Как раскрыть творческий потенциал дошкольника с помощью проблемного обучения
Для начала разберем каждое понятие в отдельности.
О технологии проблемного обучения
В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения. Она помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Вы знаете, что основная функция мышления – открывать неизвестное, новое.
К сожалению, в практике работы детских садов часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, осмысливать. Их необходимо только запомнить.

Научите ребенка сомневаться
Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя или правильность их высказывания, а вообще высказывание как таковое. Например, можно намеренно сделать ошибку. Пусть дети ее заметят, сами поправят воспитателя. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Он может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления», чего мы и добиваемся.
Деятельность педагога: учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решении проблем.
Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Создайте на уроке проблемную ситуацию
Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, вы должны знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем.
Одно из главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать и раскрывать свой творческий потенциал.
Примените дополнительный стимул в творческой работе с детьми
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное. Это всегда дополнительный стимул активизации творческой работы с детьми. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. Эти бесполезные, на первый взгляд, предметы легко превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений.
усвоение не только результатов познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов; формирование познавательной самостоятельности ребенка и развитие его творческих способностей;
активизация познавательного развития детей;
раскрытие творчества детей в создании игровой обстановки и использовании нестандартного оборудования в играх;
развитие у детей тактильного восприятия; обогащение словарного запаса детей новыми словами; развитие памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Так появилась игра «Гусеница-путешественница», которая полностью достигает поставленных целей.
Игра «Гусеница-путешественница»
Главная героиня нашей игры – гусеница. Она отправляется в увлекательное путешествие, в течение которого ребята помогают выполнять задания, чтобы помочь гусенице добраться до главной цели. По дороге гусеницу встречают разные животные, которые дают ей задания, чтобы пройти дальше (овечка, ежик, медведь). Животные – куклы-марионетки, воспитатель управляет и озвучивает героев.

Она хотела добраться к большому вкусному и красному яблоку, чтобы его попробовать. И это у нее получается благодаря детям.
Оборудование состоит из яблока и рукава (гусеницы), в который воспитатель просовывает руку и обыгрывает ситуацию счастливой гусеницы.
Препятствия можно постоянно менять и делать интереснее и сложнее по мере взросления детей. Так игру можно будет использовать во всех возрастных категориях. Мы предлагаем несколько вариантов для младших групп, которые будут интересны детям и раскроют их творческие и умственные способности.
С помощью рефлексии определите, как дети поняли задание.
В зависимости от задач педагог может провести один из видов рефлексии:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял – что не понял);
- духовную (стал лучше – хуже).
Рефлексию проводите в середине и по окончании детской деятельности.
«Яблоко». Педагог показывает детям изображение яблони и предлагает прикрепить на него яблоки.
Если в процессе совместной деятельности им было комфортно общаться со сверстниками, они выбирают зеленое яблоко, некомфортно – красное.
«Светофор». Педагог раздает детям карточки и предлагает ими «просигналить» свои впечатления. Дети поднимают карточки:

зеленую – понравилось
желтую – понравилось, но не всё
красную – не понравилось, было скучно
Конечно, не существует единой инструкции о том, как раскрыть изобретательность и креативность у детей. Каждый ребенок — неповторимая личность, а не механизм или пластилин, из которого можно «слепить» желаемый результат.
Творческий потенциал детей дошкольного возраста повышает шанс креативности и неординарного подхода к проблемам во взрослой жизни. Таков наш ожидаемый результат.

Объединив эти два понятия, мы поставили следующие цели и задачи: