Развиваем речь дошкольников с помощью метода «Сторисек»
В мире наблюдается тревожная тенденция: современные дети мало читают и плохо понимают прочитанный текст. Поэтому одна из главных задач педагогов ДО – попытаться подогреть интерес ребенка к чтению. Предложите вашим педагогам современный вариант знакомства детей с литературным произведением с помощью метода «Сторисек». Это уникальный метод для привлечения внимания детей к чтению книг. В статье описаны последовательные 7 этапов работы над созданием «Cторисека» и комплекс дидактических игр для развития речи дошкольников.
Научить читать ребенка проще, чем привить ему желание читать, интерес к книге. В современной педагогике есть много форм и методов обучению чтению, но мало технологий, которые бы прививали культуру чтения у ребенка, желание читать и слушать. Как помочь ребенку стать читателем? Хотелось бы познакомить вас с одной интересной и доступной технологией «Сторисек», которая имеет разноуровневый и разносторонний подход к книге, мотивирует на совместное прочтение книги, прививает любовь к книге и желание читать самостоятельно.
«Сторисек» – в переводе с английского «мешок историй». Технология проходит не на одном занятии, а охватывает несколько занятий, отчасти как мини-проект.
Функции метода «Сторисек»:
- использовать разносторонний подход к книге;
- расширять словарный запас и активизировать речь дошкольника;
- развивать навыки осмысленного чтения, обсуждения прочитанного;
- развивать социальные навыки;
- мотивировать на чтение.
Этапы работы над созданием метода «Сторисек»
Подготовительный этап
1. Определите произведение детской художественной литературы, которому посвящается метод «Сторисек»:
– книга должна быть в соответствии с возрастом детей;
– в книге должны быть яркие, качественные иллюстрации.
2. Подготовьте «мешок историй».
«Мешок историй» представляет собой мешочек из ткани, его необходимо украсить, чтоб он был привлекательным. Можно использовать аппликацию, яркие пуговицы, узоры и даже картинки. «Мешок историй» можно заменить чемоданом или яркой коробкой.
3. Подберите кейсы для метода «Сторисек».
В кейс входят игрушки, маски, кукольный театр, природные материалы, дидактические игры, задания и упражнения, художественная иллюстрированная детская книга, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск с записью сказки «Cторисека», речевые игры. Их мы складываем в «Cторисек».
4. Разработайте «Шпаргалки для взрослых» (вопросы к беседе, биография автора и т. д.)
5. Подготовьтесь к этапу продвижения вашего «Cторисека» (анонсы мероприятия, листовки, буклеты, доска событий).
После того как проведена предварительная работа, переходим к основному этапу.
Второй этап.
Работайте с художественным произведением
Чтение художественного произведения, достоверная передача текста с эмоциями, мимикой. Воспитатель должен использовать «музыку ритмичной речи», использовать наглядный материал к сказке игрушки или различные виды театров.
Задавайте вопросы проблемного характера: «Почему Маша из сказки «Маша и Медведь» не давала отдохнуть медведю?», «Почему Колобок сел на нос к Лисе?». Такие вопросы помогают думать и размышлять о причинно-следственных связях. Предлагайте делиться своими эмоциями от прочитанного произведения.
Третий этап.
Работайте с аудиокнигой
Обязательно прослушайте прочитанную сказку в аудиозаписи. Тем самым ребенок закрепит пройденную сказку, подключится эффект воображения сказки и представления героев и их действий.
Можно прослушать сказку перед сном, в свободное время с одновременным рисованием, раскрашиванием.
Четвертый этап.
Просмотрите мультфильм по сказке
После того как мы прочитали сказку, прослушали аудиокнигу, можно посмотреть мультфильм. Старайтесь выбирать экологичный просмотр с хорошим разрешением, качеством звука, недолгий по времени. Повторное прослушивание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
На примере сказки В. Сутеева «Кораблик»
Аудиосказка «Кораблик»
Аудиосказка «Кораблик»
Мультфильм «Кораблик»
Пятый этап.
Используйте научно-познавательную энциклопедию
Следующий этап – работа с энциклопедией. Хорошо подойдет мини-энциклопедия в картинках. Сжатый, но информативный текст, и главное – иллюстрации в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям всё самое интересное.
Познакомьте с энциклопедией, рассмотрите иллюстрации, оглавление, научите пользоваться книгой и книжными указателями. Можно записать интересные факты и развесить по группе, сделать коллаж по фактам. Составить список вопросов, для родителей, которые могут задать дети.
Шестой этап.
Применяйте дидактические игры и развивающие упражнения
Для развития речи, моторики и мышления хорошо подобрать разные дидактические игры, например, для «Cторисека» по сказке В. Сутеева «Кораблик».
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с животными из сказки В. Сутеева (цыпленок, лягушонок, муравей, жук, мышь, медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (муравейник, болото, курятник, нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
- Лягушка живет в болоте.
- Муравей живет в муравейнике.
- Белка живет в дупле.
- Медведь живет в берлоге.
- Лиса живет в норе.
- Заяц живет под кустом в норе.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
- Папа – петух, мама – … (курица), детеныш – … (цыпленок).
- Папа – муравей, мама – … (муравей), детеныш – … (муравей).
- Папа – мышь, мама – … (мышка), детеныш – … (мышонок).
- Папа – лягушка, мама – … (лягушка), детеныш – … (головастик).
- Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детеныш – … (зайчонок).
Дидактическая игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: сыр, зерна, мошки, морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, цыпленок, мышонок, муравей, жук, лягушонок, зайцы, овечка и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Мышонок любит зерно, сыр.
Цыпленок любит червячка, зернышки, семена.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
- Лягушонок (какой?) … (зеленый, скользкий, маленький).
- Цыпленок (какой?) … (желтый, пушистый, маленький).
- Мышонок (какой?) … (серый, пушистый, усатый).
- Мышонок (что делает?) … (спит, пищит, грызет).
- Цыпленок (что делает?) … (клюет, пищит, бегает).
- Лягушонок (что делает?) … (квакает, прыгает, ныряет).
Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать героев сказки В. Сутеева по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, серый, длиннохвостый. (Мышонок)
- Зеленый, гладкий, скользкий. (Лягушонок)
- Желтый, пушистый, маленький. (Цыпленок)
- Черный, трудолюбивый, юркий. (Муравей)
- Юркий, быстрый, маленький. (Жук)
Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают герои сказки В. Сутеева.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает муравей – …(молчит).
- Что делает цыпленок – … (пищит).
- Что делает лягушонок – … (квакает).
- Что делает мышонок – … (пищит).
- Что делает жук – … (жужжит).
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
- Лягушка – большая, а головастик – … (маленький).
- Муравей – трудолюбивый, а лягушонок – … (ленивый).
- У мышонка хвост длинный, а у лягушонка – … (короткий).
- Цыпленок – пушистый, а лягушонок – … (гладкий).
Дидактическая игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном – герое сказки с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде сказочного героя по плану.
Дидактическая игра «Кто на какой кочке?»
Дидактическая игра «Найди отличия»
Дидактическая игра «Найди тень»
Завершающий этап
Соберите отзывы о проделанной работе от детей, коллег, родителей. Оформите выставку поделок, выставку «сторисека» по сказке, фотовыставку «Работа по «сторисеку» и т. д. Кроме того, проведите рефлексию: «Что было интересно? Что особенно понравилось? С чем было сложно?».
Обязательно обсуждайте вместе с детьми, с какими «сторисеками» по сказкам хотели бы ребята познакомиться. Узнайте «читательский запрос».
«Сторисек» – это интересная, доступная для детского понимания и очень результативная технология, потому что основной вид деятельности дошкольника – игра, а метод прививает любовь к книге через игру.

Книга без слов, которая тренирует у дошкольников память, внимание и расширяет словарный запас
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно обогатить память ребенка каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – развить гибкость, точность, выразительность, разнообразие. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Существуют различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Наряду с традиционными методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик: инновационных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. Одной из них в нашем саду стала технология «Виммельбух».
Работа с «Виммельбух» – это превращение иллюстрации в книге в образовательную технологию, интересную, достаточно простую, универсальную и результативную. Она создает предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художник нарисовал книгу-картинку, а теперь задача педагога – подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.
Что такое «Виммельбух»
Виммельбух (Wimmel buch) в переводе с немецкого означает «книга с мельтешащими картинками». Дело в том, что на страницах виммельбухов невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто «мельтешит» в глазах.
Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII в. и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. А потом, глядя на эти картинки, любой сможет истолковать их по-своему. Из-под его пера вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и др. Книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей, а потом они распространились по Европе, а далее и всему миру.
