Как развить познавательно-исследовательскую деятельность детей: готовый сценарий педсовета
Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
Совершенствовать педагогическое мастерство.
Повышать методический уровень педагогов.
Способствовать творческому развитию воспитанников.
Организационный момент
Заведующий. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете. Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации познавательно-исследовательской деятельности.
Для начала давайте поиграем в «Паутину». Присядьте в круг. У меня есть клубок, я обмотаю нить с клубка вокруг ладони и перекачу клубок кому-нибудь из вас. Тому педагогу, которому я направлю клубок, скажу, что мне нравится в этом человеке. Это может быть черта характера, какое-либо качество или же просто приятные слова. Затем этот человек также обматывает нить вокруг ладони и катит уже другому коллеге и т. д.
Теперь освободитесь от нитей и аккуратно положите нашу паутину на ковер. Чтобы наш коллектив стал еще более дружным и сплоченным, предлагаю в нашем маленьком «государстве» вводить какие-нибудь новые, добрые традиции. Сейчас каждый из вас на листках, не подписываясь, напишет свои идеи, мысли, пожелания по поводу новых креативных традиций в нашем саду. Поверьте, что любая просьба или пожелание не останутся без внимания.
Методист.
Перед тем как перейти к более сложной части педсовета, предлагаю несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Игры для создания положительного психологического настроя «Мозговой штурм»
Упражнение «Цепочка»
Назовите фамилии педагогов и психологов, занимающихся аспектами детского экспериментирования.
Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

С какого возраста можно начать работу по экспериментированию?
Что необходимо для любого экспериментирования?

Блиц-опрос
- Ищем, думаем, дерзаем.
- На вопросы «что?», «когда?» – отвечаем без труда!
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)
- Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо спрыгнуть с нижней ступеньки.)
- Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)
- Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все)
- Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
- Кто спасает зайцев от весеннего половодья: дед Мазай, Дед Мороз, МЧС РК?
- Что Красная Шапочка несла бабушке: акции, пирожки, слабительное?
- Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
О методе экспериментальной деятельности
Для начала определим содержание основных понятий и терминов данной проблемы по экспериментированию. Предлагаю разделиться на две команды. Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» или «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к познавательно-исследовательской деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, как педагоги передают им знания, но и от обратной связи: от позиции самого ребенка, его активности.
Игровое упражнение «Перевертыши»
Задание. Строки из пословиц и поговорок перевернуты. Соберите правильный вариант.



Да, такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать. Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Главное достоинство метода экспериментальной деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.
- Миф 1-й. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
- Миф 2-й. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
- Миф 3-й. В организациях образования нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
- Миф 4-й. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.
- Миф 5-й. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
- Миф 6-й. Главный результат такой работы – победа на конференции.
- Миф 7-й. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Постараемся развеять их, вдруг кто-то еще сомневается.

Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет вами? Как вы определяете для себя цель этой работы?
Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяют почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проблема заключается в том, что мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Как эффективно развивать познавательную активность дошкольников
Рассмотрим пути эффективного развития познавательной активности дошкольников.
1. Выстраивайте обучающий процесс таким образом, чтобы ребенок стал его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем
Часто воспитатели используют форму прямого обучения. Легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. При таком обучении ребенок пассивно слушает, иногда запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность резко снижаются.
2. Привлекайте родителей к совместной деятельности с детьми, чтобы заинтересовать детей и повысить их стремление к активному участию в познавательном процессе
Учитывая пассивность родителей, их ментальность, заинтересовать их сложно, поэтому необходимо применять разнообразные интересные формы работы, чтобы привлечь внимание к проблеме и сделать своими единомышленниками.
3. Повышайте профессиональные умения через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДО
Мы с вами осваиваем новые формы работы посредством семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых педагогических мероприятий, взаимодействуем с другими детскими садами и применяем дистанционное обучение.
Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
- Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом.)
- Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку.)
- Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь всё богаче! (Потереть ладонь о ладонь.)
- Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой.)
- На пути у меня нет преграды, всё получится так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками.)
- Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
- Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны.)
- Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох.)
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментов. Для этого мы создаем специальные условия в развивающей среде, стимулирующие развитие исследовательской деятельности.

- Поддерживать интерес детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
- Создать в группе благоприятный микроклимат, где приветствуется и поощряется интерес к исследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию.
- Создать в группе и в саду комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
- Организовать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
- Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
- Предварительно протестировать детей, чтобы выявить их интересы к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами. Понять, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
- Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
- Привлекать родителей к детским исследовательским проектам.
Проблемные вопросы, которые можно задавать для активизации процесса экспериментирования:
- Почему карандаш рисует, а палочка нет?
- Что будет, если снег принести в комнату?
- Почему шарик катится, а кубик нет?
- Что будет лучше прыгать: деревянный шарик или резиновый мяч? Почему?
- Какой кубик тяжелее: большой или маленький? Почему?
- Из сухого или мокрого песка можно сделать кулич? Почему?
- Куда можно вбить гвоздь? (Дощечка и металлический брусок)
- Какая вода? (Свойства воды)
- Что в пакете? (Обнаружение воздуха в пространстве)
- Изготовление цветных льдинок. (Вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.)
- Почему черный камушек нагревается сильнее?
- Этот платочек высох быстрее. Почему? (Потому что положили на батарею.)
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования: способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение у дошкольников интереса к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, он должен сам их искать.
За годы работы педагоги привыкли задавать вопросы детям и выслушивать ответы на них, а чаще и сами дают ответ на поставленный вопрос. Дошкольники разучились задавать вопросы педагогам. В этом случае не происходит обратной связи от детей к педагогу, он не погружает их в ситуацию активной мыслительной деятельности.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», – писал В. А. Сухомлинский.
Проект решения педсовета
1. Продолжать создавать в ДО психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей в соответствии с возрастом.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года.
2. Включить отобранные материалы в картотеки в свободное от организованной учебной деятельности время.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года.
3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение лета.
4. Разработать модель развития проектно-исследовательской деятельности в ДО и семье по следующим направлениям:
«Создание условий для экспериментальной деятельности»;
«Взаимодействие с детьми»;
«Работа с педагогическим коллективом»;
«Сотрудничество с родителями».
Ответственные: все педагоги.
Дата: в течение года.
Рефлексия: проективное рисование «Я – педагог».
Педагоги изображают на альбомных листах себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.

Цели