Как научить школьников структурировать и запоминать информацию: обзор графических органайзеров
Графическое представление информации учит школьников работать с текстом, формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, сворачивать информацию в виде плана, алгоритма, таблицы, схемы или, наоборот, разворачивать ее: «читать» формулы, уравнения, перекодировать из визуальной в словесную и обратно. Визуально представляя информацию, ученики пропускают ее через себя, учатся вдумываться в содержание, анализировать и находить межпредметные связи. В статье – виды графических органайзеров, которые помогут решать разные учебные задачи на уроках.

Графические органайзеры можно использовать на уроках, практических занятиях или при подготовке домашнего задания.
Виды графических органайзеров
Существует большое количество графических органайзеров, которые помогают решать те или иные образовательные задачи. Все эти инструменты можно поделить на несколько групп: системные, поэтапные, органайзеры сравнения, причины и следствия, рассуждения, концептуальные органайзеры.
Системные органайзеры. К ним относят временные шкалы, схематические алгоритмы, циклические диаграммы. Они помогают описать историческую или биографическую последовательность событий, действий основных персонажей. Примеры таких органайзеров смотрите на рисунках 1–4.
← Нажмите на точки, чтобы увидеть подсказки

- Напишите название темы на верхней ступени. Шаги, события или детали перечислите в хронологическом порядке от нижней ступени к верхней
- Обозначьте детали в хронологическом порядке в каждом секторе
Когда заполняете структуру, используйте ключевые вопросы: «Что оценивается?», «Каковы точки границ?», «С чего всё началось?», «Что было на следующих этапах?», «Связаны ли события между собой?», «Чем всё закончилось?». Для циклических визуализаторов: «Каковы основные узлы цикла?», «Как они взаимодействуют?», «Как происходит возвращение к исходному состоянию?».
Иерархические или поэтапные органайзеры. Помогают упорядочить, рассортировать значения по степени выраженности качества предмета, по степеням значимости. К поэтапным относят органайзеры «Схема-треугольник», «Классификация 9 ромбов», «Рожок мороженого», «Сэндвич-диаграмма», «Дерево», «Градуировка», «Три корзины» (рис. 5–9). Ключевые вопросы при работе с этими органайзерами: «Какое событие самое важное?», «Что будет основой явления?», «Что из этого следует?», «Какие детали менее важные?».
Органайзеры сравнения. Это схемы, которые показывают различия и сходства между двумя, тремя, четырьмя явлениями, понятиями, событиями. Сюда относят «Т-диаграмму», «Диаграмму Венна», «Квадранты». В «Т-диаграмме» можно рассматривать одно явление, но две стороны вопроса: преимущества и недостатки, факты и мнения. Ключевые вопросы: «Что или кто сравниваются?», «Чем они схожи и чем различаются?». Диаграмма Венна может быть двойной и тройной. Двойная дает возможность полного, целостного видения темы, позволяет проанализировать и выявить особенности, сходства и различия. Тройная помогает увидеть системные связи между всеми тремя явлениями и выделить сходства между двумя близлежащими сравниваемыми предметами или явлениями.
← Нажмите на точки, чтобы увидеть подсказки

- Запишите тему на конусе. Каждый слой мороженого - новая деталь от наиболее важной к менее важной
- Рассортируйте информацию в три корзины. Подпишите название каждой корзины
Органайзеры причины и следствия. Эти визуальные инструменты помогают показать явление и причинно-следственные связи. К ним относят методы «Рыбья кость», «Цепи», «Эффекты», «Причины и эффект», «Факты и мнения», «Проблемы и решения». Образцы смотрите на рис. 10–12. Они позволяют ученику определить, понять и запомнить события и последствия. Задание формулируйте с помощью вопросов: «Какие факторы вызвали событие?», «Есть ли связь между различными факторами?», «Различны ли факторы, вызвавшие событие, и факторы, которые определяют его существование?».
Органайзеры рассуждения. Обычно это таблицы или рисунки с 2–4 пустыми ячейками, которые необходимо заполнить. Наиболее известные приемы организации рассуждения – SWOT-анализ, PEST-анализ, таблица RAFT, ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал), «Бортовой журнал», «Колесо идей» (рис. 13–14). Эти органайзеры – результат деятельности или рассуждения, но их можно использовать для планирования, проектирования исследования.

Концептуальные органайзеры – наиболее сложный вид, так как требует глубокого знания предмета и понимания взаимосвязи с другими объектами. К ним относят органайзеры «Паучья сеть», «Ментальная карта», «Причинная карта», «Ладошка», «Концепт-карта» (рис. 15–16). Эти органайзеры помогают выявлять логические связи между основной идеей и различными факторами влияния, причинность и поэтапность ветвления. Ключевые вопросы: «Какая категория рассматривается?», «Каковы подкатегории, как они взаимосвязаны?», «Каковы характеристики главной мысли?», «Каковы функции описываемого предмета?».

Как применять органайзеры на уроках
Вводите графические органайзеры в учебный процесс постепенно, последовательно. Давайте детям время ознакомиться с новым видом работы. Вначале давайте всем группам один органайзер. Каждая группа работает над заданием, спикер от группы озвучивает результаты работы, другие группы оценивают. Это важный этап для развития навыков говорения, слушания, оценивания. После выступления групп обязательно дайте обратную связь, чтобы ученики знали алгоритм выполнения заданий подобного рода.
После того как школьники усвоили принципы работы с одним органайзером, начните усложнять задачу, добавляйте их количество. Например, две группы составляют органайзер «Гора истории», другие две – «Круги на воде». После выполнения работы используйте прием «Карусель»: предложите группам, выполнявшим один вид работы, обменяться работами для уточнения и расширения информации. Это помогает ученикам увидеть и сравнить свое видение с видением другой группы, сделать выводы, провести само- и взаимооценку.
Когда учащиеся запомнят назначение каждого органайзера, можно давать сразу четыре органайзера для четырех групп. Ученики одной группы выполняют работу, используя только один цвет маркера. После самостоятельной работы в группе используйте прием «Кочевник». Суть его в том, что выполненный одной группой органайзер «кочует» из группы в группу. Учащиеся знакомятся с работой соседней группы, маркером другого цвета дополняют, уточняют информацию. В каждой группе органайзер находится от 5 до 7 минут. Этого времени достаточно для знакомства и внесения дополнений. После того как органайзеры побывали во всех группах, они возвращаются к его первым создателям, которые знакомятся с дополнениями. Начинается этап обсуждения. Ученики размещают свои работы на стенде и озвучивают свою позицию и ту информацию, которую дополнили другие группы, благодарят за уточнение. Одновременная работа с разными органайзерами позволяет увидеть целостную картину.