От других книг виммельбухи отличаются практически полным отсутствием текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. На страницах этих книг обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё как в жизни! Получается, что мы как бы следим за жизнью героев, очень похожих на нас.
Обычно это тематические книги, которые состоят из пары десятков листов плотного картона. В них либо совсем нет слов, либо – беглые описания для старта полета фантазии. На каждом развороте не менее 20 героев, за судьбой которых можно проследить на протяжении всей книги. Допустим, на первом развороте мы видим семью, которая собирается куда-то, на следующем развороте – семья уже при параде и стоит у лифта, на следующем – садится в такси и т. д. Параллельно этой сюжетной линии на страницах разворачиваются еще десятки. Причем при первом «прочтении» наверняка будут замечены далеко не все из них. Виммельбух можно каждый раз читать по-разному, а предоставив свободу полета фантазии ребенку, можно получить совершенно новый вариант интерпретирования сюжета.
«Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра: сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями – и всё это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй.
Какую пользу несет в себе эта книга
Виммельбухи сразу полюбили логопеды-дефектологи. Ведь работа с ними помогает развить речь неговорящих детей. Когда ребенок рассматривает эти картинки, у него появляется сильное желание рассказать о том, что он видит, показать, что он способен всё это понять и обсудить. А это воздействует как стимулирующее средство на речевой центр.
Для детей, которые уже начали активно разговаривать, «чтение» виммельбухов поможет обогатить словарный запас. Ведь в процессе у ребенка появляются десятки вопросов, которые откроют ему много новых слов и понятий. Активно стимулируются речевые центры, развивается фантазия. Дети учатся строить логические связи, анализировать.
Психологически рассматривание картинок, особенно сложных, развивает все базовые психические процессы комплексно:
- Ощущения – идет стимуляция зрительного анализатора, улучшается взаимодействие системы «глаз–мозг». Новые стимулы «тренируют» зрительные ощущения ребенка, делают их более сложными и разнообразными.
- Восприятие – формируется целостная картина мира, рождаются новые образы. Развивается избирательность восприятия. Ребенок учится сосредотачиваться на рассматривании одного предмета из многих, сделав его объектом восприятия и не отвлекаясь на остальные фоновые объекты.
- Внимание – тренируется способность к концентрации, формируется произвольное внимание, способность сохранять интерес к объекту длительное время.
- Память – развивается способность к запоминанию, длительному хранению и воспроизведению информации.
- Мышление – закладываются первые кирпичики образного и логического мышления.
- Речь – обогащается словарный запас. Формируются предпосылки развития связной речи.
Какие виды виммельбухов существуют
Книги жанра «Виммельбух» делят на несколько видов. Это позволяет использовать в работе особенности каждого вида.
- Энциклопедические. Тематические книги с сюжетной картинкой. Могут быть одностраничными, а могут развивать сюжет на следующих страницах. Обилие персонажей с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные времена года. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее к увиденному со второй и последующих страниц. В итоге – составляет полный рассказ, например, о жизни лисы.
- Одностраничные. Тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена своей узкой тематике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т. А. Саввушкина. Задание – найти лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить, какие лисы в сказках.
- Классические. Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу. Герои могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день.
Стоят эти книги совсем недешево. Если приобрести их и использовать неправильно, то сложится мнение, что это выброшенные на ветер деньги. Но если отнестись к «чтению» серьезно, можно стать их поклонником.

Чтобы не тратить больших денег на приобретение виммельбухов, наши педагоги провели мониторинг сайтов. На одном из них нашли в бесплатном доступе отсканированные страницы одной из книг. Педагоги их скачали, распечатали на фотобумаге формата А4, затем склеили листы попарно. Чтобы они не распадались при просматривании, сделали переплет. Другой вариант – с помощью дырокола сделать отверстия, а потом перевязать атласной лентой необходимой ширины. В общем итоге у нас в методической копилке появилось четыре занимательные книги: «Дикие животные», «Огород», «За городом», «Ферма».
Практика работы с виммельбухами показывает, что они действительно очень нравятся детям и их можно применять в любой организованной учебной деятельности. В январе 2019 г. в нашем саду педагоги провели семинар по работе с этими книгами. На одном из открытых мероприятий – квест-игре – присутствующих педагогов разделили на две команды. Каждой из них предложили в двух разных виммельбухах найти как можно больше предметов и назвать их на трех языках: казахском, русском и английском. Педагоги с интересом выполняли данное задание, и в итоге во время обсуждения итогов районного семинара мы получили много положительных отзывов.
