Как выбрать тему для самообучения. Шпаргалка для методиста
Одним из требований к квалификации «педагог-мастер», изложенных в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогов, утвержденных приказом министра образования и науки РК от 13.07.2009 г. № 338, является владение навыками самообучения в соответствии с траекторией профессионального развития. А самое сложное в работе над самообучением – это выбрать тему.
Тему самообучения должны выбирать не только педагоги, но и методист, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Такая работа поможет разобраться в тех вопросах, которые вызывают у вас затруднения, а также изучить новые технологии, методики и внедрить их в деятельность своего педколлектива. Смотрите в шпаргалке, что нужно учитывать, когда выбираете тему, и как ее формулировать.
ТРИ ШАГА, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ТЕМУ ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ
Есть три шага к выбору темы самообучения.
Шаг 1-й– вы интересуетесь конкретной темой, хотите детально ее изучить и затем изложить свои знания педколлективу.
Шаг 2-й– вы испытываете затруднения в каком-либо вопросе и выбираете тему самообучения, чтобы расширить знания и совершенствовать профессиональные умения в этом вопросе.
Шаг 3-й – формулируете тему самообучения исходя из приоритетных задач деятельности вашей организации.
Если ваша организация образования работает по индивидуальному проекту или готовится к инновационной или экспериментальной работе, свяжите свою тему с тематикой экспериментальной или проектной деятельности.
В каждом из этих случаев необходимо учитывать свой опыт и уровень профессионального мастерства. Также важно понимать, чего именно вы хотите достичь в конце работы над темой самообучения.
Комплексную методическую поддержку педагогам системы дошкольного воспитания и обучения обеспечивает портал Института раннего развития детей – www.irrd.kz (далее – Институт).
На сайте размещены
- нормативные правовые акты, регламентирующие систему дошкольного образования (рубрика «НПА»);
- методические рекомендации, пособия и др. (рубрика «Методичекие разработки»);
- годовой план работы института;
- положения о проведении республиканских конкурсов, а также информация с итогами проведенных мероприятий.
Перечень республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований и критерии их отбора утвержден приказом министра образования и науки РК от 07.12.2011 г. № 514.
В дошкольных организациях и классах предшкольной подготовки рекомендуется зонирование предметно-пространственной среды согласно приказу МОН РК от 22.01.2016 г. № 70.
ПРИМЕРЫ ТЕМ для САМООБУЧЕНИЯ
В каталоге – примеры тем самообучения методиста, задачи, содержание работы и формы отчета. Это то, что нужно сделать в течение года. Все эти темы соответствуют приоритетным задачам в сфере дошкольного образования и направлениям ГОСО. Например, сегодня методист должен знать современные педагогические и цифровые образовательные технологии, уметь пользоваться ИКТ, повышать ИКТ-компетентность педагогов с целью повысить качество учебно-образовательного процесса.
Также в каталоге есть примеры тем самообучения, которые вы можете предложить своим педагогам. Кроме задач, которые должен решить педагог в ходе изучения выбранной темы, в каталоге есть рекомендации, какую методическую поддержку ему оказать.
Тематические планы для самообучения педагогов и методиста
Необходимо помнить
- При планировании воспитательно-образовательного процесса учитываются вариативность и использов ание различных форм, методов и приемов организации детской деятельности.
- При организации и проведении воспитательно-образовательного процесса учитываются интересы, потребности, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
- При воспитании и обучении детей с ООП и ограниченными возможностями используются типовая, учебная, специальная, индивидуальная/адаптированная образовательная программы в соответствии с образовательными потребностями ребенка.
Тематический план для педагогов
Тематический план по самообучению для методиста

10 эффективных заданий, которые помогут развить у учащихся навыки функционального чтения
В национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация» одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, – повысить уровень школьного образования по результатам теста PISA до 450 баллов по направлению функционального чтения в течение 5 лет.
Такое внимание к развитию навыков функционального чтения не случайно, так как доказано, что чисто академических знаний уже недостаточно, поэтому сегодня педагоги должны делать акцент на умения применять эти знания.
Как показывает международная статистика, страны, внедрившие образовательные стандарты ОЭСР, являются наиболее успешными в сфере развития конкурентоспособности учащихся и специалистов.

- Позволяет сформировать личность, максимально адаптированную к внешней среде.
- Умеет применить свои знания в повседневной жизни, свободно и эффективно ориентируется в мире и мировых процессах.
- Понимает международные общественные ценности и соответствует ожиданиям и интересам международного социума.
- Самостоятелен в принятии решений и ответственен за свои действия.
- Умеет быстро находить правильное решение в нестандартной ситуации.
- Быстро обучается и умеет переквалифицироваться.
- Обладает всеми необходимыми компетенциями в различных жизненных и профессиональных сферах.

В этом аспекте развитие навыков функционального чтения приобретает особую ценность, так как с текстом ученик работает не только на предметах гуманитарного цикла, но и на уроках физики, химии, математики, а также вне школы (рекламные билборды, объявления, буклеты, билеты, приглашения, посты в социальных сетях).
По результатам PISA-2018 один из самых высоких показателей по функциональному чтению у эстонских школьников, в среднем набравших 523 балла (средний результат стран ОЭСР – 487).
Согласно отчету они показали особенно хорошие навыки поиска информации и чтения текстов с различными источниками информации.
Причин такого успеха несколько:
- высокий уровень жизни;
- тотальная дигитализация (информатизация);
- высокие требования к должности учителя;
- индивидуальный подход для отстающих ученик (тьютор и индивидуальный подход к освоению программы)
- гибкость и мобильность учебной программы;
- возможность разработки педагогами авторских курсов рамках учебной программы.
И именно благодаря последнему пункту многие эстонские школы стали разрабатывать авторские учебные курсы и пособия для школьников и учителей.
О курсе «Формирование навыков функционального чтения»
Одним из таких курсов является курс эстонских разработчиков Ирины Логвиной и Людмилы Рождественской «Формирование навыков функционального чтения». Кроме того, Ирина Логвина является автором большого количества методических пособий по развитию навыков функционального чтения и учебников по русскому языку в эстонских школах. Адаптируя материалы ее практики, мы разработали серию заданий на развитие функционального чтения в условиях казахстанской школы.

Это «чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

На основании международных исследований PISA и PIRLS под грамотностью чтения понимается способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением
- как средством осуществления своих дальнейших планов:
- продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Условно грамотность чтения можно разделить на следующие уровни:
- поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
- поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
- поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
- поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
- понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Таким образом, ученик владеющий навыками функционального чтения умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным), способен легко переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой.
Этапы работы над развитием навыков функционального чтения
Этап 1-й.
На первом этапе работы по развитию навыков функционального чтения важно, чтобы учащееся понимали, для чего им это нужно и что этот навык является одним из жизненно необходимых.
Для этого дайте пропедевтическое задание – предложить сравнить ряд текстов, описывающих жизненные ситуации, и выявить общую проблему.
Вы пытаетесь установить на компьютер программу по распознаванию текста, но у вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы делаете поисковый запрос в Google, находите другую инструкцию. Предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
Заполняя бланк беседы по развитию в графе «Функциональные обязанности», работник написал: «Сканирование рынка, отслежка платежей, забивание клиентов в базу, а также их поиск и обаяние».
Работники компании, которые размещали в здании торгового центра указатели (WC, resaption, эскалатор) обратили внимание, что каждый третий посетитель спрашивал у прохожих, где находится туалет.
Согласно исследованиям самым распространенным вопросом в метро стал «Как добраться до такой-то станции?»
Также можно предложить рекламный буклет одного из магазинов бытовой техники.

Задание.Рассмотрите буклет. Выгодно ли данное рекламное предложение?
Такие задания подводят учащихся к понимаю необходимости умения работать с любыми текстами, которые их окружают.
Этап 2-й.
Следующим этапом является определение ситуаций, где именно им могут понадобиться навыки функционального чтения, а значит, и с какой информацией целесообразно работать на уроке независимо от программного содержания:
- заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации, Goggle-таблиц (понимание необходимости «защиты данных);
- бронирование и заказ билетов на все виды транспорта, расписание движения транспорта;
- поиск информации о возможностях культурных развлечений и мероприятий в населенном пункте (концерты, фестивали, выставки, ярмарки, флешмобы);
- заказ товаров в интернет-магазинах;
- использование кулинарных рецептов;
- поиск информации о работе в молодежных центрах, центрах занятости;
- поиск информации о возможности обучения за рубежом (программы обмена).
Примеры заданий на развитие читательской грамотности учащихся на примере сплошных и несплошных текстов
Приведем примеры возможных вариантов заданий на развитие читательской грамотности учащихся на примере сплошных и несплошных текстов.
Задание 1-е.Рассмотри схему «Человек в мире информации». Обсуди с друзьями, где и с каким видом информации мы встречаемся в жизни. Какую роль играет каждая из них в нашей жизни? Дополни схему своими примерами. Ответь на вопрос «Почему так важно иметь работать с самыми разными видами информации?»

