- Предложите детям рассмотреть серию картинок.
- Задайте вопросы по картинкам, выслушайте ответы детей.
- Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по картинкам.
- Предложите детям сходную серию картинок для самостоятельной тренировки. Разделите детей на две группы. Попросите первую группу задавать вопросы, а вторую – отвечать на них.
- Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по этой новой серии картинок.
Как организовать работу с детьми
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.
Предлагаем методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.
- Обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях. Если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, то получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы просто необходимо.
- Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слова «кто», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».
Вопросительное слово | Пояснительная фраза | Мнемосимвол | Образец вопроса |
---|---|---|---|
Кто | Мы можем начать вопрос со слова «кто», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают | Изображение человека или животного и знака вопроса | Кто сегодня первый пришел в группу? Кто из домашних животных любит молоко? Кто сидит рядом с Алиной? |
Что | Мы можем начать вопрос со слова «что», когда хотим узнать что-то про предметы или события | Изображение стола или другого предмета и знака вопроса | Что стоит у меня на столе? Что у меня в руках? Что несла Красная Шапочка бабушке? Что случилось с бабушкой Красной Шапочки? |
Мы можем начать вопрос со слова «что», когда хотим узнать про то, кто что делает | Что я сейчас делаю? Что вы сейчас делаете? | ||
Когда | Мы можем начать вопрос со слова «когда», если хотим узнать про время, когда что-то происходит | Изображение часов и знака вопроса | Когда вас приводят в детский сад? Когда у нас музыкальное занятие? |
Где | Мы можем начать вопрос со слова «где», если хотим узнать про место, в котором что-то находится или происходит | Изображение глобуса и знака вопроса | Где лежат наши альбомы? Где хранится ваша одежда? Где живут рыбы (лисы, зайцы, волки)? |
Как | Мы можем начать вопрос со слова «как», если хотим узнать, каким способом можно что-то сделать, каким образом что-то действует, происходит или называется | Изображение руки и знака вопроса | Как зовут нашего музыкального руководителя? Как нужно вести себя на занятии? Как нужно переходить дорогу? |
Почему | Мы можем начать вопрос со слова «почему», если хотим узнать о причинах чего-либо | Изображение знака вопроса | Почему Сашу назвали Сашей? Почему вы ходите в детский сад? |
К сведению
Конечно, эти пояснения неполные, но они позволят ребенку понять назначение форм вопросов. Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить.
Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).
- Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.
Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем. То есть вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом.
- Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы.
Внимание
При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.
- Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто?), их действия (что делают?), каким способом (как?), в каких обстоятельствах (где? когда?), по какой причине или для чего (почему? зачем?).
Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.