В результате работы с виммельбухами мы достигли следующих результатов:
-
Дети стали проявлять любовь к книгам. Изменилась частота самостоятельного использования книг детьми.
- У дошкольников сформировалось отношение к книге как к способу познания мира, устройства общества, человеческих эмоций, взаимосвязей.
- Появилась положительная динамика в развитии фантазии, мыслительных процессов, аналитических функций, свойств внимания, усидчивости, самоконтроля, в умении строить логические, причинно-следственные связи.
Как работать с такой книгой
Работу с виммельбухом можно проводить в разных формах и объединять разное количество участников. Важно учитывать возрастные и психологические особенности детей, а также особенности развития ребенка.
В зависимости от ситуации, участников и места использования технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически. Например, в рамках лексической темы.
Технология предполагает поэтапную работу с книгой:
- Обозначение цели и выбор соответствующей книги.
- Моделирование игровой ситуации. Выбор методов и приемов работы с книгой (использование разработанной или составление новой технологической карты).
- Подбор дополнительного материала для включения в игровой набор.
- Определение формы работы с детьми.
- Работа с книгой.
- Рефлексия.
- Моделирование другой ситуации в случае «отрицательной» рефлексии.
Если приглядеться, все эти мелкие рисунки на страницах виммельбухов не случайны. Это всё маленькие истории. И эти истории можно бесконечно рассказывать или придумывать вместе с детьми. На каждой последующей странице эти истории продолжаются. А если это виммельбух из серии, то герои будут появляться в каждой книге-серии. И это будет настоящая встреча со старым знакомым, у которого обязательно будет что-то новенькое.
Пусть ребенок даст имена каждому герою. Предложите ему реконструировать жизнь персонажа вне этой картинки. В итоге, когда ребенок встретит героя на следующих иллюстрациях, он узнает, насколько представление совпало с реальностью.
Поначалу попросите ребенка указать пальцем на то, что ему интересно на картинке. Исходя из этого задавайте вопросы. Каждый последующий вопрос должен развивать историю и подогревать беседу. Вопросы могут быть
- для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персона- жах;
- поискового характера (откуда, зачем, почему). Они помогут сопоставлять факты и делать простейшие выводы, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину; они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей;
- направленные на чувства, эмоции персонажей. Помогут решить не только задачи социально-личностного характера, но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.
Сочините начало истории, а детям предложите продолжить с опорой на виммельбух. Заинтересовавшись, дети будут сами сочинять свои истории и даже зарисовывать их.
Виммельбух ценен тем, что картинка не статична: из страницы в страницу в динамике – каждый персонаж, окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице, и придумывать, что произойдет за ее пределами.
Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы и интегрировать образовательные области. Например, в ОУД с использованием виммельбуха можно включить разные виды детской деятельности: рассматривание, рисование, поиск, подвижные и настольные игры.
Несколько интересных идей по изучению виммельбуха для развития ребенка:
- находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
- искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
- составлять истории с персонажем: кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
- изучать иностранный язык;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы);
- закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено; если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
Как сформировать игровые наборы
Технология работы с виммельбухами проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход, иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок». Рекомендуем собрать игровые наборы. Расскажем, как это сделать.
В работе используйте не только книги, но и отсканированные, распечатанные страницы книг. Для удобства использования заламинируйте их. Такие страницы могут быть разного формата – А2, А3, А4, 10*15. Используйте их в качестве основы игровых наборов. Компонентами игровых наборов в зависимости от целей могут быть страница книги, набор карточек-искалочек, окошечки-искалочки, раскраски, игровые задания. Для педагогов – технологические карты вопросов по определенным темам, рекомендации, дополнительные картинки, необходимые для беседы, или игры, а также цветные карандаши, лупа для поиска и рассматривания, игровой персонаж из книги, куклы бибабо, песочные часы.
Виммельбухи-искалочки – на их полях изображены предметные картинки для поиска их на странице. Но такие картинки можно сделать самостоятельно для любого виммельбуха. Для этого отсканируйте страницу, выделив нужный предмет. Так вы создадите картотеку карточек для поиска предметов или героев. Такие задания дети любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов. Можно усложнить эту игру, отсканировав карточки с героями книги и сделав карточки со схемами для составления предложений с предлогами о пространственном положении предметов. Задача ребенка – отыскать предмет на картинке и составить предложение, ориентируясь на схему. Такая работа способствует активизации в спонтанной речи пространственной терминологии.