Задание 2-е. Все разновидности информации представляют собой текст. Рассмотри внимательно самые разные виды текстов и попробуй отличить сплошной текст от несплошного.
Проверь свои умения работать с самыми разными видами текстов. Для этого ответь на следующие вопросы, поставив знак + или -.
- – Умеешь ли ты определить из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
- – Можешь ли перевести сплошной текст в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме?
- – Умеешь ли ты самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки?
- Если у тебя получилось больше +, то ты умеешь работать как со сплошными, так и несплошными видами текстов.
- Но для того чтобы проверить, насколько ты умеешь работать с разными видами текстов, выполни следующее задания.
Задание 3-е.Рассмотри внимательно таблицу. Ответь на вопросы и выполни задание.

Вопросы
- – Поезда из Алматы чаще всего едут через день или ежедневно?
- – До какого города из Алматы поезд едет реже всего?
- – Выпиши номера поездов, которые из Алматы выезжают каждый день.
Задание 4-е. Прочитайте текст, выполните задания.
Музыкальные жанры
Музыку можно разделить на разные жанры согласно множеству характеристик, таким, как использование определенных музыкальных инструментов, особенностей темпа, общего настроения мелодии и др. Художественный характер музыки означает, что эти классификации часто субъективны и противоречивы, а некоторые жанры могут пересекаться.
Фактически поп-музыку можно отслеживать примерно с 40-х годов, когда в моду во-шли так называемые «крунеры». Эти артисты пользовались огромной популярностью, и авторы их песен использовали разные разновидности жанров в музыке, чтобы достичь идеальной формулы успеха. Этот подход сработал! Поэтому поп имеет самое большое количество ответвлений.
Классическая музыка появилась еще до электричества, поэтому подразумевает использование инструментов, которые не нуждаются в усилении звука, однако в современных концертах звучание оркестра может усиливаться при помощи оборудования.
Рок. Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е. Он появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные.
Блюз характеризуется использованием гитары, сначала соло, а затем дополненной ударными и басом. В аккордах используются ноты с измененной высотой тона. Это придает блюзу типичный меланхоличный (blue – в переводе с английского означает «грустить»), печальный звук. Этот жанр считался уделом для преступников и других людей «вне закона», так как зародился в США в угнетенных слоях населения.
В джазе имеет решающее значение взаимодействие в группе. Сложный аспект импровизации объясняет, почему из всех жанров он является наиболее (если не всегда) инструментальным и больше играет со структурой, паттернами и ритмами, чем с голосом исполнителя. Этот жанр до сих пор является частью субкультуры ночной жизни (бары, рестораны).
Шансон зародился во Франции и дословно в переводе означает «песня». Главное в этом стиле – именно певец и то, как он взаимодействует с музыкой. В шансоне ценится проникновенная, слегка «интимная» близость к слушателю.
Хип-хоп возник в середине ХХ века как протест против расового разделения. Настоящий хип-хоп должен включать в себя 4 элемента: гармония танца (брейк-данс), микширование записей (DJ), яркий визуальный стиль исполнителя и рэп, т. е. быстрая начитка текста в определенном ритме.
Хэви-метал в конце 60-х был взаимозаменяемым термином с хард-роком. классический метал – это свободно определяемый жанр: просто «тяжелее хард-рока», в основном за счет большего усиления и искажения звука.
Задание. На основе прочитанного текста составьте таблицу по жанрам музыки, отра-зите в ней историю появления жанра, особенность, используемые инструменты. Найдите в интернет-источниках и запишите в таблицу ярких представителей этого музыкального жанра.
Задание 5-е.Прочти внимательно предложенные тексты. Используя слова для справок, определи, какой это текст. Какую речевую задачу ставит автор?
Слова для справок: письмо, инструкция, объявление, реклама, заявление, записка.
Тип текста __________________________
Задача автора текста ____________________________________
Как формировать читательскую грамотность?
- Развивай механическое чтение, постепенно автоматизируя этот навык. Начинай с самых простых, посильных для тебя текстов. Следи глазами по строке, не забывай начало предложения, подойдя к его концу.
- Наряду с обычными текстами, всегда используй графические тексты – комиксы или рисунки.
- Знакомясь с произведением, используй комментированное чтение – делись своими мыслями с другими. Если не можешь понять фразу исходя из контекста, то обратись к взрослым или учителю. Учитель всегда наведет на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.
- Учись читать между строк: старайся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также интерпретируй. Проверяй свои мысли ответами других людей. Например, спроси, что испытывает герой, какие слова вызвали у него беспокойство и почему? Сравни ответы других людей со своими.
- Учись прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев. Сделав паузу в чтении или закончив его, подумай, что теперь будет делать герой. Как он поступит дальше?
Тип текста ____________________________
Задача автора текста ______________________________________
Тип текста _____________________
Задача автора текста __________________________________
Задание 6-е.Прочитай статью. Определи его тему (о чем говорится) и основную мысль (что и как говорится).
Мы даже не задумываемся, насколько же важна и значительна роль музыки и гармонии для каждого из нас. Доказано, что они оказывают благотворное влияние на наше развитие. В различных случаях музыка влияет на эмоции, чувства, психику человека, улучшает производительность работы, успокаивает, снимает усталость при переутомлении, расслабляет, помогает заснуть, бороться со страхами, стрессом, депрессией, способна даже поднимать настроение, когда становится тоскливо. Хорошая музыка никогда не будет надоедать, но только лишь в том случае, если она действительно нравится нашему сознанию. У разных людей различные предпочтения в жанрах. Одному человеку может нравиться музыка, звучащая, например, на дне празднования города, другому – нет. По-этому второй может разочароваться в этом мероприятии и пойти домой. Да, существует и такое восприятие музыкальных произведений. Некоторым нравится слушать песни, произведения, а некоторым – звуки природы. Было также доказано, что при прослушивании в своих наушниках, к примеру, шум моря, помогает расслабиться и настроиться на работу. Также существует теория о том, что музыка имеет эстетически-воспитательный характер, тем самым доказывая, что это часть культуры и воспитательного процесса детей, которая прививает понятия о красоте, гармонии мира, обогащает и наполняет эмоциями жизнь, учит чуткости, благородству, отзывчивости, мужеству, доброте.
Тема ________________________
Основная мысль ________________________________
Задание 7-е. Рассмотри афишу и ответь на вопросы:
- – В каком городе находится кинотеатр?
- – Как можно связаться с представителями этого кинотеатра?
- – Какие два фильма можно посмотреть по очереди?
- – Как кинотеатр привлекает к себе зрителей?
Создайте рекламный слоган к одному из фильмов.

