ещё
свернуть
Все статьи номера
№7, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Как внедрить образовательный терренкур в детском саду: готовый план работы на лето

Терренку́р (от фр. Terrain — местность и cours — курс лечения) – метод лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам.

Новая технология – образовательный терренкур – конечно, несколько шире, чем технология оздоровления, но если мы будем помнить о том, что здоровье, не только физическое, но и нравственное, духовное, социальное, психологическое, то мы хорошо поймем потенциал этой новой технологии.

Терренкур очень хорош для того, чтобы реализовывать основные требования и решать задачи для всех видов здоровья. Это не просто лечение ходьбой, но еще и экотерапия – лечение природой, и здесь учтены разные климатические условия на территории детского сада. Это могут быть и аэротерапия, и спелеотерапия, и гелиотерапия. Всё это хорошо совмещается в тех возможностях, которые дает нам территория детского сада.

В дошкольной организации терренкур «в чистом виде» нежелателен – мы проводим образовательный терренкур. В образовательном терренкуре физическая нагрузка чередуется с образовательной и может быть связана с эстетическим наслаждением природой. Самое главное, чтобы мы могли увидеть целебный потенциал всей территории детского сада, и хорошо, когда те станции, на которые мы перемещаемся, были бы на реальной дистанции вдали друг от друга, чтобы переходы были чувствительными, и чтобы дети реально занимались ходьбой. При проведении образовательного терренкура пространственная среда на участках должна быть интересной и насыщенной. Места должны быть различными: для совместной деятельности, для двигательной активности, для уединения, а среда – трансформируемой, полифункциональной. Даже одни и те же станции можно использовать по-разному исходя из тех задач, которые для себя мы формулируем. Весь маршрут можно разбить на станции. Очень важно учитывать возраст детей и программное содержание. Естественно, мы подстраиваем наш образовательный терренкур для закрепления и обогащения знаний. Это специальный образовательный маршрут по всей территории дошкольной организации.

Образовательный терренкур – это…

  • система дозированной ходьбы, прыжков, бега, спортивных и подвижных игр, зона познавательной деятельности, экологической тропы;
  • правильно дозированные физические нагрузки (маршрут разбивается на станции, где проводятся игры, упражнения, дыхательные гимнастики);
  • интеграция нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Социум», «Творчество», «Познание», «Коммуникация» (речь идет о тех ключевых компетенциях, которые мы формируем).
  • Образовательный терренкур может выглядеть не только в виде специальных станций, но и может включать и те площадки-зоны, которые уже сформированы на территории детского сада:
  • спортивная площадка;
  • тропа экологическая, цветники и клумбы;
  • зона игр на асфальте;
  • тропа здоровья;
  • огород.
  • Многие участки уже оформлены в особых стилях: «Зоопарк», «Морская гавань», «Космодром», что тоже внесет особый колорит в наш образовательный терренкур.

Принципы образовательного терренкура

  • Принцип инициативности (поддержка детей в различных видах деятельности).
  • Принцип индивидуальности запросов. (На какую станцию мы идем?)
  • Маршруты в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип природосообразности естественной среды (использование природных ресурсов – экотерапия).
  • Принцип формирования познавательных интересов.
  • Оборудование терренкуров (проблемная насыщенность, трансформация станции, открытость к активному достраиванию среды).
  • Диалогический способ общения (живое интерактивное).
  • Полифункциональность.

Для различных возрастных групп разрабатывается разная сложность маршрутов:

Желательна схема-баннер терренкуров или схема, сделанная своими руками из фотографий мест локации, которые можно прикрепить на «тропе». Стоит разрабатывать разнообразные маршруты, менять виды деятельности, со старшими детьми можно обсуждать и рисовать маршруты. Можно отрисовать маршрут, по ходу используя либо рисунки станций, либо пиктограммы.

Очень важно выполнять нагрузку и рекомендации по проведению образовательного терренкура:

  • спортивный терренкур может заменить физкультуру на воздухе;
  • в образовательном терренкуре могут участвовать и воспитатель, и специалист;
  • не рекомендуется проводить образовательный терренкур после еды;
  • обязательно должна быть удобная одежда;
  • перед началом образовательного терренкура проведите инструкцию по технике безопасности с детьми;
  • следует следить за эмоциональным и физическим состоянием детей, за дыханием;
  • задание и нагрузка в соответствии с программным содержанием и возрастом детей;
  • время образовательного терренкура для старших дошкольников – 1,5 часа, для среднего возраста дошкольников – не более часа, для детей 2–3 лет – не более 30 минут и 2–3 станции;
  • на каждой станции не больше 10–15 минут, переход – 3–4 минуты; строить маршруты в соответствии с временем года и погодными условиями.

Что мы формируем образовательным терренкуром?

  • Здоровьесбережение.
  • Познавательные действия и первичное представление об объектах окружающего мира.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Овладение речью как средством общения и культуры (обогащение словаря и развитие речевого творчества).
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка, становление самостоятельности.
  • Готовность к совместной деятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Приобретение опыта в двигательной активности (координации и моторики).

Практический этап образовательного терренкура

  • Планирования (приложение 1).
  • Формирование карты-схемы образовательного терренкура (приложение 2).
  • Благоустройство территории.
  • Таблички станций (новый материал к вашим основным зонам площадки).
  • Создание условий для самостоятельного творчества и труда детей (полив цветов и т. д.).
  • Место для разных видов игр (театральные, интеллектуальные и т. д.).

Варианты станций могут быть разнообразные:

  • «Метеостанция»;
  • «Внимательный пешеход»;
  • «Игры на асфальте» (классики, рисование мелом, водой и т. д.);
  • «Лабиринты» (летом – лабиринт на асфальте, осенью – из сухих листьев, зимой – снежные лабиринты);
  • «Будущие олимпийцы»;
  • «Цветочная клумба»;
  • «Сказочная поляна» (беседка – читаем сказки);
  • «Снежные или песочные постройки»;
  • «Клуб спорщиков»;
  • «Островок размышлений» (могут быть рефлексивные действия и т. д.);
  • «Экспериментальная»;
  • «В гости к насекомым»;
  • «Станция мыльных пузырей»;
  • «Станция настольных игр».

Очень важна предметно-развивающая среда терренкура. Это могут быть инсоляции по сказкам, бизиборды, мобили. Очень интересны музыкальные инсоляции, где дети могут постучать, пошуметь музыкальными инструментами, которые можно сделать из подручного и бросового материала. Можно раскрасить асфальт лабиринтами, ходилками, сделать зону воды, песка и камушков, где дети проводят разные эксперименты, выкладывают камушками рисунки, находят секретки в песке. Использовать коробочки сортеры для игр с природным материалом, а также лабиринты из снега и листьев.

Образовательный терренкур может проходить в любое время года или планироваться на летний оздоровительный период. Для внедрения образовательного терренкура в практическую работу необходимо разработать планирование на год или на летний оздоровительный сезон и определить время.


Приложение 1
Перспективное планирование на лето по образовательным терренкурам в старшей группе

Приложение 2

Примерная карта образовательного терренкура «Путешествие в природу»

Маршрут № 1

Приоритетное направление: экологический образовательный терренкур.

Цель маршрута: создание условий для оздоровления и закаливания воспитанников ДО, повышение уровня двигательной активности, познавательно-экологической деятельности детей и взрослых.

Длительность: 1 час.

Группа: старшая.