Окошечки-искалочки (управление вниманием) – представляют собой лист бумаги по размеру разворота страницы с вырезанным в нем окошечком. С помощью такого окошечка можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на странице. Ребенок рассматривает, изучает не отвлекаясь. Чтобы ребенок расположил окошечко правильно на странице и нашел задуманный вами персонаж или предмет, на лист бумаги с окошком разместите символ, значок или предметное изображение с иллюстрации. При первой игре с ребенком обязательно дайте четкую инструкцию, что только при совмещении картинок с книги и с листочка окошко покажет правильно. В дальнейшем ребенок уже сам будет искать символ и ориентироваться на него. При развитии игры, в зависимости от целей окошечко может перемещаться по странице, приближаться к ребенку и удаляться от него. А если наложить друг на друга несколько «окошечек-искалочек» в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру «Угадай-ка». Постепенно поднимайте по одному листу, увеличивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего и др.
Раскраски по книгам «Виммельбух» вы можете изготовить самостоятельно. Поможет в этом сервис Google Диск.Он установлен по умолчанию на каждом смартфоне. Раскраски по книгам «Виммельбух» можно использовать не только для развития моторики рук, но и для развития внимания, памяти, мышления. Например: найди, сосчитай и раскрась всех девочек, домашних животных, людей, которым грустно; детей, которым нужна помощь; того, кто стоит между… Вспомни, в одежде какого цвета была девочка, и раскрась так же.
Классический виммельбух можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Например, рассматривание, беседа, описательный рассказ и загадки, описание по плану воспитателя или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину».
На самом деле, классический виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках.
В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где всё происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой. Например, в сезонных книгах Ротраут Сузанны Бернер городок живет от зимы к весне, от лета к осени. Со сменой сезона меняется и облик города, занятия его обитателей, и одежда.
На учебных занятиях каждый педагог найдет необходимый материал: посчитать предметы; найти и посчитать предметы определенного цвета; назвать предметы в алфавитном порядке; составить словосочетания, предложения, текст и др. В умелых руках педагога книжный жанр «Виммельбух» носит инновационный характер и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области, и создавать основу для мультикультурного образования и метапредметных интеграций как зачин для школьного обучения.

Прием, который поможет провести проверку знаний учеников в активной и познавательной форме
Кубик Блума – прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум. Предложенная им теория предполагает, что учитель предлагает ученику не готовое знание, а проблему. А школьник использует свой опыт и знания, чтобы разрешить ее.
Прием удобен тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия. Его можно использовать на всех этапах урока в качестве рефлексии или фрагментарной проверки домашнего задания.
Кубик Блума представляет собой бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Вопросы можно формулировать по желанию. Следите за тем, чтобы они затрагивали все стороны темы урока. Прием можно применять на уроках с 1-го класса. Он поможет детям научиться четко, логично и последовательно выстроить устный ответ, пересказывать тексты, строить развернутое, полное высказывание, эффективно участвовать в учебном диалоге, выслушивать ответы сверстников и вступать с ними в диалог.
Как работать с кубиком Блума
Когда только начинаете работать с кубиком Блума, бросайте его и задавайте вопросы сами. Вопросы готовьте до урока. Этот способ используйте на начальной стадии, когда нужно показать ученикам способы работы с кубиком. Когда дети поймут принцип, можно предложить им самим бросать кубик и формулировать вопросы.
Не предлагайте ученикам сразу самим задавать вопросы, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют навыка.
Используйте прием на этапе закрепления знаний, так как он предполагает, что дети уже имеют знания по теме.
Какие вопросы подготовить
Вопросы, которые начинаются со слова «назови», предполагают воспроизведение знаний. Они самые простые, например, назови предмет, его цвет, размер. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогут проверить самые общие знания по теме.
Вопросы, которые начинаются со слова «почему», позволяют описать процессы, происходящие с указанным предметом, явлением. Например, почему растения гибнут без света, птицы улетают осенью на юг.
«Объясни» – вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы: объясни, как ты можешь увидеть полярную звезду, как отличаешь живую природу от неживой?
«Предложи» – ученик должен объяснить, как использовать знание на практике, предложить решение конкретной ситуации. Например, предложи, как вести здоровый образ жизни, как можно очистить воду в домашних условиях.
