Как внедрить образовательный терренкур в детском саду: готовый план работы на лето
Терренку́р (от фр. Terrain — местность и cours — курс лечения) – метод лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам.
Новая технология – образовательный терренкур – конечно, несколько шире, чем технология оздоровления, но если мы будем помнить о том, что здоровье, не только физическое, но и нравственное, духовное, социальное, психологическое, то мы хорошо поймем потенциал этой новой технологии.
Терренкур очень хорош для того, чтобы реализовывать основные требования и решать задачи для всех видов здоровья. Это не просто лечение ходьбой, но еще и экотерапия – лечение природой, и здесь учтены разные климатические условия на территории детского сада. Это могут быть и аэротерапия, и спелеотерапия, и гелиотерапия. Всё это хорошо совмещается в тех возможностях, которые дает нам территория детского сада.
В дошкольной организации терренкур «в чистом виде» нежелателен – мы проводим образовательный терренкур. В образовательном терренкуре физическая нагрузка чередуется с образовательной и может быть связана с эстетическим наслаждением природой. Самое главное, чтобы мы могли увидеть целебный потенциал всей территории детского сада, и хорошо, когда те станции, на которые мы перемещаемся, были бы на реальной дистанции вдали друг от друга, чтобы переходы были чувствительными, и чтобы дети реально занимались ходьбой. При проведении образовательного терренкура пространственная среда на участках должна быть интересной и насыщенной. Места должны быть различными: для совместной деятельности, для двигательной активности, для уединения, а среда – трансформируемой, полифункциональной. Даже одни и те же станции можно использовать по-разному исходя из тех задач, которые для себя мы формулируем. Весь маршрут можно разбить на станции. Очень важно учитывать возраст детей и программное содержание. Естественно, мы подстраиваем наш образовательный терренкур для закрепления и обогащения знаний. Это специальный образовательный маршрут по всей территории дошкольной организации.
Образовательный терренкур – это…
- система дозированной ходьбы, прыжков, бега, спортивных и подвижных игр, зона познавательной деятельности, экологической тропы;
- правильно дозированные физические нагрузки (маршрут разбивается на станции, где проводятся игры, упражнения, дыхательные гимнастики);
- интеграция нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Социум», «Творчество», «Познание», «Коммуникация» (речь идет о тех ключевых компетенциях, которые мы формируем).
- Образовательный терренкур может выглядеть не только в виде специальных станций, но и может включать и те площадки-зоны, которые уже сформированы на территории детского сада:
- спортивная площадка;
- тропа экологическая, цветники и клумбы;
- зона игр на асфальте;
- тропа здоровья;
- огород.
- Многие участки уже оформлены в особых стилях: «Зоопарк», «Морская гавань», «Космодром», что тоже внесет особый колорит в наш образовательный терренкур.
Принципы образовательного терренкура
- Принцип инициативности (поддержка детей в различных видах деятельности).
- Принцип индивидуальности запросов. (На какую станцию мы идем?)
- Маршруты в соответствии с возрастом детей.
- Принцип природосообразности естественной среды (использование природных ресурсов – экотерапия).
- Принцип формирования познавательных интересов.
- Оборудование терренкуров (проблемная насыщенность, трансформация станции, открытость к активному достраиванию среды).
- Диалогический способ общения (живое интерактивное).
- Полифункциональность.
Для различных возрастных групп разрабатывается разная сложность маршрутов:
Желательна схема-баннер терренкуров или схема, сделанная своими руками из фотографий мест локации, которые можно прикрепить на «тропе». Стоит разрабатывать разнообразные маршруты, менять виды деятельности, со старшими детьми можно обсуждать и рисовать маршруты. Можно отрисовать маршрут, по ходу используя либо рисунки станций, либо пиктограммы.
Очень важно выполнять нагрузку и рекомендации по проведению образовательного терренкура:
- спортивный терренкур может заменить физкультуру на воздухе;
- в образовательном терренкуре могут участвовать и воспитатель, и специалист;
- не рекомендуется проводить образовательный терренкур после еды;
- обязательно должна быть удобная одежда;
- перед началом образовательного терренкура проведите инструкцию по технике безопасности с детьми;
- следует следить за эмоциональным и физическим состоянием детей, за дыханием;
- задание и нагрузка в соответствии с программным содержанием и возрастом детей;
- время образовательного терренкура для старших дошкольников – 1,5 часа, для среднего возраста дошкольников – не более часа, для детей 2–3 лет – не более 30 минут и 2–3 станции;
- на каждой станции не больше 10–15 минут, переход – 3–4 минуты; строить маршруты в соответствии с временем года и погодными условиями.
Что мы формируем образовательным терренкуром?
- Здоровьесбережение.
- Познавательные действия и первичное представление об объектах окружающего мира.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Овладение речью как средством общения и культуры (обогащение словаря и развитие речевого творчества).
- Развитие общения и взаимодействия ребенка, становление самостоятельности.
- Готовность к совместной деятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Приобретение опыта в двигательной активности (координации и моторики).
Практический этап образовательного терренкура
- Планирования (приложение 1).
- Формирование карты-схемы образовательного терренкура (приложение 2).
- Благоустройство территории.
- Таблички станций (новый материал к вашим основным зонам площадки).
- Создание условий для самостоятельного творчества и труда детей (полив цветов и т. д.).
- Место для разных видов игр (театральные, интеллектуальные и т. д.).
Варианты станций могут быть разнообразные:
- «Метеостанция»;
- «Внимательный пешеход»;
- «Игры на асфальте» (классики, рисование мелом, водой и т. д.);
- «Лабиринты» (летом – лабиринт на асфальте, осенью – из сухих листьев, зимой – снежные лабиринты);
- «Будущие олимпийцы»;
- «Цветочная клумба»;
- «Сказочная поляна» (беседка – читаем сказки);
- «Снежные или песочные постройки»;
- «Клуб спорщиков»;
- «Островок размышлений» (могут быть рефлексивные действия и т. д.);
- «Экспериментальная»;
- «В гости к насекомым»;
- «Станция мыльных пузырей»;
- «Станция настольных игр».
Очень важна предметно-развивающая среда терренкура. Это могут быть инсоляции по сказкам, бизиборды, мобили. Очень интересны музыкальные инсоляции, где дети могут постучать, пошуметь музыкальными инструментами, которые можно сделать из подручного и бросового материала. Можно раскрасить асфальт лабиринтами, ходилками, сделать зону воды, песка и камушков, где дети проводят разные эксперименты, выкладывают камушками рисунки, находят секретки в песке. Использовать коробочки сортеры для игр с природным материалом, а также лабиринты из снега и листьев.
Образовательный терренкур может проходить в любое время года или планироваться на летний оздоровительный период. Для внедрения образовательного терренкура в практическую работу необходимо разработать планирование на год или на летний оздоровительный сезон и определить время.
Приложение 1
Перспективное планирование на лето по образовательным терренкурам в старшей группе
Приложение 2
Примерная карта образовательного терренкура «Путешествие в природу»
Маршрут № 1
Приоритетное направление: экологический образовательный терренкур.
Цель маршрута: создание условий для оздоровления и закаливания воспитанников ДО, повышение уровня двигательной активности, познавательно-экологической деятельности детей и взрослых.
Длительность: 1 час.
Группа: старшая.