Задание 8-е. Рассмотри рисунок. Используя интернет-источники, подпиши названия зданий и их высоту, страну-расположение. Подумай и напиши, для чего нарисована Эйфелева башня. Как ты думаешь, для чего люди строят высокие здания?

Работа с подобного рода заданиями должна вестись педагогами систематически на всех предметах. Такая системная и последовательная работа позволит эффективно решать поставленную в Национальном плане задачу, позволяющую показать конкурентоспособность казахстанских учащихся.

Тест «Подвержены ли вы депрессии?»
На все высказывания необходимо отвечать «да» или «нет».
1. Я могу долго работать без устали.
2. Я всегда выполняю то, что обещаю, независимо от обстоятельств.
3. Как правило, руки и ноги у меня теплые.
4. Я редко страдаю от головных болей.
5. Я верю в свои силы.
6. Ожидание раздражает меня.
7. Иногда я кажусь себе бездарностью.
8. В большинстве случаев я чувствую себя вполне счастливым.
9. Мне трудно сосредоточиться на каком-то одном деле.
10. В детстве я с готовностью выполнял все данные мне поручения.
11. Не реже одного раза в месяц я страдаю от расстройства желудка.
12. Я часто испытываю тревогу по самым незначительным поводам.
13. Я не считаю себя более нервной (нервным), чем другие.
14. Я не слишком застенчива (застенчив).
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение и одышку.
20. Мне нравятся не все люди, которых я знаю.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я веду себя спокойно, и меня сложно вывести из себя.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я всегда из мухи делаю слона.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. Я болезненно реагирую на проигрыши, даже если речь идет о партии в шашки.
28. Я тоньше чувствую, чем большинство других людей.
29. Бывает, что «грязные» шутки вызывают у меня смех.
30. Мне хотелось бы быть неунывающим оптимистом.
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я сильно переживаю из-за своих материальных проблем.
33. Некоторые люди заставляют меня нервничать просто своим присутствием.
34. Иногда мне кажется, что я часто сталкиваюсь с трудностями.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я так волнуюсь из-за работы, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов с людьми.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздываю на встречи или на работу.
40. Временами я чувствую себя никому не нужным.
41. Иногда мне хочется непристойно выругаться.
42. Почти всегда я испытываю тревогу перед дорогой.
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Разговаривая с людьми, я боюсь, что покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я – человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я начинаю какое-нибудь дело.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Мне очень трудно сосредоточиться на какой-то конкретной задаче.
54. Я иногда так сильно беспокоюсь, что не могу усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Я практически никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше навязчивых страхов, чем у моих друзей.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.