«Придумай» – вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, как закончить сказку, рассказ, стихотворение; транспорт, который не загрязняет воздух; задание для одноклассников на тему…
Вопросы, которые начинаются со слова «поделись», нужны, чтобы активировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например, поделись, какими правилами поведения на природе ты пользуешься.
Ответ на каждый вопрос кубика поможет вам не только выявить уровень познавательной активности учеников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, а также прояснить, какие аспекты вызывают затруднения у ребят.
Работа по методике Блума позволит решить следующие задачи:
- Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний.
- Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления.
- Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ученик должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.
- Предложение своего пути применения, изученного на практике.
- Выработка стратегии мышления.
- Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.
Как использовать кубик Блума на уроках
Прием критического мышления «Кубик Блума» универсальный. Его может использовать любой учитель-предметник на всех этапах уроков любого типа. Но удобнее применять прием на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Если используете прием «Кубик Блума» на начальном этапе урока, организуйте работу в группе. Тогда ответы на вопросы ученики будут выдавать сообща. Этот упрощенный способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и укрепить в школьниках командный дух, понять необходимость взаимной помощи. Дети учатся нести ответственность за работу всех членов команды.
Для учеников начального звена вопросы на гранях кубика можно изменить, сделать проще. Но при этом они все равно должны затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Например, в 1–2 классах стандартные вопросы можно заменить следующими:
- «Опиши» – цвет, форму, размер, название и т. д.
- «Сравни» – сопоставь названный предмет с похожими; укажи, в чем схожесть и в чем различия.
- «Предложи ассоциацию» – с какими предметами, явлениями или действиями ассоциируется заданная тема, с чем можно сравнить.
Когда предлагаете ребенку ассоциировать предмет с другими, не говорите, что он ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Лучше пусть он объяснит, почему так думает.
- «Сделай анализ» – объясни, из чего это состоит, как сделано и т. д.
- «Примени» – расскажи, как и где можно использовать, приведи примеры.
- «Оцени» – найди положительные и отрицательные стороны предмета, явления, действия.
Примеры заданий с применением кубика Блума
- Работа с текстом в группах
Разделить класс на четное количество групп. Каждая группа составляет вопросы по граням кубика Блума, затем поочередно отвечает на вопросы других групп.
Два петуха (казахская народная сказка)
В давние времена у старика со старухой жили два петуха. Пестрый петушок да серый. Весь корм старик со старухой отдавали им.
Однажды старуха насыпала птицам пшена. Голодные петухи мигом набросились на него. И хотя петухи были неразлучными друзьями, пестрый подумал: «Эх, вот это всё пшено самому бы съесть. Досыта бы наелся». Он клюнул раз-другой серого петуха и стал отгонять его от пшена.
Серый разозлился и в ответ клюнул своего обидчика. Петухи затеяли настоящий петушиный бой.
А тем временем соседские курочки, недолго думая, выклевали всё пшено.
Простые вопросы
Что это за произведение? Кто его написал? Кто насыпал пшена? Когда это произошло?
Уточняющие вопросы
Правильно ли понял, что это сказка? Сколько петухов было у старика со старухой? Чем старуха кормила птиц?
Интерпретирующие вопросы
Почему петухи набросились на пшено? Зачем пестрый петух клюнул серого? Почему разозлился серый петух?
Творческие вопросы
Что было бы, если бы пестрый петух не пожадничал? Как бы ты поступил, если бы тебя с другом угостили горстью конфет? Придумай свое окончание сказки.
Оценочные вопросы
Что хорошо? Что плохо? Чему учит сказка?
- Составление текста-рассуждения «Аквариум»
Назови. Какого цвета? Какого размера? Какой он на ощупь?
Сравни. Чем схож и чем отличается аквариум от клетки для птиц?
Назови ассоциацию. С чем у тебя ассоциируется аквариум?
Сделай анализ. Расскажи, из каких частей состоит аквариум.
Примени. Можно ли аквариум использовать в жизни для других целей?
Оцени. Что хорошего, что плохого? Почему? Определи свое отношение. Правильно ли делает человек, что содержит рыб в аквариуме?
В старших классах устную работу можно заменить письменной и представить в виде таблицы. Затем ученики обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Макет кубика Блума

Урок естествознания в 1 классе по теме «Как выглядит планета Земля»